Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Педагогическое проектирование, его источники и функции
Педагогическое проектирование
| Педагогическое
проектирование
| компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционированияи развития.
| Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано». Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания.
| Источники
педагогического проектирования
| Генрих Саулович
Альтшуллер
ТРИЗ – теория решений изобретательских задач.
Методы, обеспечивающие поддержку принятия решений, ускоряющие изобретательский процесс
| Метод анализа сроков (ранних и поздних). Это комплекс графических и расчетных материалов организационных мероприятий, обеспечивающих моделирование, анализ и динамическую перестройку плана выполнения сложных проектов и разработок.
| Наука, комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия, с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности рабочего процесса.
| Научная дисциплина, изучающая закономерности формирования гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека методами и средствами дизайна.
| Функции
педагогического проектирования
| Повышение
эффективности педагогического процесса
| Технологизация образовательного процесса
| Связующее звено между педагогической теорией и практикой
| Прогнозирование развития
образования
|
Объекты педагогического проектирования
Этапы
педагогического проектирования
| Объекты педагогического проектирования
| принципы педагогического проектирования
– принцип человеческих приоритетов, то есть ориентация на человека как на участника процесса;
– принцип диагностического целеполагания, позволяющий в процессе проектирования организовывать образовательный процесс как предсказуемое, достоверное и целенаправленное взаимодействие субъектов образования;
– принцип поэтапности, предполагающий последовательность действий;
– принцип саморазвития, означающий создание динамичных и гибких проектируемых процессов;
– принцип продуктивности, предполагающий получение значимого результата;
– принцип системности, означающий рассмотрение образовательного процесса как целостной системы.
| Педагогические
системы
| Педагогические
процессы
| Педагогические
ситуации
| 1.Педагогическое модели-рование
| Законы, уставы, концепции, положения и др.
| Теоретические взгляды, установки, учебные программы и др.
| Мысленно-чувственные формы: мечта, стремления, представления, личный дневник педагога и др.
| 2.Педагогическое проекти-рование
| Квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции и др.
| Расписания, графики контроля, графики межпредметных связей, требования к урокам, поурочно-тематический план и др.
| Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и др.
| 3.Педагогическое конст-руирование
| Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и др.
| Конспекты уроков, планы уроков и другие формы, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия и др.
|
| Формы педагогического
Функции
профессионально-педагогической
деятельности
| Объекты проектирования
| Формы проектирования
|
Обучающая функция
| Общеобразовательный, общекультурный, общепрофессиональный, предметный циклы дисциплин.Теоретическое и практическое обучение
| Государственные образовательные стандарты. Учебные планы и программы.
|
Воспитывающая функция
| Учебная и внеучебная деятельность обучающихся.
| Концепции, комплексные планы воспитательной работы. Рабочие программы. Планы учебных занятий. Планы работы кружков, клубов по интересам и др.
|
Развивающая функция
| Потребностно-мотивационная, когнитивная, эмоционально-волевая, операционно-практическая сфера личности.
| Те же
| Производственно-технологическая функция
| Учебно-материальная база
| Должностные инструкции. Квалификационные характеристики. Профессиограммы.
|
Организаторская
функция
| Учебно-познавательная, научно-исследователь-ская, трудовая, досуговая и другие виды деятельности обучающихся.
| Индивидуальные учебные планы преподавателей.
|
Диагностическая
функция
| Уровень общего и профессионального развития обучающихся.
Образовательный процесс в учебном заведении.
| Диагностические карты, профессионально-педагогические характеристики обучающихся.
| Методическая функция
| Образовательный процесс в учебном заведении.
| Учебные и рабочие планы. Планы работы методических объединений, кафедр, факультетов.
| проектирования
Формы педагогического проектирования – это документы, в кот орых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических ситуаций.
Основные формы педагогического проектирования:
● квалификационные характеристики, профессиограммы, учебные планы, учебные программы, штатные расписания, должностные инструкции;
● расписания, графики учебного процесса и контроля, требования к урокам, научно-тематические планы, планы и конспекты уроков, сценарии, модели наглядных пособий, учебники, учебные пособия, методические рекомендации;
● правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитательной работы, планы кружков, секций и др.
Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап избран и какое их количество предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, соответствующей особенностям и возможностям учащихся и педагогов.Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы, их число и даже они сами могут меняться.
Примерный порядок действий
|