Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатика – предмет и задачи курса

Поиск

КУРС лекций

По информатике

 


Содержание

 

1..... Информатика – предмет и задачи курса. 6

1.1 Появление и развитие информатики. 6

1.2 Информатизация общества. 7

1.3 Информационная культура. 9

2..... Информация. 9

2.1 Данные. 9

2.2 Информация. 9

2.3 Свойства информации. 10

2.4 Адекватность информации. 10

3..... Измерение информации. 11

3.1 Классификация способов измерения информации. 11

3.2 Синтаксическая мера информации. 11

3.3 Семантическая мера информации. 12

3.4 Прагматическая мера информации. 13

4..... Системы счисления. 13

4.1 Двоичная система счисления. 14

4.2 Восьмеричная система счисления. 14

4.3 Шестнадцатеричная система счисления. 14

4.4 Перевод целых чисел. 14

4.5 Перевод целых чисел в двоичную систему счисления. 14

4.6 Перевод целых чисел из двоичной в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. 15

4.7 Сложение и вычитание чисел в различных системах счисления. 15

5..... Представление данных в памяти компьютера. 15

5.1 Кодирование текстов. 16

5.2 Кодирование изображений. 17

5.3 Кодирование звука. 18

6..... Управление компьютером. 18

6.1 Программное управление компьютером. 18

6.2 Архитектура компьютера и принципы фон Неймана. 18

6.3 Основные блоки IBM-совместимого компьютера. 19

6.4 История развития вычислительной техники. 21

6.5 Тенденции развития современных компьютеров. 22

7..... Программы для компьютеров. 23

7.1 Операционная система. 24

7.2 Развитие операционных систем. 25

7.3 Операционные оболочки. 25

7.4 Операционная система WINDOWS. 25

7.5 Концепция ОС WINDOWS. 25

7.6 Многопоточность. 26

7.7 Дескриптор. 27

7.8 Прерывания. 27

7.9 Объектно-ориентированная платформа WINDOWS. 27

7.10 Объект – файл. 28

7.11 Объект папка. 29

7.12 Иерархическая структура подчиненности папок. 29

7.13 Ярлык. 30

8..... Объекты пользовательского уровня – приложение и документ 30

9..... Обмен данными. 30

9.1 Способы обмена данными. 30

10.. Пользовательский интерфейс Windows. 31

11.. Обработка текстовой информации. 31

11.1 Некоторые возможности текстового процессора Word. 32

11.2 Запуск и завершение работы с Word. 32

11.3 Пользовательский интерфейс Word. 33

11.4 Справочная система Word. 33

11.5 Структура документа. 34

11.6 Страница. 34

11.7 Принципы обработки текстов. 35

11.8 Принцип форматирования. 35

11.9 Стили форматирования. 35

11.10 Использование шаблонов. 36

11.11 Режим структуры документа. 36

11.12 Сервисные функции Word. 37

11.13 Поиск и замена текста. 38

11.14 Оформление таблиц. 38

11.15 Обрамление. 40

12.. Вставка объектов. 40

12.1 Технология внедрения и связывания объектов OLE. 40

12.2 Внедрение объекта: 40

12.3 Связывание объекта. 41

12.4 Вставка графики. 42

12.5 Добавление объектов при помощи панели инструментов “Рисование” 43

12.6 Автофигуры.. 43

12.7 Вставка объектов WordArt 43

12.8 Вставка специальных символов. 43

12.9 Вставка математических формул. 44

12.10 Построение формулы. 44

12.11 Изменение формулы. 44

12.12 Стиль и размер символов в формуле. 45

13.. Компьютерные сети. 45

13.1 Передача данных по сети. 46

13.2 Аппаратные средства передачи данных. 46

13.3 Архитектура компьютерных сетей. Понятие “открытая система”. 47

13.4 Модель OSI 47

14.. Глобальная компьютерная сеть Интернет. 48

14.1 История появления сети Интернет. 48

14.2 Адресация компьютеров в Интернет. 49

14.3 Доменная система имен. 50

14.4 Служба World Wide Web (WWW) 50

14.5 URL – универсальный указатель ресурсов. 52

14.6 Электронная почта. 52

15.. Табличный процессор Microsoft Excel 53

15.1 История развития табличных процессоров. 53

15.2 Возможности табличного процессора Excel 53

15.3 Структура документа Excel 54

15.4 Типы данных в Excel 54

15.5 Запуск программы Excel 54

15.6 Интерфейс пользователя. 55

15.7 Ввод и редактирование данных. 55

15.8 Выделение ячеек. 55

15.9 Копирование и перемещение ячеек. 55

15.10 Форматирование ячеек. 55

15.11 Вычисления в таблице Excel 56

15.12 Программа – мастер. 56

15.13 Мастер функций. 56

15.14 Копирование формул. 56

15.15 Правило относительной ориентации клетки. 56

15.16 Построение диаграмм. 57

15.17 Обобщенная технология работы в табличном процессоре. 57

15.18 Примеры использования функции “ЕСЛИ” в Excel 57

16.. Основные понятия информационных систем. 58

16.1 Понятие «информационная система». 58

16.2 Банки данных. 58

16.3 Базы данных. 59

16.3.1 История развития баз данных. 60

16.3.2 Структурные элементы базы данных. 61

16.3.3 Виды моделей данных. 62

17.. Реляционный подход к построению инфологической модели. 64

17.1 Понятие «информационный объект». 64

17.2 Нормализация отношений. 65

17.2.1 Понятие «нормализация отношений». 65

17.2.2 Первая нормальная форма. 65

17.2.3 Вторая нормальная форма. 66

17.2.4 Третья нормальная форма. 67

17.3 Построение инфологической модели. 69

17.3.1 Архитектура СУБД.. 69

17.4 Проектирование баз данных. 70

18.. Система управления базами данных. 71

18.1 СУБД Microsoft Access. 72

18.2 Особенности пользовательского интерфейса MS ACCESS. 73

18.3 Основные объекты MS ACCESS. 74

19.. Обслуживание магнитных дисков. 76

19.1 Накопители на гибких магнитных дисках. 76

19.2 Структура магнитного диска (на примере дискеты) 76

19.3 Форматирование дискет. 77

19.4 Правила обращения с дискетой. 77

20.. Программы для обслуживания магнитных дисков. 77

20.1 Проверка диска. 77

20.2 Дефрагментация файловой системы.. 78

21.. Компьютерные вирусы.. 78

22.. Методы борьбы с компьютерными вирусами. 79

22.1 История развития антивирусных программ. 79

22.2 Современные программы для защиты от вирусов. 79

23.. Рекомендуемая литература. 80


Информатизация общества

Начальным этапом информатизации общества считают освоение человеком устной речи. В дальнейшем развитии цивилизации произошло несколько информационных революций.

Информационная революция – преобразование общественных отношений связанных с изменениями в сфере обработки информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности. Это позволило передавать знания от поколения к поколению.

Вторая (относится к XVI в.) связана с изобретением книгопечатания.

Третья (конец XIX в.) вызвана изобретением электричества, телеграфа, телефона, радио и телевидения.

Четвертая (началась в 70-х гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров.

На первый план выдвигается информационная индустрия. Важнейшей составляющей информационной индустрии становятся все виды информационных технологий.

Информационная технология – механизированный способ обработки, хранения, передачи и использования данных, необходимых для протекания информационного процесса.

В середине XX века большой объем информации хлынул на человека. Воспринять в полной мере, а тем более осмыслить эту информацию становилось все труднее. Образование больших потоков информации обусловлено:

быстрым ростом количества документов, диссертаций, докладов и т.п.;

увеличением количества периодических изданий;

появлением данных, хранимых на различных носителях.

Складывается ситуация информационного кризиса, который имеет следующие проявления:

увеличиваются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке нарастающих потоков информации и огромных массивов данных;

появление большого количества избыточных сведений;

в силу различных причин необходимой информацией не могут воспользоваться потенциальные потребители.

Таким образом, в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в силу ограниченности своих возможностей.

Внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности является началом нового информационного процесса, называемого информатизацией общества.

Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей различных категорий потребителей на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, большинство работающего населения в котором занято производством информационного ресурса.

Информационный ресурс – совокупность знания и информации.

В настоящее время человечество осуществляет переход от индустриального к информационному обществу.

Информационная культура

Переход к информационному обществу обязывает специалиста владеть современными средствами, методами и технологией работы с информационными ресурсами. Кроме того, все более актуальной становится проблема коллективной работы с информацией. Это предполагает формированию у человека некоторого уровня информационной культуры.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

в навыках использования технических устройств для работы с информацией (от телефона до компьютера);

в способности использовать в своей деятельности современные программные средства;

в знании информационных потоков в своей сфере деятельности.

Для высшего учебного заведения социальным заказом информационного общества считается такое обеспечение уровня информационной культуры студента, при котором наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени уделяется компьютерным информационным технологиям.

Информация

Данные

Взаимодействие материальных объектов сопровождается изменением внутренней структуры вещества или его энергетического поля. Это приводит к образованию сигналов. Порыв ветра, удар молотком, хлопок в ладоши, нагревание предмета в пламени свечи это всего несколько примеров сигналов.

Сигналы оказывают влияние на окружающие предметы изменяя их. Эти изменения называются регистрацией сигналов. Регистрацию некоторых сигналов можно наблюдать визуально, регистрацию других выполняют при помощи специальных приборов – датчиков. Часть сигналов вообще не поддается регистрации современными средствами, а о существовании некоторых сигналов люди даже не догадываются.

Информатика интересуется сигналами с точки зрения факта их регистрации. Для информатики не важна природа сигнала. Если сигнал зарегистрирован и различим на фоне регистрации других сигналов, то он может стать источником для получения информации о событиях, которые имели место, или источником информации о предполагаемых событиях (при прогнозировании). Таким образом, в информатике данные – это зарегистрированные сигналы.

Информация

Слово информация очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Происходит оно от латинского informatio, что означает разъяснение, изложение. Несмотря на древнее происхождение этого слова, строгого научного определения информации до последнего времени не существует. В разных областях человеческой деятельности это понятие вводится по-разному. В широком смысле информация – это общенаучное понятие, обозначающее обмен сигналами в живой и неживой природе. В информатике используют понятие, заимствованной из кибернетики.

Информация – это сведения, уменьшающие неопределенность об объектах и явлениях окружающей среды.

Например, прогноз погоды на следующий день является ярким примером информации. Сигналы регулировщика на перекрестке тоже информация, но не для всех. Пешеходы, не изучавшие правила дорожного движения, скорее всего эти сигналы не поймут. А сведения о расстоянии между объектами могут быть получены только с использованием специальных методов.

Информация, в отличие от данных, не является объектом материальной природы и образуется в результате обработки данных адекватными методами. Например, чтобы определить температуру плавления металла нужно его нагревать. Ударяя по слитку молотком, температуру плавления определить не удастся, хотя этот метод позволить косвенно судить о хрупкости предмета.

Свойства информации

Информация объект – динамический, образующийся в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов. Информация обладает набором некоторых свойств. На свойства информации влияют свойства данных и свойства методов. По окончании процесса свойства информации переносятся на свойства новых данных, то есть свойства методов могут переходить на свойства данных. Например, материалы следствия выражаются в виде приговора суда.

К основным свойствам информации принято относить следующие:

актуальность – это степень соответствия информации текущему моменту времени;

доступность информации – это мера возможности получить ту или иную информацию;

полнота информации – ее достаточность для принятия решения

адекватность – это степень соответствия образа, создаваемого с помощью полученной информации реальному объекту.

От степени адекватности информации зависит правильность принятия решений человеком или управляющей системой.

Адекватность информации

В народной мудрости “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” заключено представление о том, что информация может иметь качество. Адекватность информации является одной из характеристик качества информации.

Примеры разного подхода к адекватности и достоверности информации мы можем найти в законодательстве. Закон различает права свидетелей и подозреваемых. В то время как сообщение заведомо ложных данных подозреваемым считается адекватным поведением, те же действия со стороны свидетелей адекватными не являются и рассматриваются как правонарушение.

Адекватность может выражаться в трех формах.

Синтаксическая адекватность отображает формально-структурные характеристики информации и не принимает во внимание ее содержательную часть. На синтаксическом уровне учитывается тип носителя, способ представления, скорость передачи информации.

Семантическая (смысловая) адекватность определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.

Прагматическая (потребительская) адекватность отражает соответствие информации цели управления, реализуемой на ее основе. Эта форма адекватности связана с практическим использованием информации, с ее соответствием целевой функции деятельности системы.

Измерение информации

Системы счисления

В вычислительной технике используется двоичная система кодирования данных основанная на двоичной системе счисления.

Система счисления – это способ наименования и изображения чисел с помощью символов, имеющих определенное количественное значение.

Различают позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционной системе счисления цифры не меняют своего значения при изменении их расположения в числе, например, римская система счисления. В позиционной системе счисления значение каждой цифры зависит от ее расположения в числе. Количество различных цифр, используемых для изображения числа в позиционной системе счисления, называется ее основанием и обозначается – P. Запись любого числа в системе счисления с основанием P будет представлять собой ряд:

аm-1Pm-1 + am-2Pm-2 +…+ a2P2 + a1P1 + a0P0 + a-1P-1 a-2P-2 +…+ a-sP-s

где Р – основание системы счисления;

m, s – разряд числа, причем m – для целой части, s – для дробной;

а – число.

Например 1743 = 1*103 + 7*102 + 4*101 + 3*100

0.25 = 2*10-1 + 5*10-2

Двоичная система счисления.

Основанием двоичной системы счисления является число 2. Любое число в этой системе счисления изображается с помощью цифр 0 и 1. В таком контексте эти знаки называются двоичными цифрами (binary digit – bit (бит)). Каждый старший разряд больше соседнего младшего в два раза.

Например.

11010(2) ® 1*24 + 1*23 + 0*22 + 1*21 + 0*20 = 16 + 8 + 0 + 2 + 0= 26(10)

Перевод целых чисел.

Для того чтобы перевести число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную, необходимо выполнить последовательное деление этого десятичного числа на основание (P) той системы счисления, в которую это десятичное число переводится. Деление нужно выполнять до тех пор, пока не получится частное, меньшее этого основания. Число в новой системе счисления записывается в виде остатков деления, начиная с последнего. Последнее частное считается как остаток.

Кодирование текстов

Для кодирования текстовых данных в ЭВМ используется специальный метод, согласно которому, каждому символу алфавита сопоставлено число. Эти соответствия сведены в специальные таблицы, называемые стандартами кодирования текстовых данных. При кодировании текста, каждый символ алфавита заменяется соответствующим ему числом. При раскодировании, наоборот числа заменяются соответствующими им символами. Для того чтобы не ошибиться при декодировании данных, числа, представляющие текст, разделены на зоны. Каждая зона имеет длину 1 байт (8 двоичных разрядов).

В настоящее время очень широкое распространение получил стандарт, называемый ASKII (American Standard Code for Information Interchange - стандартный код информационного обмена США). Этот стандарт имеет две части таблицы базовую – содержащую символы математических операций, латиницы, знаки препинания и др. и расширенную, содержащую символы национальных языков. Базовая часть всегда неизменна и использует для кодирования символов шестнадцатеричные коды 00 – 7F. Расширенная часть таблицы (коды 80 – FF) может использоваться разная. Таблица ASCII-кодов используемая в России приведена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Таблица ASCII-кодов

Слово “information” записанное в кодах таблицы ASCII выглядит как:

i n f o r m a t i o n
                     

В двоичном представлении на код каждой буквы отводится 1 байт. Например, символ i кодируется числом 105, которое в двоичном представлении выглядит как 0110 1001.

Кодирование изображений

Рисунки – графические объекты представляются в компьютере двумя способами — как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа изображения используется свой способ кодирования.

Растровое изображение представляет собой совокупность точек, используемых для его отображения на экране монитора. Объем растрового изображения определяется умножением количества точек на информационный объем одной точки, который зависит от количества возможных цветов. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен 1 биту, т.к. она может быть черной или белой. Для отображения цветной точки требуется: для 8 цветов – 3 бита; для 16 цветов – 4 бита; для 256 цветов – 1 байт.

Векторное изображение представляет собой графический объект, состоящий из элементарных отрезков и дуг. Положение этих элементарных объектов определяется координатами точек и длиной радиуса. Для каждой линии указывается ее тип (сплошная, пунктирная, штрихпунктирная), толщина и цвет. Векторные изображения кодируются как обычные буквы и цифры и обрабатываются специальными программами.

Кодирование звука

Кодирование звуков основано на том, что теоретически любой сложный звук можно разложить на последовательность простейших гармонических сигналов разных частот, каждый из которых представляет собой правильную синусоиду и может быть описан числовыми параметрами. Звуковые сигналы имеют непрерывный спектр, т.е. являются аналоговыми. Их разложение в гармонические ряды и представление в виде дискретных цифровых сигналов выполняют аналогово-цифровые преобразователи.

Звуковая информация может быть представлена последовательностью элементарных звуков (фонем) и пауз между ними. Каждый звук кодируется и хранится в памяти. Вывод звуков из компьютера осуществляется синтезатором, который считывает из памяти хранящийся код звука.

Управление компьютером

Программы для компьютеров.

Программа – это упорядоченная последовательность команд компьютера для решения задачи.

Программный продукт – комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной задачи массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции. Классификация программных продуктов приведена на рисунке 8.

 
 

 

 


Рисунок 8 – Классы программных продуктов

Системное программное обеспечение – совокупность программных комплексов для обеспечения работы компьютера и компьютерной сети.

Прикладные программы – комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для решения задач определенного класса конкретной предметной области.

Инструментарий технологии программирования – совокупность программ и программных комплексов, обеспечивающих технологию разработки, отладки и внедрения программных продуктов.

Системное программное обеспечение (System Software) – программы и комплексы программ, являющиеся общими для всех, совместно использующих технические возможности компьютера. Примерный состав системных программ приведен на рисунке 9.

               
   
Системное программное обеспечение
     
 
 
     
 
 

 

 


Рисунок 9 – Состав системных программ

Задачи системного программного обеспечения:

- создание операционной среды для функционирования других программ;

- обеспечение надежной работы компьютера и сети;

- выполнение диагностики аппаратуры;

- выполнение вспомогательных процессов (сохранение, открытие, копирование и др.);

 

Утилиты – программы для выполнения вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютера.

Операционная система.

Компьютер выполняет действия в соответствии с инструкциями программы. Некоторые часто используемые действия: запуск программ, запись данных на диск, копирование, удаление, просмотр содержимого диска и т.п., удобно реализовать при помощи специализированных программ. Такие программы образуют комплекс, называемый операционная система.

Операционная система – комплекс программ, предназначенный для управления компьютером и взаимодействия с пользователем.

Функции операционной системы:

- управление работой каждого блока компьютера и их взаимодействие;

- управление выполнением программ;

- организация хранения данных во внешней памяти;

- взаимодействие пользователя с компьютером.

Система управления файлами – управляет данными, организованными в файлы.

Операционная среда – это системное программное окружение, в котором могут выполняться программы, составленные по правилам работы этой среды.

Операционная система хранится на жестком диске в специальной системной области и автоматически загружается в оперативную память при включении компьютера. После загрузки, Операционная система готова к выполнению команд пользователя.

Операционные оболочки

Операционная оболочка – комплекс программ, облегчающих работу пользователя с операционной системой.

-

Текстовый интерфейс пользователя
Norton Commander;

- Volkov Commander;

-

Графический интерфейс пользователя
Dos Navigator;

- Windows 3.1

Концепция ОС WINDOWS.

- 32-х разрядная архитектура. Облегчает работу с большими объемами памяти, увеличивает скорость работы программ и удешевляет все виды памяти.

- вытесняющая многозадачность и многопоточность. Многозадачность – свойство, позволяющее запускать несколько программ (задач). Каждая задача поочередно использует процессорное время. Поскольку процессы протекают очень быстро, создается иллюзия одновременного выполнения нескольких задач. Различают кооперативную многозадачность – распределением процессорного времени управляет активная программа и вытесняющую многозадачность – распределением процессорного времени занимается операционная система. Многопоточность – разделение процесса выполнения программы на несколько частей, благодаря чему, могут выполняться несколько несвязанных операций.

- графический пользовательский интерфейс – система окон на экране монитора, включающая разнородные графические объекты для управления работой компьютера, реализующая идею электронного рабочего стола.

- единый пользовательский интерфейс – несмотря на наличие большого количества графических объектов, окна Windows имеют однородную структуру.

- подключение устройств по технологии Plug and Play. Система самостоятельно распознает техническое устройство и выполняет его настройку автоматически.

- виртуальная память – расширение адресного пространства задачи за счет внешней памяти.

- совместимость с ранее созданными программами – позволяет запускать программы, созданные для OC MS DOS.

- наличие коммуникационных программ.

- наличие средств мультимедиа – обеспечение работы с высококачественным звуком и видео.

Многопоточность

Подчиняясь принципам построения вычислительных устройств, все подсистемы в компьютере управлялись центральным процессором. Выполняя последовательность операций, процессор вынужден был длительное время простаивать. Например, дожидаясь завершения операции обмена данными между внешним устройством и оперативной памятью. Большой эффективности удалось достичь, организовав мультипрограммный (мультизадачный) режим работы вычислительной системы. При мультизадачном режиме, пока одна задача ожидает завершения операций ввода/вывода, другая задача может быть поставлена на решение.

Рисунок 2 поясняет работу системы в разных режимах.

Вв                
                       
cpu                
  Задача А Задача В
                           

а)

Вв        
           
cpu        
  Задача А
                 

 

Вв        
             
cpu          
  Задача В
                         

б)

Рисунок 2 – Схема выполнения двух программ а – однопрограммный режим; б – мультипрограммный режим.

Из рисунка 2 видно, что время выполнения двух задач получается меньше в мультипрограммном режиме, но время выполнения каждой задачи увеличилось.

Всякое разделение ресурсов увеличивает время выполнения отдельной задачи за счет дополнительных затрат времени на ожидание освобождения ресурса.

Дескриптор

Для управления процессами, ОС должна располагать о них некоторыми сведениями. С этой целью на каждый процесс заводится дескриптор процесса.

Дескриптор – описатель (задачи) процесса.

Дескриптор содержит:

1 идентификатор процесса (process ID);

2 тип или класс процесса (№ очереди);

3 приоритет процесса (место в очереди);

4 переменную состояния (выполнение, готовность к выполнению и др.);

5 контекст задачи – защищенную область памяти (или адрес этой зоны), в которой хранятся текущие значение регистров процессора если процесс прерывается, не завершив задачи;

6 данные о ресурсах, которыми процесс владеет (указатели на открытые файлы, сведения о незавершенных операциях ввода/вывода и др.)

7 место (или его адрес) для организации взаимодействия с другими процессами;

8 параметры времени запуска;

Дескрипторы, как правило, постоянно располагаются в оперативной памяти с целью ускорения работы супервизора, который организует их в списки (очереди) и отображает изменение состояния процесса перемещением соответствующего дескриптора в из одного списка в другой.

Прерывания

Прерывание – это принудительная передача управления от выполняемой программы к системе, происходящая при возникновении определенного события.

Основная цель введения прерываний – реализация асинхронного режима работы и распараллеливание работы отдельных устройств вычислительного комплекса.

Механизм прерываний реализуется аппаратно-программным способом, но общая особенность всех прерываний – изменение порядка выполнения команд процессором.

Объект – файл.

В основе любой операционной системы лежит принцип организации работы внешнего устройства хранения данных.

Данные хранятся в виде файлов.

Файл – именованная область диска.

Файл служит учетной единицей информации в операционной системе. В файле могут храниться программы, тексты, рисунки и т.п. Размещение файлов на диске происходит согласно файловой системы.

Файловая система обеспечивает доступ к любому файлу и управляет размещением на диске новых файлов.

В среде Windows файл воспринимается как объект, имеющий уникальное имя, которое служит для отличия одного файла от другого.

Полное имя файла образуется из имени и расширения, разделяемых точкой. Расширение характеризует тип файла и состоит не более чем из трех символов.

Например, inform.txt, autoexec.bat.

Правила образования имени в ОС Windows`95:

- имя файла может состоять из не более чем 256 символов латинского и русского алфавита и некоторых специальных символов, включая пробел, точку, восклицательный знак

При образовании имени файла не допускается использовать символы *?: |, < > " \ как в имени, так и в расширении.

Расширение файлу добавляется автоматически и определяется программой, средствами которой создан данный файл. Автоматически файлу присваивается короткое имя (для среды MS DOS) в формате 8.3.

Файл характеризуется:

- полным именем;

- размером;

- датой и временем создания;

- атрибутами.

Рядом с именем файла располагается значок, характеризующий тип файла.

Объект папка.

Папка это объект, содержащий сведения о других объектах. Объекты – сведения о которых содержатся в папке называются вложенными в данную папку. Применительно к ОС Windows принято считать, что вложенные объекты находятся в папке подобно тому, как в канцелярской папке находятся различные бумаги. На самом деле, папка только объединяет их в группу по какому-либо признаку, но этот признак может быть произвольным. Папка имеет имя, записываемое по тем же правилам что и имя файла, но расширение имени папки не присваивается. Рядом с именем папки располагается значок – изображение папки.

Ярлык

Ярлык это объект, указывающий расположение другого объекта, путь к нему. Ярлык является дополнительным изображением объекта (но не самим объектом) и хранится в файле размером 1 Кбайт. Размещенный на верхних уровнях файловой структуры, ярлык легко доступен и позволяет автоматически открывать тот объект, на который он указывает. Ярлык обычно имеет значок того объекта, на который он ссылается, со стрелкой в левом нижнем углу.

8 Объекты пользовательского уровня – приложение и документ

Минимальной учетной единицей в операционной системе является файл. Операционная система предоставляет широкий спектр операций по управлению файлами – сохранение, копирование, удаление и т.п. Изменить содержимое файла можно только средствами специальной программы или пакета программ, называемых приложением.

Приложение – комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации файлов.

Например, приложением являются Paint, Word, Проводник, различные служебные программы, вирусы, антивирусы и т.п.

Приложение размещается в одном или нескольких файлах, которые обычно хранятся в одной папке с соответствующим названием. Среди этих файлов есть файл запуска. Открытие файла запуска обеспечивает загрузку приложения. В среде приложения могут быть созданы таблицы, тексты, рисунки, звуки и т.д. В среде Windows такие объекты называются документами. Документ сохраняют в файле, которому автоматически будет присвоено расширение и значок родительского приложения.

Документ – объект Windows, созданный в приложении.

Работающее (запущенное) приложение называется задачей.

Запуск приложения

1 воспользовавшись Главным меню;

2 открыв документ, созданный в данном приложении;

3 открыв файл запуска данного приложения.

Можно сказать, что задача это работающее и потребляющее ресурсы компьютера приложение. Вызвать список работающих приложений – список задач, можно с помощью комбинации клавиш Ctrl+Alt+Del.

Обмен данными.

Обмен данными – передача данных от одного объекта к другому. В результате этого, объекты могут изменяться, создавать новые объекты, образованные из одного или нескольких существующих объектов.

Способы обмена данными.

1 С использование буфера обмена.

2 Без использования буфера обмена.

Обмен данными перемещением объекта мышью (Drag and drop).

Технология перемещения:

- при нажатой левой кнопке мыши, выделенный объект перемещается до места назначения.

Технология копирования:

- происходит аналогично перемещению, но к объекту добавляется знак +.

Режим копирования или перемещения мышью может быть как основным, так и альтернативным, т.е. чтобы включить альтернативный режим, нужно нажать клавишу Ctrl или Shift.

Обмен данными с использованием буфера обмена.

Буфер обмена (clipboard) – часть виртуальной памяти, которая служит временным хранилищем передаваемых данных.

Свойства буфера обмена.

1 В буфере обмена можно хранить только один объект.

2 При помещении в буф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.012 с.)