Ценообр а30вание на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценообр а30вание на предприятии



Цена: понятие, роль, виды

Цена является наиболее распространенным в эконо­мической науке понятием. В соответствии с Законом о ценообразовании: «цена - это денежная оценка стои­мости единицы товара».

Субъектами ценообразования в Республике Бела­русь могут выступать: юридические лица и предприни­матели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполни­тельные и распорядительные органы.

Роль цены в экономике проявляется на макро- и микроуровнях. На микроуровне цена является регуля­тором производственно-хозяйственной и коммерческой

деятельности предприятия. На макроуровне цена фор­мирует структуру экономики и сигнализирует о возни­кающих диспропорциях.

При расчете цены на продукцию (товар) преследуют­ся следующие цели:

. соблюдение всех введенных государством ограни­чений (надбавки, нормативы рентабельности, уровни индикативных цен и т.п.);

. определение размера плановой прибыли (убытка) предприятия от проведения конкретной хозяйственной операции.

Рассмотрим сущность основных видов цен.

По степени и способу регулирования цены подразделяются на: жестко фиксированные (на­значаемые или твердые); регулируемые (изменяемые); договорные (контрактные); свободные (рыночные).

Жестко фиксированные (назначаемые или твер­дые) - устанавливаются субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Регулируемые (изменяемые) - устанавливаются со­ответствующими государственными органами, осу­ществляющими регулирование ценообразования, или определяются субъектом ценообразования (юридичес­ким лицом, предпринимателем) с учетом установлен­ных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.

Договорные (контрактные) - определяются пред­варительным согласованием между продавцом и поку­пателем.

Свободные (рыночные) ~ освобождены от непосредс­твенного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

В зависимости от обслуживаемого обо­р о т а различают: отпускную цену предприятия, опто­вую и розничную цены.

Отпускная цена предприятия - это цена, по которой предприятия реализуют продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям. Она включает в себя издержки произ­водства и реализации, прибыль, НДС, акцизы, косвен­ные сборы и отчисления.

Оптовая цена - это цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организа­циям и иным потребителям. Она состоит из отпускной це­ны предприятия и оптовых надбавок оптовой организа­ции, размер которых ограничен 20% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или им­портером..

Розничная цена - цена, по которой розничные торго­вые организации реализуют продукцию населению и организациям. Она состоит из оптовой цены и торговой (розничной) надбавки розничных торговых организа­ций, размер которых ограничен 30% от отпускной це­ны, сформированной предприятием-изготовителем или импортером; она исчисляется с учетом оптовой надбав­ки (включает в себя оптовую надбавку). На рис. 3.1 при­веден состав розничной цены.

Плано- Цена про-        
вая себе- изводите-        
стоимость ля        
Прибыль          
Налог на добавленную Отпускная    
стоимость   цена пред- Отпускная  
Акциз   приятия-из- цена оптового  
  готовителя предприятия Рознич-
Налог на продажу ав-       ная цена
томобильноготоплива        
Налоги с оборота (кос-        
венные)          
'ОПТЩ!аЯ торговая наценка      
Розничная торговая наценка      
Налог на продажу        
             

Рис. 3.1. Состав рыночной цены на продукцию отечественного производства

 

В зависимости от включения в цену рас­ходов по транспортировке продукции в миро­вой практике различают цены: франко-станция отправ­ления и назначения, ДАФ, СИФ, ФОБ, ФАС, КАФ.

Цена франко-станция отправления - расходы по транспортировке товара и погрузке его в вагоны или на борт судна несет продавец.

Цена франко-станция назначения включает расходы по транспортировке груза до станции потребителя. По­следний несет расходы только по выгрузке товара из ваго­нов или судов и транспортировке груза на свой склад.

Цена ДАФ - продавец поставляет товар до границы.

Цена СИФ - все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец.

Цена ФОБ - продавец несет расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

Цена ФАС включает только расходы по доставке гру­за до причала.

Цена КАФ включает все расходы по транспортировке груза, но не включает расходы по его страхованию.

Существуют различные методы определения цены: затратньrй, индексный, метод формирования цен с ориентацией на конкуренцию и др.

Величину цены затратным методом можно опреде­лить по формуле

Ц=С+П+Н,

где С - себестоимость единИЦЫ продукции, ден. ед.;П - ­прибыль, приходящаяся на единицу продукции, ден. ед.; Н - налоги, включаемые в цену, ден. ед.

Основными функциями цены являются:

. учетная - показывает, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изго­товление продукции;.

. стимулирующая - поощряет или сдерживает про­изводство и потребление различных товаров;

. распределительная - меняет цены под воздействи­ем рыночных факторов;

. балансирующая - устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением, между потреби­телем и производством;

. функция цены как средства рационального размеще­ния производства позволяет осуществлять перелив капи­талов в производства с более высокой нормой прибыли;

. информационная - предоставляет информацию для принятия производственных решений.

 

3.2.2. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы

Основными принципами ценообразования являются:

. определение основ государственной политики в об­ласти ценообразования;

. сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);. разграничение полномочий субъектов ценообразова­ния по установлению и регулированию цен (тарифов);

. установление регулируемых цен (тарифов) на това­ры (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъ­ектам хозяйствования покрытие экономически обосно­ванных затрат и получение достаточной для расширен­ного воспроизводства прибыли с учетом государствен­ных дотаций и других мер государственной поддержки;

. государственный контроль за соблюдением дей­ствующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Цены являются индикатором состояния экономики. В них отражаются экономические, социальные, поли­тические, идеологические и другие факторы.

Цены формируются под воздействием двух групп факторов, определяющих соотношение спроса и пред­ложения на рынке товара.

На уровень цен оказывают влияние следующие эко­номические факторы:

. факторы снижения цен - рост производства, НТП, рост производительности труда, снижение издержек, кон­куренция, снижение налогов, развитие прямых связей;

. факторы роста цен - спад производства, монопо­лизм предприятий, увеличение массы денег в обраще­нии, нестабильность экономической ситуации, ажио­тажный спрос и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.01 с.)