Основные подходы к классификации функций общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к классификации функций общения



 

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе жизни и деятельности человека.

Существуют разные подходы к классификации функций общения, давайте познакомимся с некоторыми из них.

Согласно обобщенной классификации, выделяют следующие функции общения:

1) инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) информационно-коммуникативная – состоит в обмене информацией между индивидами;

3) интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей;

4) координационная – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

5) функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

6) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.;

7) экспрессивная – функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний;

8) социального контроля – регламентация поведения и деятельности;

9) социализации – функция формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами;

10) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

11) регулятивно-коммуникативная (интерактивная) – направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

12) аффективно-коммуникативная – состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Согласно другой классификации выделяют следующие функции общения:

1) прагматическая функция – отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях;

3) функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей и т.д., соединяя их в единое целое, а с другой стороны, оно может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.

 

Различные классификации видов и уровней общения

 

Классификации ВИДОВ общения

Существуют различные подходы к классификации видов общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть:

- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

- когнитивное (обмен знаниями);

- кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

 

 

По целям общение делиться на:

- биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

- социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида);

- инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

- целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, т.е. потребности в общении.

По средствам (или по контакту с собеседником) общение может быть:

- непосредственное (осуществляемое с помощью естественных орга­нов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);

- опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);

- прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

- косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Существуют и иные классификации, так общение может быть:

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, межличностными типом общения (личностным или персональным).

Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дистантные, опосредованные, они реализуются в ролевом общении.

В ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества, той или иной важной для него группы.

Монологическое общение – это форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров.

Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

Манипуляция – предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.

Диалогическое общение - позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Вербальное общение осуществляется посредством речи.

Невербальное общение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности.

Массовое общение – это множественные, непосредственные, контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.01 с.)