ТОП 10:

СРЕДСТВО № 2. КОНТРОЛЬ НАД ЭМОЦИЯМИ



Уоррен Баффет часто говорит: «Если вы не можете контролировать свои эмоции, то не сможете контролировать и свои деньги».

В конце 1990-х годов жена одного моего друга сказала: «Как наш близкий друг, ты знаешь, что мы недавно сорвали большой куш. Столько денег у нас ни­когда не было. Но теперь я ужасно боюсь все потерять». К концу 2001-го они действительно потеряли почти все. То, чего они боялись, произошло. Их страх потери стал самореализовавшимся пророчеством.

Богатый папа говорил: «Деньги — вещь эмоциональная. Если ты не можешь контролировать свои эмоции, то эмоции начнут контролировать твои деньги». Кроме того, он говорил: «Когда дело доходит до денег, многие люди оказывают­ся финансовыми ипохондриками».

В пятом классе я начал читать книги о великих мореплавателях, таких как Колумб, Магеллан, Кортес, Кук и другие. Мне кажется, что именно эти истории привели меня в Академию торгового флота в Кинге-Пойнте, штат Нью-Йорк. Несмотря на то что по окончании Кингс-Пойн-та я записался в корпус морской пехоты, любовь к морю не покидала меня никогда.

Недавно я прочитал одну из лучших, на мой взгляд, книг о жизни моряков «В сердце моря: трагедия китобойца «Эссекс»», написанную Натаниэлем Филбриком. В ее основу положена подлинная история китобойного судна «Эс­секс». В начале 1800-х годов «Эссекс» вышел из Нан-такета, расположенного на острове в 25 милях от берега Кейп-Код, штат Массачусетс, в рейс вокруг Юж­ной Америки и дальше к центру Тихого океана в районе экватора. Это плавание должно было продлиться 2—3 года. К несчастью, путешествию внезапно при­шел конец, когда гигантский кашалот протаранил судно и потопил его.

Если эта история кажется вам знакомой, то, скорее всего, благодаря тому, что Герман Мелвилл положил в основу своего «Моби Дика» реальный случай с «Эссексом». Но если прочитать обе книги, то сюжет «Моби Дика» бледнеет по сравнению с реалистическим рассказом о том, что случилось с командой «Эс­секса», после того как тот затонул. Собственно говоря, на нападении кита исто­рия «Моби Дика» заканчивается, в то время как история «Эссекса» с нападения кита начинается.

Когда «Эссекс» начал медленно тонуть, члены команды, примерно двадцать человек, пересели в три вельбота. После того как с «Эссекса» на вельботы перег­рузили провизию, капитану и команде пришлось решать, что делать дальше. Одним из вариантов, которые они обсуждали, было просто поднять паруса и позволить ветру доставить их на Таити. Легкое путешествие, которое, но их оценкам, заняло бы примерно неделю.

Но внезапно один из членов команды воскликнул: «Но ведь таитянцы — каннибалы!» Столь ужасная мысль изменила настроение команды, и китобои решили, что лучше грести к берегам Чили, хотя это значило, что им придется пройти гораздо большее расстояние, причем против ветра. Они выбрали Чили, так как эта страна была им знакома и они чувствовали, что там им будет безо­паснее, чем с «каннибалами Таити». В итоге туда они и направились, прямо про­тив ветра.

Больше чем через три месяца один из вельботов был замечен другим кито­бойным судном из Новой Англии. Когда судно подошло ближе, его капитан увидел на носу вельбота человека, больше похожего на скелет, и еще одного, то­же похожего на скелет, на корме. В середине вельбота лежала куча костей их то­варищей по команде. Люди с «Эссекса» стали теми, кого они боялись. Их стра­хи превратились в самореализовавшееся пророчество.

Судьба «Эссекса» — это намного больше, чем ужасающая история о канни­бализме, это рассказ о слабом капитане и группе людей, которые позволили эмоциям возобладать над разумом. Это история группы людей, позволивших мысли о безопасности определить их будущее. Вместо того чтобы плыть на Та­ити, они решили плыть назад, туда, где им все было знакомо, хотя, как профес­сионалы, знали, что доплыть до Чили почти невозможно.

Кроме того, это история о предположениях. Помните, что говорилось о предположениях в начале этой книги? Так вот, никому даже в голову не приш­ло поставить под сомнение слова матроса, заявившего, что таитянцы — канни­балы. Все эти люди были из Новой Англии. Никто и в глаза не видел Таити. Никто не задал простой вопрос: «А сам-то ты хоть раз был на Таити?»

Вскоре после трагедии «Эссекса» Гавайи и Таити стали раем для китобоев всего мира. Еще маленьким мальчиком, прочитав о чудесных путешествиях ки­тобоев на Таити, я мечтал однажды сесть на корабль, идущий туда, и в 1967 го­ду эта мечта осуществилась. Собственно говоря, именно мечта попасть на Таи­ти определила мое решение отправиться на учебу в штат Нью-Йорк. В 1967 го­ду я сходил в рейс от Гавайев до Таити, как курсант, на борту нефтяного танке­ра. Вместо того чтобы найти каннибалов, я нашел рай, намного превосходящий мои самые радужные детские мечты. Я по сей день вспоминаю Таити и тех прек­расных людей, с которыми там познакомился.

Инвестирование — это рай

Для моей жены Ким и меня инвестирование—это рай. Инвестирование — это свобода, богатство и безопасность. Хотя в инвестировании есть риск, как есть риск в плавании на Таити, но риск и возможность выбора того стоят. Жаль, что многие люди пользуются инвестиционными советами так называемых про­фессиональных инвесторов, которые сами ни разу не бывали в раю. Вместо это­го многие предполагают, что советующие им люди знают, о чем говорят.

Я хочу сказать, что слишком много людей позволяют своим эмоциям ду­мать за них. Наши эмоции — это мощная сила; если их не контролировать они становятся самореализующимися пророчествами. Если вы собираетесь стать капитаном собственного ковчега, то одним из самых важных средств контроля над ним должен стать контроль над вашими эмоциями. Когда я услышал, как жена моего друга сказала: «Я ужасно боюсь, что мы все это потеряем», — то сра­зу понял, что в ее жизни эмоции одержали верх. Хотя у них было более чем дос­таточно денег, чтобы жить в раю, так они туда и не добрались. Страх определил их судьбу, и они действительно потеряли почти все.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.006 с.)