Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к классификации функций общения
Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе жизни и деятельности человека. Существуют разные подходы к классификации функций общения, давайте познакомимся с некоторыми из них. Согласно обобщенной классификации, выделяют следующие функции общения: 1) инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; 2) информационно-коммуникативная – состоит в обмене информацией между индивидами; 3) интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей; 4) координационная – согласование действий при осуществлении совместной деятельности; 5) функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; 6) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.; 7) экспрессивная – функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний; 8) социального контроля – регламентация поведения и деятельности; 9) социализации – функция формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами; 10) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации; 11) регулятивно-коммуникативная (интерактивная) – направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия; 12) аффективно-коммуникативная – состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. Согласно другой классификации выделяют следующие функции общения: 1) прагматическая функция – отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение часто выступает самой важной потребностью; 2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях; 3) функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя; 4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей и т.д., соединяя их в единое целое, а с другой стороны, оно может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения;
5) функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей; 6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.
Различные классификации видов и уровней общения
Классификации ВИДОВ общения Существуют различные подходы к классификации видов общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. По содержанию оно может быть: - материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); - когнитивное (обмен знаниями); - кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); - мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); - деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делиться на: - биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); - социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида); - инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения; - целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, т.е. потребности в общении. По средствам (или по контакту с собеседником) общение может быть: - непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
- опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий); - прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) - косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). Существуют и иные классификации, так общение может быть: Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, межличностными типом общения (личностным или персональным). Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дистантные, опосредованные, они реализуются в ролевом общении. В ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества, той или иной важной для него группы. Монологическое общение – это форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров. Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция. Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Манипуляция – предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Диалогическое общение - позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению. Вербальное общение осуществляется посредством речи. Невербальное общение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности. Массовое общение – это множественные, непосредственные, контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.01 с.) |