Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анастасия Всеволодовна Никольская↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Анастасия Всеволодовна Никольская Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак
Всё о собаках –
Scan, OCR, spellcheck, создание документа — TaKir, 2010 http://epaper.ru.googlepages.com/home «Никольская А. В. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак»: Аквариум-Принт; Москва; 2008 ISBN 978-5-98435-763-0 Аннотация
В последнее время необычайно обострилась проблема неадекватного поведения домашних животных. Автор данной работы приводит весьма обширный материал по проблеме девиантного поведения, дает сравнительный анализ его причин и симптомов у детей и животных, представляет результаты собственного теоретического и эмпирического исследования, в том числе дает описание и классификацию поведенческих расстройств у собак, предлагает методы обследования, позволяющие выявить нарушения в их поведении и поставить диагноз. С целью определения уровня развития животного разработан метод количественной оценки развития щенков. Стиль изложения последователен и достаточно прост, что позволяет ознакомиться с работой не только специалистам (зоопсихологам, ветеринарным врачам, дрессировщикам), но и владельцам животных.
Анастасия Всеволодовна Никольская Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак
Предисловие
Проблемы девиантного (то есть отклоняющегося от нормы) поведения домашних собак, кошек, реже других животных, содержащихся дома, в последние десятилетия начинают беспокоить не только многочисленных владельцев животных, но и ветеринарных врачей, других специалистов — кинологов, фелинологов, людей, испытавших на себе или своих близких последствия этого поведения, а также медиков, которым приходится залечивать травмы. Проблема настолько обострилась в последние годы, что стала обсуждаться в широких слоях общественности, в средствах массовой информации, стала предметом рассмотрения в органах городского управления, в депутатских комиссиях и т. д. О ее актуальности говорит и появление в русском переводе книг, посвященных девиантному поведению и его коррекции у собак и кошек, написанных ветеринарных врачами, которые стали первыми специалистами в области поведенческой медицины (коррекции поведения животных). Это Г. Р. Аскью, К. Оверолл, а также коллектив авторов из разных стран, составивший под редакцией Д. Хорвитца, Д. Мейлса и С. Сит первое международное руководство по поведенческой медицине. Быстрота, с которой были раскуплены первые тиражи этих изданий, также свидетельствует о насущности проблемы. К сожалению, в России научные исследования в этой области только начинаются. Отечественных публикаций пока нет, хотя проблема девиантного поведения животных у нас не менее актуальна, чем на Западе. Объективно трудности связаны прежде всего с острой нехваткой, даже можно сказать, почти полным отсутствием специалистов-зоопсихологов, получивших базовое психологическое образование и способных квалифицированно подойти к изучению проблемы как в теоретико-методическом плане, так и практически. Но положение медленно, но все же меняется к лучшему: в ведущих вузах страны, где готовят зооинженеров и ветеринарных врачей, в учебные планы включены такие дисциплины, как психология, этология и зоопсихология. Это дает надежду на то, что в скором времени многочисленные владельцы домашних животных смогут получать профессиональные рекомендации специалистов не только в отношении содержания и обучения питомцев, но и не менее важные рекомендации, касающиеся поведения и психики животных — как в отношении диагностики отклонений, так и в отношении коррекции. Предлагаемая читателю книга представляет собой первое серьезное отечественное исследование девиантного поведения собак. Автор, А. В. Никольская, имеет многолетнюю практику работы с некоторыми из так называемых агрессивных пород собак. Об одной из них — тоса-ину — ею была написана единственная в своем роде книга (Тоса-ину — собака самураев. Москва, Аквариум, 2004), где собраны сведения весьма полно и, что встречается нечасто, объективно представляющие породу, в том числе особенности поведения и психики этих собак. В настоящей работе автор выступает уже в новом качестве — как психолог, прошедший специализацию на факультете психологии МГУ им. Ломоносова по зоопсихологии и одновременно по медицинской психологии. Это позволило ей подойти к проблеме девиантного поведения собак с позиции существенно отличающейся от распространенного среди западных специалистов по поведенческой медицине бихевиористского подхода к анализу причин и методам коррекции девиантного поведения животных. В основе предлагаемого автором похода — ассимиляция теории и практики современной клинической психологии человека, детской психологии и психиатрии, творческое осмысление их методологических и методических оснований, а также современное представление о формировании поведения и функционирования психики высших животных. На этой базе автор пытается по-новому подойти к пониманию причин возникновения девиантного поведения и к разработке способов поведенческой терапии животных. Фактически автор пытается распространить традиционный для отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии сравнительный подход к изучению общего и различного в психике высших животных и человека (В. А. Вагнер, Л. С. Выготский, Н. Н. Ладыгина-Котс, К. Э. Фабри, С. Л. Новоселова и др.) на новую область исследования — общего и различного в девиантном поведении человека и животных, в механизмах его возникновения, в особенностях проявления и способах коррекции. В самой такой попытке мы не видим ничего предосудительного, хотя некоторым, особенно медицинским психологам, она может показаться слишком экстравагантной. К настоящему времени в сравнительной психологии накоплен огромный фактический материал, свидетельствующий о значительном сходстве в поведении и психике высших животных и человека, особенно в начальных периодах онтогенеза. Так, установлено, что научение у тех и других начинается задолго до рождения, что у тех и других существуют особые чувствительные, или сензитивные, периоды, во время которых детеныши животных и ребенок должны получить в обязательном порядке определенный, характерный для данного вида, опыт взаимодействия с сородичами, прежде всего с матерью, с окружающим миром. Неполучение — полное или частичное — такого опыта вызывает нарушения в поведении и задержку психического развития как у животных, так и у человека, причем в самих этих нарушениях обнаруживается значительное сходство. Детская психология и патопсихология, как и клиническая психология в целом, накопили обширный теоретический конкретно-экспериментальный и эмпирический материал, касающийся девиантного поведения. Этот материал еще очень мало освоен зоопсихологами и сравнительными психологами, поэтому нам представляется важной сделанная автором настоящей книги попытка рассмотреть проблему девиантного поведения животных, в частности собак, сквозь призму наработок медицинской психологии. В такой работе трудно избежать недостатков. Критические замечания вполне возможны, особенно со стороны специалистов, которым по роду деятельности часто приходится иметь дело с животными, страдающими теми и или иными отклонениями в поведении. Мы думаем, что автор книги примет их с благодарностью. Мы же со своей стороны можем только приветствовать появление этой работы. У нас не сложилось впечатления, что автор некорректно использует материал, относящийся к психологии человека. А. В. Никольская, предлагая новый взгляд на проблему девиантного поведения животных, подчеркивает, что она, следуя традициям сравнительного подхода, не уравнивает человека и животных, не отождествляет их поведение и психику (как, к большому сожалению, поступают некоторые биологи, имеющие отношение к зоопсихологии, и даже отдельные психологи!). Она говорит только о том, что является общим, сходным, аналогичным, но нигде не ставит знак равенства между поведением и психикой человека и животных. Как увидит читатель, автор приводит весьма обширный материал по проблеме девиантного поведения, дает сравнительный анализ его причин и симптомов у детей и детенышей животных по данным литературы, представляет результаты собственного теоретического и эмпирического исследования, в том числе дает описание и классификацию поведенческих расстройств у собак, предлагает методы обследования, позволяющие выявить нарушения в их поведении и поставить диагноз, а также количественный тест для оценки психического и соматического развития щенков. Кроме того, автор предлагает критерии дифференциальной диагностики девиантного поведения. Мы не сомневаемся, что книга будет хорошим руководством для специалистов, практически работающих с животными, а также принесет определенную пользу владельцам животных, позволит им по-новому взглянуть на своих питомцев, более осознанно относиться к задаче воспитания, начиная с появления животного в доме, и более умело решать задачи по оптимизации его поведения.
К.п.н., руководитель лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Н. Н. Мешкова
Введение
В последние годы во многих странах и особенно в крупных городах общество все чаще сталкивается с проблемой отклоняющегося поведения домашних питомцев, прежде всего собак. С высокой частотой встречаются такие феномены, как необоснованная (или кажущаяся необоснованной) агрессия, патологические страхи, стереотипии и пр. Начиная с 90-х годов XX века, в специализированной литературе стало появляться много данных, отражающих результаты исследований, посвященных данной проблематике. Два основных вопроса, которые ставят перед собой исследователи, — это выявление причин отклоняющегося поведения и описание способов преодоления расстройств. Несмотря на то что клиническая поведенческая медицина (КПМ) появилась около 20 лет назад, ее признание как значимой области ветеринарии относится всего лишь к 1995 году. Именно в это время в США она вошла в число ветеринарных наук и стала лицензируемой сферой практической деятельности ветеринаров и зоопсихологов. Ранее взгляд на КПМ ограничивался видением ее как дрессировки, хендлерства (умения красиво выставить и показать собаку) или занятий по выработке послушания. Нельзя не отметить, что большинство дрессировщиков более или менее успешно решает задачи по оптимизации поведения собаки, но их работа, как правило, предполагает общение с собаками с нормальным поведением и базируется на допущении, что все возникающие проблемы в поведении обусловлены условиями содержания животных и обращением с ними. Действительно, недостаточное умение обращаться с животными играет существенную роль в развитии поведенческих расстройств, однако непростительно и безответственно считать, что это является их единственной причиной. Хорошо известно, что далеко не все животные даже в умелых руках кинологов становятся адаптированными к требованиям жизни в человеческом сообществе. Становится достаточно распространенным понимание того, что большинство животных, демонстрирующих отклоняющееся поведение, либо имеют врожденные или рано приобретенные биологические факторы, обуславливающие отклонения в поведении или социальные предпосылки, искажающие ход нормального развития, либо реагируют на аномальную социальную среду. К. Оверолл, руководитель Поведенческой клиники при ветеринарном госпитале Пенсильванского университета (одном из трех крупнейших центров в США, которые занимаются проблемами, относящимися к КПМ), пишет: «Более 50 % пациентов нашей клиники имеют органические заболевания или поведенческие проблемы, требующие медикаментозной терапии или и то и другое вместе. Более того, гораздо чаще, чем непослушание, которое устраняется просто обучением, встречаются действительно психически больные или имеющие органические поражения ЦНС животные. Эти животные излечимы, но их проблемы решаются не хендлерами или дрессировщиками. Успехи зарождающейся отрасли ветеринарии — поведенческой медицины, позволят ветеринарам усовершенствовать свое мастерство» (К. Оверолл, 2005, с. 364). Можно думать, что причины девиантного поведения собак могут быть рассмотрены путем обращения к онтогенезу, с учетом имеющихся наработок в детской психологии и психиатрии. Анализ девиантного поведения, опирающийся на сведения об особенностях развития в детстве, показывает, что нередко именно там следует искать причины наблюдаемых отклонений. Можно предположить, что имеются основания для переноса данных, относящихся к человеческому онтогенезу, на раннее развитие животных. Многочисленные описания развития поведения животных показывают, что такой перенос небезоснователен. Так, например, отсутствие опыта общения с матерью в сензитивном периоде приводит к отклонениям во внутривидовом поведении. (Харлоу, 1969, и др.). Конечно, содержание поведения человека качественно отличается от такового у животных. Однако в некоторых случаях на начальных этапах онтогенеза специфически человеческое психическое содержание еще сохраняет старую, унаследованную от наших животных предков и поэтому во много общую с животными форму. Это сказывается и на общем ходе развития поведения (К. Э. Фабри, 1955), что дает нам еще одно основание для заявленного выше подхода. Причины и механизмы формирования расстройств психики и поведения (в том числе и на уровне социальной адаптации) в раннем онтогенезе достаточно полно представлены в детской психологии и психиатрии (В. В. Лебединский, 1991, Дж. Каплан и Г. Сэдок, 2004, Э. Г. Эйжемиллер, 2005). Используя теорию и практику современной клинической психологии, можно на этой методологической и методической базе разрабатывать не только диагностические подходы, но и предложить способы поведенческой и фармакотерапии животных, страдающих теми или иными отклонениями в поведении.
Глава 1 Теоретический обзор
Роды и послеродовый период
Психоэмоциональное состояние и поведение женщины в родах оценивается как крайне важный аспект. Слишком выраженные негативные эмоциональные реакции на боль зачастую приводят к нарушениям родовой деятельности — слабости, дискоординации, что удлиняет процесс родов. Удлинение процесса родов чревато, в свою очередь, гематомами, гипоксиями, и даже асфиксиями плода. В последнем случае в дальнейшем могут формироваться такие тяжелые заболевания, как эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП, неврозы, задержка психического и моторного развития (К. Н. Морозов, 2002). Таким образом, роды и поведение матери в них — крайне важный аспект последующего развития ребенка. Среди всех неврологических заболеваний животных особняком стоят врожденные и перинатальные расстройства (Нортон Ф., 1992). Животные с глубокими нарушениями нервной системы этого типа, как правило, нежизнеспособны. Наиболее часто встречаются принадлежащие к этой группе заболевания, вызванные осложненными родами и связанной с этим гипоксией. Если щенок поздно задышал, то его мозг может быть поврежден. Чаще всего это приводит к заболеваниям, напоминающим детский церебральный паралич (ДЦП). Они проявляются у щенков в виде парезов, параличей, конвульсий: щенки лежат в характерной позе — с вытянутой шеей и лапами, хвост напряжен и дрожит. Такие заболевания встречаются не слишком часто, но подавляющее большинство случаев ранней эпилепсии у щенков (правда, она лечится легче, чем параличи и парезы) связано именно с тяжелыми родами. По аналогии с ДЦП в таких случаях используются детские психотропные препараты, которые дают неплохие результаты (глутаминовая кислота, церебролизин, аминалон, пиридитол). Гипоксия в родах также может приводить и к гипервозбудимости у потомства, что аналогично синдрому гиперактивности и дефицита внимания у человека. Послеродовый период, если он протекает в неблагоприятных для младенца обстоятельствах, например, он лишен общения с матерью, также негативно отражается на ребенке, вызывая сложности адаптации в социуме, нарушение влечений и пр. (Козловская Г. В., 1996). Рассмотрим этот период у животных. Описаны случаи послеродовых психозов у сук (Коваленко Е. Е., 2001.), которые обычно развиваются у собак, страдающих заболеваниями нервной системы после перенесенной инфекции (например, чумы), а также у злобно-трусливых особей. Психоз начинается с беспокойства и возбуждения. У собаки отмечаются слуховые и зрительные галлюцинации: они прислушиваются, лают, набрасываются на несуществующего противника, закрывают щенков своим телом. Никого к себе не подпускают, проявляют агрессивность по отношению даже к близким им людям. В дальнейшем возбуждение может смениться угнетенным состоянием. Собака делается вялой, безразличной к окружающей обстановке и своим щенкам, в результате щенков приходится вскармливать искусственно. У щенков после перенесенных матерью послеродовых психозов также может наблюдаться отклоняющееся поведение, в частности такие собаки могут вырастать трусливыми и проявлять пассивно-оборонительные реакции.
Период раннего детства
В этом возрасте к наиболее тяжелым последствиям для психики приводит эмоциональная и средовая депривация. Она обусловливает задержку эмоционального и интеллектуального развития, не дает сформироваться нормальному чувству привязанности, может приводить к формированию отношения к миру, как к фрустрирующей субстанции. Крайним проявлением реакции на депривацию в раннем возрасте может являться аутизм. Как формируется поведение детей, если в первые годы жизни они подвергаются депривации? Мнение ученых в этом вопросе единодушно — депривация в раннем детском возрасте приводит к тяжелым последствиям для психики. В качестве примера можно привести описание детей, попадающих в один из московских приютов (Сафонова Т. Я. и др., 1989). Задержка психического развития проявлялась следующими симптомами: сниженной познавательной активностью, конкретностью мышления, недостаточной способностью к обобщению, ограниченностью круга интересов, слабостью произвольной деятельности. У дошкольников имело место отставание в речевом развитии. В эмоциональной сфере задержка психического развития проявлялась ограниченным репертуаром эмоционального реагирования. Наблюдались лишь наиболее примитивные, крайние чувствования, слабая эмоциональная откликаемость, трудности выражений своих переживаний, неспособность понимать настроение других. Следствием этого являлись частые конфликты между детьми. Согласно В. В. Лебединскому (Лебединский, 1991) к социально-обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности — аномалии развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания. «Среди сензитивных периодов выделяются периоды, в которых большинство психических систем находится в сензитивном состоянии. И периоды, для которых характерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустойчивых систем с превалированием первых. Существуют возрастные периоды — (0–3 года и пубертатный период), когда особенно велика возможность психических нарушений. Другие возрасты более устойчивы по отношению к различным вредностям» (Лебединский В. В., 1991, с. 32–33). Харлоу (Харлоу Д., 1959) описывает эксперимент, проведенный на макаках-резусах. Он удалил из клетки, где содержалась мать с детенышами, мать и обнаружил, что разлука отразилась на маленьких обезьянах самым негативным образом. Одни из них умерли, другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Было ясно, что детенышам для хорошего самочувствия требуется нечто большее, чем регулярное кормление. Харлоу стал экспериментировать с суррогатными матерями — проволочными конструкциями, размерами и формой напоминающими взрослую обезьяну, к которым крепилась соска с бутылкой. Некоторые из таких манекенов покрывали мягкой тканью, другие были из оголенной проволоки. Независимо от того, у какого из манекенов была бутылочка, все детеныши оказывали предпочтению манекену, покрытому тканью, цеплялись за него и подавали звуковые сигналы. Этот манекен стал для них центром психологического притяжения, несмотря на то, что он не являлся источником пищи. Обезьянки, общавшиеся с матерчатым манекеном, не были столь пугливы и нервны, как те, которые были лишены даже матери-суррогата, но, став взрослыми, все они испытывали затруднения в установлении отношений со своими одногодками и в реализации нормальной половой активности. Выросшие в одиночестве обезьяны были плохими родителями для своего потомства. В специальном исследовании реакции на депривацию у собак, проведенном Г. Фоксом (Фокс, 1967), в эксперимент были взяты три группы животных. Щенки первой группы с 3-дневного возраста до 3 недель воспитывались искусственно на молочной смеси. В это время они имели кратковременные контакты с человеком, которые состояли в получении пищи и чистке вольера. Затем щенки этой группы помещались в отдельные клетки, в которых они лишались зрительного и тактильного контакта с однопометниками и содержались так до 12 недель. Щенки второй группы воспитывались с матерью до 3 недель, а потом отнимались от самки и воспитывались, как и первая группа, в отдельных клетках до 12 недель. Щенки третьей группы воспитывались с матерью до 8 недель, а затем воспитывались в отдельных клетках до 12 недель. Таким образом, к моменту испытания в 12 недель первая группа щенков имела наибольший дефицит в общении и реакциях на объекты собственного вида, третья группа была наиболее активной и «информированной», вторая группа занимала промежуточное положение. При испытании щенки всех групп показывали сходное поведение (влечение) по отношению к матери. Вместе с тем животные первой группы отличались отсутствием вокализации и агрессивности, а также пассивными реакциями по отношению к сверстникам, проявляли в высшей степени интенсивные пассивно-оборонительные и ориентировочные рефлексы и связанную с ними большую наклонность к внешнему торможению. Щенки третьей группы отличались способностью группироваться вместе и показывать выраженные признаки взаимодействия и взаимно перенимать поведенческие паттерны друг у друга. Животные второй группы по поведению занимали промежуточное положение, причем некоторые индивиды этой группы были сходны со щенками первой группы, а некоторые — со щенками третьей группы. Эти данные свидетельствуют о том, что многие аспекты поведения должны подкрепляться или приобретаться при взаимодействии с объектами своего вида, при этом условии животное имеет больше способности к обучению и консолидации приобретенных актов поведения. По результатам приведенных исследований вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что для детей в периоде раннего детства важнейшими новообразованиями являются формирование чувства привязанности и овладение предметно-орудийной деятельностью, необходимой для дальнейшей адаптации в социуме. Точно так же и у животных в аналогичном периоде формируется чувство привязанности, необходимое детенышам для защиты и для овладения теми формами деятельности, которые будут необходимы им для выживания в их экологической нише. Эмоциональная или средовая депривация в этом периоде создает дефицит информации и эмоционального опыта, что приводит к задержке интеллектуального и эмоционального развития.
Глава 2 Материал, методика
Методы
Обследование животных проводилось с целью ознакомления с их психическим состоянием и адаптивными поведенческими паттернами, как при заболевании, так и в нормальных условиях. Используемые методы: 1) метод наблюдения за поведением животного и его взаимоотношениями с хозяевами; 2) стандартизированное интервью с хозяевами (см. приложение 3); 3) стандартизированные эксперименты и тесты (см. приложение 1, 2). Непосредственное наблюдение является начальным методом исследования. С каждым членом семьи, где живет собака, мы старались беседовать в отдельности, чтобы определить разницу в их точке зрения на проблемы, возникшие у животного или в связи с жизнью животного в семье. Кроме того, важно иметь ветеринарную историю болезни. Эта история должна включать описание и методы лечения имеющихся или имевшихся у животного болезней и перечень фармпрепаратов, которые использовались в курсе лечения. Особое внимание мы обращали на лекарства, принимаемые животным в настоящее время. Перед встречей с владельцами мы старались провести предварительную беседу с ними по телефону с целью выяснения проблемы, чтобы перед встречей наметить основные направления работы с животным. Из беседы с хозяевами мы старались получить тщательное описание проблемы, как ее видят хозяева, историю развития животного и историю его взаимодействия в семье. История развития должна включать в себя основные жалобы хозяев, нарушения и состояние адаптации в настоящий момент, развитие в прошлом (физическое, социальное и психическое, включая отношения с другими собаками), отношения собаки с другими животными, живущими в семье, с каждым из членов семьи, наличие или отсутствие у хозяев опыта в содержании собак вообще и собак данной породы в частности. Наконец, необходимо выяснить, не было ли в семье каких-либо изменений (переезд, появление нового члена семьи или уход одного из членов семьи и т. п.), повлекших нарушения в поведении животного. В целях облегчения проведения беседы была разработана форма стандартизованного интервью (см. приложение 1). В эту форму мы вносили информацию о владельцах животного, раннем периоде жизни собаки, ее питании, дневной и ночной активности, семейном быте, отношениях со всеми членами семьи, отношениях с людьми, не являющимися членами семьи, о реакции на других животных, а также о поведенческих проблемах (нежелательное сексуальное поведение, агрессия, нечистоплотное поведение, страхи и т. д.). В зависимости от того, насколько хорошо представляют проблему хозяева, эта форма интервью помогает либо сократить время беседы, либо, наоборот, выявить некоторые формы отклоняющегося поведения, на которые ранее хозяева не обращали внимания. Форма стандартизированного интервью была одобрена социологом, руководителем Центра электорального мониторинга, д.с.н. Белановским С. А. Обследование животного проводилось в присутствии хозяев, в целях наблюдения за характером отношений «хозяева — собака». Мы обращали внимание на то, как хозяева относятся к потребностям животного, насколько чутки к ним, на анализ темперамента животного, чтобы определить соответствие его темпераменту хозяев, на способность хозяев реализовать нужды животного, на степень поддержки и защиты, которую они могут ему оказать. Способность хозяев предупредить перегрузку животного от внешних стимулов также оценивалось нами. Помимо беседы с хозяевами проводилось наблюдение за поведением животного, как в новой, так и в привычной для него обстановке (дома и в привычных местах прогулок). Стандартные тесты будут описаны ниже.
Тест «найди лакомство»
Тест заключается в том, что хозяин прячет наиболее любимое собакой лакомство на территории дома или участка и предлагает животному найти угощение. Поведение собаки в ситуации поиска (апатия, сильное возбуждение, которое может перерастать в агрессию и пр.) облегчает специалисту выявление симптомов девиантного поведения.
Глава 3 Анализ эмпирических данных (Описание поведенческих расстройств)
Описанные выше методы мы применили при исследовании 590 собак. Для тех животных, которые обнаруживали те или иные поведенческие расстройства (117 собак или 20 % от общего количества), был составлен индивидуальный психологический портрет. Нами был проведен анализ полученных данных, на основе которого была сделана попытка классификации отклоняющегося поведения у собак с использованием современных данных (Оверолл К., 2005) и наработок автора. Таким образом, автор предлагает следующее описание вариантов отклоняющегося поведения у собак. Расстройства развития Органические поражения ЦНС (онкологические, неврологические, сосудистые). — Неврозы (фобические, тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства). — Расстройства настроения в форме депрессий и/или гиперактивности. — Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, параноического типа). Органические поражения ЦНС
В рамках онтогенетического подхода к причинам возникновения поведенческих расстройств следует отметить, что органические поражения ЦНС могут быть вызваны неправильно протекавшей беременностью, сложными родами, осложненным послеродовым периодом, генетически обусловлены. Внутричерепная гипертензия. Синдром повышенного внутричерепного давления встречается у плотоядных животных, как и у человека, и имеет полиэтиологическую природу. Однако у собак в связи со стертой симптоматикой клинически выявить данную картину заболевания сложно. Степень гипертензии определяется тяжестью причин, а не частотой их проявления. Увеличение общей массы за счет объема нервной ткани или патологического накопления жидкости внутри черепной коробки может привести к появлению синдрома интракраниальной гипертензии. Под первопричиной интракраниальной гипертензии подразумевают новообразование, абсцесс или гранулему (Russo M., 1991).
Опухоли, вызывающие гипертензию, могут быть остеогенного или менингеального происхождения. Причина их возникновения недостаточно изучена. Опухоли головного мозга по отношению ко всем новообразованиям составляют 3 % у собак и 1 % у кошек. Клинические симптомы при этом проявляются не всегда. Анализ данных литературы свидетельствует о породной предрасположенности в основном у брахицефалов. Степень риска возникновения новообразования имеет прямую зависимость от возраста (80 % новообразований головного мозга встречается у животных в возрасте от 5 до 11 лет). Эти опухоли подразделяют на первичные и вторичные. Первичные новообразования могут иметь глиальную природу и встречаются у брахицефальных пород собак, либо менингеальную природу (доброкачественные менингиомы, встречающиеся у долихоцефальных пород собак и у кошек). Что касается вторичных новообразований головного мозга, то речь идет о метастазах (в основном речь идет об опухолях молочных желез, но метастазы дают также кожные новообразования, аденокарциномы, легочные карциномы, фибросаркомы, лимфосаркомы), в этом случае необходимо удостовериться в возможном увеличении новообразования, образующегося из соседней ткани, в первую очередь в полости носа (Hoerlein В., 1989).
Абсцессы головного мозга у плотоядных могут быть следствием проникающих ранений либо в случае септического менингита в связи с развитием инфекционного процесса (Heavner J., 1973).
Гранулемы. К другим образованиям воспалительного характера, которые могут развиваться в головном мозге плотоядных и вызывать внутричерепное давление, относят гранулемы. Гранулемы могут иметь грибковое или паразитарное происхождение (Luttgen P. 1980).
Кровоизлияния. Сосудистые нарушения и как следствие геморрагии являются причиной формирования гематом. Такая форма повреждения, вызывающая интракраниальную гипертензию, может быть вызвана гематомами трех типов — экстрадуральным, субдуральным и субарахноидальным кровоизлиянием. Экстрадуральные гематомы обычно возникают при переломе черепа и быстро формируются после травмы. Субдуральная гематома образуется при кровотечении в пространстве между твердой и паутинной оболочками. Он может длительно формироваться и клинические проявления с момента возникновения будут достаточно поздними. Наконец, субарахноидльные геморрагии возникают вследствие кровотечения при повреждении сосудистой системы самой паутинной оболочки. (Oliver Je., 1983).
Гидроцефалия. Гидроцефалия может быть врожденной и приобретенной (например, вследствие новообразований, создающих препятствия для нормальной циркуляции ликвора, воспалений или геморрагии). Симптомы: головные боли, возникающие в виде кризов, усиливающиеся при кашле или при простом повороте головы. У животных наличие головной боли можно определить по аномалиям позиции головы (голова «тяжелая», постоянно приспущена для упреждения болевой реакции во время движения), положения по типу упирания головой в стену, дискоординация движений — ходьба по кругу. Могут быть рвоты, протекающие в виде выбрасывающейся струи и возникающие в результате изменения положения головы. Психические изменения, проявляющиеся в виде заторможенности, апатии, снижения памяти.
Эпилепсия
Чаще всего у собак встречается генерализованная эпилепсия, протекающая с потерей сознания, с тонико-клонической моторной активностью. Среди менее часто встречаемых приступов эпилепсии различают: — парциальные кризы, сопровождающиеся элементарной двигательной активностью (тики лицевой мускулатуры), нистагм, покачивание головой; — парциальные кризы с проявлением галлюцинаций (завывания, охота на несуществующую добычу, страх, хождение по кругу); — парциальные кризы, эволюционирующие в тонико-клонические. Кроме того, некоторые нарушения поведения (собака гоняется за хвостом, ловит мух, кусает свой бок и т. д.) могут быть следствием проявления парциального припадка. Клинический подход для постановки диагноза «эпилепсия». Порода, возраст, пол и анамнез являются основными критериями, которые необходимо учитывать для постановки диагноза и выявления причины эпилепсии. Функциональная эпилепсия имеет породную предрасположенность (бигль, такса, пудель, вельш-корги, терьеры, немецкая овчарка, ирландский сеттер, легавые, золотистый ретривер, сенбернар, хаски, спаниели). Диагностику на эпилепсию у собак, относящихся к породам, не имеющим предрасположенности к эпилепсии, необходимо осуществлять после длительного анализа. Эпилепсия, являющаяся следствием органического поражения, затрагивает все породы. Проявления кризов в возрасте до 7–8 недель у собак встречаются редко. Кризы часто проявляются ночью и длятся в течение первых часов суточного цикла. У большинства собак, страдающих функциональной эпилепсией, первый криз проявляется в возрасте 0,5–5 лет. Кризы, проявляющиеся до 6 месяцев и после 5 лет, не относят к функциональной эпилепсии. При функциональной эпилепсии в основном отмечают постепенное увеличение частоты кризов (Russo M., 1991).
Неврозы
К неврозам у собак можно отнести фобии, тревожные расстройства, страх одиночества, обсессивно-компульсивное расстройство (Оверолл К., 2005). Как правило, неврозы возникают у собак в результате неблагоприятных воздействий среды в сензитивные периоды онтогенеза.
Фобии
Фобии определяются как сильные и быстро развивающиеся реакции страха, которые в отличие от естественных страхов не угасают при постепенном приручении к объекту. Аномальные реакции страха возникают внезапно и их проявления ярко выражены в виде кататонии и панических реакций. Страхи обычно развиваются постепенно и сильнее варьируют по интенсивности проявления. После первого приступа фобии любые обстоятельства, связанные с вызвавшим ее
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.014 с.) |