Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
При педагогическом проектировании
Этапы работы
| Действия
| Формы проектирования
Концепция– совокупностьтеоретических представлений о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей.
Любая педагогическая концепция процесса включает в себя описание предполагаемой технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся.
Концепции педагогического процесса чаще всего существуют в форме теорий или теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения), а также как составная часть концепций систем, в рамках которых тот или иной процесс создается.
Для педагогических ситуаций и их разрешения концепции не создаются, но это не значит, что их нет. Они присутствуют в мысленно-чувственной форме (мечты, стремления, представления).
Мечта – это образ, создаваемый нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта, как правило, связывается с высокими нравственными устремлениями. Мечта становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Мечта – это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.
План – это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы школы, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых наих изучение, порядок изучения дисциплин.
Поурочно-тематический план – это проект педагогического процесса. Он составляется по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение.
План урока – это координированная система задач урока и перечень основных действий педагога и учащихся по освоению содержания учебного материала.
| | Подготовительная работа
| 1. Анализ объекта проектирования
| | 2. Выбор формы проектирования
| | 3. Теоретическое обеспечение проектирования
| | 4. Методическое обеспечение проектирования
| | 5. Пространственно-временное обеспечение проектирования
| | 6. Материально-техническое обеспечение проектирования
| | 7. Правовое обеспечение проектирования
| | Разработка
проекта
| 8. Выбор системообразующего фактора
| | 9. Установление взаимозависимости компонентов
| | 10. Написание проектной документации
| | Проверка
качества
проекта
| 11. Мысленное экспериментирование применения проекта
| | 12. Экспертная оценка проекта
| | 13. Корректировка проекта
| | 14. Принятие решения об использовании проекта
| | | Этапы педагогического проектирования
1 этап. Педагогическое моделирование – разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.
2 этап – создание проекта. На этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.
3 этап – конструирование – еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.
| Этап
| Деятельность
субъектов проекта
| Смысл действий
| Цели педагога
| | Определение проблемы
| 1. Педагог создает проблемную ситуацию.
2. Ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта.
| 1. Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики.
2. Обсуждение проблемы и задач проекта.
| Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы.
| | Выдвижение гипотезы, решения проблемы
| 1. Педагог участвует в обсуждении.
2. Ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению.
| Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации.
| Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль.
| | Организация (планирование) хода проекта
| 1. Педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта.
2. Ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ.
| 1. Помощь в рациональном планировании проекта.
2. Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления.
| Развитие умений:
– работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом;
- использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей;
- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности.
| | | | | | | | |
продолжение
Этап
| Деятельность
субъектов проекта
| Смысл действий
| Цели педагога
| Реализация
проекта
| 1. Педагог управляет реализацией.
2. Ученики выполняют свою задачу.
| 1. Сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости.
2. Работают в группах над поиском фактов, аргументов.
| Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи.
| Оформление результатов
проекта
| 1. Педагог участвует в обсуждении.
2. Ученики оформляют проект.
3. Учитель участвует в выборе способов оформления.
| 1. Советует по вопросу оформления, дизайна.
2. Описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций.
| Развитие творческого отношения к оформлению работы, создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий.
| Рефлексия
| 1. Педагог участвует в дискуссии.
2. Ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавшимися результатами, в случае несоответствия выясняют причины.
| 1. Помогает дать оценку результату проекта.
2. Выяснение необходимости доработки проекта.
| Развитие рефлексивных умений – анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи.
| Кто такой неудачник? Настоящий неудачник тот, кто настолько боится проиграть, что никогда не осмелится даже попробовать.
Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.
Уинстон Черчиль
Моя работа – не облегчать людям жизнь. Моя работа – делать их лучше.
Стив Джобс
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Критерий
| Содержание требования
| Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.
Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися. Дидактическое творчество - самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях - это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично. Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.
| 1. Актуальность
| Необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для развития практики образования:
- Наличие проектной проблемы
- Аргументированность авторских идей
- Обоснованность социальной значимости
- Профессиональная востребованность
| 2. Инновационность
| Новизна результатов практики образования и способов их достижения:
- Новизна содержания, технологии и др.
- Оригинальность идей
- Возможность распространения и внедрения
- Прогнозируемые социокультурные последствия
| 3. Реалистичность
| Влияние, которое оказывают результаты проекта на учебно-воспитательный процесс, методику преподавания и обучения, организацию образовательной деятельности и т. п.:
- Прогнозируемые результаты
- Ресурсная обеспеченность
- Эвристический потенциал (эвристический – самостоятельное нахождение решения проблемы через систему наводящих вопросов)
| Виды педагогического творчества
| Педагогическое творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения. На другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
| Индивидуальное исследовательское задание
| Создание нового педагогического опыта
| Внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику
| Оформление творческой
методики
| Методические рекомендации
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
|