Сущность социально трудовых отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность социально трудовых отношений.



 

 

Социально-трудовые отношения существенным образом предопределяют положение человека в мире труда, его образ жизни, окружение, климат в трудовом коллективе, в целом эффективность трудовой социализации человека.

Введение термина «социально - трудовые отношения» в научный оборот произошло сравнительно недавно. Это связано:

1) с развитием научных и прикладных исследований о роли людей в развитии экономики;

2) решение важнейших задач социально-экономической реформы в России стало возможно на основе сотрудничества всех сил общества в проведении политики в сфере социально-трудовых отношений и формировании системы защиты интересов всех участников социально-трудовых отношений;

3) становление социально-ориентированной рыночной экономики в стране и ее вхождение в мировую экономику предполагает оформление социально-трудовых отношений в стране и выработку механизма их эффективного регулирования.

 

Социально-трудовые отношения существовали и в дореформенной России. Они включали в себя взаимоотношения различных профессиональных, квалификационных и функциональных групп работников и отражались в нормативных положениях, например, в КзоТе.

В переходный к рыночной экономике период идут изменения и в системе социально-трудовых отношений. Происходит формирование слоя работодателей и наемных работников в полном смысле этого слова, более активными становятся профсоюзы и другие общественные организации, защищающие права работающих или работодателей. При этом государство сокращает бюджетное финансирование вопросов из области социально-трудовых отношений, перекладывая их решение на местные органы, предприятия и организации, самих людей. Отмеченные тенденции ведут к росту роли профсоюзов в защите интересов работников.

Таким образом, отечественная теория развития сущности социально-трудовых отношений находится в настоящее время в стадии формирования. Однако понятийный аппарат в этой области во многом уже сформировался.

 

Под социально-трудовыми отношениями понимается объективно существующие взаимосвязи и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

Сущность социально-трудовых отношений имеет две формы существования. Фактические социально-трудовые отношения, функционирующие на объективном и субъективном уровне. И вторая форма - социально-трудовые правоотношения, отражающие фактические социально-трудовые отношения с учетом действующих законодательных актов.

В системе социально-трудовых отношений выделяются субъекты и уровни управления социально-трудовыми отношениями, предмет социально-трудовых отношений, принципы формирования социально-трудовых отношений.

Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними. Предметом социально-трудовых отношений на индивидуальном уровне выступают определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых определяется целями и задачами в данный период жизни.

Содержание и субъекты социально-трудовых отношений.

Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни [40, с. 58]. Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, правовые и психологические аспекты взаимосвязей людей и их социальных групп в трудовых процессах. Поэтому социально-трудовые отношения всегда субъективированы и отражают сочетания интересов субъектов этих отношений.
Система социально-трудовых отношений (СТО) имеет сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы: субъекты СТО, уровни и предметы СТО, принципы и типы СТО.
Основными субъектами СТО являются следующие.
1. Наемный работник (группа работников) — это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем предприятия и отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но и в том и в другом случае он определяет СТО между его участниками. Важную роль для наемного работника играют такие его качества, как возраст, пол, состояние здоровья, образование, уровень квалификации, профессиональная и отраслевая принадлежность. Кроме того, наемный работник должен быть готовым и способным к участию в СТО.
В качестве наемного работника как субъекта СТО могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и др.
Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, представляющих и защищающих их интересы. Это профсоюзы, массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников.
2. Работодатель (согласно международной классификации статуса в занятости) — это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. Обычно в мировой практике он называется собственником средств производства. Но в практике российских СТО работодателем также является и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает работников по договору (директор государственного предприятия), хотя он сам является наемным работником и не владеет средствами производства.
3. Государство как субъект СТО, выполняющее функции законодателя, защитника прав, работодателя, арбитра и др. Мера реализации каждой из этих функций определяются историческими, политическими условиями развития государства.
Выделяют три уровня СТО:
• индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях;
• групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей;
• смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство.
Отношения субъектов СТО регулируются законодательными и нормативными актами. Основополагающими из них являются: Конституция Российской Федерации, ТК РФ, Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации* и др. Кроме того, выделяются правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций. В рамках предприятия локальными нормативными актами, регулирующими СТО, являются коллективный договор, трудовой договор (контракт), другие внутренние нормативные акты.
Предметом СТО выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и др. Предметом коллективных СТО является кадровая политика. Все их многообразие обычно сводится к трем группам:
• СТО занятости;
• СТО, связанные с организацией и эффективностью труда;
• СТО, возникающие в связи с вознаграждением за труд.
Основными принципами организации и регулирования СТО являются:
• законодательное обеспечение прав субъектов;
• солидарность;
• партнерство;
• принцип “господство-подчинение”.
Выделяются следующие типы СТО, характеризующие социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности.
1. Патернализм — характеризуется жесткой регламентацией способов поведения субъектов СТО, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организацией.
2. Социальное партнерство — характеризуется защитой интересов субъектов СТО и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия.
3. Конкуренция — представляет собой соперничество субъектов СТО за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере.
4. Солидарность — определяется взаимной ответственностью людей, основанной на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе СТО и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере.
5. Субсидиарность — выражает стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.
6. Дискриминация — произвольное, незаконное ограничение прав субъектов СТО, в результате которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда.
7. Конфликт — крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в СТО, проявляющихся в форме трудовых споров и забастовок.
Рассмотренные типы СТО в чистом виде не существуют, а выступают в форме моделей, имеющих качественное разнообразие типов СТО. Это связано с влияние множества факторов: социальной политикой в государстве, глобализацией экономики, развитием общественного труда и производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.006 с.)