ТОП 10:

Возьмите ваш ковчег под контроль



Повторю вопрос, заданный ранее в этой главе: «Желаете ли вы взять свой ковчег под собственный контроль?» Если «нет», тогда вряд ли вы сможете одо­леть остальную часть этой книги — на это потребуется слишком много времени, усилий, учебы и денег. Многим людям гораздо легче трудиться не разгибая спи­ны на своей работе и просто вручить свои деньги кому-то, кто, как они надеют­ся, лучше, чем они, умеет управлять ковчегами.

Но если ответ «да», читайте дальше. Помните, осуществление контроля над ковчегом вовсе не означает, что вам придется перетруждаться. Все, что от вас требуется, — это желание держать все под контролем. Уоррен Баффет держит под контролем свои ковчеги и позволяет капитанам заниматься их управлени­ем. Вы сможете делать то же самое... если захотите.

Обучение ковчежному бизнесу

С 1965 по 1969 год я учился в Академии торгового флота США в Нью-Йорке. На протяжении четырех лет в этом федеральном вузе из молодых мужчин, а теперь и молодых женщин, готовили офицеров для торгового флота. Наше обучение началось с четырех недель интенсивной физической и военной подготовки, которой так славятся военные академии. Нас поднимали рано утром и гоняли до поздней ночи. После того как нам обрили головы, нас принялись учить всему сразу: военной дисциплине, ношению формы, стрельбе, физическим упражнениям и даже этикету за обеденным столом.

После месячной начальной подготовки началось основное обучение. Мы должны были выполнить академическую программу традиционного колледжа или университета, то есть изучить английский, математику, сферическую тригонометрию, термодинамику, физику, литературу, электронику и гуманитарные науки. В дополнение к этим традиционным академическим курсам нам нужно было изучить жизнь на море, поэтому нам пришлось на­учиться азбуке Морзе, вязанию морских узлов, сращиванию стальных тросов, сигнальному семафору, гребле, спасению на море, астрономии, астронавигации, метеорологии, обращению с парусной лодкой, управлению большим судном, работе в машинном отделении, швартовке, входу и выходу из дока, управлению буксиром, торговому праву, морскому праву, погрузочно-разгрузочным работам, теории кораблестроения, океанографики и другим морским наукам.

Вдобавок к этому мы провели целый год в море, что называлось у нас заочным курсом, но на самом деле мы работали на торговых судах самых разных линий, на практике осваивая все, чему нас учили в аудитории. Мы с моими сокурсниками побывали практически во всех знаменитых портах мира. Лично для меня это была самая лучшая часть программы. Благодаря этому году в море нам пришлось пройти традиционную четырехлетнюю программу колледжа за три года. Мы получили прекрасное всестороннее образование. К моменту окончания с моего курса отсеялось примерно 50 процентов людей, но остальные были готовы встать за штурвал корабля в качестве младших офицеров и набираться опыта под началом капитана и старших офицеров команды. В день выпуска один из моих инструкторов сказал: «Наша программа подготовки так сложна потому, что мы готовим вас быть не просто капитанами судов, а капитанами этой отрасли промышленности». И многие из моих сокурсников сделали карьеру и стали лидерами индустрии торгового флота.

Богатый папа готовил своего сына и меня по аналогичной программе с девяти лет. Вот почему нам пришлось на практике освоить все звенья его производственной цепочки. Мы мыли полы, обслуживали посетителей за сто­лами, убирали территорию, выносили мусор, клеили обои, работали на строительстве новых зданий, вели счета дебиторов и кредиторов, занимались бухгалтерским учетом, продажами, менеджментом, банковскими операциями, отношениями в коллективе и инвестированием.

Мне часто приходится встречаться с сегодняшними выпускниками колледжей с дипломами МВА1, которые получили прекрасное формальное образование, но очень мало практических навыков жизни в реальном мире. Для многих из них единственной работой, которой они занимались, была раздача гамбургеров в ресторане быстрого питания, официанта или продавца в розничном магазине. После окончания колледжа многие из этих молодых лю­дей были поставлены на должности менеджеров, не имея практически никаких навыков работы с людьми в реальном мире.

Благодаря своим умственным способностям некоторые из них быстро продвигаются по службе, не успевая приобрести эти навыки работы с живыми людьми. Вместо того чтобы узнать, каково быть уборщиком, продавцом, старшим кладовщиком и секретарем в своей компании, они ограничивают круг своих знакомств друзьями по мужской или женской университетской общине, которые карабкаются по корпоративной лестнице параллельно с ними. Слишком много таких поистине блестящих студентов становятся капитанами, но теряют связь с рабочей средой — действительным двигателем бизнеса. Когда люди теряют контакт со своими работниками, это чревато катастрофами, такими как в «Enron». Разве эти так называемые высокообразованные лидеры не рекомендовали своим работникам покупать акции компании, в то время как сами уже начали продавать? Возможно, такие действия нельзя считать формально незаконными, но, на мой взгляд, они безусловно неэтичны. Проблема в том, что подобная практика, когда вы советуете покупать, хотя сами продаете, широко распространена не только в «Enron», по и вообще в бизнесе, особенно на фондовом рынке.

Одна из немногих вещей, которые требовали от меня оба моих папы, — это никогда не терять связи с людьми на всех уровнях общества. Мой богатый папа говорил: «Никогда не теряй человечности. Всегда помни, что

каждый работник в твоем бизнесе — это живой человек, у которого есть семья, и твоя задача как руководителя — в том, чтобы сделать все для защиты их благосостояния и благополучия». Об этом богатый папа напоминал нам с Майком очень часто. И он заставил нас поработать в каждом секторе не только для того, чтобы изучить его, но в первую очередь, чтобы мы узнали, как и чем живут люди, ответственные за этот сектор работы.

За несколько лет до смерти мой богатый папа сказал: «Не сомневаюсь, что когда-нибудь ты станешь богатым человеком. Пожалуйста, никогда не забывай дом, из которого ты вышел, и ценности, которыми мы живем. Всегда помни людей, которых ты встречал в своей жизни. Ты можешь никогда не увидеть их больше, но запомни их навсегда и будь благодарен за все хорошее, что они для тебя сделали. А когда ты доберешься туда, куда идешь, проявляй смирение и помни, что, богатые или бедные, друзья или враги, мы все — живые люди. Деньги не сделают тебя лучше других людей. Прошу тебя, помни, что ты такой же живой человек, как все». По моему скромному разумению, вокруг развелось слишком много капитанов, которые забыли, что они в ответе не только за ко­рабль и его груз, но прежде всего — за людей на борту своего корабля.

Урок богатого папы

В самом начале этой книги я рассказал о том, как мой богатый папа начинал наши встречи с просматривания моих текущих финансовых отчетов. Когда я был ребенком, он заставлял меня составлять очень простые документы. По ме­ре моего взросления моя финансовая документация принимала все более зре­лый вид. Чем больше росло мое состояние, тем сложнее становилась документа­ция. После того как я обрел финансовую свободу, мои финансовые документы усложнились еще больше. Теперь, когда я буду становиться все старше и, наде­юсь, богаче, степень сложности моей финансовой документации тоже будет воз­растать, а вместе с ней придется расти и мне. Привычка составлять личные фи­нансовые отчеты, соответствующие последним требованиям, требует непрерыв­ного обучения, и богатый папа делал все, чтобы развить се у меня.

Не стоит говорить, что мой бедный папа этой привычки не имел и мало что понимал в современных бухгалтерских тонкостях. Он, конечно, мог заполнить кредитное заявление при покупке дома или автомобиля. Но он никогда не понимал бухгалтеров для ведения ежемесячных личных финансовых отчетов.

На протяжении всей этой книги я делаю ссылки на великих финансового мира, таких как богатейший инвестор Америки Уоррен Баффет, или председа­тель всемогущего Совета управляющих Федеральной резервной системы Алан Грииспен, или министр финансов Пол О'Нил, которые почти слово в слово пов­торяют то, что говорил мне богатый папа. Все эти финансовые мудрецы подчер­кивают значение финансовой грамотности, а, как известно, финансовая грамот­ность начинается с финансового отчета. Никто из этих людей не говорит, что на­чинать следует с недвижимости, сбережений, организации бизнеса, залога на имущество, акций, однодневной торговли, опционных сделок или с преслову­тых взаимных фондов, на основе которых начинает строить свои ковчеги так много людей и которые стали причиной гибели такого количества ковчегов в бурных финансовых водах.

Пора повторить вопрос, заданный в начале этой главы: «Желаете ли вы взять под контроль свой ковчег?» Если ответ по-прежнему «да», то следующий вопрос таков: «Готовы ли вы регулярно составлять текущие, соответствующие последним требованиям, выверенные, персональные финансовые отчеты?» Ес­ли ответ «нет», тогда возложите все ваши надежды на какой-нибудь пенсион­ный план категории DC (типа персонального сберегательного счета, правитель­ственных пенсионных планов или 401 (k)), и на ваш дом.

Если вы собираетесь взять свой ковчег под контроль и, может быть, постро­ить ковчег богатого класса, то обязаны приучиться составлять, по крайней мере, ежемесячные отчеты о доходах и балансовые отчеты — даже если в них нечего записывать. Еще раз подчеркиваю важность этого момента, потому что я знаю многих, кто с легкостью разбирается в финансовых отчетах и годовых балансах других компаний, но не составляет финансовых отчетов о собственной деятель­ности. Если вы действительно хотите контролировать свой ковчег, то самым важным для вас должен быть ваш личный финансовый отчет.

В начале большинства встреч с богатым папой он заставлял меня показы­вать ему мои личные и производственные финансовые отчеты. Без этих документов он не смог бы мне помочь. Ему оставалось бы только гадать, где и в чем заключались мои проблемы. В 1977 году моя финансовая документация выгля­дела обнадеживающе, потому что бизнес только начинался и у нас в портфеле оставались деньги инвесторов. Богатый папа помог мне конкретными советами по ведению личного финансового отчета и документации предприятия. Но к 1978 году финансовые документы моего предприятия начали смотреться вес мрачнее и туманнее. К 1979-му, как вы помните, богатый папа сказал: «У твоей компании финансовый рак». Кроме того, он предположил, что болезнь окажет­ся летальной, и оказался прав. Компания вскоре прогорела. Тем не менее, с его помощью и благодаря постоянным отчетам перед ним, мои финансовые раны вскоре затянулись и мое состояние снова начало расти, хотя мне снова предсто­яло все потерять. И снова, благодаря регулярным встречам и возможности просматривать мою документацию, богатый папа смог помочь мне выздороветь и расти дальше. Сегодня я считаю, что этот процесс совершения ошибок, обуче­ния на ошибках, исправления ошибок и представления финансовых документов на рассмотрение богатому папе помог мне вырасти в хорошего морского офице­ра. Сегодня, вместо того чтобы бояться грядущих впереди штормов, я ожидаю их с нетерпением, зная, что только путем преодоления жизненных трудностей мы все можем стать сильнее, хотя, признаюсь, порой я испытываю такой же страх, как и любой нормальный человек.

Прежде чем закончить эту главу, мне хотелось бы отметить сходство таких понятий, как здоровье и богатство. Когда мы обращаемся к врачу, он сразу же делает анализ крови или рентген. Так он получает возможность точно опреде­лить, в чем проблема и что нужно лечить. Не так давно я пришел к своему вра­чу и по результатам моего анализа крови он сделал довольно тревожное заклю­чение. Хотя эта новость не доставила мне радости, я был доволен тем, что полу­чил ее заблаговременно, потому что раннее обнаружение проблемы позволило мне своевременно принять необходимые меры.

Финансовый отчет с точными цифрами служит той же цели, что и анализ крови или рентген. Регулярно обновляемая финансовая документация предос­тавляет вам возможность заблаговременно обнаружить плохие новости и при­нять меры по исправлению ситуации. К сожалению, миллионы людей, которым наша школьная система не сумела дать финансовое образование, узнают о том, что у них финансовый рак только тогда, когда будет уже слишком поздно. Именно это произошло с 58-летним работником «Enron» из журнала «USA Today». Он обнаружил, что его корабль сгнил, груз испортился, а офицеры по­кинули корабль, ничего не сказав команде. Проблема в том, что этот работник узнал обо всем немного поздно, но не слишком поздно. Если он захочет взять контроль над собственным ковчегом в собственные руки, то в 58 лет он вполне может взять курс на совершенно новый мир финансового богатства и финансо­вого благополучия. Все, что от него требуется, — это пролистать «Желтые стра­ницы» в поисках профессиональных бухгалтеров, провести собеседования со многими и нанять одного, договориться о составлении, по меньшей мере, ежемесячных финансовых отчетов и раз в месяц обсуждать их с финансовым экспер­том, лучше всего — с банковским работником или аудитором, а после этого вно­сить необходимые коррективы. Вникнув в суть своего реального финансового положения и своих реальных финансовых документов, он сможет войти в со­вершенно новый для себя реальный мир финансовых возможностей.

В следующих главах я подробно расскажу о средствах контроля, необходи­мых человеку для того, чтобы постепенно взять в собственные руки управление ковчегом своего финансового будущего. Эти советы помогут вам стать достой­ным капитаном персонального ковчега. Стройте ваш ковчег

1. Хотите ли вы взять свой ковчег под контроль?

2. Составьте ваш собственный финансовый отчет. Используйте формат бланка игры «Денежный поток 101». Образец вы найдете в следующей главе.

3. Найдите бухгалтера или аудитора—попросите кого-нибудь из ваших пре­успевающих знакомых рекомендовать вам такого человека—или воспользуй­тесь «Желтыми страницами». Побеседуйте со многими, выберите одного.

4. Назначьте встречу с аудитором или бухгалтером для обсуждения ваших финансовых отчетов, чтобы убедиться в правильности их составления.

5. Теперь вы готовы проанализировать, на каком свете вы находитесь сегод­ня и какие изменения вам необходимо внести в ваши инвестиционные привычки.

Глава 12







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.008 с.)