Тема 2. Греческий героический эпос. Поэмы Гомера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Греческий героический эпос. Поэмы Гомера.



1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя.

2. Мифологическая и историческая основа «Илиады». Сюжетно-композиционные особенности поэмы.

3. Способы построения системы образов и характеристики героев. Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

4. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, в отношении к человеку.

5. Сюжетно-композиционные особенности «Одиссеи» (в сравнении с «Илиадой).

6. Одиссей – новый эпический герой. Место этого персонажа в образной системе поэмы.

7. Своеобразие изображения богов в поэмах. Боги и судьба.

8. Художественный стиль поэм и поэтическая техника эпоса:

a) объективность, традиционность, «вещественное» изображение жизни, монументальность;

б) язык и метрика, повторы, сравнения, эпитеты, метафоры, перифразы.

9. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской

культуры.

10. Суждения о Гомере в последующие века. «Гомеровский» вопрос.

 

Тема 3. Греческая трагедия

1. История происхождения греческой драмы, ее фольклорные источники. Аристотель о происхождении трагедии.

2. Структура греческой трагедии.

3. Устройство греческого театра и театральных представлений.

4. Эсхил – «отец трагедии».

5. Трилогия Эсхила «Орестея». Миф об Атридах как мифологическая основа произведения.

6. Философско-нравственная и социальная проблематика трилогии.

7. Причины обращения к трилогии Эсхила в современную эпоху.

8. Трагедия Софокла «Царь Эдип». Нравственная проблематика произведения. Проблема рока и ее противоречивое решение в трагедии.

9. Трагедия Эврипида «Медея». Мифологический источник сюжета. Проблематика и система образов.

10. Особенности творческого метода Эврипида (реалистические тенденции; проблематика; роль хора; прием искусственного разрешения конфликта; внимание к женской психологии; динамика чувств и борьба страстей; изображение частной жизни человека; показ душевного разлада).

11. Влияние творчества Эврипида на последующую литературу.

 

Тема 4. Римский эпос. «Энеида» Вергилия

1. Жизнь и творчество Вергилия.

2. Мифологическая основа «Энеиды». Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.

3. Замысел и композиция поэмы. Сходство и различие с Гомером.

4. Странствия Энея. Эней и Одиссей.

5. Изображение отношений Энея и Дидоны.

6. Шестая книга поэмы (путешествие в подземное царство), ее роль в произведении.

7. Эней как человек судьбы. Италийский период деятельности героя.

8. Своеобразие эпоса Вергилия.

 

Тема 5. Роман Апулея «Метаморфозы или Золотой Осел»

1. Общая характеристика жанра романа: история происхождения; Тематика; композиция и сюжет; система художественных образов.

2. Жизнь и творчество Апулея.

3. Роман «Метаморфозы» - главное творение Апулея: (название)

а) религиозно-философское осмысление жизни в романе;

б) отражение в романе учения Платона о человеческой душе;

в) назидательный смысл романа;

г) фольклорные традиции в романе;

д) реализм в описании римской жизни, сатирическое освещение действительности;

ж) смысл легенды об Амуре и Психее.

е) художественные особенности романа.

4. Роман Апулея и развитие жанра романа в новой литературе.

IV. Тематика рефератов

1. Повествовательное искусство Гомера.

2. Поэма Гесиода «Труды и дни»как дидактическое произведение античной литературы.

3. Образ Прометея в античной литературе.

4. Греческая лирическая поэзия.

5. История происхождения и художественные особенности древнегреческой драмы.

6. Роль хора в древнегреческой трагедии.

7. «Орестея» Эсхила как трилогия.

8. Проблема рока и свободной воли человека в трагедиях Софокла.

9. Человек и государство в драмах Софокла.

10. Женские образы в трагедиях Еврипида.

11. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки.

12. Комедия Аристофана «Лягушки» как выражение литературно-эстетических взглядов автора.

13. Сократ исторический и Сократ аристофановский («Облака»).

14. Художественные особенности философского диалога Платона.

15. Учение Аристотеля о трагедии.

16. Проблематика и художественные особенности александрийской поэзии.

17. Своеобразие жанра басни в античной литературе (на примере творчества Федра).

18. Театр в античном Риме.

19. Комедийное искусство Плавта.

20. Традиции Гомера в эпосе Вергилия.

21. Особенности поэзии Горация.

22. Понтийские элегии Овидия.

23. Принципы сравнения характеров и их реализация в жизнеописаниях Плутарха.

 

 

V. Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Античная литература: ее истоки, специфика, и особенности.

2. Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология

3. Основные мифологические циклы.

4. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Гомера «Илиада». Система образов и способы характеристики героев.

5. Понятие об эпосе. Ахилл и Гектор как эпические герои.

6. Общая характеристика эпического стиля Гомера. Гомеровский вопрос

7. Устройство греческого театра и театральные представления.

8. История происхождения и структура древнегреческой трагедии.

9. Нравственно-философская и социальная проблематика трилогии Эсхила «Орестея».

10. Проблема гуманизма и деспотии в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Символическое истолкование образа Прометея в последующей литературе.

11. «Эдип-царь» Софокла. Тема рока и воли человека и ее художественное решение в трагедии.

12. Новаторство Софокла-драматурга. Проблема государства и личности в трагедии «Антигона.

13. Нравственно- философская содержание трагедии Еврипида «Медея».

14. Женские образы в трагедиях Еврипида. Своеобразие драматургии Еврипида.

15. Истоки «древней» греческой комедии. Комедия как вид драмы.

16. Комедия Аристофана «Лягушки» как выражение литературно- эстетических взглядов автора.

17. «Облака» Аристофана. Сократ исторический и Сократ аристофановский.

18. Художественное своеобразие новоаттической комедии. Пьеса Менандра «Третейский суд».

19. Происхождение лирики и ее виды в греческой литературе.

20. Основные направления древнегреческой прозы.

21. Платоновские диалоги, своеобразие жанра.

22. Философские и эстетические взгляды Платона.

23. Взгляды Аристотеля на искусство. Полемика с Платоном.

24. Общая характеристика поэмы Лукреция «О природе вещей».

25. Своеобразие жанра пастушеского романа. Лонг «Дафнис и Хлоя».

26. Принцип сравнения характеров и его реализация в жизнеописаниях Плутарха.

27. Римская литература, ее своеобразие.

28. Особенности римской комедии. Комедийное искусство Плавта.

29. «Золотой век» римской литературы. Особенности содержания, формы и стиля поэм Вергилия «Буколики» и «Георгики».

30. Своеобразие римского литературного героического эпоса. Поэма Вергилия «Энеида».

31. Тема Дидоны и Энея в «Энеиде» Вергилия.

32. «Энеида» Вергилия. Эней как «человек судьбы».

33. Тип эпического героя у Гомера и у Вергилия.

34. Проза Цицерона: стиль, тематика, проблематика.

35. Лирика Горация. Жанры, Проблематика, язык

36. Поэзия Катулла. Стихи к Лесбии.

37. Римская трагедия нового времени. Сенека.

38. Тема любви в творчестве Овидия. Пушкин об Овидии.

39. «Метаморфозы» Овидия. Своеобразие композиции и образов поэмы.

40. Своеобразие римского романа «Золотой осел» Апулея.

41. Миф об Амуре и Психее в русской и западноевропейской литературной традиции.

42. «Сатирикон» Петрония, художественное своеобразие романа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.019 с.)