Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 18. Личность и общество.

Поиск

· Понятия: человек, индивид, индивидуальность и личность. Сущность личности. Личность и социальная среда. Исторические типы личности.

· Образ жизни и социальная детерминация личности. Интересы личности и общества.

· Свобода личности. Понятие о социальном отчуждении личности. Права, обязанности и свобода личности. Необходимость и свобода личности. Человек как высшая ценность.

· Понятие о гармонически развитой личности. Личность и творчество.

· Личность как объект философии, социальной философии и конкретных социальных и гуманитарных наук.

· Личность и глобальные проблемы современности.

 

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

3.1. Основная литература:

1. Философия /ред. В. В. Миронов. – М.: Норма, 2008. – 987с.

2. Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 2008. – 368с.

3.2. Дополнительная литература:

1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2. Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 1976.

3. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006. – 269с.

5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: "Добросвет", 2000 - 387с.

6. Бубер М. Философия человека. – М., 1992.

7. Бурдьё П. Начала. — М.: Socio-Logos, 1994. — 288с.

8. Бурдьё П. Практический смысл. — СПб.: Алетейя, М.: «Институт экспериментальной социологии», 2001 г. — 562с.

9. Введение в философию. В 2 ч. М., 1989.

10. Воловик В.И. Философия религиозного сознания. Запорожье: Просвiта, 2009. – 216 с.

11. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

12. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988.

13. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997.

14. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М., 1998.

15. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1992.

16. Донских О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.

17. Замалеев. Курс истории русской философии. М., 1996.

18.

19. Зеньковский В. В. История русской философии. – Л., 1991.

20. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала ХХ века. – М., 1988.

21. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. Учебное пособие. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 432с.

22. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1992.

23. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

24. Коплстон Ч. Ф. История средневековой философии. М., 1997.

25. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – XIX вв. – М., 1989.

26. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

27. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

28. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

29. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

30. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.

31. Ойзерман Т.И. Метафилософия. Теория историко-философского процесса. М., 2009.

32. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

33. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

34. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1–4. СПб., 1994–1997.

35. Русская философия. Словарь / Под ред. М. А. Маслина. М., 1995.

36. Сербиненко В. В. История русской философии XI – XIX вв.: Курс лекций. – М.: Изд. Российского открытого университета, 1993. – 148с.

37. Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1981.

38. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

39. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

40. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.; СПб., 1996.

41. Фуко М. Археология знания.— К.: Ника-Центр, 1996.— 208с.

42. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: A-cad, 1994. – 408с.

43. Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginum, 1997. – 452с.

44. Халин С.М. Метапознание. Тюмень, 2005.

45. Халин С.М. Философия познания: Очерки концептуальной истории. Тюмень: ТюмГУ, 2005. — http:/www.tmnlib.ru, свободный.

46. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Прометей, 1994. – 536с.

47. Хрестоматия по философии: Учебное пособие /Состав. Алексеев П. В., Панин А. В. – М.: ТЕИС, 1996. – 416с.

48. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

49. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия: Пер. с англ. – М.: Селена, 1994. – 416с.

50. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 1998.

51. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 1984.

52. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования (опыт эстетической антропологии) Тюмень, 2005.

53. Эстетическая антропология: коллективная монография. Тюмень, 2007.

54. Эстетическая антропология в систем экологического воспитания: сб.статей… Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011.

 

3.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. http://www.philos.msu.ru/ - Философский факультет МГУ;

2. http://www.ruthenia.ru/logos/number/about.htm - Философско-литературный журнал "Логос";

3. http://lib.pomorsu.ru/elib/text/phil_tr.htm - Научная библиотека Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова;

4. http://book.uraic.ru/el_library/gum/filosofiya - Свердловская областная универсальная научная библиотека им В. Г. Белинского;

5. http://anthropology.ru – Философская антропология.

 

4. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для качественного преподавания дисциплины требуется наличие аудитории, обеспеченной компьютером и проектором.

5. Методические указания для студентов

Темы докладов

Модуль 1. Тема 2.

1) Особенности развития древнеиндийской философии.

2) Особенности развития древнекитайской философии.

3) Сократ как начало классической греческой философии.

4) Учение Платона об идеях.

5) Первая философия Аристотеля (метафизика).

6) Характеристика философии эллинистическго перирода.

7) Римские стоики.

8) Особенности средневековой философии.

Модуль 2. Тема 7.

1) Понятие об основных категориях диалектики.

2) Единичное, особенное, всеобщее.

3) Причина и следствие. Понятие о детерминизме и индетерминизме.

4) Необходимость и случайность. Фатализм.

5) Закон и его виды.

6) Сущность и явление. Видимость и кажимость.

7) Возможность и действительность. Виды возможностей.

8) Система, структура, элемент. Понятие о системном подходе и системной методологии.

Модуль 3. Тема 13.

1) Наука как особый способ познания.

2) Особенности эмпирического уровня науки. Наблюдение, эксперимент, факт.

3) Особенности теоретического уровня науки. Проблема, гипотеза, теория.

4) Модель и моделирование в науке. Их виды.

5) Анализ и синтез.

6) Индукция и дедукция.

7) Языки науки. Научная терминология.

8) Понятие о математизации, формализации и информатизации науки.

 

Вопросы для собеседования.

Модуль 1. Тема 4.

1) В чем суть понятия «вещь-в-себе» И. Канта?

2) Какую роль играет категория абсолютной идеи в системе философии Гегеля?

3) Каковы основные направления критики гегелевской диалектики К. Марксом?

Модуль 2. Тема 10.

1) Категории движения и развития, их соотношение.

2) Какие виды движения можно отнести к числу его основных форм?

3) Пространство и время: можно ли мыслить их в отрыве друг от друга?

Модуль 3. Тема 16.

1) Что такое социальная структура общества (роль социальных групп)?

2) Что такое политическая организация общества и каково ее соотношение с социальной структурой?

3) Прогресс и регресс в обществе.

4) Каково соотношение понятий культуры и цивилизации (исторические типы культуры)?

 

Тема для дебатов.

Модуль 1. Тема 5.

Правы ли позитивисты, отказывая философии не только в научности, но даже в какой-либо рациональности вообще?

Модуль 2. Тема 11.

Сознание есть продукт развития природы. — Сознание (душа) является творением неких высших сил.

Модуль 3. Тема 18.

Личность всегда свободна. — В обществе невозможна свобода личности.

 

Вопросы для мозгового штурма.

Модуль 1. Тема 1.

Познаваем ли мир?

Тема 2.

Был ли Сократ софистом?

Тема 3.

Можно ли считать пантеистический подход прогрессивным для эпохи Возрождения?

Тема 5.

Постмодернизм является полным отрицанием (разрушением) философии.

Модуль 2. Тема 8.

Источником развития всякой вещи могут быть только ее внутренние противоречия.

Тема 9.

Небытие существует.

Тема 12.

Без воображения и интуиции невозможно никакое познание, даже научное.

Модуль 3. Тема 13.

Почему без диалектики невозможна современная наука (диалектика и синергетика)?

Тема 18.

Гармонически развитая личность — недостижимый идеал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.011 с.)