ТОП 10:

Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности



Автоматизированная банковская система (АБС) – это форма организационного управления банком на базе широкого применения новых информационных технологий.

Работа банков в огромной степени зависит от состояния экономики страны в целом. Относительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечила рост большинства российских банков, обострение конкуренции между ними. Характерными особенностями современного рынка банковских услуг являются все большая универсализация банков, борьба за клиентов. Продолжается продвижение крупнейших банков в регионы. В целях повышения эффективности работы банки вынуждены инвестировать значительные средства в IT-технологии.

К современным АБС предъявляются очень строгие требования, не только со стороны банков – пользователей, но и со стороны государственных и контролирующих органов.

Основные требования, предъявляемые к современным АБС можно разделить на четыре части:

· основные требования;

· требования к АБС как программному средству – системотехнические требования;

· специальные требования, отражающие специфику банковской деятельности, банковских операций и технологий их выполнения;

· показатели качества, характеризующие процесс разработки АБС.

Мы рассмотрим только требования к АБС как к продукту, к ним относятся:

· функциональная полнота;

· комплексный подход;

· масштабируемость системы;

· настраиваемость системы;

· централизованное управление системой;

· единая база данных, обеспечивающая многопользовательскую работу;

· работа в режиме реального времени;

· безопасность и надежность работы.

Автоматизированную банковскую систему в соответствии с функциональным назначением принято разделять на три подсистемы:

Front-office (верхний уровень) – подсистема, обеспечивающая взаимодействие банка с внешним миром. В подсистеме осуществляется ввод первичной информации, взаимодействие банка с клиентами, другими банками, биржами, ЦБ.

Back-office (средний уровень) – подсистему, обеспечивающую общебанковскую и общехозяйственную деятельность. К подсистеме относится работа с кредитами и т.д.

Accounting (нижний уровень) – подсистему, обеспечивающую своевременное и корректное отражение деятельности банка в рамках существующих процедур бухгалтерского учёта.

В самостоятельную группу – Analysis – выделены операции реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка.

В подсистему Front-office может входить автоматизированная система (АС) «Клиент-Банк» предназначенная для организации электронного документооборота между банком и клиентами (организациями, имеющими счет в банке). Система состоит из двух частей – клиентской и банковской.

Основные функции АБС:

1. Автоматизация ежедневных банковских операций, ведение бухучета и составление сводных отчетов.

2. Система коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями.

3. Аналитические системы, предназначенные для анализа деятельности банка и выбора оптимального в данной ситуации решения.

4. Автоматизация различных операций (кредитные карточки, банкоматы).

5. Системы межбанковских расчетов.

6. Системы автоматизации работы на РЦБ.

На рынке АБС присутствует около 20-ти фирм-разработчиков АБС, создающих разнообразные программные продукты.

Одной из основных функций банковской системы является обеспечение непрерывных платежей между предприятиями.

В настоящее время межбанковские расчеты осуществляются через следующие платежные системы:

· платежную систему Банка России (78,1% от общего объема платежей и 71,9% от общего количества платежей);

· платежные системы кредитных организаций по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях (9,3 и 3,2% соответственно);

· внутрибанковские платежные системы для расчетов между филиалами одного банка (11,8 и 24,3%);

· платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций (0,8 и 0,6%).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)