Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проверяемая ударением безударная гласная в корне словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как узнать, какую гласную надо написать в корнях слов: обог…щение, сож…леть, насл…ждаться, осозн…вать, изв…ните? Это очень просто: надо подобрать такое однокоренное слово, в котором неизвестная нам гласная станет ударной. Вот эти слова: обог а щение – бог á тый; сож а леть – ж á лость; насл а ждаться– сл á дкий; осозн а вать – созн á ние; изв и ните – нев и́ нный. При подборе проверочного слова важно учитывать его значение: зап е вать песню (п е ть) – зап и вать водой (п и ть), разр я дить ружье (удалить зар я д) – разр е дить всходы (сделать их р е дкими), ум а лять значение (делать его м а леньким) – ум о лять о помощи (м о лит о помощи), ст а рожил города (ст а рый житель) – ст о рожил сад (ст о рож).
!!! ЗАПОМНИ: нельзя проверять безударную гласную в корне глагола с помощью глагола с суффиксом - ива-/ыва-. Например, глагол оп о здать нельзя проверять глаголом оп á зд ыва ть. Глагол оп о здать мы должны проверить словом п ó здний.
2. Непроверяемая ударением безударная гласная в корне слова. Уже из названия ясно, что непроверяемую гласную проверить обычным способом нельзя. Написание таких слов проверяется по словарю (любому, в том числе электронному) и запоминается: с о ч и нение, д и р и жёр, р е ж и ссёр, д и ректор, д иа п а зон, т е рр и тория, апл о д и сменты, к о мб и н е зон. Есть слова, которые пишутся по-разному в зависимости от смысла: дружная к о мпания – избирательная к а мпания, военная к а мпания. 3. Чередующиеся гласные в корне слова. Всё было бы гораздо проще, если бы не было чередующихся гласных в корне слова. Но они есть. И правила их написания придётся запоминать. Но сначала разберёмся, что такое чередование. Чередование – это смена одного другим. Например, смена времени суток (день – ночь – день – ночь), смена времён года (зима – весна – лето – осень – зима и т.д.). В случае со словами чередование – это смена гласных в родственных корнях. Так, о может меняться с а, е с и. Например,слова с лаг аемое и с лож ение имеют родственные корни, но пишутся они по-разному лаг и лож. Почему? Потому что по правилу в этих корнях перед г надо писать а, перед ж – о. И вот, что ещё важно: безударную гласную в корне с чередующейся гласной нельзя проверять подбором проверочного слова. Например: слово р а сти́ нельзя проверить словом р ó ст. Почему? Потому что по правилу в безударном положении (р а сти́) перед ст надо писать а. Вы поймёте это, когда внимательно посмотрите на таблицу, в которой приведены все условия написания чередующихся корней.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№6 Подберите проверочные слова, поставьте в них ударение и вставьте пропущенные буквы. Образец выполнения [2]: 1. увл е чение – увл е́ чься 2. разг а дать - разг á дка Возвр…тить, нагр…ждённый, прим…рение, обн…вить, уг…ждать, уд…вление, ун…жаться, упр…сить, оч…ровательный, впеч…тление, р…скошный, опр…вдаться, изм…рять, прогл…тить, ч…столюбие, ч…стоплотный, объед…нить, оп…здавший, возр…ждение, обр…мление, нав…ждение (всего 21 слово). №7 Перепишите словосочетания и вставьте пропущенные буквы. 1. отрасль разв…валась – флаг разв…вался; 2. прож…вал в городе – прож…вал бутерброд; 3. ч…стота в комнате – ч…стота колебаний; 4. запл…тить долг – спл…титься вокруг героя; 5. пок…рить зверя – пок…рать врага; 6. сп…шите на автобус – сп…шите текст; 7. посв…тить стихотворение подруге – посв…тить фонариком; 8. укр…тить зверя – сокр…тить дробь.
№8 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Приведите значение каждого слова (хотя бы одно из значений). Для выполнения этого задания воспользуйтесь словарём [3]. Образец выполнения: 1. д и летант – новичок в какой-то области Ан…логия, ар…мат, д…скуссия, лаб…ринт, опп…зиция, ор…нжерея, п…литра, п…норама, прив…легия, пр…ор…тет, ш…девр (всего 11 слов). №9 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы. Жизнь пчёл очень к..р…тка. Она длится всего двадцать восемь – тридцать пять дней. Но за это время пч…ла усп…вает овл…деть множ…ством пр…фессий. В возр…сте двух-трёх дней она ст…новится к…рмилицей, в…спитат…льницей л…чинок – пч…линых деток. Пройдёт ещё неск…лько дней, и пч…ла превр…тится в стр…ителя. Она начнёт выр…батывать воск и строить соты. Попутно пч…ла исп…лняет другие обяз…нности: она принимает и перер…батывает прин…симый в ул…й н…ктар, зап…лняя им ячейки сотов. А с двадцатого дня и до конца жизни пч…ла р…ботает сборщицей мёда и пыльцы. Летний день около пас…ки. Пч…ла-разведчица л…тает и ищет цв…ты, бог…тые пыльцой и сладким н…ктаром. Много сотен метров прол…тит она в поисках добычи. И вот пч…ла обн…ружила цв…тущие вербы. Надо поск…рее сообщить подругам по улью, что найден б…гатый источник пищи. Пч…ла возвр…щается в ул…й и нач…нает исп…лнять в воздухе зам…словатые ф…гуры. Это танец пчёл. Так пчёлы разг…варивают. Так пч…ла-разведчица расскажет подругам о своей зам…чательной находке. №10 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы, выделяя корни.
Изл…жение, сл…гаемое, подр…стём, з…ря, проск…кал, предл…гать, р…стительный, нар…щение, подг…рело, выг…рки, з…ревать, тв…рение, выск…чка, прик…сновение, прик…саться, пл…вун, распол…жить, безотл…гательно, зам…рает, пром…кашка, пл…вцы, жук-пл…вунец, уб…рать, заг…рать, пром…чить (ноги), зап…реть, выр…щенный, забл…стать, перест…лить, откл…нение, бл…стел, зан…мательный, попл…вок, соч…тание, з…ревой, сж…мать, отск…чил, выч…тание, заж…гать, скл…нился, дог…реть, оз…рённый, пл…вник, непром…каемый (плащ), р…внозначный, р…внять (дорожку), раст…рать, приб…рать, подн…маться, р…внина, ур…внение, выг…рает, заск…чить, ск…чок, спл…вной, обм…кнуть (кисть в краску) (всего 56 слов).
№11 Начертите таблицу и впишите слова в нужный столбик, вставляя пропущенные буквы.
Ц…нтральный, напр…вление, ф…милия, уст…лить, упр…стить, к…нтинент, п…лисадник, м…стерство, прик…снуться, дост…гать, прир…сти, разг…реться, водор…сли, д…лголетие, оп…здание, пром…кнуть, соприк…саться, зам…реть, соч…тание, распол…гаться, проск…чить, сг…рание, эл…ментарный, фл…минго, оз…рение, р…внина, жук-пл…вунец, пап…ротник, вин…грет, в…ротник, ед…ница, запр…щение, инж…нер, р…вносторонний, пл…вцы, ск…чите, изв…нение, соб…рать, бл…стать, приг…реть, вл…жение, сотв…рение, р…весник, зап…рать, заг…рается, заж…гать, уд…вительный, насл…ждаться, просл…влять, прим…риться, л…ндшафт, р…ставрация, прим…рять (пиджак), атм…сфера, погл…щать, прит…гательный, к…никулы, возр…стной, выр…внять (дорожку), неук…снительно, обж…гание, вн…мание, пл…вучий, сож…леть (всего 64 слова).
Тема 4 Правописание приставок 1. Приставки пре - и при - Чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-, нужно различать их по значению:
2. Приставки на з/с Это самый простой случай: как слышится, так и пишется. Общее правило таково: в приставках на з/с (без/бес, вз/вс, воз/вос, из/ис, низ/нис, раз/рас, чрез/чрес) перед звонкими согласными пишется з, перед глухими – с: без в кусный – бес п ечный, воз д ать – вос п еть, не из м енный – не ис ч ерпаемый, раз л инованный – рас с мотреть. Но как различить звонкие и глухие согласные? Очень просто: по наличию пары: Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Всегда звонкие: м, л, н, р. Всегда глухие: х, ч, щ. А если не хотите запоминать, то просто произнесите вслух слово – какую букву вы услышите в приставке ( з или с), ту и пишите!
!!! ЗАПОМНИ: приставка с- не изменяется (приставки з не бывает !): с бить, с жечь, с ходить, с лезть, с делать, не с гибаемый, пере с дача.
3. Гласные ы – и после приставок на согласную После приставок, которые оканчиваются на согласную, произносится и пишется буква ы: ра з ы грать, о т ы скать, бе з ы звестный, в з ы скать. Но запомните слово вз и мать! После приставок иноязычного происхождения сверх-, меж-, пост-, супер-, дез-, суб-, пан-, транс-, контр- пишется буква и: меж и нститутский, сверх и нтересный, дез и нфекция.
4. Употребление ъ после приставок Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный ъ: раз ъ е зд, под ъ ё мный, об ъ я вление, трех ъ я русный.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№12 Распределите данные ниже слова и словосочетания в две таблицы в соответствии со значением приставки, выделите приставки.
Пр…гласить, пр…школьный, пр…вокзальный, пр…езжать, пр…тормозить, пр…огромный, пр…обретать, пр…винтить, пр…рисовать, пр…бывать в плохом настроении, пр…ободрить, пр…образовать, пр…града, пр…грозить, пр…крутить, пр…старелый, Пр…морье, пр…глушить, пр…открыть, пр…успевающий (бизнесмен), пр…бывать в город, пр…бывать в городе, пр…имущество, пр…байкальский, пр…дорожный, пр…вращать, пр…нарядиться, пр…граждать, пр…бывать в неведении, пр…восходный, пр…смотреть, пр…усадебный, пр…обладать, пр…бывать в порт, пр…зирать ложь, пр…зреть голодного (всего 36 слов).
№13 Выпишите слова в два столбика, выделите приставки.
Бе…прекословный, бе…граничный, бе…брежный, бе…надёжный, бе…вкусный, во…звание, бе…крайний, бе…предельный, ра…платиться, и…мученный, ра…чётливый, бе…дельник, ра…цвести, ра…править, ра…гадать, ра…мельчить, в…бираться, ни…вергнуть, …дать, …жечь, …гибать, пере…дать, ра…жечь, во…хитительный, бе…страшный, ра…ставить, ра…стелить, ра…считывать, ра…чёт, во…гордиться, бе…толковый, бе…людный, бе…платный, чре…мерный, чере…чур, и…подтишка, во…кликнуть, и…следовать, ра…стояние, и…зябший, бе…звучный, и…черпанный, ни…послать (всего 43 слова).
№14 Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и приставку во всех словах. Без…дейный, небез…нтересный, пред…стория, пред…дущий, без…мянный, сверх…нтересный, меж…нститутский, от…грать, вз…мать, вз…скать, дез…нформация, супер…гра, под…грать, от…скать, раз…скать, под…тожить, из…мать (всего 17 слов).
№15 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы. Придумайте последнее предложение. Позже эту историю р…ботники зоопарка вспом…нали как пр…забавную пр…баутку. Но в то утро все были в пр…ужасном настр…ении. А пр…ключилось вот что. Зоопарк пр…обрёл двух пр…огромных и пр…дорогих удавов. Когда их пр…везли, был поз…ний зимний вечер, и с…трудники зоопарка р…шили оставить пр…смыкающихся в изоляторе, который ра…пол…гался в небольшой пр…стройке. Утром люди обн…ружили, что удавы и…чезли. Крышка ящика ок…залась пр…открытой: её плохо пр…били. Заведующий о…делом, пр…валившись к стене и схватившись за сердце, пр…грозил всем немедленным ув…льнением. Бросились искать удавов. Когда в пом…щении к…варных змей не обн…ружили, пр…задумались. Поиски пр…остановились. Но тут кто-то выгл…нул на улицу. На снегу з…метны были две ш…рокие зигзаго…бразные пол…сы – сл…ды б…глецов. Нашли их пр…близительно метрах в п…тнадцати от окна. Удавы совсем зак…ченели. Пр…несли их в комнату. Никаких призн…ков жизни змеи не под…вали. Тогда удавов пр…строили в тёплую воду. И тут беглецы пр…образились – ожили, задвигались. №16 Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Пр…в…легия, пр…ор…тет, пр…тендент, пр…мьера, пр…стиж, пр…зидент, пр…стижный, пр…зидиум, пр…амбула, пр…ватный, пр…личный, пр…ключение, пр…мадонна, пр…рогатива, пр…тензия, пр…фектура, пр…фект, пр…м…тивный, пр…вентивный (удар), пр…тендовать, пр…чуда (всего 21 слово).
Тема 5 Гласные о-ё после шипящих
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№17 Перепишите слова в два столбика, выделите корни.
Пощ…чина, реш…тка, маж…рный, ж…лудь, ш…пот, поч…тный, ч…лн, щ..лка, ш…в, пиж…н, ч…рный, ч…рточка, ж…кей, ж…нглёр, прич…ска, щ…лкать, крыж…вник, тяж…лый, ч…рствый, щ…лочь, ш…рстка, подж…г сарай, подж…г сарая (всего 23 слова).
№18 Образуйте с помощью суффиксов -онок-, -онк-, -ок-, -ов- новые слова от приведённых ниже существительных и выделите суффиксы. Образец выполнения: 1. ёж – еж онок 2. девочка - девч онк а Собака, галка, река, рука, волк, медведь, пятак, пиджак, грош, камыш, алыча, сапог, пирог, бочка, шапка, старик, круг (всего 17 слов).
№19 Перепишите слова и объясните (письменно), почему в этих словах суффиксы -ёвк-/ёнк-: ноч ёвк а, корч ёвк а, туш ёнк а, сгущ ёнк а.
№20 Поставьте данные существительные в форму творительного падежа, выделите окончания. Образец выполнения: 1. шалаш - шалаш о м Плащ, ключ, кирпич, багаж, борщ, молодец, крыльцо, гараж, мяч, луч (всего 10 слов).
№21 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы. Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком д…ване и пил деш…вый ж…лудевый кофе, изредка ч…каясь со своим отр…жением в тяж…лом глянц…витом сам…варе, стоящем на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и больную печ…нку, об…едался крыж..вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив своему отр…жению пальцем, ч…рт, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился танцевать чеч…тку. Ц….канье его к…пыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…рт был не очень искусным танц…ром и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в сам…вар и обж…г свой пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…нный ч…рт куц…й овц…й кинулся к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него обожж…нный пятач…к. “Правду говорят, что небереж…ного бог не береж…т”, - чертыхнулся ч…рт чертовской пословицей.
Тема 6 Правописание мягкого знака Мягкий знак пишется: 1. У существительных женского рода 3-го склонения: мыш ь, рож ь, молодеж ь, фальш ь, роскош ь, ветош ь. 2. У наречий, которые оканчиваются на шипящую: сплош ь, проч ь, вскач ь, навзнич ь (исключения: уж, замуж, невтерпёж). 3. У глаголов в неопределённой (начальной) форме: береч ь, стереч ь, выспат ь ся. 4. У глаголов в форме повелительного наклонения: спряч ь ся, намаж ь (маслом хлеб). 5. У глаголов в форме 2-го лица ед.числа (ты): поедеш ь, скажеш ь, устроиш ь ся.
Мягкий знак не пишется: 1. У существительных 1-го или 2-го склонения в родительном падеже: много задач (задача – 1 склонение), долой с плеч (плечо – 2 склонение). 2. У существительных мужского рода: грач, врач, камыш, смерч, стриж, чиж. 3. У кратких прилагательных на шипящую: дуб могуч, напиток тягуч, песок сыпуч, лимонад шипуч, перец жгуч.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№22 Выпишите данные слова и словосочетания в два столбика.
Вещ.., много туч.., грач.., блаж.., мощ.., несколько барж…, дрож…, красивая реч.., долой с плеч.., картеч…, плющ.., современная молодёж.., лож.., очертания крыш.., лещ.., мелоч.., ветош.., игра не стоит свеч.., глухая полноч.., роскош.., смерч.., страшная чуш.., стриж…, бестолоч…, яркий макияж…, лесная глуш…, в клетке чиж…, ветер могуч…, коренной москвич…, необыкновенная роскош…, суп горяч…, урожай груш…, в тишине чащ…, полная чуш…, крик зловещ…, мужчина дюж…, ручной уж…, рассыпать мелоч…, дуб скрипуч…, ночная тиш…, странный мираж…, перец жгуч…, била дрож…, постоянная помощ…, радость встреч…, яркий вкладыш…, поедеш… домой, обознач… на карте, назнач…те дату пересдачи экзамена, комар злющ…., пряч…игрушку, пуститься вскач…, невтерпёж…, ударить наотмаш…, упасть навзнич…, часто ездиш…, убежать проч…уничтож…следы, окна настеж…, увлеч…ся игрой (всего 59 слов).
№23 От данных прилагательных образуйте краткую форму. Образец выполнения: 1.горячий – горяч Свежий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, зрячий, хороший, злющий (всего 9 слов).
№24 Поставьте данные глаголы в форму 2-го лица единственного числа. Образец выполнения: 1. смотреть – смотриш ь Поехать, сказать, сделать, намазать, увидеть, решить, увлечься, торопиться, улыбаться, обжечься (всего 10 слов). №25 Поставьте данные глаголы в форму повелительного наклонения. Образец выполнения: 1. измазать – измаж ь, измаж ь те. Мазать, уничтожить, отрезать, оставить, прятать (всего 5 слов). №26 Озаглавьте текст, перепишите его, вставляя пропущенные буквы. Скорпионы живут на Земл… около четырёхсот мил…ионов лет. Они были св…детелями развития и вым…рания таких колос…ов животного мира, как д…нозавры, но сами почти не изм…нились. Сейчас насчитывается около семисот видов скорпионов. Их внешность не ост…вляет ил…юзий по поводу характера. Вряд ли вы зах…тите поиграть со скорпионом: на кончике агрес…ивно поднятого хв…ста находится крючковатый шип – ядовитое жало – орудие нап…дения и защиты скорпионов. И представьте себе, какой я испытал стрес…, увидев скорпиона на тер…асе нашего кот…еджа! Громко вопя, я помчался по к…ридору, а потом сидел в комнате до пр…хода взрослых. Тема 7
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.026 с.) |