Глава 2 психосоматический симптом как феномен культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 психосоматический симптом как феномен культуры



Преодолеть «коллекционирующий» характер психосоматических исследований, соединить в единой концептуальной схеме онтогенез телесности и акту- алгенез психосоматических расстройств возможно на основе пересмотра определения объекта психосоматической проблемы: нужно утвердить и операционализировать представление о телесности как явлении культурно-историческом и развивающемся [2]. Согласно этому подходу, главный вектор развития телесности совпадает с центральной линией развития любой психической функции и видится как преобразование ее (телесности) в универсальный символ и орудие [13]. Телесность встраивается в общий ход психического развития как необходимое условие и инструмент его и, подобно любой психической функции, обретает знаковосимволический характер, «культурную» форму.

Фрейд говорил о психичеком и телесном как о двух Руслах реки. Когда появляется препятствие на одном, другое переполняется.

2 пути, 2 механизма прорыва в телесную сферу: в первом случае носитель — телесные иннервации, а симптом — вариант нормального выражения чувств в телесных иннервациях, закрепившийся в силу ситуативных совпадений с определенными переживаниями- неспецифичность (труды Кэнона)

Второй путь симптомообразования раскрывает содержательную компоненту прорываГсмысла. Носитель! смысла — язык тело психосоматический симптом — конверсия — с помощью органов тела, на языке тела в форме аллегории воплощает конфликтный смысл.. Актуалгенез симптома является производным от истории развития личности, ее онтогенеза: и конфликтный^' смысл и форма его объективации в симптоме детерминированы характером и стадией опредмечивания либидо. В такой постановке психосоматической проблемы содержатся многие важнейшие предпосылки культурно-исторического подхода к телесности: симптомогенез содержательно и структурно зависит от характера и хода социализации человека;"' психосоматический симптом возникает на основе собственно человеческого психического новообразования — смысла, имеет знаково-символический характер; вписан в контекст межличностных отношений. В рамках психоанализа 25

психосоматическая проблема обрела два интереснейших для психологического исследования аспекта — выбора симптома и выбора органа. Ответить на вопрос о том, каким образом произошел выбор симптома и выбор органа, — это и значит, во многом, разрешить проблему симптомогенеза.

Психоанализом рассмотрен единственный и очень специфичный вид симптома, для которого паттерны механизмов «из-за чего» и «для чего» во многом совпадают или закономерно между собой взаимосвязаны, а смыслы, воплощенные в симптоме и обретенные в результате психоаналитической интерпретации, принадлежат единому смысловому образованию. Симптом укоренен в раннем периоде развития и эгоцентричен.

По мнению Лакана, определяющим звеном, средством структурирования смысла и объективации его в симптоме является "язык.

Проблема означения и его роли в соматизации приобретает исключительный статус в связи с изучением особой группы феноменов, объединенных общим названием «алекситимия».

На наш взгляд, это позволит дополнить принцип культурно-исторического подхода к психосоматическому феномену психологической моделью процесса симптомообразования. Безусловно, преждевременно говорить о том, что такая модель уже существует, но некоторые основания ее можно предложить для обсуждения.

Основные предпосылки созданя стройной концепции:

1. Психосоматический феномен не тождествен психосоматическому симптому, он является следствием закономерной социализации телесности человека.

Содержание и структура телесных действий определяются развитием системы значений и смыслов. Одной из ранних форм существования значения и,_ видимо центральной дла анализа процесса психосоматического симптомообразования, является та его форма, которая себя осуществляет на языке чувственной модальности [9] — как начальное звено прбТщсса формирования образа тела и как посредник между более поздними и развитыми формами^ значения. Следующий этап развития телесных, психосоматических феноменов связан с организующей ролью системы значений уже на уровнерёпрезентации, на уровне символического манипулирования в плане представлений. (Не~этот ли этап~развития психосоматического феномена рассматривается в школе Лакана!) Главным медиатором телесных действий становится вербализуемый образ тела, обретающий многообразие смысловых характеристик в контексте целостного «образа мира».

2. Актуалгенез психосоматических симптомов детерминирован достигнутым уровнем социализация телесности.

Принципиальной характеристикой такого симптома является то, что структурно он является феноменом сознания, существует как сомато- перцептивный образ.

Первичные психосоматические симптомы могут и < моей основе иметь 2 принципиально разных источника:

1 -й тип симптома, психофизиологический по своей природе, связан с нарушением предпосылок собственно человеческой симптоматики: первичные дефекты биодинамической или чувственной ткани, базовой эмоциональной регуляции телесных проявлений. 2-й тип симптомов детерминирован ситуацией совместно-разделенных телесных действий в диаде мать —дитя.

 

Также понятно, что и феномен алекситимии может иметь гетерогенную природу:

- неразвитость систем означения телесного опыта, трудности перехода от эмоциональных универсалий к вербальным системам значений

-неразвитость смысловой саморегуляции, несформированность деятельности смыслопорождения

 

Развитый психосоматический феномен обладает особыми характеристиками: как феномен сознания, он включает в свою структуру все единицы сознания: смысл, значение, чувственную и биодинамическую ткань; как феномен человеческой жизнедеятельности приобретает черты высших психических функций (социален по происхождению и характеру функционирования, опосредован и в некоторых случаях даже произволен).

Глава 3 «ЗАБОТА О ТЕЛЕ» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ

ФЕНОМ ЕН

в разное время забота о теле обосновывалась по разному. Мистические ценности, когда влияние на тело способствовало достижению духовных состояний, эстетические ценности, или это рассматривалось с точки зрения полезности.

Со времен ясперса все меняется, появляется «телесность сознания». Сфера телесного опыта даже как источник смысла.

 

Исчезновение объективирующего дискурса и актуализация

непосредственного переживания затрудняет отношение

к собственному телу как к объекту и погружает

индивида в «некую подвижную систему неясных, текучих

образов. Это преодолевается если из тела снова сделать объект.

Самый преуспевший в этом- МЕДИЦИНСКИЙ дискурс.

 

Так как в общественном сознании медицинский

дискурс в отсутствие болезни ориентирует индивида

на представления о возможном заболевании и на необходимость заботы о здоровье, то представляется оправданным и более точны м обозначить этот дискурс как

ипохондрический.

 

Ипохондрический дискурс превращается в постоянную и бесконечную попытку разрешения фундаментального экзистенциального страха человека перед его конечностью.

Системы обеспечивающие такое восприятие тела.

 

а) Санитарное просвещение- есть угроза и есть наказание за неразумное боведение (здоровый образ жизни и болезнь)

Во время профилактики возникают ипохондрические идеи. «Болезнь возможно и ее надо предотвращать»

б) Вторая информационная метасистема — оздоровительная

идеология, не связанная с официальной медицинской

практикой. Околомедицинские практики.

О снова «оздоровительного

мифа» — существование ответ а на вопрос: Как сохранить здоровье? Э тот вопрос обязательно должен быть

поставлен независимо от того, существуют ли у индивида

проблемы со здоровьем.

 

М и ф о ло ги ч еск и й

сюжет заключается в том, что существует относительно

простой способ решения задачи по сохранению здоровья

 

в) Третья информ ационная метасистема реализована

в рекламных текстах и образах.

 

Подменяются

и мистифицируются мотивы и источники субъективных

переживаний и межличностных отношений. Источником

способности радоваться и улыбаться являются не

психологические процессы, а степень белизны зубов,

способность пригласить даму на танец обеспечивается

скоростью эвакуации пищевых масс из желудка,

а успешность в бизнесе связана с запахом пота и удобством

прокладок.

 

суть в том что забота о теле, если тело уже Объект не переживается как эгоистическая, и поэтому моральные проблемы уходят на второй план.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.009 с.)