Внушаемость природная и ситуативная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внушаемость природная и ситуативная



 

Мы видели, что внушаемость является индивидуальной чертой и варьируется в широких пределах. Каждому она дана природой, воспитанием, образованием, опытом жизни. Назовем ее для краткости природной внушаемостью.

Внушаемость не является постоянной величиной. На нее оказывают влияние окружающая обстановка и сиюминутное состояние человека.

Известно, что в толпе человек более внушаем. То же самое — в состоянии стресса. Паника (то есть гипертрофированное чувства страха) чаще вспыхивает именно в толпе: во-первых, в силу эффекта психического заражения, а во-вторых, под воздействием стресса, происходящего часто из-за незначительной опасности. Под давлением группового мнения участники скорее соглашаются с внушаемым им суждением.

Таким образом, можно создать обстановку, в которой внушаемость как реакция на ситуацию (то есть ситуативная внушаемость) резко возрастет.

Внушение (да и любое другое управляющее воздействие) во многом зависит от "фонового обеспечения", то есть от психологического состояния собеседников и окружающего фона. В этом плане можно выделить ряд фоновых состояний.

 

Релаксация

 

Наиболее простым и вполне надежным фоном для беседы является мышечная релаксация (расслабление). Суть ее заключается в том, что при релаксации кора головного мозга человека в определенной степени освобождается от побочных влияний и подготавливается для восприятия речи. Лучше всего это происходит, когда беседующие находятся в комфортной обстановке и сидят в непринужденной позе, обращенными друг к другу (на диване, за журнальным столиком). Этому способствуют мягкий и неяркий свет, удобная мебель, отсутствие сильных звуков и наличие достаточного времени. Позы собеседников должны быть естественными. Частным случаем релаксации является состояние транса у адресата воздействия.

 

Напряженное ожидание

 

Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние. Эмоциональная напряженность также усиливает восприятие идей говорящего. При этом, конечно, приемы внушения для этих двух состояний будут разными.

Выдающимся мастером создания напряженного ожидания у зрителей был американский кинорежиссер А. Хичкок. Он исходил из правила: страшен не сам выстрел, а ожидание его. В "фильмах ужаса", поставленных этим мастером, совсем мало преступлений (по сравнению в особенности с нынешними боевиками), но режиссер так подолгу держал зрителей в состоянии напряженного ожидания, что это потрясало их больше, чем кровавые убийства.

 

"Взрыв"

 

В психологии этот прием известен как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Явление «взрыва» подробно описано в художественной литературе (перевоспитание Жана Вальжана, героя романа В. Гюго "Отверженные"). Научное обоснование методики «взрыва» дал выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит столкновение нервных процессов. Неожиданный раздражитель (зрелище, информация и т. д.) вызывают у него смятение. Это приводит к коренному изменению взглядов на события, отдельных людей и даже мир в целом. Например, сведения о неверности одного из супругов в «благополучных» семьях могут привести другого на грань катастрофы. В семьях, где неверность расценивается как шалость, такого не происходит.

Рассказывает мастер ПТУ. Был у него в группе учащийся, который своими выходками выматывал душу преподавателям.

Особенно доставалось, конечно, мастеру — и от администрации, и от коллег-преподавателей, и от родителей пострадавших учащихся.

Никакой управы на этого шалопая не было. И вот однажды, после его какой-то особенно гнусной выходки, мастер нашел того в котельной. Кровь прихлынула ему к голове, ярость его была так велика, что, потеряв всякое самообладание, мастер схватил подростка и потащил к топке, крича: "Все, гаденыш, прощайся с жизнью. Сил больше моих нет! Под суд пойду, но избавлю всех от такой гадины!!"

Подросток побелел, покрылся холодным потом и заголосил: "Не надо! Не надо! Я больше не буду! Простите! А-а-а!"

Швырнув того наземь, мастер выбежал.

С тех пор подростка как подменили, пакостей он больше не чинил.

 

"Сцена"

 

В отличие от спонтанного «взрыва» «сцена» может производиться намеренно. Андре Моруа утверждал: "Лучшие сцены возникают преднамеренно и с большим искусством". В качестве примера приведем одну историю времен наполеоновских походов. Лионэ, один из маршалов армии Наполеона, обладал некой «странностью». Будучи человеком очень ровным и выдержанным, он иногда терял самообладание перед подчиненными, срывал с головы треуголку, швырял ее на землю и топтал в ярости.

Эти вспышки гнева случались всегда в моменты, когда нужно было подвигнуть подчиненных на непростое решение.

И только денщик подметил такую закономерность — всякий раз накануне маршал говорил ему: "Жак, принеси мою старую треуголку". Маршал был из простолюдинов и не мог топтать дорогой головной убор. Не зря говорят: "Лучший экспромт — тот, что хорошо подготовлен".

Эти сюжеты демонстрируют действенность убеждающих поступков, сочетающих приемы "напряженное ожидание" и «взрыв».

 

Идентификация

 

Если собеседник не проявляет ни явных признаков расслабления, ни напряженности, то взаимопонимание с ним может быть достигнуто на фоне идентификации, то есть на идее взаимного переживания каких-то обстоятельств.

Известно, что люди, имеющие между собой некую общность, скорее окажутся друг другу по душе. Так, врач с врачом, коммерсант с коммерсантом, инженер с инженером и т. д. быстрее находят общие точки соприкосновения. А если у них к тому же еще и некая общность судьбы, то достижение аттракции еще более ускорится. Для большинства людей собрат по несчастью (одинаковая болезнь, общее горе и т. д.) становится ближе. Оглушительный успех телесеансов Анатолия Кашпировского одной из своих причин имел идентификацию желающих избавиться от своих болезней с теми счастливчиками, которым уже повезло: "Если они, то почему бы и не я"?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.007 с.)