Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.7. Греческая комедия АристофанСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(ок. 446 - ок. 385 гг. до н.э.) 1. Источники и структура греческой комедии. Древняя и средняя аттическая комедия. 2. Аристофан – “отец комедии”. Эстетические принципы Аристофана. Общая характеристика творчества. 3- Комедия “Всадники” аллюзионный характер комедии, сатира на демагогов (вождей народа). 4. Антивоенные комедии “Мир” и “Лисистрата”. 5. Критика философской схоластики в комедии “Облака”. 6. Выражение литературной позиции Аристофана в комедии “Лягушки”. 7. Приёмы комического у Аристофана. Прочитать к лекции: Комедии Аристофана “Всадники”, “Мир”, “Лисистрата”, “Облака”. Литература · Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. · Аристофан: Сб. статей: К 2400-летию со дня рождения. М., 1956. · Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. · Головня В.В. Аристофан. М., 1955. · Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1988. · Полонская К.П. Античная комедия. М., 1961. · Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957. · Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
Тема 1.8. Публий Вергилий Марон (70- 19 гг. до н.э.) 1. “Век Августа”. Характеристика политической и культурной жизни эпохи становления Римской империи: а) принципат Августа: военная диктатура при сохранении внешних республиканских форм; б) литературная политика Августа; кружок Мецената; в) классицизм как ведущее литературное направление и художественный метод эпохи Августа – “золотого века” римской литературы. 2. Творчество Вергилия: а) ранние произведения Вергилия (“Буколики” и “Георгики”) движение от неприятия мира к примирению с действительностью; б) поэма “Энеида” как римский национальный эпос: ориентация на Гомера и отличие от него; философская символика сюжета; проблематика, композиция, стиль. Прочитать к лекции: По хрестоматии “Буколики” и “Георгики” Вергилия и его поэму “Энеида” (полный текст). Литература · Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. · Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963. · Ярхо В. Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. Тема 1.9.. Публий Овидий Назон (43 г. до н.э.- 17 г. н.э.) 1. Характеристика эпохи рубежа первого и второго тысячелетий. Синтез греческой и римской литератур в единую античную литературу. От классицизма к "новому стилю". 2. Творчество Овидия: а) мировоззренческая и творческая оппозиция Овидия "веку Августа"; риторическая основа творчества; б) I период творчества (20-1 гг. до н.э.). "Любовные элегии"; в) П период творчества (1-8 гг. н.э.). "Метаморфозы"; г) III период творчества (8-17 гг. н.э.). "Скорбные элегии", "Послания с Понта". А.С.Пушкин об Овидии. Прочитать к лекции: По хрестоматии – “Любовные элегии”, “Скорбные элегии” “Послания с Понта” и полный текст поэмы “Метаморфозы” Овидия. Литература · Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. · ВулихН.В. Овидий. М., 1996. · Полонская К.П. Римские поэты принципата Августа. М.. 1963. · Толстой И. И. Пушкин и античность // Учёные записки ЛП7И им. А.И.Герцена: Каф. рус. лит. Т. 14. Л.. 1938. С.71-85. · Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (для студентов 1 курса очного отделения) Занятие 1. Греческая мифология. Боги и герои, циклы мифов. Занятие 2. Поэма Гомера «Илиада» как классический образец героического эпоса. Занятие 3. Поэма Гомера «Одиссея». Изображение быта и сказочные мотивы в поэме. Занятие 4. Античная лирика. Традиция лирического «памятника» в античной и русской поэзии. Занятие 5. Трагедия Эсхила «Прикованный Прометей». Образы богов у Эсхила и у Гомера. Занятие 6. Трагедия Софокла «Царь Эдип» и «Антигона». Тема рока в творчестве Софокла. Занятие 7. Трагедия Эврипида «Медея». Изображение проблем личной жизни героев как новый шаг в развитии греческой драмы. Занятие 8. Римская бытовая комедия. Сходство и различие в изображении героев в комедиях Плавта и Теренция. Занятие 9. Поэма Вергилия «Энеида». Сходство и отличие «Энеиды» от гомеровских поэм.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие № 1 (2 часа) Античная мифология План 1. Понятия «миф» и «мифология». Мифологическое мировоззрение. 2. Сюжеты и образы греческой и римской мифологии. 3. Мифология и религия. Мифология и литература. Мифология и искусство.
Задание: 1. Прочитайте книгу: Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М., 1990, или Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М, 1975. 2. В соответствии с вопросами плана практического занятия сделайте выписки и конспекты из указанных ниже научных и справочных изданий. 3. Составьте в читательском дневнике таблицу «Олимпийские боги», в которую занесите сведения о четырнадцати богах, называвшихся у древних греков олимпийскими: укажите их греческие и римские имена, перечислите их функции, постоянные эпитеты, атрибуты, назовите их священных животных и растения, занесите сведения о характере божеств и укажите основные мифы, связанные с ними. 4. Составьте в тетради собственный «Мифологический словарик», в котором укажите: 1) основных героев и их подвиги; 2) фразеологизмы, происхождение которых связано с греческими мифами; объясните значение фразеологизмов и укажите (кратко) цикл мифов и мифологическую ситуацию. Тексты и литература Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима / Под ред. А.А. Нейхардт. М., 1990. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1975. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М. 1992. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989. Бекер К.Ф. Мифы древнего мира. Саратов, 1995. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987, 1988. (см.: Т. 1: «Вступ. статья», статья «Греческая мифология». Т. 2: статья «Римская мифология»). Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1992. Мифологический словарь / Сост. М.Н. Ботвинник. М., 1965.
Занятие № 2 (2 часа) Идейно-художественные особенности Поэмы Гомера «Илиада» План 1. Своеобразие жанра поэмы «Илиада». Особенности изображения троянской войны и композиция поэмы Гомера. 2. Единство действия и эпизодичность в «Илиаде». Особенности эпического действия и стиля. 3. Система образов поэмы: боги, троянские и греческие герои, женские образы. Особенности их характеристики. Эпический идеал человека. 4. Идейное содержание поэмы. Общечеловеческое, «вечное» в содержании поэмы. Задание: 1. Прочитайте Мифы о Троянской войне по книге Куна Н.А. Немировского А. И. или Нейхардта А. А. (см. литературу к практическому занятию № 1). 2. Прочитайте поэму «Илиада», найдите и выпишите в читательский дневник: - постоянные эпитеты, характеризующие основных героев поэмы; - их портретные характеристики; - детальные описания; 3. Составьте метрическую схему первых строк «Илиады», покажите, что поэма написана гекзаметром. 4. Выпишите в тетрадь определения понятий: гекзаметр и эпопея. Воспользуйтесь для этого учебниками по античной литературе (перечень специальных терминов дан в учебнике И. М. Тронского на с. 461-462, в учебнике Н.А. Чистяковой на с. 449-451) или Словарем литературоведческих терминов. 5. Прочитайте указанные ниже разделы монографий, сделайте выписки в соответствии с вопросами плана: • Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Гл.3-5. 9, 11. 14. • Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975 («Стихотворный размер», «Эпический идеал человека...», «Индивидуальная эпическая характеристика», «Эпическое действие», «Словесное выражение»). 6. Охарактеризуйте взгляды В.Г. Белинского на поэму Гомера как на выдающееся произведение эпической поэзии. Сделайте соответствующие выписки из статьи Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (см.: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т.З. С. 296-304, 317-220). 7. Выпишите в тетрадь фразеологизмы, связанные с мифами о Троянской войне, объясните их значение и расскажите, к какой мифологической ситуации они относятся (напр., «яблоко раздора», «суд Париса», «бойтесь данайцев, и дары приносящих» и др.) Тексты и литература Мифы о Троянской войне. Гомер. Илиада (в пер. А. Гнедича) – полный текст. Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия) - по хрестоматии. Учебники и учебные пособия по античной литературе. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.З. М., 1978. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. Т.I, гл. I. «Илиада» и гуманизм Гомера. Гомеровы гимны. М., 1995. Кравчук А. Троянская война: миф и история. М. 1991. Лосев А. Ф. Гомер. М., 1996. Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Флоренсов Н. А. Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975. Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
Занятие № 3 (2 часа) Поэма Гомера «Одиссея» План 1. Особенности сюжета 2. Особенности композиции. 3. Образ Одиссея как идеального эпического героя античности. 4. Образы мифологических персонажей в поэме.
Задание: 1. Прочитайте поэму Гомера «Одиссея» в пер. В.А. Жуковского. 2. Определите особенности композиции поэмы. 3. Выпишите в читательский дневник постоянные эпитеты, характеризующие Одиссея, его речевые и портретные характеристики. 4. Проанализируйте приключения Одиссея и определите ключевые черты (не менее десяти), которые свойственны ему как идеальному эпическому герою античности. Докажите, что указанные вами характеристики действительно свойственны личности Одиссея на конкретных примерах (каждая черта - три-четыре примера). 5. Опираясь на мифологические словари, а также на комментарии к тексту, выпишите в читательский дневник характеристики следующих мифологических персонажей: Эол, Гелиос, феакийцы, сирены, Скилла и Харибда, лотофаги, лестригоны, Цирцея (Кирка), циклопы, Каллипсо, Левкотея.
Тексты и литература Мифы о Троянской войне Гомер. Одиссея (в пер. В. Жуковского) - полный текст. Учебники и учебные пособия, энциклопедии и словари по античной литературе. Голинкович Т.Н. Читаем Гомера: Одиссея. Песнь I. Комментарий. М., 1996. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976. Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий. М.,1978. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983
Занятие № 4 (2 - 4 часа) Античная лирика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.252 (0.012 с.) |