Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не так страшен черт, как его малюткаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Неужели сверхцивилизация не сумела бы организовать свою работу так, чтобы вы ничего не заметили? А уж если вы заметили, то какая это к черту сверхцивилизация?» (А. и Б. Стругацкие, «Волны гасят ветер»).
Действительно, а можем ли мы вообще вычислить вмешательство в деятельность человечества некоей внешней цивилизации, если эта цивилизация и не собирается афишировать свое присутствие на Земле?.. Тем более, что мы уже заранее понимаем: такая цивилизация заведомо должна иметь гораздо более высокий уровень развития, нежели достигли мы. Хотя бы потому, что для подобного вмешательства ей необходимо овладеть межзвездными перелетами, которые для нас сейчас недоступны и в ближайшем обозримом будущем таковыми и останутся. Но, во-первых, активное вмешательство всегда оставляет следы. Пусть малые, пусть незаметные на первый взгляд. Но оставляет!.. Более того, любое вмешательство всегда преследует цель добиться каких-то последствий. А раз так, то в случае действительного воздействия на нас извне некие последствия должны иметь место быть. И эти последствия являются ничем иным как дополнительными следами вмешательства. Во-вторых, вмешательство ведь не обязательно всегда только одноразовое и одномоментное. Оно может осуществляться на протяжении и весьма длительного времени. А раз так, то любой разведчик (и контрразведчик) скажет, что чем больше время работы агента, тем неизбежно он оставляет больше следов, и тем больше увеличивается шанс его разоблачения по этим следам. А в-третьих, разве воздействие извне может осуществлять только сверхцивилизация (в полном смысле этого слова)?.. Если для персонажей романа Стругацких был актуален исключительно вариант сверхцивилизации под названием Странники, то для нас дело обстоит несколько иначе. В нашем случае речь может идти и о такой цивилизации, которая достигла куда более скромных успехов в своем развитии нежели Странники Стругацких. И представляется логичным предположить, что чем менее совершенна сама цивилизация в целом, тем менее совершенна она и в деле сокрытия фактов своего вмешательства. Это, конечно, вовсе не обязательно. Но весьма вероятно. И это также увеличивает наши шансы на успех в поиске таких фактов. Однако поиск фактов внешнего воздействия — это даже не ползадачи, а гораздо меньше. Ведь нас интересует в первую очередь оценка последствий этого воздействия. А для этого нужно как можно более точно знать цели и задачи другой цивилизации, которые она преследует своим вмешательством в наши дела. Можно ли узнать эти цели и задачи, если она сама, скорее всего, не захочет их раскрывать?.. Оказывается, вполне… Интересы кого-либо, цели и задачи поступков этого «кого-либо» в той или иной мере отражаются в реальных действиях, которые осуществляет этот самый «кто-либо». Данный факт хорошо известен, скажем, психологам, которые восстанавливают даже такие мотивы в поведении человека, которые он сам может и не осознавать. Разработана уже целая масса различных весьма эффективных методик в этом направлении. И не важно, что сам человек будет заявлять о чем-то совершенно ином — абсолютно полностью скрыть истинные побудительные мотивы практически невозможно. Вдобавок, об истинных целях и задачах (согласно выводам тех же психологов) немало может сказать и полученный результат. По сути, этот результат чаще всего и оказывается истинной целью каких-то предпринятых действий, какими бы лозунгами и декларациями эти действия не прикрывались… Но можем ли мы подобным же образом вычислить интересы, цели и задачи представителей другой цивилизации по их поступкам и поведению?.. Ведь здесь не исключена вероятность столкнуться с совсем другими подходами и даже с другой логикой, с другой организацией сознания. Что, впрочем, мы уже как раз и видели в случае с технологиями строительства, которые нашли отражение в особенностях древних мегалитических сооружений. На мой взгляд, мы вполне можем добиться положительного результата и при таких «отягчающих обстоятельствах». Например, те, кто достаточно долгое время уделял общению с животными, прекрасно знают, что при должном навыке вполне можно определять цели, которые преследуют животные в тот или иной момент времени — определять по их поведению. А ведь логика животных весьма сильно отличается от логики человека. И мы можем использовать даже совсем иные термины для описания поведения и его мотивации у животных, как то — повадки, инстинкты и тому подобное. Но суть-то дела от этого не меняется — по реальному поведению и результату вычисляются истинные побудительные мотивы, то есть те самые интересы, цели и задачи. Однако, как показывает практика, в применении данного подхода к действиям внешней цивилизации нередко совершается глубочайшая, на мой взгляд, ошибка — идет поиск единых целей и задач, единый интерес. Не спорю: вполне возможен вариант, когда действия всех представителей другой цивилизации на нашей планете осуществляются по некоему единому плану согласно единой стратегии и тактике. Но ведь возможен и совершенно другой вариант, когда такого единого плана нет. Или, скажем, есть несколько групп представителей внешней цивилизации, и каждая группа имеет свои собственные интересы, преследует свои собственные цели. И вовсе не обязательно, что все эти интересы и цели будут совпадать. Более того, если существует одна цивилизация, вмешивающаяся в наши дела, то абсолютно не исключен вариант, что таких цивилизаций может быть и больше одной — две, три, десять и т. п. И у каждой цивилизации могут быть свои интересы на планете Земля и свои цели в отношении человечества. Но и в том случае, если действует всего лишь единственная сплоченная группа одной цивилизации, говорить о единых, раз и навсегда заданных целях и задачах нельзя. Мы ведь меняемся с течением времени. А раз меняется объект воздействия, то необходимо изменение методов воздействия, а при сильном изменении объекта — и изменение целей воздействия. Кроме того, если меняемся мы сами, если наше общество эволюционирует (не важно в каком направлении: «вперед» или «назад»), то нельзя ведь исключить и эволюцию внешней цивилизации. А следовательно: нельзя исключить и эволюции во времени целей и задач этой внешней цивилизации по отношению к человечеству. Вчера они могли быть одними, а завтра будут другими… Вполне естественный процесс… Можно привести, скажем, такой образный пример. Подопытные кролики растут и плодятся, а за ними только наблюдают. Сотрудники лаборатории свою главную задачу видят именно в этом. Но приходит новое руководство (или меняется вахта) и решает, что созрели условия для совершенно иных экспериментов — не только для пассивного наблюдения, но и для активного влияния. Благо для этого завезли, скажем, и новое оборудование… Вот вам и смена целей и интересов, а соответственно и смена воздействия, которому будут подвергаться подопытные кролики… Раз подобное изменение вполне естественно, то бессмысленно ожидать, что воздействие извне ныне будет ровно таким же как, например, на заре человеческой цивилизации. Это немало усложняет задачу, но не учитывать этот фактор просто нельзя. С другой стороны, это в некотором смысле и облегчает задачу. Дело в том, что в таком случае нельзя исключить варианта резкой смены приоритетов, целей и задач. А такие резкие изменения должны сопровождаться серьезной активизацией воздействия. И в такие периоды неизбежно должно оставаться существенно больше следов такого воздействия, что и облегчает их поиск… * * * Но для того, чтобы делать какие-то выводы об интересах другой цивилизации, о ее целях и задачах в какой-то момент времени, нужны данные о ее действиях и поступках. То есть нужны прежде всего факты вмешательства. А что именно из себя представляют эти факты?.. Как их можно искать и где?.. Вопросы на самом деле тоже далеко не из простых, ведь только в случае открытого прямого присутствия все более-менее очевидно. Но глупо было бы искать только следы некоей армии вторжения или негласного проникновения захватчиков, как это нередко рисуют современные фантастические фильмы. Или следы только шпионско-агентурной сети по примеру современных разведывательно-диверсионных структур. Я не хочу сказать, что такие следы и такие методы вообще не могли применяться. Наоборот: вполне могли и даже применялись (как будет показано в дальнейшем). Я хочу сказать, что нельзя ограничиваться только этим. Это — методы все-таки достаточно примитивные (хотя примитивность методов вовсе не исключает их эффективности при определенных условиях). А от высокоразвитой цивилизации следует ожидать и более «изощренных», более «тонких» способов воздействия. Но и тут ситуация далеко не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд. Подсказкой нам может служить то соображение, что если вообще стоит задача воздействия одной цивилизации на другую, то оно должно иметь (по своим последствиям) в целом достаточно глобальный характер. То есть оказывать влияние на большие массы населения сразу. Строго говоря, данное положение не доказуемо, но в нем есть неумолимая логика. Ведь, действительно, бессмысленно подчинять своим целям какую-то одну деревню или даже целый город. Здесь важен масштаб!.. Следы глобального воздействия проще и искать, поскольку от разового вмешательства в конкретном месте вполне может не остаться практически никаких материальных фактов и свидетельских показаний. А вот при масштабном мероприятии следы неизбежно оставаться должны. Другое соображение: необходим учет фактора, который я бы назвал «минимизацией трудозатрат» (хотя можно назвать это и специфическим проявлением обычной лени). Трудно представить себе цивилизацию, пусть даже очень и очень богатую и расточительную, которая бы не стремилась добиться максимального результата при минимуме усилий с ее стороны. А раз так, то от достаточно развитой цивилизации следует ожидать и развитых — по данному фактору — действий. Говоря другими словами, вполне возможно сочетание глобального характера последствий воздействия с точечным характером самого воздействия. Третье соображение (которое вытекает из предыдущего): нет никакого смысла тратить свои усилия сегодня на то, что завтра приведет к новой затрате усилий на то же самое. Следовательно, внешнее воздействие есть смысл оказывать в том случае, когда оно имеет долгосрочные последствия. А самые долгосрочные последствия имеют те процессы, в которых присутствует некий механизм «самоподдержки» и которые не требуют постоянных повторных воздействий (за исключением, возможно, небольших корректировок и несопоставимо меньших по трудозатратам периодических добавочных импульсов). Отсюда вытекают, как минимум, два следствия. Первое: вполне целесообразны (а следовательно, и возможны) такие воздействия, которые не обеспечивают сразу и мгновенно достижения необходимых целей, зато запускают некие механизмы внутри самого человеческого сообщества; и уже эти внутренние механизмы обеспечивают в некоей перспективе достижение поставленных целей. Конечно, для «разового набега и грабежа» такое влияние одной цивилизации на другую не имеет никакого смысла. Но если речь идет о более-менее долговременном контакте, то подходы кардинально меняются. Воздействующая цивилизация вполне может и подождать «урожая», если его масштаб в перспективе покроет неудобства этого ожидания. Второе следствие: поскольку одним из самых консервативных и очень медленно меняющихся параметров человеческого сообщества является массовое сознание, постольку (от достаточно развитой и достаточно понимающей в этих вопросах цивилизации) можно ожидать таких действий, которые будут порождать «механизмы самоподдержки» именно в массовом сознании. Среди таких «механизмов самоподдержки» прежде всего можно выделить следующие: основные правила и нормы общественного поведения, моральные, культурные и религиозные устои общества… То, чем занимались агенты планеты Земля на других планетах в романах Стругацких, по сравнению с реально возможными рычагами воздействия — по сути, «детский лепет». Практически пассивное наблюдение за происходящими процессами и спасение отдельных представителей интеллигенции (выдающихся ученых, мыслителей, художников и писателей) от вакханалии необразованных толп и ничем не обузданных правителей в романе «Трудно быть богом» и точечное воздействие на руководителей властных структур в романе «Обитаемый остров» никак нельзя отнести к серьезным и эффективным методам воздействия на общественные процессы. Реальные действия реальных прогрессоров на самой планете Земля вполне могут быть куда как более изощренными и совершенными. Понятно, что фантастика Стругацких создавалась в таких условиях, которые никак не стимулировали широкого обсуждения приемов и методов воздействия на общественное сознание и психику человека. Поэтому трудно было бы ожидать от них описания каких-то действительно эффективных (в массовом применении) действий. Но название «прогрессоры» они придумали, на мой взгляд, вполне удачное. И его я буду использовать в дальнейшем. Правда, с учетом того, что реальные действия внешней цивилизации на нашей планете, то есть действия внешних (по отношению к нам) прогрессоров, вполне могут носить и такую направленность воздействия, которую никак нельзя назвать стимулированием прогресса человечества. Порой даже вплоть до наоборот: эти действия не ускоряют движение человечества по пути прогресса, а тормозят его (но здесь я уже забегаю далеко вперед). Как бы то ни было, название есть. Оно в определенной степени прижилось. Так почему бы его и не использовать?.. * * * Но вернемся к нашей задаче, для чего обратимся к еще одному произведению Стругацких — «Волны гасят ветер». Здесь цель высоко развитой цивилизации Странников по отношению к землянам формулируется в качестве достаточно узкой и специфичной: Странники будто бы ставят целью приобщение землян к самим себе, для чего необходимо ускорить эволюцию человека как физиологической особи. А для этого Странникам необходимо выявить тех, кто уже «созрел» для такого эволюционного скачка. Нельзя, конечно, полностью исключить такой вариант по отношению к нам сегодняшним, но все-таки такая задача представляется очень маловероятной, а посему и неактуальной. Зато весьма любопытны выводы Стругацких в отношении того, как могли бы внешне проявляться действия Странников в этом случае.
«Понятно, что поиск, выделение и подготовка к приобщению созревших индивидов не могут не сопровождаться явлениями и событиями, доступными внимательному наблюдателю. Можно ожидать, например, возникновения массовых фобий, новых учений мессианского толка, появления людей с необычайными способностями, необъяснимыми исчезновениями людей, внезапного, как бы по волшебству, появления у людей новых талантов и т. д.» (А. и Б. Стругацкие, «Волны гасят ветер»).
Возникновение массовых фобий, естественно, нельзя отнести к непосредственным методам воздействия. Но то, что это может при определенных условиях быть неким побочным эффектом подобного воздействия — представляется достаточно очевидным. Ведь речь идет о воздействии на массовое сознание. А в этом случае такие фобии могут быть, например, реакцией человеческой психики на какое-нибудь конкретное воздействие. Как может быть и реакцией, скажем, в ходе тестирования прогрессорами массового сознания людей на предмет определения степени его развития и выявления «болевых точек», пригодных для воздействия. Появление новых учений мессианского толка — уже явный и непосредственный способ воздействия на массовое сознание. И к нему мы еще вернемся в дальнейшем. А пока просто возьмем на заметку в качестве подсказки одного из направлений нашего поиска. Весьма любопытным представляется «появление людей с необычайными способностями». У Стругацких они трактуются вполне однозначным образом: это — своеобразная мутация людей. Но применительно к реальному человечеству это можно интерпретировать и совсем по-другому, для чего необходимо вспомнить, с кем мы можем иметь дело. Цивилизация, освоившая межзвездные перелеты, заведомо продвинулась в своем развитии намного дальше человечества. И следовательно, она должна обладать знаниями и технологиями намного выше наших. Вполне логично предположить, что эта цивилизация научилась пользоваться такими видами физических взаимодействий и освоила такие источники энергии, о которых нам еще ничего не известно. Допустимо также предположение, что сами представители этой цивилизации овладели такими способностями, которые недоступны современному человеку или доступны лишь очень ограниченному кругу лиц. В таком случае, как бы ни старалась внешняя цивилизация скрывать свое присутствие и свое вмешательство, неизбежно в той или иной мере должно проявляться ее превосходство, должны оставаться следы этого превосходства. Например, сложно представить себе осуществление полноценной прогрессорской деятельности без определенного круга «эмиссаров», которые (пусть периодически, пусть в очень небольшом количестве, и пусть даже их деятельность носит очень ограниченный и второстепенный характер) проникают в само человеческое сообщество. Тогда вполне возможна ситуация, что эти самые «эмиссары» (или «агенты», или «резиденты» — как угодно) обладают теми самыми «необычайными способностями», которые будут выделять их из окружающих обычных людей!.. А следовательно, данная возможность также заслуживает пристального внимания. В частности, сюда вполне можно отнести проявления так называемых «чудес», которые представляются чудесами только нам, а для представителя иной цивилизации это может быть вполне обыденным делом. Впрочем, для совершения «чудес» прогрессору вовсе не обязательно обладать какими-то специфическими физиологическими или психическими способностями. «Чудеса» могут быть результатом применения каких-то технологий, недоступных пониманию зрителей. А возможность владения прогрессорами неизвестными нам технологиями не только не исключена, но, пожалуй, вряд ли вообще подлежит обсуждению. И если уж дальше развивать эту идею, то «чудеса» не обязательно могут совершаться исключительно представителями из числа самих прогрессоров. Любая разведывательная система ведь не ограничивается одними лишь эмиссарами, она активно использует многочисленных «добровольных помощников» из числа местного населения. Так и здесь абсолютно нельзя исключить вариант возможной «вербовки» некоторых людей. Как нельзя исключить вариант обучения этих «завербованных» приемам и методам, недоступным нам самим, или раскрытия их каких-то скрытых дотоле способностей, или оснащения их соответствующим оборудованием и т. д. и т. п. Но высокие технологии вполне могут обнаруживать себя не только при демонстрации каких-либо «чудес». Они вполне могут проявляться в сооружениях, конструкциях и предметах, которые представители инопланетной цивилизации могут счесть для себя необходимыми на Земле. А это — уже такие следы, которые не просто привлекают к себе внимание, но и буквально кричат о возможности их создания не людьми, а прогрессорами. Впрочем, некоторые из именно таких следов мы уже проанализировали ранее, что, собственно, и привело нас к выводу о реальном присутствии на нашей планете представителей высоко развитой цивилизации в далеком прошлом… * * * Если обобщить вышесказанное, то можно констатировать, что в первую очередь стоит обращать внимание на все в той или иной степени необычное, выходящее за рамки разумного объяснения на базе тех знаний и возможностей, которыми обладало в прошлом и обладает ныне человечество. Вовсе не обязательно, что первый же попавшийся при таком поиске объект будет указывать именно на вмешательство прогрессоров. Мы далеко не все знаем о своем собственном прошлом. Тем более далеком прошлом. Но то, что такие объекты нужно анализировать на предмет не только земного происхождения, представляется достаточно очевидным. Конечно, хорошо, когда речь идет о некоем материальном артефакте. Гораздо сложнее дело обстоит о том, что нельзя пощупать, измерить и взвесить. Например, об уже упоминавшемся воздействии на массовое сознание. И тут дело даже не столько в том, что мы имеем дело с нематериальным объектом исследования, сколько в том, что само подобное воздействие возможно только с учетом особенностей и специфики объекта воздействия, то есть самого массового сознания. В нем практически невозможно закрепить абсолютно чуждые ему идеи и конструкции — оно их просто отторгнет. Укрепиться в массовом сознании (впрочем, это относится и к сознанию индивидуальному) может только то, что ему уже в определенной степени близко. Поэтому чрезвычайно непросто определить, что произошло в обществе (или с индивидом) совершенно естественным образом, а что — под влиянием извне. И тут нужен очень тщательный и взвешенный анализ. С другой стороны, любое воздействие на массовое или индивидуальное сознание в конце концов сводится к определенной методике, к определенной технологии. Это хорошо известно как психологам, работающим с отдельными людьми и небольшими группами, так и специалистам, ориентированным на исследование массового сознания и воздействие (!) на него. Например, представителям масс-медиа, специалистам в области рекламы или политтехнологам (само название которых уже говорит за себя). Поэтому здесь появляется некоторая возможность для сравнительного анализа технологий, которыми владеем мы, и тех технологий, которые были задействованы в ходе того или иного события или череды событий. И если в ходе этого анализа возникает намек на использование очень совершенных и эффективных методов и приемов, выходящих за рамки возможностей специалистов из числа землян, то это — тот самый «запах серы», на который призывал не только обращать пристальное внимание, но и оперативно реагировать организацией производства святой воды в промышленных масштабах Максим Каммерер — центральный персонаж Стругацких… Ответ на следующий вопрос — где искать — представляется достаточно очевидным. Везде!!! И в том, что касается пространства, и в том, что касается времени. Ясно, что инопланетная цивилизация не будет иметь проблем с преодолением любых расстояний в рамках планеты Земля, и любой континент ей будет доступен. Также ясно, что если контакт возможен в какой-то один период времени, то он возможен и в любой другой период времени. Более того, он возможен на протяжении всей истории человечества — как в дискретном режиме (то есть носить периодический характер), так и в постоянном… В целом: наша задача весьма не простая, но все-таки имеющая пути решения. А раз так, то можно двинуться в направлении поиска этого решения… Забегая вперед, должен предупредить: картина получается мало для нас приятной. И это — еще мягко сказано!.. Так что тем, кто еще не готов подняться над собственными эмоциями, абстрагироваться от «себя любимого» и встать на позицию абсолютно стороннего наблюдателя, я настоятельно рекомендую на этом остановиться и далее не читать. Прекрасно понимаю, что подобное предостережение вряд ли кого-то остановит. Скорее всего, наоборот: еще больше распалит любопытство читателя (особенно нашего). Но предостеречь считаю себя обязанным. Так что смотрите!.. Я предупредил…
Эволюция или создание?
Естественно, что для получения полной картины присутствия инопланетной цивилизации на Земле и ее возможного вмешательства в дела землян поиски следов хочется провести с самого «начала», то есть с момента появления на нашей планете неких «гостей со стороны». Поскольку сохранились останки допотопных мегалитических сооружений (хотя бы в том же перуанском Ольянтайтамбо), то можно уверенно предполагать, что «боги» прибыли на нашу планету еще до Потопа. Но насколько раньше него?.. К сожалению, чем дальше вглубь времени, тем хуже дело обстоит с материальными свидетельствами, которые можно было бы «пощупать руками». Вдобавок, вовсе не обязательно, что прибывшие на нашу планету «гости» сразу же начали оставлять следы своего присутствия. Так что момент прибытия вряд ли удастся когда-либо определить со сколь-нибудь надежной степенью достоверности. А вот что касается проблемы воздействия одной цивилизации на другую, то здесь ситуация несколько проще. Дело в том, что огромнейший пласт «показаний очевидцев» — то есть древних легенд и преданий — посвящен теме происхождения человека. Подавляющее большинство этих легенд и преданий (у самых разных народов на разных континентах) сходятся в том, что к самому факту появления человека как такового «боги» имеют самое непосредственное отношение. Используя терминологию самих очевидцев, «боги создали человека». А если под «богами» мы подразумеваем инопланетную цивилизацию, то вопрос о том, когда началась ее прогрессорская деятельность в отношении человечества, получает предельно простой ответ — с самого начала существования человечества как такового. Но это — «показания очевидцев», которые вовсе не обязательно «говорят правду и только правду». Эти «показания» надо еще проверять на достоверность. Ведь мало ли кто чего когда-то сказал. Так насколько близки «показаний очевидцев» о создании человека «богами» к реальному развитию событий в прошлом? Можем ли мы провести прямую или хотя бы косвенную их проверку?.. Оказывается, вполне можем… * * *
«И сотворил Бог человека по образу своему…» («Бытие», гл.1)
Подобная библейская формулировка, конечно, не могла удовлетворить пытливый человеческий ум, поскольку абсолютно ничего не объясняет, а только уходит от конкретного ответа на вопрос о происхождении человека. Тем более она не могла удовлетворить тех, кто встал на путь познания естественных законов мироздания. И вот в XIX веке появляется теория Дарвина о происхождении видов, которая взаимоувязывает все живое на Земле без участия каких-либо сверхъестественных сил и факторов. Согласно этой теории, все живые виды на нашей планете образовались в ходе длительной и постепенной эволюции, развиваясь от простого к сложному. Естественным и логичным следствием из этой теории являлось и столь же естественное происхождение человека в ходе эволюционного процесса. А ближайшим претендентом на роль предка, по все той же неумолимой логике, оказалась обезьяна. Сам Дарвин, активно отстаивая свою теорию в целом, довольно долго старался обходить стороной вопрос о происхождении человека. Но логика неумолима, и ближе уже к концу своей жизни он вынужден был принять упомянутое следствие из его же собственной теории, то есть встать на позиции признания происхождения человека из обезьяны в результате длительной эволюции. Столь же непросто приживалась версия эволюционного происхождения человека и в общественном сознании. Оно и понятно — не так-то приятно психологически ощущать себя «потомком обезьяны». Особенно в обществе, где и в аристократических, и просто в образованных кругах немалое значение имели генеалогическое древо и происхождение фамилии, непосредственно влиявшие на социальное положение людей. Это противоречие между теорией эволюции и психологическими привычками в обществе, пожалуй, вполне неплохо описывается коротким анекдотом: люди гордятся своими предками, а обезьяны — потомками… Но как бы то ни было, теория Дарвина прижилась не только в научном мире, но и в обществе в целом. Прижилась, конечно, не «просто так», а вполне обоснованно. Трудно ведь отрицать факт явного биологического, биохимического, анатомического, генетического и иного колоссального сходства человека с остальным животным миром на нашей планете. Внесли свою лепту и палеонтологи, которые обнаружили уже немало останков гоминидов — существ, похожих на человека. Пусть эти находки и носили всегда лишь фрагментарный характер (до сих пор не найдено целого скелета какого-нибудь гоминида), но и они давали немало информации, уточняя и развивая картину «происхождения человека по Дарвину». Первоначально считалось, что родословная человека была почти прямолинейной: одна вид сменялся другим, и каждый новый вид был ближе к современному человеку, чем предыдущий. Сейчас уже все представляется более сложным. Эволюционное древо оказалось сильно ветвистым. И неоднократно в одно и то же время сосуществовали несколько разных видов, находящихся на разных уровнях близости к современному человеку. Более того, ситуация, в которой есть всего один-единственный вид (как это имеет место быть ныне с человеком), является скорее даже «исключением из общего правила». Например, сейчас считается, что еще всего-навсего 50–60 тысяч лет назад одновременно сосуществовало как минимум целых четыре вида «родственников» современного Homo sapiens. С ростом количества палеонтологических находок постепенно увеличивался и срок эволюционного перехода от обезьян к человеку. Сейчас он оценивается примерно в 5–7 миллионов лет. А местом происхождения считается Африка, где, во-первых, найдено наибольшее количество останков гоминидов, а во-вторых, и наиболее древние из них. Отсюда, согласно современным представлениям, человек и распространился по всей планете… * * * Меня, честно говоря, давно смущала картинка, согласно которой «предки и отдаленные родственники» человека по непонятным причинам «расползались» по разным континентам из единого места. Причем, делали это, согласно принятому ныне в научном мире мнению, неоднократно. Что их толкало к этому?.. А главное: что могло быть причиной того, что новые виды постоянно появлялись все в одном и том же месте — в Африке?.. Такое представление современной палеонтологической науки обусловлено тем, что максимальное количество самых разнообразных и датируемых самыми разными периодами находок сконцентрировано в довольно ограниченной зоне — в узкой полосе, проходящей через Африку с севера на юг от Эфиопии, через Кению с Танзанией и другими странами, вплоть до Южноафриканской республики.
Рис. 154. Карта находок останков гоминидов
Любопытно, что узкая полоса находок останков гоминидов в Африке в точности совпадает с так называемой зоной рифтового разлома — то есть с геологическим разломом, который простирается от Красного моря (представляющего северную часть этого разлома) до юга Африки и буквально медленно разрывает континент на две разные части. Данный процесс обусловлен, по мнению геологов, мощным восходящим горячим потоком в мантии, который расположен как раз под африканским материком. Это совпадение зоны максимального количества находок и разлома породило даже теорию, что зоны рифтовых разломов будто бы по каким-то причинам стимулируют процесс мутаций и образования новых видов… В ходе экспедиции в Эфиопию неподалеку от столицы страны Аддис-Абебы мы посетили музей, недавно открывшийся там, где, как считается, находилось место древней стоянки, датируемой периодом от 800 тысяч до полутора миллионов лет. В музее, посвященном вопросу происхождения человека в целом и местным находкам в долине реки Аваш, помимо общей карты находок останков гоминидов висела и схема расположения местных находок, но уже не «в плоскости», а в разрезе по вертикали. И при первом же взгляде на эту схему меня буквально пронзила мысль, которая дает совсем иное объяснение концентрации находок останков гоминидов именно в Африке.
Рис. 155. Карта находок в долине реки Аваш
Дело в том, что глубина рифтового разлома в Африке достигает местами аж более километра!.. Благодаря этому разлому тут для палеонтологов доступны очень древние слои. Глубоко копать не надо — все итак почти на поверхности. Бери и исследуй… Но разве где-то в другом месте планеты, где-то на другом континенте палеонтологи копают на глубину более километра?.. Конечно, нет. Потому и слои соответствующего возраста там для них недоступны. А как можно узнать содержимое недоступного слоя?.. Никак. Вот и получается, что максимальность числа находок останков гоминидов в зоне африканского рифтового разлома обуславливается вовсе не каким-то мифическим «влиянием зоны разлома на мутации», а всего лишь тем, что здесь имеются естественные условия, которые облегчают доступ к этим останкам!.. Но получается также и то, что вся теория происхождения человека именно в Африке порождена не объективными предпосылками для такой теории, а субъективными ошибками ее авторов, которые по каким-то причинам просто «забыли» учесть как «вертикальные» последствия наличия здесь разлома, так и факт отсутствия разлома в других местах. Ситуация некоторым образом напоминает анекдот про пьяного, который искал под фонарем ключи, которые потерял совсем в другом месте — а под фонарем лишь потому, что «тут светлее»… * * * Если бы все ограничивалось только явной ошибкой с «местом происхождения» человека, то и не стоило бы на нее вообще обращать внимание. Так — небольшая неувязочка. Обычный «рабочий момент»… Но у эволюционной теории происхождения человека есть и гораздо более серьезные проблемы. Несмотря на то, что над восстановлением эволюционного древа человека масса ученых трудится уже полторы сотни лет, далеко не все в нем ясно и гладко. Дело даже не в том, что картина постоянно меняется в связи с новыми находками. И даже не в том, что далеко не все находки принимаются в расчет академической наукой — то, что явно не вписывается в сложившуюся картину, нередко просто объявляется подделкой или откровенно замалчивается (к этому мы вернемся несколько позже). Главная проблема заключается в том, что помимо сходства человека с остальным животным миром имеет место и целый ряд весьма серьезных отличий. В том числе и отличий от его ближайших современных «родичей» — обезьян. Причем отличий, которые не только трудно объяснимы ходом эволюции, но иногда и прямо противоречат ее законам. Возьмем, например, особенности волосяного покрова. Если бы человек был просто «голой обезьяной», то не было бы вопросов. Ну, исчезла шерсть в ходе эволюции за ненадобностью — ничего удивительного. Однако при отсутствии серьезного волосяного покрова практически по всему телу человек обладает волосами на голове, которые растут просто-таки с невероятной скоростью. Всего за несколько лет легко отрастает «грива» в метр длиной. А современные «рекордсмены» отращивают волосы длиной более полутора десятков метров. Вот и представьте себе примитивного предка человека, который уже в детском возрасте получает такой «подарок природы». Этот «подарок» ему не только охотиться, но и просто ходить мешает неимоверно. Тут не то, что по зарослям или кустарнику, но и по открытой саванне не больно-то побегаешь. Более того. Еще задолго до достижения волосами такой длины, что на них человек начнет наступать ногами, они отрастут настолько, что постоянно будут спадать на глаза и закрывать нормальный обзор. С точки зрения законов эволюции, такой примитивный гоминид должен был бы вымереть в кратчайшие сроки. А он почему-то этого не сделал. Ладно, допустим, ногти тоже быстро растут. Но ногти хоть могут стачиваться при тех или иных видах деятельности. А волосы?!. Они сами собой не укорачиваются. Без ножниц или хотя бы острого ножа никак не обойтись. Однако инструменты, годные для такой процедуры как стрижка, появились по историческим меркам совсем недавно. Можно, конечно, было придумать какие-нибудь подвязочки, с помощью которых фиксировать копну волос на голове, но подвязочки тоже надо было из чего-то изготавливать… Так что если считать появление быстрорастущих волос некоей естественной мутацией, то и датировать ее надо никак не ранее времени появления навыков создания специальных подвязок или инструментов типа ножниц. А это представляется весьма и весьма сомнительным, поскольку совершенно не стыкуется по временным м
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.022 с.) |