Раздел 1. Концептуальные основы профессиональных компьютерных программ (ПКП) и экономических информационных систем (ЭИС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Концептуальные основы профессиональных компьютерных программ (ПКП) и экономических информационных систем (ЭИС)



Раздел 1. Концептуальные основы профессиональных компьютерных программ (ПКП) и экономических информационных систем (ЭИС)

1. Общая характеристика и классификация профессиональных компьютерных программ (2 часа)

 

Вводная информация. Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, плановиков и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий. Организация и реализация управленческих функций требует радикального изменения как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры. Они все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений. Тенденция к усилению децентрализации управления влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей.

Профессиональные компьютерные программы представляют собой комплекс программ, позволяющих решать спектр профессиональных задач работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, плановиков и т.д.).

Структура экономической информационной системы

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 1)

Рис. 1. Структура информационной системы

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют

· информационное,

· техническое,

· математическое,

· программное,

· организационное,

· правовое обеспечение.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

 

Типовое проектирование ИС

Типовое проектирование ИС предполагает создание системы из готовых типовых элементов.Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения, которые настраиваются на особенности конкретного предприятия.

Типовое проектное решение (ТПР)- это тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение.

Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы. Выделяются следующие классы ТПР:

  • элементные ТПР - типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному);
  • подсистемные ТПР - в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, разработанные с учетом функциональной полноты и минимизации внешних информационных связей;
  • объектные ТПР - типовые отраслевые проекты, которые включают полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС.

Каждое типовое решение предполагает наличие, кроме собственно функциональных элементов (программных или аппаратных), документации с детальным описанием ТПР и процедур настройки в соответствии с требованиями разрабатываемой системы.

Основные особенности различных классов ТПР приведены в таблице 3.

Таблица 3. Достоинства и недостатки ТПР

Класс ТПР Реализация ТПР Достоинства Недостатки
Элементные ТПР Библиотеки методо-ориентированных программ · обеспечивается применение модульного подхода к проектированию и документированию ИС · большие затраты времени на сопряжение разнородных элементов вследствие информационной, программной и технической несовместимости · большие затраты времени на доработкуТПР отдельных элементов
Подсистемные ТПР Пакеты прикладных программ · достигается высокая степень интеграции элементов ИС · позволяют осуществлять: модульное проектирование; параметрическую настройку программных компонентов на различные объекты управления · обеспечивают: сокращение затрат на проектирование и программирование взаимосвязанных компонентов; хорошее документирование отображаемых процессов обработки информации · адаптивность ТПР недостаточна с позиции непрерывного инжиниринга деловых процессов · возникают проблемы в комплексировании разных функциональных подсистем, особенно в случае использования решений нескольких производителей программного обеспечения
Объектные ТПР Отраслевые проекты ИС · комплексирование всех компонентов ИС за счет методологического единства и информационной, программной и технической совместимости · открытость архитектуры — позволяет устанавливать ТПР на разных программно-технических платформах · масштабируемость — допускает конфигурацию ИС для переменного числа рабочих мест · конфигурируемость — позволяет выбирать необходимое подмножество компонентов · проблемы привязки типового проекта к конкретному объекту управления, что вызывает в некоторых случаях даже необходимость изменения организационно-экономической структуры объекта автоматизации

Для реализации типового проектирования используются два подхода: параметрически-ориентированное и модельно-ориентированное проектирование.

Параметрически-ориентированное проектирование включает следующие этапы: определение критериев оценки пригодности пакетов прикладных программ (ППП) для решения поставленных задач, анализ и оценка доступных ППП по сформулированным критериям, выбор и закупка наиболее подходящего пакета, настройка параметров (доработка) закупленного ППП.

Критерии оценки ППП делятся на следующие группы:

  • назначение и возможности пакета;
  • отличительные признаки и свойства пакета;
  • требования к техническим и программным средствам;
  • документация пакета;
  • факторы финансового порядка;
  • особенности установки пакета;
  • особенности эксплуатации пакета;
  • помощь поставщика по внедрению и поддержанию пакета;
  • оценка качества пакета и опыт его использования;
  • перспективы развития пакета.

Внутри каждой группы критериев выделяется некоторое подмножество частных показателей, детализирующих каждый из десяти выделенных аспектов анализа выбираемых ППП. Достаточно полный перечень показателей можно найти в литературе.

Числовые значения показателей для конкретных ППП устанавливаются экспертами по выбранной шкале оценок (например, 10-балльной). На их основе формируются групповые оценки и комплексная оценка пакета (путем вычисления средневзвешенных значений). Нормированные взвешивающие коэффициенты также получаются экспертным путем.

Модельно-ориентированное проектирование заключается в адаптации состава и характеристик типовой ИС в соответствии с моделью объекта автоматизации.

Технология проектирования в этом случае должна обеспечивать единые средства для работы как с моделью типовой ИС, так и с моделью конкретного предприятия.

Типовая ИС в специальной базе метаинформации - репозитории - содержит модель объекта автоматизации, на основе которой осуществляется конфигурирование программного обеспечения. Таким образом, модельно-ориентированное проектирование ИС предполагает, прежде всего, построение модели объекта автоматизации с использованием специального программного инструментария (например, SAP Business Engineering Workbench (BEW), BAAN Enterprise Modeler). Возможно также создание системы на базе типовой модели ИС из репозитория, который поставляется вместе с программным продуктом и расширяется по мере накопления опыта проектирования информационных систем для различных отраслей и типов производства.

Репозиторий содержит базовую (ссылочную) модель ИС, типовые (референтные) модели определенных классов ИС, модели конкретных ИС предприятий.

Базовая модель ИС в репозитории содержит описание бизнес-функций, бизнес-процессов, бизнес-объектов, бизнес-правил, организационной структуры, которые поддерживаются программными модулями типовой ИС.

Типовые модели описывают конфигурации информационной системы для определенных отраслей или типов производства.

Модель конкретного предприятия строится либо путем выбора фрагментов основной или типовой модели в соответствии со специфическими особенностями предприятия (BAAN Enterprise Modeler), либо путем автоматизированной адаптации этих моделей в результате экспертного опроса (SAP Business Engineering Workbench).

Построенная модель предприятия в виде метаописания хранится в репозитории и при необходимости может быть откорректирована. На основе этой модели автоматически осуществляется конфигурирование и настройка информационной системы.

Бизнес-правила определяют условия корректности совместного применения различных компонентов ИС и используются для поддержания целостности создаваемой системы.

Модель бизнес-функций представляет собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия (подробное описание см. в разделе "Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС").

Модель бизнес-процессов отражает выполнение работ для функций самого нижнего уровня модели бизнес-функций (подробное описание см. в разделе "Спецификация функциональных требований к ИС"). Для отображения процессов используется модель управления событиями (ЕРС - Event-driven Process Chain). Именно модель бизнес-процессов позволяет выполнить настройку программных модулей - приложений информационной системы в соответствии с характерными особенностями конкретного предприятия.

Модели бизнес-объектов используются для интеграции приложений, поддерживающих исполнение различных бизнес-процессов ("Этапы проектирования ИС с применением UML").

Модель организационной структуры предприятия представляет собой традиционную иерархическую структуру подчинения подразделений и персонала (подробное описание см. в разделе "Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС").

Внедрение типовой информационной системы начинается с анализа требований к конкретной ИС, которые выявляются на основе результатов предпроектного обследования объекта автоматизации (см. раздел "Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС"). Для оценки соответствия этим требованиям программных продуктов может использоваться описанная выше методика оценки ППП. После выбора программного продукта на базе имеющихся в нем референтных моделей строится предварительная модель ИС, в которой отражаются все особенности реализации ИС для конкретного предприятия. Предварительная модель является основой для выбора типовой модели системы и определения перечня компонентов, которые будут реализованы с использованием других программных средств или потребуют разработки с помощью имеющихся в составе типовой ИС инструментальных средств (например, ABAP в SAP, Tools в BAAN).

Реализация типового проекта предусматривает выполнение следующих операций:

  • установку глобальных параметров системы;
  • задание структуры объекта автоматизации;
  • определение структуры основных данных;
  • задание перечня реализуемых функций и процессов;
  • описание интерфейсов;
  • описание отчетов;
  • настройку авторизации доступа;
  • настройку системы архивирования.

 


6. Профессиональные компьютерные программы в экономической сфере (2 часа)

 

Бухгалтерская информация

Чтобы бухгалтерская информация однозначно воспринималась и понималась теми, кто участвовал в ее подготовке на предприятии, и теми, кто использует ее вне предприятия, она должна удовлетворять определенным требованиям.

- Бухгалтерская информация должна удовлетворять требованиям сравнения и постоянства, т. е. нельзя в течение учетного периода использовать разные формы и методы бухгалтерского учета. В этом случае пропадает возможность сравнения данных. Однако это не означает, что устаревший или неудачно выбранный метод бухгалтерского учета должен использоваться бесконечно долго. Для изменения используемой системы учета должны быть веские основания. Такие изменения можно совместить с началом нового учетного периода (года).

- Бухгалтерская информация должна быть существенной. Не следует терять время на учет незначительных факторов, т. е. если усилия по учету сравнимы со стоимостью учитываемых средств, то учет необходимо упростить. Каждое предприятие выбирает свой уровень существенности учета. Так, в зависимости от того, какое значение придается объекту, в одном случае он может быть отнесен к основным средствам, а в другом — сразу списан на затраты.

- Бухгалтерская информация должна быть консервативной. Так как отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете не всегда является однозначным, необходимо выбирать оценку, которая менее оптимистична. Это означает, что следует рассчитывать на отсутствие прибыли и учитывать возможные убытки. Данная особенность обеспечивает осторожность в оценке активов, имущества и в определении величины прибыли.

- Бухгалтерская информация должна быть полной, содержать максимум того, что необходимо пользователю.

Информационные технологии в банковском секторе позволяют накапливать и максимально использовать информацию о клиентах и их потребностях в услугах. На сегодняшний день имеется возможность автоматизировать все бизнес-процессы банка, если это позволяет бюджет банковского учреждения. В зависимости от особенностей бизнес-процессов банка, информационные технологии внедряются в следующих подразделениях:

Фронт-офис банка

Автоматизируются следующие направления:

1. Ведение вкладов. Информационные технологии в данной области применяются для решения задач по ведению вкладных и расчетных счетов клиентов. В данном случае автоматизируется обслуживание клиента в учреждении банка, исполнение безналичных операций и получение отчетности по вкладным операциям.

2. Операции с ценными бумагами. В данном случае предполагается автоматизация покупки и продажи ценных бумаг непосредственно в отделениях банка.

3. Платежи населения. Помимо непосредственной автоматизации платежей, внедрение информационных технологий в данной области позволяют создавать отчеты и выборки, агрегирующие и детализирующие платежи по видам платежа по получателям и по работникам банка.

4. Валютно-обменные операции. Программное обеспечение позволяет автоматизировать расчет денежным сумм по операциям конвертации иностранной валюты, установить автоматическое начисление комиссионных вознаграждений, контролировать наличия в банке денежных знаков иностранной и национальной валюты различного достоинства, учитывать операции по обмену валют.

5. Электронные переводы. Автоматизация электронных денежных переводов позволяет с одной стороны ускорить процесс перевода и сделать его более безопасным с другой стороны, дает возможность отправки денежного перевода с доставкой, с письменным сообщением, с уведомлением о вручении.

6. Интернет-банкинг. Интернет-банкинг позволяет дистанционно управлять денежными средствами, находящимися на карт-счете. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.

7. SMS-банкинг.

8. Информационная система Колл-центра. Автоматизация Колл-центра позволяет повысить эффективность работы сотрудников, достичь полной управляемости процессом взаимодействия с клиентами, осуществить оптимизацию взаимодействия департаментов банка.

 

Бэк-офис банка

Автоматизация производится по направлениям:

1. Управление депозитарными операциями. Автоматизация депозитарных операций позволяет осуществлять управление и мониторинг депозитных операций с физическими и юридических лиц лицами по всему спектру договоров по привлечению денежных средств на вкладные счета.

2. Управление кредитными операциями. В данной области информационные технологии позволяют осуществлять обслуживание кредитных договоров с физическими и юридическими лицами и обеспечивают полную автоматизацию этого вида деятельности от принятия заявки на получение кредита до закрытия кредитного договора. Автоматизация кредитных операций позволяет рассчитывать кредитоспособность потенциального кредитополучателя, проценты и так далее.

3. Ведение управленского учёта. Автоматизация ведения управленческого учета предполагает бюджетирование по центрам финансовой ответственности, контроль и анализ исполнения бюджетов; формирование управленческой отчетности и аналитических материалов для управления; ведение управленческого учета по различным стандартам.

4. Учет работы с ценными бумагами. По данному направлению предполагается автоматизация депозитарного и брокерского обслуживания клиентов, заключение соответствующих договоров, ведение книги учета ценных бумаг, оформление документов для пояснения порядка начисления процентов по ценным бумагам.

 

Бухгалтерия банка

Информационные технологии помогают полностью автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность банковского учреждения, обеспечить безопасность внутренних данных.

Подразделения, реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка

Информационные технологии позволяют банкам самостоятельно определять основные показатели деятельности, проводить автоматический мониторинг состояния банка, проводить интерактивный анализ и составлять соответствующие отчеты, моделировать и планировать будущую деятельность. Для банковского учреждения также крайне важно автоматизировать учет риска и неопределенности.

 

Архитектура СППР

1. Функциональные СППР. Являются наиболее простыми с точки зрения архитектуры. Они распространены в организациях, не ставящих перед собой глобальных задач и имеющих невысокий уровень развития информационных технологий. Отличительной особенностью функциональных СППР является то, что анализу подвергаются данные, содержащиеся в файлах операционных систем. Преимуществами подобных СППР являются компактность из-за использования одной платформы и оперативность в связи с отсутствием необходимости перегружать данные в специализированную систему. Из недостатков можно отметить следующие: сужение круга вопросов, решаемых с помощью системы, снижение качества данных из-за отсутствия этапа их очистки, увеличение нагрузки на операционную систему с потенциальной возможностью прекращения ее работы.

2. СППР, использующие независимые витрины данных. Применяются в крупных организациях, имеющих несколько подразделений, в том числе отделы информационных технологий. Каждая конкретная витрина данных создается для решения определенных задач и ориентирована на отдельный круг пользователей. Это значительно повышает производительность системы. Внедрение подобных структур достаточно просто. Из отрицательных моментов можно отметить то, что данные многократно вводятся в различные витрины, поэтому могут дублироваться. Это повышает затраты на хранение информации и усложняет процедуру унификации. Наполнение витрин данных достаточно сложно в связи с тем, что приходится использовать многочисленные источники. Отсутствует единая картина бизнеса организации, вследствие того что нет окончательной консолидации данных.

3. СППР на основе двухуровневого хранилища данных. Используется в крупных компаниях, данные которых консолидированы в единую систему. Определения и способы обработки информации в данном случае унифицированы. На обеспечение нормальной работы подобной СППР требуется выделить специализированную команду, которая будет ее обслуживать. Такая архитектура СППР лишена недостатков предыдущей, но в ней нет возможности структурировать данные для отдельных групп пользователей, а также ограничивать доступ к информации. Могут возникнуть трудности с производительностью системы.

4. СППР на основе трехуровневого хранилища данных. Такие СППР применяют хранилище данных, из которого формируются витрины данных, используемые группами пользователей, решающих сходные задачи. Таким образом, обеспечивается доступ, как к конкретным структурированным данным, так и к единой консолидированной информации. Наполнение витрин данных упрощается ввиду использования проверенных и очищенных данных, находящихся в едином источнике. Имеется корпоративная модель данных. Такие СППР отличает гарантированная производительность. Но существует избыточность данных, которая ведет к росту требований на их хранение. Кроме того, необходимо согласовать подобную архитектуру с множеством областей, имеющих потенциально различные запросы.

Структура СППР

Выделяют четыре основных компонента:

- информационные хранилища данных;

- средства и методы извлечения, обработки и загрузки данных (ETL);

- многомерная база данных и средства анализа OLAP;

- средства Data Mining.

 

 


2.3. Экономическая информационная система Project Expert (2 часа)

Аналитическая система Project Expert – система поддержки принятия решений для разработки и выбора оптимального плана развития бизнеса, создания финансовых планов и инвестиционных проектов. Project Expert позволяет моделировать деятельность предприятий различных масштабов – от небольшого частного предприятия до холдинговых структур.

Project Expert является информационно-решающей, советующей системой; относится к системе обработки данных. Создаваемый в системе бизнес-план соответствует международным требованиям: в основу Project Expert положены методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS. В то же время в Project Expert учитывается специфика российской экономики.

Project Expert решает частично-структурированные задачи. Система позволяет моделировать деятельность предприятий различных размеров – от небольшого частного предприятия до холдинговых структур. С ее помощью можно создавать проекты любой сложности – от расчета окупаемости нового оборудования до оценки эффективности диверсификации деятельности предприятия. Project Expert не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать – необходимо только хорошо знать описываемый бизнес. Работа с пользователем ведется в диалоговом режиме.

Работа с системой на разных стадиях разработки и реализации инвестиционного проекта может быть описана в виде следующих основных шагов:

· построение модели компании и ее экономического окружения в рамках проекта ее развития;

· определение потребности в финансировании проекта во времени;

· разработка стратегии финансирования;

· анализ прогнозируемых финансовых результатов;

· бизнес-планирование и создание бизнес-плана – документа, содержащего текстовую часть, необходимые итоговые таблицы, графики и диаграммы;

· анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Подсистемы данной системы: техническая (компьютеры), экономическая (аппарат управления, сотрудники отдела эксплуатации программы), правовая (порядок бухгалтерского учета и налоговых платежей).

Основными разделами Project Expert являются:

1. Проект.

2. Компания.

3. Окружение.

4. Инвестиционный план.

5. Операционный план.

6. Финансирование.

7. Результаты.

8. Анализ проекта.

9. Актуализация.

Рассмотрим каждый раздел поподробнее:

Проект.

Раздел «Проект» предназначен для ввода общей информации о проекте, настройки параметров расчета и отображения данных. Создание нового проекта обычно начинается с формирования данных в этом разделе программы.

Данные в систему вводятся при помощи клавиатуры. Удобство ввода данных обеспечивается в системе хорошо структурированным, дружественным интерфейсом и различными сервисными функциями, особенно полезными начинающим пользователям.

Раздел состоит из шести модулей:

1) Заголовок;

Здесь отображается дата начала, длительность проекта, его название, фирма и т.д.

2) Список продуктов;

Здесь вводится полный перечень продуктов или услуг предприятия, реализующего проект, с указанием единицы измерения и даты начала продаж каждого продукта.

Продуктом могут быть изделия промышленного производства, услуги предприятий сферы обслуживания, транспорта, связи, финансовых и страховых учреждений, любая материальная или нематериальная продукция, имеющая рыночную стоимость.

3) Текстовое описание;

Модуль «Текстовое описание» раздела «Проект» предназначен для формирования текстовой части проекта. Представленная здесь информация организована в форме дерева, структура которого обычно соответствует структуре бизнес-плана. Узлы и листья дерева – это разделы бизнес-плана.

4) Отображение данных;

Модуль «Отображение данных» предназначен для указания масштаба представления данных проекта и настройки параметров отображения итоговых таблиц.

5) Настройка расчета;

Диалог «Настройка расчета» предназначен для задания параметров, определения показателей эффективности проекта и степени детализации результатов.

6) Защита проекта.

Защита проекта от несанкционированного доступа обеспечивается с помощью паролей. Выделяются три категории пользователей, имеющих различные права доступа к данным:

· «автор проекта», обладающий полным объемом прав доступа, включая, изменение данных, ввод актуализированных данных, просмотр, а также установление паролей для всех пользователей;

· «менеджер проекта», имеющий право ввода актуализированных данных и просмотра проекта;

· «гость», который может только просматривать данные проекта; в режиме просмотра допускается изменение масштаба отображения результирующих таблиц (модуль «Отображение данных») и установка опций детализации (модуль «Настройка расчета»).

Компания.

В разделе «Компания» выполняется ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на момент начала проекта.

Раздел состоит из четырех модулей:

1) Стартовый баланс;

При построении описания начальных условий реализации проекта, возможен выбор одного из двух вариантов:

для реализации проекта создается новая компания, имеющая «нулевой» стартовый баланс; в этом случае вновь создаваемые активы компании описываются в разделе «Инвестиционный план»;

проект реализуется на основе действующего предприятия; при этом необходимо описать состояние его активов и пассивов на момент начала проекта; начальное финансовое состояние действующего предприятия отражается в диалоге «Стартовый баланс» раздела «Компания».

Действующее предприятие к началу проекта может располагать движимым и недвижимым имуществом, денежными средствами, материальными запасами, а также может иметь обязательства перед кредиторами, и дебиторскую задолженность за реализованные продукты или услуги.

Начальное финансовое состояние действующего предприятия отражается в диалоге «Стартовый баланс». В нем детально описываются статьи активов и пассивов баланса на дату начала проекта.

2) Банк. Система учета;

Диалог «Банк, система учета» предназначен для определения основных правил учета финансовой деятельности предприятия.

3) Структура компании;

В тех случаях, когда одной из целей проекта является анализ деятельности подразделений компании и оценка их вклада в общий финансовый результат, следует описать внутреннюю структуру компании и степень участия каждого подразделения в производстве отдельных продуктов. Такое описание создается с помощью диалога «Структура компании».

Описание структуры компании может быть многоуровневое, то есть предусматривать включение в состав подразделения других подразделений. Включение в описание компании продукта в качестве элемента, связанного с некоторым подразделением, означает, что все доходы и издержки, сопряженные с выпуском и сбытом данного продукта учитываются при расчете финансовых результатов подразделения. Продукт может быть «разделен» между несколькими подразделениями. В этом случае при расчетах учитывается долевое участие подразделения в производстве и сбыте продукта.

4) Разнесение издержек.

Для целей анализа эффективности работы подразделений компании и определения себестоимости отдельных видов продукции, необходимо описать происхождение всех видов издержек и доходов, не связанных с реализацией продукции. Для решения этой задачи предназначен диалог «Разнесение издержек».

Возможны следующие варианты классификации издержек:

· на компанию;

· по подразделениям;

· по продуктам.

Окружение.

При моделировании деятельности предприятия и создании проекта необходимо учесть влияние факторов внешней среды: налогового окружения, инфляции, колебаний курсов валют, используемых предприятием для денежных расчетов. В разделе «Окружение» описывается финансово-экономическая среда, в которой планируется реализация проекта. Здесь вводятся данные, определяющие внешние условия хозяйственной деятельности предприятия

Раздел состоит из 4-х модулей:

1) Валюта;

Часто при создании проекта стоит задача учета движения денежных средств не только в национальной валюте, но и в иностранной, например, при совершении импортно-экспортных сделок. Для этого в системе предусмотрена возможность выбора основной и дополнительной валют проекта. Система автоматически преобразует результаты расчетов проекта в рублях в эквивалент в более стабильной валюте, что позволяет учесть при анализе фактор неустойчивости курса национальной валюты. Наличие второй валюты проекта является необходимым условием корректного расчета показателей эффективности инвестиций. В системе можно описать сложную схему курсовой инфляции, связав с помощью формул изменение курсов основной и дополнительной валют проекта с различными базами.

2) Учетная ставка;

Устанавливаемая Центральным Банком России ставка рефинансирования регулирует стоимость кредитных ресурсов на финансовом рынке. Как макроэкономический фактор она служит ориентиром для определения условий получения кредитов. В программе Project Expert ставка рефинансирования может использоваться для отнесения части выплат процентов по кредитам на прибыль предприятия.

3) Инфляция;

Модуль «Инфляция» обеспечивает ввод данных, характеризующих инфляционные факторы внешней среды, в которой реализуется проект.

Поскольку инфляция действует неравномерно на различные группы товаров, услуг, трудовые ресурсы, недвижимость, при разработке проекта следует стремиться оценить тенденции ценообразования по каждой из этих составляющих. Программа Project Expert дает возможность построить обобщенное описание инфляционной среды, в котором выделены наиболее крупные объекты инфляции или, в случае необходимости, детализировать описание условий инфляции для каждого элемента хозяйственной деятельности предприятия.

В данном диалоге предусмотрены процедуры ввода показателей инфляции по пяти группам объектов инфляции, которые характеризуют изменения стоимости поступлений и выплат по основным статьям проекта. Представленная здесь таблица предназначается для ввода числовых значений, характеризующих прогнозируемый рост или снижение цен в процентах к предшествующему периоду на каждую группу объектов, подверженных воздействию инфляции:

· сбыт (продукция или услуги),

· прямые издержки (материалы, комплектующие и другие переменные издержки кроме заработной платы),

· общие издержки (операционные, торговые, административные издержки),

· заработная плата,

· недвижимость (здания, сооружения, оборудование).

4) Налоги.

Project Expert помогает отразить особенности налоговой системы. Система предоставляет список основных видов налогов, установленных российским законодательством, с учетом действующих ставок выплат для предлагаемых налогов, а также позволяет, и выбирать налогооблагаемую базу из предложенного перечня, и самостоятельно определять ее для любого налога по формуле.

4. Инвестиционный план.

В разделе «Инвестиционный план» можно составить календарный график начальных капитальных вложений и подготовительных работ. Здесь можно определить этапы работ, указать ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов и их стоимость, установить взаимосвязи между этапами, сформировать активы предприятия, описать способы и сроки амортизации активов.

Раздел содержит следующие модули:

Календарный план – главный модуль раздела. Здесь производится формирование календарного плана, списка активов, составляется описание используемых ресурсов, определяются другие характеристики начальных инвестиций и подготовки производства.

Список активов – диалог, предназначенный для описания характеристик активов, сформированных в календарном плане.

Ресурсы – диалог, в котором определяется состав и порядок использования ресурсов, необходимых для проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом.

Рассмотрим раздел «Календарный план» поподробнее.

Прединвестиционная и инвестиционная фазы любого проекта требуют тщательной проработки графика работ и перечня привлекаемых ресурсов. Система Project Expert формирует календарный график первоначальных капитальных вложений и подготовительных работ – диаграмму GANTT.

Система достаточно гибко подходит к представлению данных о проекте, позволяя либо увязывать все этапы инвестиционной и дальнейшей операционной деятельности, либо описывать эти стадии проекта независимо. В системе Project Expert упор сделан на финансовые аспекты подготовки проекта – стоимость подготовительных работ, используемые ресурсы и особенности учета инвестиций.

Система помогает определить этапы работ, указать используемые ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов, и порядок их оплаты, установить взаимосвязи между этапами и сформировать активы предприятия.

Окно «Календарный план» состоит из трех основных частей:

В левой части окна находится иерархически организованный список этапов. В нем размещены в виде электронной таблицы основные характеристики этапов.

В правой части окна «Календарный план» находится окно диаграммы, на которых графически отображены временные характеристики этапов.

В нижней части окна «Календарный план» находится информация о текущем этапе. Здесь представлены временные характеристики этапа, а также список предшествующих этапов и список ресурсов этапа.

5. Операционный план.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.139 с.)