Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2 психосоматический симптом как феномен культуры
Преодолеть «коллекционирующий» характер психосоматических исследований, соединить в единой концептуальной схеме онтогенез телесности и акту- алгенез психосоматических расстройств возможно на основе пересмотра определения объекта психосоматической проблемы: нужно утвердить и операционализировать представление о телесности как явлении культурно-историческом и развивающемся [2]. Согласно этому подходу, главный вектор развития телесности совпадает с центральной линией развития любой психической функции и видится как преобразование ее (телесности) в универсальный символ и орудие [13]. Телесность встраивается в общий ход психического развития как необходимое условие и инструмент его и, подобно любой психической функции, обретает знаковосимволический характер, «культурную» форму. Фрейд говорил о психичеком и телесном как о двух Руслах реки. Когда появляется препятствие на одном, другое переполняется. 2 пути, 2 механизма прорыва в телесную сферу: в первом случае носитель — телесные иннервации, а симптом — вариант нормального выражения чувств в телесных иннервациях, закрепившийся в силу ситуативных совпадений с определенными переживаниями- неспецифичность (труды Кэнона) Второй путь симптомообразования раскрывает содержательную компоненту прорываГсмысла. Носитель! смысла — язык тело психосоматический симптом — конверсия — с помощью органов тела, на языке тела в форме аллегории воплощает конфликтный смысл.. Актуалгенез симптома является производным от истории развития личности, ее онтогенеза: и конфликтный^' смысл и форма его объективации в симптоме детерминированы характером и стадией опредмечивания либидо. В такой постановке психосоматической проблемы содержатся многие важнейшие предпосылки культурно-исторического подхода к телесности: симптомогенез содержательно и структурно зависит от характера и хода социализации человека;"' психосоматический симптом возникает на основе собственно человеческого психического новообразования — смысла, имеет знаково-символический характер; вписан в контекст межличностных отношений. В рамках психоанализа 25 психосоматическая проблема обрела два интереснейших для психологического исследования аспекта — выбора симптома и выбора органа. Ответить на вопрос о том, каким образом произошел выбор симптома и выбор органа, — это и значит, во многом, разрешить проблему симптомогенеза.
Психоанализом рассмотрен единственный и очень специфичный вид симптома, для которого паттерны механизмов «из-за чего» и «для чего» во многом совпадают или закономерно между собой взаимосвязаны, а смыслы, воплощенные в симптоме и обретенные в результате психоаналитической интерпретации, принадлежат единому смысловому образованию. Симптом укоренен в раннем периоде развития и эгоцентричен. По мнению Лакана, определяющим звеном, средством структурирования смысла и объективации его в симптоме является "язык. Проблема означения и его роли в соматизации приобретает исключительный статус в связи с изучением особой группы феноменов, объединенных общим названием «алекситимия». На наш взгляд, это позволит дополнить принцип культурно-исторического подхода к психосоматическому феномену психологической моделью процесса симптомообразования. Безусловно, преждевременно говорить о том, что такая модель уже существует, но некоторые основания ее можно предложить для обсуждения. Основные предпосылки созданя стройной концепции: 1. Психосоматический феномен не тождествен психосоматическому симптому, он является следствием закономерной социализации телесности человека. Содержание и структура телесных действий определяются развитием системы значений и смыслов. Одной из ранних форм существования значения и,_ видимо центральной дла анализа процесса психосоматического симптомообразования, является та его форма, которая себя осуществляет на языке чувственной модальности [9] — как начальное звено прбТщсса формирования образа тела и как посредник между более поздними и развитыми формами^ значения. Следующий этап развития телесных, психосоматических феноменов связан с организующей ролью системы значений уже на уровнерёпрезентации, на уровне символического манипулирования в плане представлений. (Не~этот ли этап~развития психосоматического феномена рассматривается в школе Лакана!) Главным медиатором телесных действий становится вербализуемый образ тела, обретающий многообразие смысловых характеристик в контексте целостного «образа мира».
2. Актуалгенез психосоматических симптомов детерминирован достигнутым уровнем социализация телесности. Принципиальной характеристикой такого симптома является то, что структурно он является феноменом сознания, существует как сомато- перцептивный образ. Первичные психосоматические симптомы могут и < моей основе иметь 2 принципиально разных источника: 1 -й тип симптома, психофизиологический по своей природе, связан с нарушением предпосылок собственно человеческой симптоматики: первичные дефекты биодинамической или чувственной ткани, базовой эмоциональной регуляции телесных проявлений. 2-й тип симптомов детерминирован ситуацией совместно-разделенных телесных действий в диаде мать —дитя.
Также понятно, что и феномен алекситимии может иметь гетерогенную природу: - неразвитость систем означения телесного опыта, трудности перехода от эмоциональных универсалий к вербальным системам значений -неразвитость смысловой саморегуляции, несформированность деятельности смыслопорождения
Развитый психосоматический феномен обладает особыми характеристиками: как феномен сознания, он включает в свою структуру все единицы сознания: смысл, значение, чувственную и биодинамическую ткань; как феномен человеческой жизнедеятельности приобретает черты высших психических функций (социален по происхождению и характеру функционирования, опосредован и в некоторых случаях даже произволен). Глава 3 «ЗАБОТА О ТЕЛЕ» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМ ЕН в разное время забота о теле обосновывалась по разному. Мистические ценности, когда влияние на тело способствовало достижению духовных состояний, эстетические ценности, или это рассматривалось с точки зрения полезности. Со времен ясперса все меняется, появляется «телесность сознания». Сфера телесного опыта даже как источник смысла.
Исчезновение объективирующего дискурса и актуализация непосредственного переживания затрудняет отношение к собственному телу как к объекту и погружает индивида в «некую подвижную систему неясных, текучих образов. Это преодолевается если из тела снова сделать объект. Самый преуспевший в этом- МЕДИЦИНСКИЙ дискурс.
Так как в общественном сознании медицинский дискурс в отсутствие болезни ориентирует индивида на представления о возможном заболевании и на необходимость заботы о здоровье, то представляется оправданным и более точны м обозначить этот дискурс как ипохондрический.
Ипохондрический дискурс превращается в постоянную и бесконечную попытку разрешения фундаментального экзистенциального страха человека перед его конечностью. Системы обеспечивающие такое восприятие тела.
а) Санитарное просвещение- есть угроза и есть наказание за неразумное боведение (здоровый образ жизни и болезнь) Во время профилактики возникают ипохондрические идеи. «Болезнь возможно и ее надо предотвращать» б) Вторая информационная метасистема — оздоровительная идеология, не связанная с официальной медицинской практикой. Околомедицинские практики. О снова «оздоровительного мифа» — существование ответ а на вопрос: Как сохранить здоровье? Э тот вопрос обязательно должен быть поставлен независимо от того, существуют ли у индивида проблемы со здоровьем.
М и ф о ло ги ч еск и й сюжет заключается в том, что существует относительно простой способ решения задачи по сохранению здоровья
в) Третья информ ационная метасистема реализована в рекламных текстах и образах.
Подменяются и мистифицируются мотивы и источники субъективных переживаний и межличностных отношений. Источником способности радоваться и улыбаться являются не психологические процессы, а степень белизны зубов, способность пригласить даму на танец обеспечивается скоростью эвакуации пищевых масс из желудка, а успешность в бизнесе связана с запахом пота и удобством прокладок.
суть в том что забота о теле, если тело уже Объект не переживается как эгоистическая, и поэтому моральные проблемы уходят на второй план.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.009 с.) |