Материалы по античной литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы по античной литературе



Материалы по античной литературе

Преподаватель: к. фил. наук, доцент Мартынова Т.И.

I. Учебная литература

а) основная литература

1. Никола, М.И. Античная литература [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.И. Никола. - 3-е изд., доп. - М.: Прометей, 2011. - 366 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=108077

б) дополнительная литература

1. Анпеткова-Шарова, Г. Г. Античная литература [Текст]: учеб. пособие для студентов филол. фак.высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров. - М.; Спб.: Aкадемия; Филол. фак. СПбГУ, 2004 - 479 с. - (Студенческая библиотека). - Доп. УМО. - 1 экз.

2. Античная литература. Греция: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. - 2. изд. - М.: Высш. шк., 2002. - 879 с. - Доп. МО. - 2 экз.

3. Античная литература. Рим.: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: Н.А. Федоров и В.И. Мирошенкова. - 4. изд. - М.: Высш. шк. (ВШ), 2003 - 720 с. - Доп. МО. - 2 экз.

4. Бахмутский, В.Я. Время первых: лекции по истории античной литературы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Я. Бахмутский; Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). - М.: ВГИК, 2013. - 224 с. – Рек. УМО. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277372

5. Изучаем античную литературу [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по научному стилю речи / Л.А. Косарева, И.А. Арсеньева, А.Г. Жиндаева, И.Ю. Шабаева. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 76 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226852

6. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: искусство слова Древней Греции, Рима, Востока и Азии [Электронный ресурс]: иллюстрированное учеб. пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (бакалавриат, магистратура) / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 378 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241083

7. Мей, Л.А. Лирика. Из античного мира [Электронный ресурс] / Л.А. Мей. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 205 с. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=65851

8. Осьмухина, О.Ю. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. - М.: Флинта, 2010. - 318 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69145

9. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности [Электронный ресурс] / О.М. Фрейденберг. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 1175 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36204

 

II. Художественные тексты:

1. Гомер. Илиада. Одиссея.

2. Древнегреческая лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар и др.)

3. Эсхил. Прометей прикованный. Орестея.

4. Софокл. Антигона. Эдип-царь.

5. Еврипид. Медея. Ифигения в Авлиде.

6. Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

7. Аристотель. Поэтика.

8. Платон. Пир. Государство.

9. Менандр. Третейский суд.

10. Лонг. Дафнис и Хлоя.

11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

12. Лукиан. Диалоги.

13. Плавт. Хвастливый воин. Горшок.

14. Теренций. Свекровь. Братья.

15. Лукреций. О природе вещей.

16. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.

17. Гораций. Оды. Наука поэзии.

18. Овидий. Метаморфозы. Печальные элегии.

19. Сенека. Медея. Федра.

20. Апулей. Метаморфозы (Золотой осел).

21. Петроний. Сатирикон.

 

III. Темы и планы практических занятий

Тема 1. Античная мифология

1. Происхождение мифа. Особенности мифологического мышления.

2. Эволюция греческой мифологии. Титаны

3. Олимпийские боги (Зевс, Аполлон, Аид, Дионис).

4. Мифологические циклы (троянский, фиванский, мифы об аргонавтах)

5. Герои в греческой мифологии (Геракл, Персей, Тезей, Орфей, Тантал, Сизиф).

6. Особенности римской мифологии.

7. Историко-культурное значение античной мифологии.

Тема 3. Греческая трагедия

1. История происхождения греческой драмы, ее фольклорные источники. Аристотель о происхождении трагедии.

2. Структура греческой трагедии.

3. Устройство греческого театра и театральных представлений.

4. Эсхил – «отец трагедии».

5. Трилогия Эсхила «Орестея». Миф об Атридах как мифологическая основа произведения.

6. Философско-нравственная и социальная проблематика трилогии.

7. Причины обращения к трилогии Эсхила в современную эпоху.

8. Трагедия Софокла «Царь Эдип». Нравственная проблематика произведения. Проблема рока и ее противоречивое решение в трагедии.

9. Трагедия Эврипида «Медея». Мифологический источник сюжета. Проблематика и система образов.

10. Особенности творческого метода Эврипида (реалистические тенденции; проблематика; роль хора; прием искусственного разрешения конфликта; внимание к женской психологии; динамика чувств и борьба страстей; изображение частной жизни человека; показ душевного разлада).

11. Влияние творчества Эврипида на последующую литературу.

 

IV. Тематика рефератов

1. Повествовательное искусство Гомера.

2. Поэма Гесиода «Труды и дни»как дидактическое произведение античной литературы.

3. Образ Прометея в античной литературе.

4. Греческая лирическая поэзия.

5. История происхождения и художественные особенности древнегреческой драмы.

6. Роль хора в древнегреческой трагедии.

7. «Орестея» Эсхила как трилогия.

8. Проблема рока и свободной воли человека в трагедиях Софокла.

9. Человек и государство в драмах Софокла.

10. Женские образы в трагедиях Еврипида.

11. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки.

12. Комедия Аристофана «Лягушки» как выражение литературно-эстетических взглядов автора.

13. Сократ исторический и Сократ аристофановский («Облака»).

14. Художественные особенности философского диалога Платона.

15. Учение Аристотеля о трагедии.

16. Проблематика и художественные особенности александрийской поэзии.

17. Своеобразие жанра басни в античной литературе (на примере творчества Федра).

18. Театр в античном Риме.

19. Комедийное искусство Плавта.

20. Традиции Гомера в эпосе Вергилия.

21. Особенности поэзии Горация.

22. Понтийские элегии Овидия.

23. Принципы сравнения характеров и их реализация в жизнеописаниях Плутарха.

 

 

V. Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Античная литература: ее истоки, специфика, и особенности.

2. Понятие о мифе. Эволюция мифологических представлений как движение от хаоса к космосу. Олимпийская мифология

3. Основные мифологические циклы.

4. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Гомера «Илиада». Система образов и способы характеристики героев.

5. Понятие об эпосе. Ахилл и Гектор как эпические герои.

6. Общая характеристика эпического стиля Гомера. Гомеровский вопрос

7. Устройство греческого театра и театральные представления.

8. История происхождения и структура древнегреческой трагедии.

9. Нравственно-философская и социальная проблематика трилогии Эсхила «Орестея».

10. Проблема гуманизма и деспотии в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Символическое истолкование образа Прометея в последующей литературе.

11. «Эдип-царь» Софокла. Тема рока и воли человека и ее художественное решение в трагедии.

12. Новаторство Софокла-драматурга. Проблема государства и личности в трагедии «Антигона.

13. Нравственно- философская содержание трагедии Еврипида «Медея».

14. Женские образы в трагедиях Еврипида. Своеобразие драматургии Еврипида.

15. Истоки «древней» греческой комедии. Комедия как вид драмы.

16. Комедия Аристофана «Лягушки» как выражение литературно- эстетических взглядов автора.

17. «Облака» Аристофана. Сократ исторический и Сократ аристофановский.

18. Художественное своеобразие новоаттической комедии. Пьеса Менандра «Третейский суд».

19. Происхождение лирики и ее виды в греческой литературе.

20. Основные направления древнегреческой прозы.

21. Платоновские диалоги, своеобразие жанра.

22. Философские и эстетические взгляды Платона.

23. Взгляды Аристотеля на искусство. Полемика с Платоном.

24. Общая характеристика поэмы Лукреция «О природе вещей».

25. Своеобразие жанра пастушеского романа. Лонг «Дафнис и Хлоя».

26. Принцип сравнения характеров и его реализация в жизнеописаниях Плутарха.

27. Римская литература, ее своеобразие.

28. Особенности римской комедии. Комедийное искусство Плавта.

29. «Золотой век» римской литературы. Особенности содержания, формы и стиля поэм Вергилия «Буколики» и «Георгики».

30. Своеобразие римского литературного героического эпоса. Поэма Вергилия «Энеида».

31. Тема Дидоны и Энея в «Энеиде» Вергилия.

32. «Энеида» Вергилия. Эней как «человек судьбы».

33. Тип эпического героя у Гомера и у Вергилия.

34. Проза Цицерона: стиль, тематика, проблематика.

35. Лирика Горация. Жанры, Проблематика, язык

36. Поэзия Катулла. Стихи к Лесбии.

37. Римская трагедия нового времени. Сенека.

38. Тема любви в творчестве Овидия. Пушкин об Овидии.

39. «Метаморфозы» Овидия. Своеобразие композиции и образов поэмы.

40. Своеобразие римского романа «Золотой осел» Апулея.

41. Миф об Амуре и Психее в русской и западноевропейской литературной традиции.

42. «Сатирикон» Петрония, художественное своеобразие романа.

 

Аркадия

Область в центральной части Греции. В античной литературе и позднее (главным образом в пасторалях XYI-XYIII вв.) Аркадия изображалась райской страной с патриархальной простотой нравов. В переносном смысле – счастливая страна.

Ахиллесова пята

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) – один из самых сильных и храбрых героев. Он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф сообщает, что мать Ахилла, богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в воды подземной реки Стикс. Лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку герой и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении: слабое, уязвимое место.

Геракл (Геркулес)

В греческой мифологии герой, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Совершил знаменитые двенадцать подвигов. Имя Геракла стало нарицательным для человека, обладающего большой физической силой. Выражение «Геркулесов труд, подвиг» употребляется, когда говорят о каком –либо деле, требующем необыкновенных усилий.

Дамоклов меч

Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего, стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливую жизнь. Отсюда выражение «дамоклов меч» означает нависшую, постоянно угрожающую опасность.

Дары данайцев

Выражение употребляется в значении коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы (греки) после длительной и безуспешной осады Трои прибегли к хитрости, они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берегов города. Жрец Лаокоон, увидев коня и зная хитрость данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих». Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», и вошло в поговорку.

Двуликий Янус

В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца, входов и выходов- изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым – вперед, в будущее, старым- назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение «двуликий Янус» означает «лицемер, двуличный человек»

Золотое руно

В древнегреческих мифах – золотая шкура волшебного барана, охраняемая драконом царя Колхиды Ээта. Руно отправился добывать герой Ясон, построив корабль «Арго» и собрав величайших героев, которых по имени корабля стали называть аргонавтами. Преодолев множество препятствий, Ясон добыл сокровище. С тех пор золотым руном называют золото, богатство, которым стремятся овладеть, а аргонавтами – смелых мореплавателей, искателей приключений.

Кануть в Лету

В греческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. «Кануть в Лету» - быть забытым, бесследно исчезнуть.

Между Сциллой и Харибдой

Сцилла и Харибда – два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывавших между ними мореходов («Одиссея» Гомера). Отсюда выражение «между Сциллой и Харибдой» употребляется в значении: оказаться между двумя опасностями, меж двух огней.

Ментор

Друг Одиссея на Итаке, которому он, отправляясь под Трою, поручил заботу о своем сыне и доме. Мудрый и рассудительный Ментор всегда стоял на страже интересов семьи Одиссея. Приняв его образ, Афина опекает и наставляет Телемаха, сына Одиссея, во время его поездки по Греции. Отсюда ментор - авторитетный наставник, менторский тон – строгий, поучающий.

Муки Тантала

В греческой мифологии Тантал – сын Зевса и фригийской царицы Плуто. Будучи полубогом, принимал участие в пиршествах богов. При этом выкрадывал с их трапез нектар и амброзию и раздавал их своим земным родственникам, а также разглашал тайны богов. Однажды, желая испытать их всеведение, Тантал подал им во время трапезы мясо своего сына Пелопса. Боги воскресили юношу, а самого Тантала обрекли на вечные муки в Аиде: стоя по горло в воде и видя свисающие с дерева плоды, Тантал не мог утолить жажду и голод, так как вода уходила от его губ, а ветвь с плодами отстранялась. Отсюда «танталовы муки – мучения, вызываемые близостью, кажущейся достижимостью желания и невозможностью его осуществления.

Парнас

Гора в Аркадии, место обитания Аполлона и муз. На Парнасе берет начало священный Кастальский ключ – источник вдохновения. В переносном смысле Парнас – мир поэзии, поэтов.

Прокрустово ложе

Ложе, на которое великан-разбойник Прокруст насильно укладывал путников6 тем, кому ложе было коротко, обрубал ноги; тех, кому длинно, вытягивал. В переносном смысле – искусственная мерка, не соответствующая сущности явления.

Прометей

В греческой мифологии – титан, богоборец и защитник людей. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, похитил огонь с Олимпа и принес его людям. За это по приказу Зевса Прометея приковали к скале на отрогах Кавказского хребта, прилетавший каждый день орел клевал его печень, за ночь отраставшую снова. Фигура Прометея символизирует человека, борющегося за правду и во имя высокой цели идущего на самые страшные мучения.

Сизифов труд

В греческой мифологии коринфский царь Сизиф за свои многочисленные грехи был наказан богами: в загробном царстве он был приговорен вкатывать на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, скатывался вниз, и всю работу приходилось начинать заново. Выражение употребляется в значении6 тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

Сфинкс

В греческой мифологии – крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив. Каждому путнику она задавила одну и ту же загадку («кто утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех»). Не сумевших найти ответ чудовище пожирало. Только Эдип разгадал загадку, ответив, что это – человек – в детстве, зрелости и старости. После этого Сфинкс бросилась со скалы. Сфинкс является собой воплощением тайны. «Загадочен, как Сфинкс», - говорят о человеке, слова и поступки которого непонятны окружающим.

Титаны

В греческой мифологии – архаические боги первого поколения, рожденные землей Геей и небом Ураном. В битве с новым поколением богов, олимпийцами, титаны были побеждены и низвергнуты в тартар. Сегодня титанами называют людей, отличающихся силой, исполинской мощью ума; титанический – огромный, грандиозный.

Цербер

В греческой и римской мифологии – чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство мертвых Аид. Отсюда слово «цербер» употребляется в значении: злой, свирепый надсмотрщик.

Яблоко раздора

В греческой мифологии золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила во время свадебного пира Фетиды и Пелея богиня раздора Эрида. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко одной из достойнейших: Гере, Афине или Афродите. Гера пообещала Парису за это власть и богатство, Афина – мудрость и воинскую славу, а Афродита – любовь самой красивой женщины Эллады. И Парис признал самой прекрасной Афродиту. Исполняя свое обещание, богиня помогла юноше похитить красивейшую из смертных женщин – Елену, что и стало причиной Троянской войны. Выражение «яблоко раздора» означает: причина спора, раздора.

Ящик Пандоры

В греческой мифологии первая женщина созданная богами в наказание людям за похищение Прометеем огня. Зевс отдал ее замуж за титана Эпиметея. На свадьбе Зевс вручил Пандоре ящик, в котором были заключены все людские пороки, беды, несчастья и болезни, но запретил его открывать. Но любопытная Пандора открыла его, несмотря на запрет, и все бедствия, от которых страдает человечество, распространились по земле. Только одна Надежда осталась на дне ящика, как того и пожелал Зевс. В переносном смысле «ящик Пандоры» - источник всяких бедствий.

 

VII. Глоссарий

Агон ( от греч. борьба, состязание) – речевая сцена в драме, отмеченная резким столкновением героев-антагонистов, отстаивающих свою позицию.

Александрийская поэзия – творчество древнегреческих поэтов первой половины III в. до н.э. (Каллимаха, Феокрита, Аполлония Родосского и др.), связанных со знаменитой Александрийской библиотекой. Творчество александрийских поэтов отмечено смещением содержательных акцентов (от гражданской проблематики к темам частной жизни, семейным проблемам), формированием новых, преимущественно малых форм (элегия, идиллия, эпиграмма), использованием мифологического материала (особенно малоизвестных мифов), а также экспериментами с традиционными поэтическими размерами.

Анакреонтика - поэтическая традиция подражания греческому поэту Анакреонту, представленная в европейской и русской традиции в творчестве Ломоносова, Державина, Батюшкова, Пушкина. Анакреонтика привлекала поэтов эротическими и вакхическими мотивами, изящной простотой и легкостью формы.

Антропоморфизм -формирование греками на определенном этапе мифологического мышления образов богов по собственному образу и подобию с той принципиальной разницей, что боги бессмертны и могущественны. Стадии антропоморфизма предшествовали другие, более ранние: обожествление природных стихий (хтонизм), обожествление богов в животном и растительном облике (зооморфизм, фитоморфизм), обожествление предметов (фетишизм). Антропоморфизм – свидетельство известного освоения человеком окружающего мира, что позволило представить божество в родственном облике, с присущими людям слабостями и пороками. Антропоморфизм способствовал созреванию скептического отношения к богам.

Аэд ( от греч. певец) – профессиональный певец, исполняющий эпические песни, сочиненные им. Аэды исполняли свои песни под аккомпанемент струнного инструмента – лиры, кифары. Яркий образ слепого аэда Демодока создан Гомером в VIII песне «Одиссеи». Самого Гомера традиция также представляет слепым певцом.

Буколическая поэзия (от лат. пастушеский)- разновидность античной лирики, развивающая мотивы пастушеской жизни. В качестве литературного жанра буколика складывается в поэзии Феокрита. Характерный содержательный элемент буколики – встреча и состязание в пении двух пастухов на фоне мирного, идиллического пейзажа. В песнях пастухов обычно упоминался герой пастушеского фольклора Дафнис, погибший от несчастной любви. В римской поэзии буколический жанр был сформирован Вергилием. Традиция античной буколики лежит в основе европейской пасторальной поэзии, получившей наибольшее развитие в период XVI-XVIII вв.

Гекзаметр (от греч. шесть и мера) – шестимерный стих. В античной поэзии преимущественно дактилический гекзаметр. Последняя стопа в гекзаметре усечена. После третьей стопы в эпическом гекзаметре употреблялась цезура. Гекзаметр представляет собой наиболее древний античный стих. Предполагается, что он сложился в догомеровские времена (II тысячелетие до н.э.). Гекзаметром написаны эпические поэмы Гомера, Гесиода, Вергилия.

Дельфийский оракул – прорицание, полученное в знаменитом храме Аполлона в Дельфах. Пророчество изрекала пифия, а жрецы претворяли ее бессвязные крики в благозвучные стихи, передавая текст оракула вопрошающим. Таким образом, дельфийский оракул – это и часть храма, в котором совершалось предсказание, и текст самого предсказания.

Дионисии – празднества в честь бога Диониса. Первоначально отмечались сельские Дионисии, затем при Писистрате (ок.600-528 г. до н.э.) были учреждены городские или Великие Дионисии. Культовые обряды и игры, входящие в ритуалы Дионисий и отличающиеся внутренней свободой и раскованностью, легли в основу драмы. Главные драматические представления приходились на Великие Дионисии и длились в течение 3-х дней.

Дифирамб – хоровая песня в честь бога Диониса. Создателем жанра считается Арион (VII-VI вв. до н.э.). Структура дифирамба отличалась чередованием симметричных строф, исполняемых полухориями, с сольными песнями корифея. Дифирамб как диалоговая песня считается одним из главных источников формирования трагедии. Содержание дифирамба постепенно выходило за пределы мифов, связанных с Дионисом. В жанре дифирамба особенно прославились поэты Симонид, Пиндар, Вакхилид, Тимофей.

Идиллия (от греч. вид, картинка) – лирический жанр, сложившийся в александрийской поэзии в творчестве Феокрита. Идиллия представляла собой бытовую или пейзажную зарисовку, картину безмятежного покоя на лоне природы. Постепенно понятие идиллии расширялось и стало применяться к обозначению идеализирующих описаний. В античной поэзии были особенно распространены буколические (пастушеские) идиллии.

Катарсис (от греч. очищение) – понятие, введенное Аристотелем для оценки воздействия трагедии. В «Поэтике» Аристотель пишет о трагедии, которая «посредством сострадания и страха совершает очищение подобных страстей», Это место в тексте считается недостаточно проясненным.

Очевидно лишь, что Аристотель относит это понятие к процессу восприятия трагедии и ее благотворному воздействию на душу читателя или зрителя.

Киники – философская школа, созданная одним из учеников Сократа – Антисфеном. Киники проповедовали предельный аскетизм и близость к природному, естественному существованию. Природа, труд и искание житейской мудрости представлялись им единственно возможными источниками удовольствия. Самый известный последователь Антисфена – Диоген из Синопа, воплотивший в жизнь его принципы и ведший предельно аскетичный образ жизни.

Комос - шествие с музыкой, пением и танцами подвипившей толпы (нередко после симпосия). От шествия комоса с его проделками ведет происхождение термин «комедия» (песня комоса).

Космос – упорядоченный, организованный образ мироздания, пришедший на смену хаосу.

Котурны - особая обувь театральных актеров в Греции и Риме, служившая для увеличения роста актера.

Миф (от греч. слово, высказывание, предание) – форма духовной деятельности человека, сопутствующая ранним этапам освоения человеком мира. В мифе в нераздельном, синкретическом единстве обнаруживается слияние начал философии, религии, истории, художественного творчества. Мифологическое сознание характеризуется слабой выделенностью человеком себя из природной и социальной среды, преобладанием образного, метафорического мышления. В мифах отразилась «персонализация» окружающей среды, перенесение человеком на нее своих собственных чувств и ощущений, своих способов организации жизни. Одна из основных функций мифа – этиологическая. Миф объясняет человеку существующий социальный и космический порядок и в значительной мере сосредоточен на «метафизических» вопросах»: происхождение человека и земли, тайна рождения и смерти, действие судьбы и т.д. Миф ориентирован на задачу целостного постижения жизни в ее движении, воссоздании картины превращения хаоса в космос. Древним человеком миф воспринимался как достоверность сакрального порядка, как священное предание о временах первотворения.

Неотерики - группа римских поэтов первой половины I в. до н.э., ориентирующихся на традиции александрийской поэзии. Неотерики культивировали внеполитические темы, отражающие события частной жизни, выступали сторонниками малых форм. Крупнейшим представителем неотериков был Катулл.

Орхестра – круглая площадка в древнегреческом театре. На которой стоял хор и разыгрывалось действие.

Парабаса - хоровая партия в древнеаатической комедии, прямо не связанная с содержанием комедии. В парабасе автор устами хора разговаривал со зрителем на актуальные общественные темы или темы творчества. Хор при этом сбрасывал маски и приближался на несколько шагов к зрителям.

Парод (от греч. выход) – вступительная песня хора в древнегреческой драме,

исполняемая после выхода на орхестру. С парода чаще всего и начиналась пьеса.

 

Пастораль – форма буколической литературы, идиллично описывающая жизнь пастухов, например, роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Пастораль берет начало от идиллий Феокрита. Жанровые формы пасторали в истории литературы многообразны: эклога, идиллия, роман и др.

Перипетия (от греч. перелом, переворот)- в греческой трагедии «внезапная перемена действия к противоположному, сообразно законам вероятности или необходимости» (Аристотель), т.е. повороты в судьбах героев от покоя к тревоге, от удачи к неудаче, от счастья к несчастью. Аристотель считал наличие перипетии необходимым элементом фабулы.

Полис – древнегреческий город-государство. Древняя Греция представляла собой систему полисов, становление которых продолжалось до начала эпохи эллинизма. Полис мог иметь разную политическую организацию (демократия, олигархия, военная монархия), однако включал общину собственников, имеющих гражданские права, в отличие от рабов и варваров, не являющихся гражданами полиса.

Протагонист – в древнегреческой драме исполнитель главной роли.

Рапсод – странствующий певец, исполнитель эпических песен, первоначально соединяющий их в связное целое. В классическую эпоху репертуар рапсодов составляли прежде всего поэмы Гомера. Если чтение продолжалось не один день, то один исполнитель сменял другого и они соревновались в своем мастерстве. Искусство рапсодов считалось фамильным и нередко передавалось по наследству вместе с текстами произведений.

Ретардация -(от лат. запаздывание, задержка) – эпический прием замедления в развитии действия, когда автор отвлекается от текущего хода событий, вводит ретроспективные эпизоды, вставные новеллы, описание интерьера, вещей и т.д.

Скептики – греческие философы, отрицающие возможность познания действительности. Основоположник учения Пиррон из Элиды утверждал, что невозможно сформировать достоверного сведения о предметах и лучше придерживаться атараксии – безмятежности, равнодушия. Скептики подчеркивали относительность и субъективность суждений, призывали руководствоваться в практических делах соображениями природы, традиции, привычки, закона.

Софисты – сторонники философского учения, наиболее популярного в V-IV вв. до н.э. Основной тезис софистов выдвинут Протагором: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и не сущих в их небытии». В нем возвеличен человек, однако утверждается субъективность истины. Софисты утверждали, что возможны многообразные точки зрения на один и тот же предмет, главное – уметь доказать свое мнение. Постепенно общество стало осознавать пагубные последствия распространения софистики (отказ от общезначимых истин и нравственных установлений), и они подверглись критике. В то же время вклад их в становление философии и развитие риторики остается несомненным.

Стоики – представители греко-римской философской школы, основатель которой Зенон из Китиона. Для стоицизма характерны пантеистические представления, вылившиеся в идею о всемирном государстве, где все равны: рабы и свободные, богатые и бедные. Идея пантеизма соединялась с идеей бога-творца, все предопределяющего. Добродетелью человека провозглашалась невозмутимость, стоическое спокойствие перед лицом всех посланных свыше испытаний. Стоические идеи получили широкое распространение в Риме, в трудах Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.

Эксод ( от греч. выход, уход) – заключительная часть греческой драмы, в которой хор и актеры покидают сцену.

Эпиникий – жанр хоровой лирики, в котором славили победителя в воинском сражении или спортивном состязании. Этой песней община встречала триумфатора на родине. В песне прославлялась не только личность победителя; его заслуги включались в историю семьи, рода, полисной общины. Признанный мастер эпиникия – Пиндар, греческий поэт VI в. до н.э.

Эписодий – в греческой драме игровая актерская сцена между хоровыми партиями.

Ямб – в античной поэзии это и поэтический размер (использование стопы, состоящей из краткого и долгого слогов), и литературный жанр. Первоначально он получил распространение в шутливых и поносительных стихах. Название его пошло от имени мифической служанки Ямбы, сумевшей своими шутками рассмешить печальную в связи с исчезновением дочери Персефоны Деметру. Ямб как поэтический жанр (стихотворение насмешливого, полемического или язвительного характера) впервые получил яркое воплощение в поэзии Архилоха. В дальнейшем ямбические стихотворения постепенно освобождаются от язвительной интонации и наполняются более широким содержанием. Ямбический триметр считается самым распространенным в античной поэзии поэтическим размером после дактилического гекзаметра.

 

 

Материалы по античной литературе

Преподаватель: к. фил. наук, доцент Мартынова Т.И.

I. Учебная литература

а) основная литература

1. Никола, М.И. Античная литература [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М.И. Никола. - 3-е изд., доп. - М.: Прометей, 2011. - 366 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=108077

б) дополнительная литература

1. Анпеткова-Шарова, Г. Г. Античная литература [Текст]: учеб. пособие для студентов филол. фак.высш. учеб. заведений / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров. - М.; Спб.: Aкадемия; Филол. фак. СПбГУ, 2004 - 479 с. - (Студенческая библиотека). - Доп. УМО. - 1 экз.

2. Античная литература. Греция: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова. - 2. изд. - М.: Высш. шк., 2002. - 879 с. - Доп. МО. - 2 экз.

3. Античная литература. Рим.: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / сост.: Н.А. Федоров и В.И. Мирошенкова. - 4. изд. - М.: Высш. шк. (ВШ), 2003 - 720 с. - Доп. МО. - 2 экз.

4. Бахмутский, В.Я. Время первых: лекции по истории античной литературы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Я. Бахмутский; Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). - М.: ВГИК, 2013. - 224 с. – Рек. УМО. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277372

5. Изучаем античную литературу [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по научному стилю речи / Л.А. Косарева, И.А. Арсеньева, А.Г. Жиндаева, И.Ю. Шабаева. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 76 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226852

6. Мандель, Б.Р. Всемирная литература: искусство слова Древней Греции, Рима, Востока и Азии [Электронный ресурс]: иллюстрированное учеб. пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (бакалавриат, магистратура) / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 378 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241083

7. Мей, Л.А. Лирика. Из античного мира [Электронный ресурс] / Л.А. Мей. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 205 с. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=65851

8. Осьмухина, О.Ю. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. - М.: Флинта, 2010. - 318 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69145

9. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности [Электронный ресурс] / О.М. Фрейденберг. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 1175 с. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36204

 

II. Художественные тексты:

1. Гомер. Илиада. Одиссея.

2. Древнегреческая лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт, Пиндар и др.)

3. Эсхил. Прометей прикованный. Орестея.

4. Софокл. Антигона. Эдип-царь.

5. Еврипид. Медея. Ифигения в Авлиде.

6. Аристофан. Всадники. Облака. Лягушки.

7. Аристотель. Поэтика.

8. Платон. Пир. Государство.

9. Менандр. Третейский суд.

10. Лонг. Дафнис и Хлоя.

11. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.

12. Лукиан. Диалоги.

13. Плавт. Хвастливый воин. Горшок.

14. Теренций. Свекровь. Братья.

15. Лукреций. О природе вещей.

16. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида.

17. Гораций. Оды. Наука поэзии.

18. Овидий. Метаморфозы. Печальные элегии.

19. Сенека. Медея. Федра.

20. Апулей. Метаморфозы (Золотой осел).

21. Петроний. Сатирикон.

 

III. Темы и планы практических занятий

Тема 1. Античная мифология

1. Происхождение мифа. Особенности мифологического мышления.

2. Эволюция греческой мифологии. Титаны

3. Олимпийские боги (Зевс, Аполлон, Аид, Дионис).

4. Мифологические циклы (троянский, фиванский, мифы об аргонавтах)

5. Герои в греческой мифологии (Геракл, Персей, Тезей, Орфей, Тантал, Сизиф).

6. Особенности римской мифологии.

7. Историко-культурное значение античной мифологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.113 с.)