Педагогическое проектирование, его источники и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическое проектирование, его источники и функции



Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование  
компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционированияи развития.  
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано». Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания.  
Источники педагогического проектирования  
Теория решений
Сетевое планирование
Эргономика
Техническая эстетика
Генрих Саулович Альтшуллер ТРИЗ – теория решений изобретательских задач. Методы, обеспечивающие поддержку принятия решений, ускоряющие изобретательский процесс
Метод анализа сроков (ранних и поздних). Это комплекс графических и расчетных материалов организационных мероприятий, обеспечивающих моделирование, анализ и динамическую перестройку плана выполнения сложных проектов и разработок.
Наука, комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия, с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности рабочего процесса.
Научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна.
Функции педагогического проектирования  
Повышение эффективности педагогического процесса
Технологизация образовательного процесса
Связующее звено между педагогической теорией и практикой
Прогнозирование развития образования

 


Объекты педагогического проектирования

 

Этапы педагогического проектирования Объекты педагогического проектирования   принципы педагогического проектирования   – принцип человеческих приоритетов, то есть ориентация на человека как на участника процесса; – принцип диагностического целеполагания, позволяющий в процессе проектирования организовывать образовательный процесс как предсказуемое, достоверное и целенаправленное взаимодействие субъектов образования; – принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий; – принцип саморазвития, означающий создание динамичных и гибких проектируемых процессов; – принцип продуктивности, предполагающий получение значимого результата; – принцип системности, означающий рассмотрение образовательного процесса как целостной системы.
Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
1.Педагогическое модели-рование Законы, уставы, концепции, положения и др.   Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др.   Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
2.Педагогическое проекти-рование   Квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др.   Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.  
3.Педагогическое конст-руирование   Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др. Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.      

Формы педагогического

Функции профессионально-педагогической деятельности Объекты проектирования Формы проектирования
  Обучающая функция Общеобразовательный, общекультурный, общепрофессиональный, предметный циклы дисциплин.Теоретическое и практическое обучение Государственные образовательные стандарты. Учебные планы и программы.
  Воспитывающая функция Учебная и внеучебная деятельность обучающихся. Концепции, комплексные планы воспитательной работы. Рабочие программы. Планы учебных занятий. Планы работы кружков, клубов по интересам и др.
  Развивающая функция Потребностно-мотивационная, когнитивная, эмоционально-волевая, операционно-практическая сфера личности. Те же
Производственно-технологическая функция Учебно-материальная база Должностные инструкции. Квалификационные характеристики. Профессиограммы.
  Организаторская функция Учебно-познавательная, научно-исследователь-ская, трудовая, досуговая и другие виды деятельности обучающихся. Индивидуальные учебные планы преподавателей.
  Диагностическая функция Уровень общего и профессионального развития обучающихся. Образовательный процесс в учебном заведении. Диагностические карты, профессионально-педагогические характеристики обучающихся.
Методическая функция Образовательный процесс в учебном заведении. Учебные и рабочие планы. Планы работы методических объединений, кафедр, факультетов.

проектирования

 

Формы педагогического проектирования – это документы, в кот орых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций.

Основные формы педагогического проектирования:

● квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;

● расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации;

● правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.

 

Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап избран и какое их количество предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям и возможностям учащихся и педагогов.Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы, их число и даже они сами могут меняться.

 

Примерный порядок действий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.)