Рентабельность и факторы, влияющие на повышение ее уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентабельность и факторы, влияющие на повышение ее уровня



Для оценки эффективности работы предприятия недо­статочно использовать только показатель прибыли, кото­рый характеризует абсолютный экономический эффект. Например, два предприятия получают одинаковую при­быль, но при этом задействуют неравный капитал, имеют различную стоимость производственных фондов. Уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов характе­ризует относительный показатель эффективности произ­водства, именуемый рентабельностью.

Рентабельность (от нем. - доходный) в широком смысле означает эффективность, прибыльность, доход­ность предприятия или предпринимательской деятель­ности. В основе построения коэффициентов рентабель­ности лежит отношение прибыли (чаще всего чистой) или к затраченным средствам, или к выручке от реали­зации, или к активам предприятия.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости

продукции, улучшение использования производствен­ных фондов. В свою очередь прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства и реализа­ции продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, роста цен, повышения качества выпускаемой продукции.

Прирост прибыли в результате увеличения объема реализации продукции (ΔПQ) можно рассчитать по сле­дующей формуле:

ΔПQ = ΔПQ л - Qб

αпр

где – Qпл, Qб - соответственно плановый и базовый объем продукции, выраженный в денежной форме, ден. ед.; αпр - доля прибыли в объеме реализации продукции в базисном периоде.

Ассортимент выпускаемой продукции оказывает не­ посредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в сторону повышения удельно­го веса изделий с более высокой рентабельностью обес­печивается дополнительный прирост прибыли.

Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ве­дущая роль принадлежит снижению себестоимости

продукции. В формализованном виде прирост прибыли в результате снижения себестоимости продукции Пс)

можно выразить следующим образом:

 

Δ Пс = Сб * Qпл - Спл

где Сб, Спл – соответственно базисная и плановая стоимость реализованной продукции, ден. ед

При производстве продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако в ре­зультате этой продукции по повышенным ценам при­быль также может возрасти.

Как подчеркивал ось выше, рентабельность является показателем, характеризующим использование основ­ного капитала, поэтому на ее уровень большое влияние оказывают стоимость основного капитала и уровень его использования. Уменьшение среднегодовой стоимости основного капитала обеспечивает прирост рентабель­ности за счет повышения удельной прибыли, приходя­щейся на 1 рубль основного капитала, и снижения амортизационных отчислений, приходящихся на еди­ницу продукции.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИ3ВОДСТВОМ И РЕАЛИ3АЦИЕИ ПРОДУКЦИИ

 

НАУЧНЫЕ И ОРГ АНИ3АЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

4.1.1. Сущность и 'принципы планирования

П ланирование представляет собой процесс научной разработки и претворения в жизнь комплекса меропри­ятий, определяющих направления и темпы развития производства, обеспечивающих его соответствие по­требностям рынка, и на основе этого увеличение объема продаж и прибыли предприятия.

Планирование является главной функцией управле­ния производством, поскольку успех предпринима­тельской деятельности во многом зависит от качества планирования, которое включает определение перспек­тивных целей, способов их достижения и соответствую­щего ресурсного обеспечения.

Планирование побуждает руководителей предприятия и его структурных подразделений мыслить перс­пективно. Оно способствует развитию творческой ини­циативы работников, обеспечивает четкую взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц и повышает их ответственность за достижение намеченных показателей. Оно позволяет скоординировать усилия предприятия и направить их на достижение конечной цели, делает его более подготовленным к внезапным изменениям конъ­юнктуры рынка и политических условий.

Основными задачами, решаемыми в процессе плани­рования, являются:

. выявление направлений развития потребительско­го спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

. увеличение объема продаж продукции предпри­ятия, прибыли и рентабельности производства:

. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов из­

дел, услуг и снижения цен на них;

. снижение издержек на основе улучшения исполь­зования производственных ресурсов предприятия;

. создание новых рабочих мест для обеспечения со­циальной стабильности в стране.

Планирование призвано выполнять ряд функций в ор­ганизации работы предприятия, важнейшие из которых:

. постановка. перед коллективом предприятия. производственных задач и определение путей их решения;

.формирование потребностей предприятия, его под­разделений и служб в трудовых, материальных и фи­нансовых ресурсах;

. согласование деятельности отдельных подразделе­ний и служб предприятия во времени и по количествен­ным показателям;

. определение направлений и путей социального раз­вития коллектива предприятия;

. решение задач по охране окружающей среды, пра­вильному использованию природных ресурсов.

Планирование опирается на фактические, норматив­ные данные настоящего или прошлого периода, но ори­ентируется на установление контроля за процессом раз­вития предприятия в будущем.

Степень обоснованности планирования во многом за­висит от достоверности исходных показателей, харак­теризующих уровень развития отдельного хозяйствую­щего субъекта, и в его основе лежит составление про­гноза деятельности предприятия.

Прогнозирование представляет собой предвидение возможных вариантов развития ситуации на основе ра­нее сложившихся тенденций и закономерностей в де­ятельности.предприятия.

Сложность планирования в современных условиях заключается в том, что некоторые макроэкономические процессы (например, кризисы, забастовки и др.) вооб­ще не поддаются точному планированию, а также мно­гие микроэкономические показатели, характеризующие рынок в целом, деятельность конкурентов, объемы спроса и др., не обладают высокой степенью достовер­ности и точности. Поэтому зачастую планирование ба­зируется на неполных данных, что предполагает не только необходимость контроля за выполнением пла­1fOB, но и возможность корректировки тех или иных плановых показателей.

Принцип необходимости планирования предусмат­ривает обязательность применения планов при выполне­нии любого Вида трудовой деятельности. Его соблюдение соответствует требованиям рационального использова­ния ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

Принцип непрерывности заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Кроме того, непрерывность планирования означает пос­тепенный переход от стратегических планов к опера­тивным, необходимость взаимодействия между долго- ­и краткосрочными планами.

Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях сущест­вуют планы производства и продажи продукции, повы­шения технического и организационного уровня произ­водства, планы отдельных структурных подразделений и др., которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально-экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменение тех или иных разделов различных планов или показателей отра­жалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

Принцип гибкости предполагает возможность кор­ректировки уже разработанных плановых показателей. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить из­менения, обусловленные меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содер­жать резервы, называемые иначе «надбавками безопас­ности» или «подушками». При соблюдении этого требо­вания необходимо также планировать величину таких резервов, поскольку слишком большие резервы влекут за собой неточность разрабатываемых планов, слишком низкие пределы приводят к частым их изменениям.

Принцип точности определяется влиянием различ­ных внутренних и внешних факторов, поэтому планы

должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования субъекта хозяйствования.

Принцип оптимальности основывается на необхо­димости выбора лучшего варианта из нескольких воз­можных на всех этапах планирования. Критерием оп­тимальности различных планов могут быть минималь­ная трудоемкость, материалоемкость или себестои­мость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Принцип участия предполагает активное воздей­ствие персонала на процесс планирования, Т.е. каждый член трудового коллектива становится участником пла­новой деятельности независимо от должности и выпол­няемых функций. Это позволяет объединить оператив­ное руководство и планирование; способствует разви­тию личности всех работников, занимающихся плани­рованием; обеспечивает облегчение процесса обмена информацией внутри предприятия и т.д.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограни­чениях используемых ресурсов обеспечивает получе­ние наибольшего экономического эффекта.

Таким образом, все перечисленные основные принци­пы планирования ориентируют хозяйствующие субъекты на достижение наилучших экономических показателей.

4.1.2.Методы планирования

Реализация принципов планирования осуществляется посредством 'использования. разнообразных методов. Ос­новными из них являются: балансовый, нормативный,, системно-аналитический, сетевой, программно-целевые, экономико-математические, инженерно"экономические и Т.П. У каждого из этих методов имеются свой инстру­ментарий и приоритетные требования к основному плани­руемому результату, что лежит в основе их применения в процессе планирования производственно-хозяйственной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Нормативный метод основан на использовании норм и нормативов живого и овеществленного труда для определения переменных величин.

Сетевой метод применяется при планировании под­готовки производства новой продукции

Графические методы могут иметь различные фор­мы: сетевой; линейный, который составляется в осях координат, где х - время работы, у - вид работы. По та­кому же методу рассматривается точка безубыточности предприятия, где х - объем производства, у – стоимость продукции.

Программно-целевой метод применяется при разра­ботке сложных проектов, где участвуют много исполни­телей

Экономико-математические модели в планирова­нии применяются в различных модификациях. Их смысл состоит в том, что составляется модель из ряда показателей и коэффициентов. Находится переменная планируемая величина (у) как зависимая от других факторов. Например, линейная зависимость показате­лей выражается формулой

у = ао + а1х1 + а2Х2,

где у - потребление электроэнергии, квт-ч; Х1 - мощ­ность технологического оборудования, квт; Х2 - произ­водственная программа, шт.; ао, а1, а2 - коэффициен­ты, полученные расчетным путем по ретроспективным данным.

Зная Х1 и Х2 на плановый период, можно рассчитать планируемый расход электроэнергии.

Сложность экономической ситуации и разнообразие происходящих на предприятии процессов не позволяют использовать перечисленные методы в чистом виде, по­этому чаще всего применяются их различные комбина­ции, которые должны основываться на системном науч­ном подходе при изучении состояния предприятия, его внешней и внутренней среды.

 

4.1.3. Виды планирования и их краткая характеристика

В отечественной экономической литературе и хо­зяйственной практике всегда было общепризнанным

выделять два основных вида планирования: технико­-экономическое и оперативно-производственное.

Технuко-экономuческое планuрованuе предусмат­ривает разработку системы показателей развития тех­ники и экономики предприятия. В ходе данного плани­рования обосновываются оптимальные объемы произ­водства, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-­экономические показатели функционирования.

Операmuвно-проuзводсmве,ное планuрованuе пред­полагает последующую детализацию технико-экономи­ческих планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий раз­личным структурным подразделениям и корректиров­ку плановых заданий в процессе производства.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют дополнить существующую классификацию видов планов по следующим признакам (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Классификация видов планирования

Признаки классификации планов Виды планирования
1. Цель планирования Оперативное
  Тактическое
  Стратегическое
  Нормативное
2. Уровень управления Фирменное
  Корпоративное
  Заводское и Т.д.
З. Методы обоснования Рыночное
  Индикативное
  Централизованное (директивное)
4. Содержание планов Организационно-технологическое
  Социально-трудовое
  Снабженческо-сбытовое
  Инвестиционное
  Бизнес-планирование и Т.д.
5. Сфера применения Межцеховое
  Внутрицеховое
  Бригадное
  Индивидуальное
6. Время действия Краткосрочное
  Среднесрочное
  Долгосрочное
7. Стадии разработки Предварительное
  Окончательное
8. Степень точности Укрупненное
  Уточненное

 

Оперативное планuрованuе представляет собой вы­бор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются тради­ционными для предприятия (распределение продукции

по объему, номенклатуре, срокам и др:). Такое плани­рование обычно является краткосрочным.

Тактическое планирование предполагает обоснование задач и средств, необходимых для достижения стратеги­ческих целей (например, завоевание лидирующего поло­жения на рынке и т.д.). Тактическое планирование может охватывать краткосрочный и среднесрочный периоды.

Стратегическое планирование ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установле­ние его основных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение мар­кетинговой< стратегии на рынке отдельных товаров, вы­явление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и Т.д. Продолжительность планово­го периода, который охватывает стратегическое плани­рование, составляет, как правило, 10-15 лет.

Нормативное планирование предусматривает обос­нованный выбор средств, задач и целей предприятия и не имеет установленных временных границ. Оно рас­пространяется на все внутренние и внешние взаимоот­ношения, включая связи между предприятием и его окружением, на которое оно не оказывает влияния, но которое само на него воздействует.

Рыночное планирование основывается на взаимо­действии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги.

Индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действу­ющих видов и ставок налогов, минимального уровня за­работной платы и др.

Централизованное (директивное) планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых по­казателей натуральных объемов производства продук­ции, номенклатуры и сроков поставки товаров и др.

Краткосрочное планирование осуществляется на пе­риод от 1 до 3 лет. Его особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквар­тально, а второго и третьего года - каждые полгода или ежегодно. Краткосрочное планирование является осно­вой текущего, в котором показатели устанавливаются

на год с разбивкой по кварталам. Текущие планы явля­ются скользящими, Т.е. на первые три месяца устанав­ливаются жесткие показатели, а в последующие 9 меся­цев их корректируют. Текущие планы являются более детальными по сравнению с краткосрочными и в них увязываются задачи различных служб предприятия, более тесная координация которых происходит в рам­ках календарного планирования (период действия, как правило, 10 дней). В рамках данного планирования раз­рабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Среднесрочное планирование охватывает промежу­ток от 3 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, опреде­ленные долгосрочным планом.

Долгосрочное планирование (5-10 лет) создает осно­вы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствования на определенный период, и его резуль­татом являются планы предприятия по различным ви­дам его деятельности (производство, реализация, затра­ты, финансы и т.п.).

На первом этапе планирования обычно разрабатыва­ются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

Точность планов зависит от применяемых исходных материалов, сроков планирования, используемых мето­дов, профессиональной подготовки и производственно­го опыта соответствующего персонала.

Все эти виды планирования позволяют комплексно учитывать внутренние и внешние изменения в произ­водственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпосылки для повышения уровня его эконо­мического потенциала, и лежат в основе плана социаль­но-экономического развития предприятия. Этот план предусматривает планирование производства и реализа­ции продукции, потребности в производственных ресур­сах, социально-трудовых показателей, себестоимости продукции и цен, формирования и распределения при­были, экономической эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятий по охране природы и рацио­нальному использованию природных ресурсов.

 

Долгосрочное и текущее планирование производства продукции
    (работ, услуг)    
    I    
Оперативно-календарное планирование и регулирование производства
    I    
         
Планирование тех-   Нормирование   Административное
нической подготовки   материальных   управление и контроль
производства   ресурсов   за деятельностью
      предприятия
         
Планирование орга-   Нормирование,ор-   Государственный и
низационно-экономи-   ганизация и оплата   общественный кон-
ческой подготовки   труда персонала   троль производства
производства    
         
Материально- техни-   Разработка цен на   Перспективная
ческое обеспечение   выпускаемую про-   научно-техническая
производства и сбыта   дукцию (работы.   деятельность
готовой продукции   услуги)  
         
    Бухгалтерский учет   Прогнозирование
Планирование   деятельности пред-   экономического и тех-
финансов   приятия и состав-   нического развития
    ление отчетности   предприятия
         
Планирование   Анализ хозяйствен-   Подготовка данных и
кадрового   'ной деятельности   документации для раз-.
обеспечения   предприятий   работки плана на но-
    вый плановый период
         
Производство продукции (работ, услуг)
         
Реализация (сбыт) продукции (работ, услуг)

 

Рис. 4.5. Взаимодействие планирования и организационно-экономи­ческого механизма управления производством продукции (работ, услуг) на предприятии

План социально-экономического развития предприятия включает в себя следующие разделы (планы):

1. Производство и реализация продукции и услуг (производственная программа).

2. Научно-техническое развитие, совершенствова­ние производства и управления.

3. Нормы и нормативы.

4. Капитальное строительство.

5. Материально-техническое обеспечение.

6. Труд и заработная плата.

7. Себестоимость, прибыль и рентабельность произ­водства.

8. Фонды экономического стимулирования.

9. Социальное развитие коллектива.

10. Охрана окружающей среды и рациональное ис­пользование природных ресурсов.

11. Финансовый план.

Приведенный состав разделов плана социально-эко­номического развития предприятия может меняться в зависимости от размера предприятия, сложности его структуры, про грамм ной цели и форм собственности.

Взаимодействие планирования и организационно-­экономического механизма управления производством

продукции (работ, услуг) на предприятии представлено

на рис. 4.5.

 

Планирование производства и реализации продукции

В плане производства и реализации продукции (про­изводственной программе) определяется и конкретизи­руется основная задача деятельности предприятия по удовлетворению потребности населения в продукции, выпускаемой данным хозяйствующим субъектом.

П ланирование nроизводства и реализации продук­ции является важнейшим и определяющим разделом годового плана и служит исходной базой для расчета потреб­ности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах.

Принятая в плане структура производства, объем и уро­вень его специализации обусловливают характер органи­зации производственного процесса, степень использова­ния производственных мощностей, создают предпосылки для внедрения новой техники и технологии.

На основе установленной номенклатуры и объемов производства разрабатывается план по труду и заработ­ной плате, рассчитывается план по себестоимости продук­ции, рентабельности производства и Т.д. Все это определя­ет необходимость тщательного обоснования структуры и объемов производства и реализации продукции.

Исходными материалами при составлении плана производства и реализации продукции являются:

. данные маркетинговых служб об изучении спроса на продукцию, производимую предприятием;

. перспективный план технического развития пред­приятия;

. мероприятия по повышению эффективности про­изводства и изменению производственных мощностей;

. договоры на поставку продукции и прогноз измене­ния спроса на нее;

. данные о перспективах обеспечения предприятия сырьем и исходными материалами;

· сведения о наличии нереализованной продукции на начало планового периода,

Основными разделами производственной програм­мы являются: план производства в натуральном выра­жении, план производства в стоимостном выражении, план продаж.

При составлении плана nроизводства в натуральном выражении применяются натуралъные измерите­ли, которые выражают физический объем конкретных видов выпускаемой продукции в таких единицах, как штуки, тонны, метры и др., и служат основой для уста­новления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единица измерения должна отражать спе­цифику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство высококачест­венных изделий и способствовать эффективному ис­пользованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Для планирования объема производства изделий, различных по материалоемкости или другому призна­ку, применяют условно-натуральные измерители. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку (как правило, трудо­емкости).

В процессе разработки плана производства все объем­ные расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, подлежащей вы­пуску в плановом периоде.

Ассортимент - развернутый, детализированный пе­речень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является план повышения качества продукции, соответственно предусматривают­ся замена и снятие с производства устаревшей продук­ции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой

продукции, соблюдение требований стандартов, техни­ческих условий и другой технической документации.

Вторым разделом производственной программы яв­ляется nлан nроизводства в стоимостном выраже­нии. Связь,между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию.

Стоимостными показателями выпуска

продукции являются валовая, товарная и чистая продукция.

Объем валовой продукции (Впр) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном планово периоде, и определяется по формуле

 

Впр = ТП – Нн + Нк

 

где ТП - объем товарной (изготовленной) продукции по плану, ден. ед.; Нн, Нк - остатки незавершенного произ­водства, полуфабрикатов и инструмента собственного производства на начало и конец планового периода, ден. ед.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется и учитывается при значительном увеличении объема производства в плановом периоде по сравнению с отчетным, передаче выпуска отдельных видов продукции другим предпри­ятиям для создания задела.

Товарная (изготовленная) продукция включает в себя объем выпуска готовых изделий, укомплектован­ных и сданных на склад готовой продукции; полуфаб­рикаты, предназначенные для поставки на сторону; изделия и запчасти для своего капитального строи­тельства и капитального ремонта; услуги вспомога­тельных цехов на сторону, своему капитальному стро­ительству или непромышленным хозяйствам своего предприятия; инструменты и приспособления собс­твенного производства, необходимые для поставки или зачисленные в основные средства своего предприя­тия.

Плановый объем товарной (изготовленной) продук­ции (ТП) находится по формуле

т

ТП= ∑ Аi Цi

i=1

где Ai - план выпуска продукции в натуральном выра­жении; Цi - действующая цена i-ro изделия, ден. ед.; i ­- вид продукции; т - количество видов продукции, вы. пущенной предприятием.

Товарная продукция отражает объем произведенной продукции и используется для расчета затрат на произ­водство, прибыль, рентабельность и оборачиваемость оборотных средств.

В отличие от валовой и товарной чистая продукция (ЧП) характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия.

Объем чистой продукции определяется путем вычи­тания из товарной продукции материальных затрат, а также суммы амортизации основных фондов. Примене­ние данного показателя позволяет исключить повтор­ный счет продукции, более точно определить усилия коллективов предприятия по выполнению ряда важ­нейших качественных показателей - производитель­ности труда, фондоотдаче и др.

Третьим разделом производственной программы яв­ляется план. продаж. Он содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок может планироваться как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При равномерных поставках объем продаж (реализо­ванной продукции) на плановый срок можно опреде­лить как про изведение среднесуточного выпуска про­дукции на период времени по формуле

Ппр = Вс * Т,

где Ппр - планируемый объем продаж, ден. ед.; Вс - среднесуточный выпуск (продажа) товаров, ден. ед.; Т - планируемый период продаж (месяц, квартал, год), дн.

При неравномерном или нестабильном производ­стве, подверженном сезонным колебаниям, план про­даж обычно составляется на каждый месяц.

По экономической структуре реализованная продук­ция идентична валовой и товарной продукции, но отли­чается от них качественным признаком: это продук­ция, уже оплаченная покупателем. Если же продукция покупателем не оплачена, то речь идет о показателе ре­ализуемой товарной продукции.

Рассмотренные структура и содержание плана про­изводства и реализации продукции характерны для те­кущего планирования. Планирование же производства новой конкурентоспособной продукции, могущей обес­печить высокий доход предприятию, предполагает со­ставление каждым субъектом хозяйствования также долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпус­каемых изделий, расширения использования произ­водственных площадей и Т.д.

 

4.1.5. Сущность бизнес-плана и его назначение

Бuзнес-план представляет собой документ, содержа­щий обоснование действий, которые намечается осущес­твить для реализации или создания нового предприятия. Он является важным инструментом при рассмотрении большого количества ситуаций для выбора приемлемых и определения средств для их достижения.

Назначение бизнес-плана - помочь предпринимате­лям оценить свои возможности, выявить емкость и перс­пективы будущего рынка, оценить необходимые затра­ты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно бу­дет реализовать продукцию или услуги (для определе­ния потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности, обна­ружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами.

Составляя бизнес-план, надо помнить, что основной целью является получение прибыли через удовлетворе­ние потребностей потребителя, а средствами ее дости­жения - новые продукты или услуги.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы: как начать свое дело, как эффективно орга­низовать ПРОИЗВОДСТВО, когда будут получены первые доходы, как скоро Можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить возможный риск.

Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, издаваемый руководителем предприятия (приказ, распоряжение), которым опреде­ляются и утверждаются:

. руководитель разработки бизнес-плана;

. состав исполнителей и распределение обязаннос­тей между ними;

. разработчик бизнес-плана (предприятие-инициа­тор проекта или при влеченные организации);

. смета затрат на проведение работ и источник финансирования (при необходимости).

 

 

Для подготовки бизнес-плана рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специа­листов предприятия с предоставлением полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исход­ных данных.

Источниками финансирования разработки бизнес­ плана могут быть:

. собственные средства предприятий и организаций;

. внебюджетные фонды министерств, других орга­нов государственного управления, объединений, подчи­ненных Правительству (если положением о соответ­ствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели);

. средства потенциальных инвесторов. Бизнес-план, как и стратегический план предпри­ятия, охватывает достаточно длительный период, обыч­но - 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-пла­нированием и стратегическим планом существует ряд различий:

. бизнес-план в отличие от стратегического плана включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентиро­ван на развитие одной стратегии, в то время как страте­гический.план может включать другие типы стратегий предприятия;

. бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом це­ли и задачи должны быть выполнены, стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом вре­мени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на кор­ректировке или пере смотре стратегического плана;

. в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо

более весомые значения, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равнозначными частями

cтруктуры бизнес-плана.

Близким бизнес-плану можно назвать такой доку­мент, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функци­ям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование - это специфи­ческий плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особое внимание в структуре ТЭО уделяется производственно-техничес­ким аспектам проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. ­

Бизнес-план может составляться как для действую­щего предприятия, так и для вновь создаваемого. Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач хозяйствующего субъекта. Примени­тельно к новому предприятию бизнес-план разрабаты­вается в соответствии с общепринятой в международ­ной экономической практике методикой.

Содержание и объем бизнес-плана зависят от различ­ных факторов: размеров предприятия (для малого бизне­са - 10-20 страниц, для крупного предприятия - 40-50); стоимости проекта (40 страниц - при стоимости проекта менее 500 тыс. дол. США и до 80 страниц - при стоимости проекта свыше 500 тыс. дол. США); полноты составных частей (укрупненный или детализированн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.129 с.)