Методы формирования цен. Государственное регулирование цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования цен. Государственное регулирование цен



Формирование рыночных цен на продукцию (услу­ги) проходит несколько этапов:

. постановка задачи ценообразования;

. определение спроса;

. оценка издержек производства;

. анализ цен товаров конкурентов;

. выбор метода установления цен;

. определение цены и правил ее изменения;

. учет государственного регулирования цен.

Существуют различные методы ценообразования.

Более подробно рассмотрим затратный (свободный) метод формирования цены.

При затратном методе формирования отпускной це­ны (метод обратного счета) исходной для выполнения расчета является цена на рассматриваемый товар, сло­ жившаяся на внутреннем рынке. 3ная рыночную и за­купочную цены на товар, а также величину ожидаемых затрат (в том числе на таможне), делается расчет пре­дусмотренных законодательством налогов, сборов и от­числений, включаемых в отпускную цену товара, кор­ректируются отдельные виды затрат (например, расхо­ды на рекламу, информационные услуги и др.) и опре­деляется размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Суть затратного метода заключается в том, что при составлении расчета за отправную точку берется заку­почная цена товара, к которой добавляются таможен­ные платежи и другие расходы в размерах, ожидаемых в предстоящем отчетном периоде согласно используе­мым методикам расчета и нормативам. 3атем к сформи­рованной таким образом полной себестоимости едини­цы товара по принятому нормативу рентабельности до­бавляются прибыль и предусмотренные законодатель­ством налоги, сборы и отчисления, включаемые в отпускную цену товара.

В соответствии с 3аконом «,О ценообразовании» под его государственным регулированием понимается «воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов пу­тем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилиза­ции и стимулирования развития экономики республи­ки. Оно реализуется на основе форм прямого (админис­тративного) и косвенного (через воздействие на ценооб­разующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной по­литики) регулирования».

Объективная необходимость регулирования цен обус­ловлена многими причинами: защитой свободной конку­ренции от монополий; необходимостью изменения цен, устанавливаемых рыночным механизмом, с целью умень­шения неравенства в распределении доходов между отдель­ными отраслями производства и отдельными группами населения; потребностью в перераспределении ресурсов, когда рыночная экономика не способна выделить необхо­димые ресурсы для производства товаров, выпуск кото­рых экономически оправдан; необходимостью стабилиза­ции экономики, обеспечивающей полную занятость ре­сурсов и стабильный уровень цен.

Одним из субъективных условий необходимости го­сударственного регулирования ценообразования явля­ется недостаточная степень обеспеченности внутренне согласованными законодательными документами: за­конами, указами и постановлениями, регулирующими деятельность хозяйственных субъектов в условиях трансформационного периода.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Бела­русь применяются на:

. товары (работы, услуги) субъектов хозяйствова­ния, занимающих доминирующее положение на товар­ных рынках Республики Беларусь и включенных в го­сударственный реестр;

. отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливает­ся Президентом или по его поручению Советом Минист­ров Республики Беларусь.

Целесообразно различать три основные формы государственного воздействия на ценообразование: ограни­чение на формирование цен в виде их фиксирования, установление предельных цен, рентабельности или ка­ких-либо других ограничительных нормативов; уста­новление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (за­казчика или поставщика); государственную поддержку цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю (заказчику или поставщику).

Применительно к сфере ценообразования стоит вы­делять следующие методы государственного регулиро­вания:

. экономическое регулирование (косвенное) являет­ся основой ценового регулирования в практике разви­тых стран, так как в этом случае сохраняется экономи­ческая обоснованность цен. Оно осуществляется путем изменения цен товаров под влиянием спроса и предло­жения на рынке и условий производства. Регуляторами выступают налоги, условия кредита, размер денежной эмиссии, валютная политика и т.п.;

. административное (прямое) регулирование цен предполагает прямое изменение или установление уров­ня цен (тарифов), порядок их определения; изменения и декларирования посредством законодательных актов.

В то же время государство, уже вследствие того, что оно государство, издает законы и требует их выполне­ния, имеет возможность регулировать цены на товары, добиваясь при этом определенных целей: изменения раз­мера производства, создания льгот отдельным отраслям производства или предприятиям, регулирования дохо­дов, штрафования, стимулирования и т.д. Поэтому сле­дует перечислить ряд факторов, ограничивающих вме­шательство государства в ценообразование: существова­ние неких интересов государства, обособленных от об­щих интересов экономической системы; государство не в состоянии учесть общественную потребность, что приве­дет к несоответствию между спросом и предложением по различным группам товаров и т.д.

Основные функции государства в области регулиро­вания ценообразования можно свести к следующим: со­здание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономи­ки; контроль над монополиями и их ограничение; под­держка незащищенных слоев населения путем установ­ления пособий, модификации цен, налогообложением и т.д.; корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта; стиму­лирование экономического роста, контроль за уровнем занятости и инфляции.

К важнейшим направлениям ценовой политики Рес­публики Беларусь можно отнести:

. политику свободных цен;

. регулирование цен на социально значимые товары и услуги, продукцию предприятий-монополистов, базо­вых отраслей;

. защиту собственных товаропроизводителей;

. сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России.

. переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, установленным на основе откры­тых тендеров и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.005 с.)