Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эндогенные психические расстройстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривая эндогенные психические расстройства в контексте данной работы, целесообразно обратиться к описанию шизофрении у детей (Г. Каплан, Б. Сэддок, 2002). Как правило, указывается, что у детей в клинической картине преобладают симптомы регресса, а также кататонические расстройства. В настоящее время одной из наиболее распространенных форм шизофрении является непрерывная вялотекущая шизофрения. Согласно Э. Г. Эйдемиллеру, в ней представлены следующие признаки: черты шизоидности и выраженного инфантилизма, нарушение социальной адаптации, нарушение целенаправленной деятельности, диссоциированная задержка психического развития, нарушения ассоциативного процесса. По мнению В. М. Башиной (Башина В. М., 1999), шизофрения, возникающая в период от 0 до 7 лет, может рассматриваться как детский аутизм. Симптомы, характерные для эндогенной психической патологии в детском возрасте в известной мере, можно видеть и на поведении собак. В практике автора встречались животные разных пород (5 из 590 находившихся под наблюдением, то есть 0,85 %), которые отличались снижением общей активности в виде апатии к тем видам деятельности, которые обычно вызывают у животных интерес (игры, прогулки и пр.). У двух собак из пяти возникали галлюцинации, выражавшиеся во внезапном страхе: собаки «видели» что-то в квартире, начинали прятаться, без всякой внешней причины. Эмоциональные реакции на хозяев, других людей и животных у этих собак были обеднены (эмоциональная холодность). Эмоциональная холодность сочеталась с нарушениями моторики — застывшая поза, взгляд направлен в одну точку, двигательные стереотипии. У собак отсутствовало подражание и социальные игры. Отклоняющееся поведение было отмечено в возрасте 2–4 месяцев. При этом у животных не было выявлено органических заболеваний, не отмечалось травмирующих ситуаций в онтогенезе. Таким образом, на основании описания данной когорты животных, можно говорить о близости наблюдавшихся расстройств поведения и психики к эндогенной психической патологии у человека в раннем онтогенезе.
Отклонения поведения, вызванные личностными особенностями хозяев или их неопытностью
В данном разделе речь пойдет об отклоняющемся, с точки зрения владельцев, поведении животных, которое не является аномальным по механизмам формирования. К такому поведению можно отнести агрессию, поведение с целью привлечения внимания и фрустрацию породных поведенческих признаков.
Агрессия
Чаще всего хозяева жалуются на агрессию, проявляемую собаками в отношении членов семьи, и особенно в отношении детей. Причем проблема агрессии собак по отношению к людям становится все более острой. Важно отметить, что, если в результате дифференциальной диагностики не выявляется отклонений в поведении собаки, вызванных органическими заболеваниями головного мозга или расстройствами психики, то мы вправе предположить, что агрессивное поведение вызвано неопытностью владельцев. Такая неопытность может проистекать из незнания психологии собаки и неумения построить отношения собаки со всеми членами семьи. В приложении 4 приводятся данные о количестве укусов людей собаками по Москве за последние 10 лет. Необходимо учитывать, что в статистику попали только те владельцы собак, которые обращались за помощью в больницы или травмпункты в связи с серьезностью повреждения, что, безусловно, составляет лишь «надводную часть айсберга». Незарегистрированными остаются те незначительные, по мнению хозяев, синяки и ссадины, которые наносят собаки собственным хозяевам, в том числе и их детям. Автором было проведено исследование с целью выявления причин агрессии собак по отношению к младшим членам семьи и возможные меры коррекции такого поведения. По данным Министерства здравоохранения России к категории «дети» относятся все лица в возрасте от 0 до 14 лет. Предполагая, что собаки могут воспринимать 13–14-летних подростков как взрослых членов семьи, мы сократили возрастную категорию «дети» до 12 лет. При проведении исследования были опрошены родители 386 детей в возрасте от 0 до 12 лет, укушенных собственными собаками. Информация была предоставлена Московской службой санитарно-эпидемиологического контроля. Родителей опрашивали по телефону, в связи с чем не всегда удавалось четко выявить причины агрессии (наряду с объективными рассказами о произошедшем инциденте встречались и фразы: «А он ни с того ни с сего ребенка укусил»). Целью опроса было выяснить, при каких обстоятельствах собака покусала ребенка, благодаря чему можно было делать выводы о причинах и видах агрессии. Агрессия, проявляемая собакой по отношению к ребенку, может быть: 1. Защитной. Защитная агрессия может быть разделена на два типа. Во-первых, речь может идти о самозащите. Собака рычит и кусает, потому что ребенок слишком близко подходит к ней, гладит, дергает за хвост, тянет за уши, бьет, наступает на лапы. В этих случаях собака пытается избежать контакта с ребенком, и кусает, только если отступать уже некуда. Это модель агрессии, вызванной страхом. В других случаях собака не боится ребенка и ведет себя по отношению к нему адекватно, пока тот не причинит ей боль или неприятные ощущения. Это агрессия, вызванная аверсивными раздражителями. 2. Доминантной. Доминантную агрессию также можно разделить на два типа. Во-первых, она является следствием борьбы за лидерство, которая напоминает поведение животного, занимающего более высокий статус, в отношении молодого животного, нарушившего один из законов социальной жизни стаи. Во-вторых, может иметь место агрессия соперничества, когда собака воспринимает ребенка как соперника. При проявлении доминантной агрессии первого типа, собака агрессивно реагирует на попытки ребенка демонстрировать свое превосходство (например, определенным образом дотрагиваться до собаки, наклоняться над ней, пристально смотреть в глаза), командовать. При агрессии сопернического типа собака может агрессивно реагировать на ребенка, когда тот играет со взрослыми членами семьи, берет в руки игрушки собаки, приближается к ней. 3. Родительской. Собака может агрессивно реагировать на ребенка, если у нее щенки, а ребенок пытается приблизиться к ним. 4. Игровой (агрессия во время игры). Иногда проблемой становится агрессивность собаки во время игры. Собака прыгает на ребенка, прихватывает зубами, тянет за одежду. Если ребенок, испугавшись, пытается убежать или начинает плакать, собака может воспринимать это как часть игры. Собака «заигрывается», механизмы регуляции поведения тормозятся, что часто случается и у детей во время игры. 5. Перенацеленной. Перенацеленная агрессия собаки может быть направлена на ребенка, хотя тот не является идентичным объекту, вызвавшему первоначальное проявление агрессии. Типичной является ситуация, когда во время драки собака кусает человека, который пытается прекратить или предотвратить драку. В случае если собака пытается проявить агрессию по отношению к кому-либо, а ребенок не позволяет ей этого, собака также может укусить ребенка. Наконец, собака, наказанная хозяином за что-либо, может укусить находящегося рядом ребенка, боясь проявить агрессию по отношению к хозяину. 6. Межвидовой (когда собака воспринимает маленького, обычно грудного, ребенка как существо другого вида) — настоящая межвидовая агрессия по отношению к людям встречается редко и вызвана, скорее всего, недостаточным опытом общения собаки с человеком в раннем онтогенезе. Возможно также, что собака, всю жизнь находившаяся в среде взрослых людей, может не признавать грудного ребенка за человеческое существо (как правило, это происходит в течение нескольких дней после того, как ребенка приносят из роддома). 7. Идиопатической. Идиопатическая агрессия достаточно редкое явление. Она проявляется в непредсказуемом и ничем не спровоцированном нападении на людей (и детей в частности), которых собака хорошо знает и вызвана, скорее всего, психическими расстройствами животного. Эту форму агрессии необходимо четко отличать от доминантной агрессии. Во время собеседования с родителями детей, укушенных собственными собаками, родителям, в зависимости от возраста ребенка, задавались следующие вопросы: пол собаки, возраст собаки, порода, в каком возрасте собака появилась в доме. Кто появился в доме первым — ребенок или собака? При каких обстоятельствах произошла травма? Для уточнения ситуации общения ребенка с собакой у родителей брали дополнительное интервью (вопросы для уточнения и подробные результаты опроса см. в приложении 4). Основной результат, на который следует обратить внимание, заключается в следующем распределении агрессии разных видов по частоте встречаемости:
Следует отметить, что межвидовая и родительская агрессия встречается крайне редко (всего три человека). Идиопатическая агрессия также занимает незначительное место среди общего количества укусов. Повторим, однако, что мы лишь условно можем отнести травмы, полученные 17 детьми к проявлениям идиопатической агрессии. В процессе беседы нам не удалось выявить причин агрессивного поведения собак, но, весьма вероятно, здесь следует говорить о неадекватном восприятии поведения собаки пострадавшими и их родителями. Более подробно мы не будем останавливаться на проблемах агрессивного поведения. Об этом достаточно подробно написано в таких переведенных на русский язык изданиях, как Г. Аскью «Проблемы поведения собак и кошек», К. Оверолл «Клинические методы коррекции поведения собак и кошек», Д. Хорвитц «Руководство по поведенческой медицине собак и кошек».
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.007 с.) |