Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт агротехнологический↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Институт агротехнологический Кафедра философии
Туров Ростислав Сергеевич
ФИЛОСОФИЯ Учебно-методическое пособие Направление подготовки Ветеринария
Тюмень, 2015
Туров Ростислав Сергеевич. Философия. Учебно-методическое пособие. Форма обучения — очная. Тюмень, 2015, 31 стр.
Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Государственного аграрного университета Северного Зауралья.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор В.И. Табуркин
© Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2015. © Туров Ростислав Сергеевич, 2015.
Содержание 1. Пояснительная записка 4 1.1. Цель и задачи дисциплины 4 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 4 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО 5 2. Структура и трудоемкость дисциплины 7 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7 2.2. Тематический план 7 2.3. Содержание дисциплины 8 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14 3.1. Основная литература 14 3.2. Дополнительная литература 14 3.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы 16 4. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины 17 5. Методические указания для студентов 17 5.1. Темы докладов 17 5.2. Вопросы для собеседования 17 5.3. Тема для дебатов 18 5.4. Вопросы для мозгового штурма 18 5.5. Темы для работы в малых группах (полемических дуэлей) 19 5.6. Темы для обсуждения в форме «круглого стола» 19 5.7. Тесты 19 5.8 Подборки для терминологического диктанта 24 5.9. Темы эссе 24 6. Темы для контрольных работ 25 7. Вопросы к экзамену 26 Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины. Цели дисциплины: 1) осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; 2) углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия; 3) формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности; 4) формирование культуры научного мышления; 5) формирование межнациональной, межкультурной и конфессиональной толерантности. Задачи дисциплины: 1) изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации; 2) анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития; 3) выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление; 4) формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством; 5) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем; 6) обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами; 7) развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл; 8) развитие понимание многообразия культурных, национальных и конфессиональных традиций в мире; 9) формирование толерантной позиции в отношении многообразного духовного опыта человечества. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Философия относится к циклу Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), базовая часть. Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История, Правоведение, Социология, Математика и информатика, История книжного дела (1-й семестр). Студент должен владеть знаниями об исторических периодах развития человечества и основных характеристиках культурного развития соответствующих эпох; он должен иметь общие представления о сфере права, математике и информатике, истории своей профессии – книжном деле, связанных с ними теоретических и методологических принципах. Знание дисциплины необходимо для изучения дисциплин: Основы предпринимательской деятельности, Концепции современного естествознания, Экология, История зарубежной литературы, История отечественной литературы, Безопасность жизнедеятельности, Менеджмент в издательском деле, Теория текста, Книговедение, Связи с общественностью в издательском деле. Таблица 1. Тематический план
2.3. Содержание дисциплины. Темы докладов Модуль 1. Тема 2. 1) Особенности развития древнеиндийской философии. 2) Особенности развития древнекитайской философии. 3) Сократ как начало классической греческой философии. 4) Учение Платона об идеях. 5) Первая философия Аристотеля (метафизика). 6) Характеристика философии эллинистическго перирода. 7) Римские стоики. 8) Особенности средневековой философии. Модуль 2. Тема 7. 1) Понятие об основных категориях диалектики. 2) Единичное, особенное, всеобщее. 3) Причина и следствие. Понятие о детерминизме и индетерминизме. 4) Необходимость и случайность. Фатализм. 5) Закон и его виды. 6) Сущность и явление. Видимость и кажимость. 7) Возможность и действительность. Виды возможностей. 8) Система, структура, элемент. Понятие о системном подходе и системной методологии. Модуль 3. Тема 13. 1) Наука как особый способ познания. 2) Особенности эмпирического уровня науки. Наблюдение, эксперимент, факт. 3) Особенности теоретического уровня науки. Проблема, гипотеза, теория. 4) Модель и моделирование в науке. Их виды. 5) Анализ и синтез. 6) Индукция и дедукция. 7) Языки науки. Научная терминология. 8) Понятие о математизации, формализации и информатизации науки.
Вопросы для собеседования. Модуль 1. Тема 4. 1) В чем суть понятия «вещь-в-себе» И. Канта? 2) Какую роль играет категория абсолютной идеи в системе философии Гегеля? 3) Каковы основные направления критики гегелевской диалектики К. Марксом? Модуль 2. Тема 10. 1) Категории движения и развития, их соотношение. 2) Какие виды движения можно отнести к числу его основных форм? 3) Пространство и время: можно ли мыслить их в отрыве друг от друга? Модуль 3. Тема 16. 1) Что такое социальная структура общества (роль социальных групп)? 2) Что такое политическая организация общества и каково ее соотношение с социальной структурой? 3) Прогресс и регресс в обществе. 4) Каково соотношение понятий культуры и цивилизации (исторические типы культуры)?
Тема для дебатов. Модуль 1. Тема 5. Правы ли позитивисты, отказывая философии не только в научности, но даже в какой-либо рациональности вообще? Модуль 2. Тема 11. Сознание есть продукт развития природы. — Сознание (душа) является творением неких высших сил. Модуль 3. Тема 18. Личность всегда свободна. — В обществе невозможна свобода личности.
Вопросы для мозгового штурма. Модуль 1. Тема 1. Познаваем ли мир? Тема 2. Был ли Сократ софистом? Тема 3. Можно ли считать пантеистический подход прогрессивным для эпохи Возрождения? Тема 5. Постмодернизм является полным отрицанием (разрушением) философии. Модуль 2. Тема 8. Источником развития всякой вещи могут быть только ее внутренние противоречия. Тема 9. Небытие существует. Тема 12. Без воображения и интуиции невозможно никакое познание, даже научное. Модуль 3. Тема 13. Почему без диалектики невозможна современная наука (диалектика и синергетика)? Тема 18. Гармонически развитая личность — недостижимый идеал.
Модуль 1. Тема 6. Существует только объективная диалектика. — Диалектика может быть только субъективной. — Диалектика это вообще бессмыслица (К. Поппер). Модуль 2. Тема 11. Главное в становлении сознании это труд. — Главное в становлении сознания это язык. — Никакого сознания нет, есть душа, данная человеку свыше. Модуль 3. Тема 17. Наиболее важную роль в обществе играет политика. — Наиболее важную роль в обществе играет искусство. — Наиболее важную роль в обществе играет наука. — Наиболее важную роль в обществе играет мораль.
Модуль 1. Тема 6. Как диалектика, так и метафизика имеет свое историческое оправдание. Модуль 2. Тема 11. Сознание — носитель особого идеального качества (идеальной предметности), несводимого ни к чему. Модуль 3. Тема 15. Сменой чего можно считать исторический процесс: формаций, цивилизаций, модернизационных проектов. Тема 17. Остается ли художественный образ центральным системообразующим элементом в современном искусстве? Тема 18. Природа человека всегда одна и та же, или же следует говорить об исторических типах личности?
Тесты Модуль 1. Тема 4. Укажите, кому из представителей немецкой философии второй половины XVIII – первой половины XIX века принадлежат подходы, охарактеризованные ниже
Модуль 2. Тема 7. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Тема 10. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Модуль 3. Тема 14. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Модуль 3. Тема 16. Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Модуль 1. Тема 3. Абсолют, бытие, гносеология, истина, картина мира, наука, бобщение, социология, диалектика, идея, причина, сущность, монада, натурализм, пантеизм, реформация, утопия, "война всех против всех", врожденные идеи, вторичные качества, дедукция, деизм, индукция, интеллектуальная интуиция, метод, монада, общественный договор, первичные качества, разум, рассудок, субстанция, cogito, tabula rasa. Модуль 2. Тема 9. Бытие, небытие, ничто, материальное, идеальное, идеальная предметность, смысл, монизм, дуализм, плюрализм, единство мира, материальное единство мира, движение, развитие, покой, форма движения, физическое, химическое, биологическое, социальное, природа, общество, сознание, познание, пространство, время, экзистенция, субъективное, объективное. Модуль 3. Тема 15. Общество, система, подсистема, элемент, структура, отношение, общественная формация, цивилизация, модернизация, исторический процесс, система общества, подсистема общества, общественное отношение, материальное отношение, идеологическое отношение, экономика, политика, право, мораль, нравственность, этика, искусство, эстетика, религия, религиоведение, социальная структура, политическая организация, государство, партия, правовое государство, гражданское общество социальная эволюция, социальная революция.
Темы эссе. Модуль 1. Тема 1. 1) «Философия — мать всех наук». 2) Положение философа «трагическое»: «Его никто не любит» (Н.А. Бердяев). 3) «Все выдающиеся философские учения отрицают друг друга — это эмпирический факт, из которого исходит историко-философская наука» (Т.И. Ойзерман). 4) Философия есть «способ и познания всеобщего, и его творчества из материала единичности» (А.В. Павлов). Модуль 2. Тема 8. 1) «Знание — сила» (Ф. Бэкон). 2) "борьба — отец всего и царь над всем" (Гераклит). 3) «Всякое конечное выступает как отрицание себя самого. Вот почему диалектика — это движущая сила научного развертывания мысли и тот единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, так что в нем заложена подлинная, а не кажущаяся способность подняться над конечным...» (Гегель). 4) "в своем рациональном виде диалектика... в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания" (К. Маркс). Модуль 3. Тема 14. 1) "Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, являющиеся скрытой подоплекой этих догм, только в этом случае политическую экономию можно превратить в положительную науку". (К. Маркс). 2) "Разница между великими нациями и дикими народами в том, что первые усердно занимаются искусствами и науками, а вторые их полностью игнорируют". (Ш. Монтескье). 3) "Наше существование в интеллигибельном мире — моральный закон, наше существование в мире чувственном — реальное действие; момент единства двух миров — свобода, абсолютная власть — определять второе через первое". (Фихте). 4) "…одному полезно быть рабом, а другому — господином". (Аристотель). Тема 17. 1) Развивая свои идеи относительно социологии — " социальной физики ", Конт считает, что, как физика устанавливает законы природных феноменов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанавливает законы общественных феноменов. 2) "Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют в сумме то, что я называю пограничной ситуацией". (К. Ясперс). 3) "… писать — это значит быть одним из потоков, не обладающим никакой привилегией по отношению к другим, сливающимся с другими в общее течение, либо образующим противотечение или водоворот, исток дерьма, спермы, слов, действия, эротизма, денег, политики и т.д." (Ж. Делез). 4) "Массам вовсе недоступны бестелесные умозрения; ими принимается имеющее плоть". (А.И. Герцен).
Темы для контрольных работ. Модуль 1. Тема 4. 1) И. Кант об априорных и апостериорных суждениях. 2) И. Кант об антиномиях чистого разума. 3) Категорический императив этики И. Канта. 4) Абсолютное понятие, абсолютная идея, абсолютный дух в философии Гегеля. 5) Идеи философии права Гегеля. 6) Гегель о религии. 7) Сравнительная характеристика материалистической диалектики К. Маркса и идеалистической диалектики Гегеля. Модуль 2. Тема 10. 1) Сознание как особый вид отражения. 2) Общественно-историческая сущность сознания. 3) Роль языка (речи) в становлении сознания. 4) Активность сознания. Сознание и самосознание (рефлексия). 5) Значение эмоций и воли в жизни человека. 6) Информационный аспект сознания: образ, знак, информация. 7) Проблема искусственного интеллекта.
7. Вопросы к экзамену: 1) Философия как особая форма познания и общественного сознания. 2) Предмет философии. Мировоззренческая функция философии. 3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм — два основных направления в философии. 4) Познавательная функция философии. 5) Методологическая функция философии. 6) Философия и частные науки о природе, обществе и человеке. 7) Значение философии для развития науки, практики и воспитания. 8) Милетские натурфилософы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Рераклит. Элейская школа: Парменид, Зенон Элейский. 9) Пифагор и пифагейцы. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. 10) Классический период в развитии греческой философии V–IV вв. до н.э. Софисты. Сократ. 11) Платон и его учение о мире идей и идеальном государстве. 12) Аристотель и его метафизика, логика, политика, этика, критика софистов. 13) Философия эллинистического и римского периодов: киники, эпикурейцы, стоики, скептики. Неоплатонизм. 14) Особенности средневековой философии. Аврелий Августин. Фома Аквинский. 15) Основные идеи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, натурализм, пантеизм. 16) Философия Нового времени. Ф. Бэкон. 17) Р. Декарт. 18) Дж. Локк. 19) Г.В. Лейбниц. 20) И.Ньютон и становление классической науки. 21) Философия Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро. 22) Критическая философия И. Канта: «вещь-в-себе», феномены и ноумены, аналитические и синтетические суждения. 23) Критическая философия И. Канта: апостериорное и априорное познание, антиномии чистого разума. Практический разум, категорический императив. 24) Диалектическая философия Гегеля: абсолютная идея, абсолютное понятие, абсолютный дух, законы и категории диалектики, «Наука Логики». 25) Диалектическая философия Гегеля: этика, эстетика, философия истории и права. Гегель о религии. 26) Философия диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. 27) Позитивизм и его разновидности: «классический» позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм; понятие о постпозитивизме. Понятие о «философии науки». 28) Экзистенциализм и его разновидности. 29) Особенности философских взглядов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда. 30) Понятие о феноменологии, герменевтике, структурализме, философской антропологии. 31) Признаки постмодернизма. 32) Особенности русской философии. Западники и славянофилы. Русская религиозная философия. 33) Понятие материалистической и идеалистической диалектики. 34) Понятие категорий и законов диалектики. 35) Категории: отношение, взаимодействие, связь. 36) Всеобщий характер взаимосвязи явлений действительности. 37) Категория всеобщая связь явлений. 38) Категории причины и следствия. Понятие о детерминизме и индетерминизме. Принцип причинности. 39) Категории необходимости и случайности. Случайность и вероятность. Необходимость и фатализм. 40) Категория закон. Виды законов: общие и специфические, динамические и статистические. 41) Категории явления и сущности. Явление и видимость. 42) Категории действительности и возможности. Виды действительного (прошлое и настоящее) и возможного (реальные и формальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые возможности). 43) Категории целого и части; система структура и элемент; функция. Понятие о системном подходе и системной методологии. 44) Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, конфликт. Абсолютность борьбы и относительность единства противоположностей. Категория диалектического противоречия. 45) Развитие как процесс разрешения диалектических противоречий. Противоречия в природе, обществе и сознании. Внешние и внутренние противоречия. Противоречия как источник изменений и развития. 46) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Категории: качество, количество, мера. Качество и свойство. 47) Прерывность и непрерывность. Скачек как всеобщая форма перехода от одного качества к другому. 48) Закон отрицания отрицания. Категория диалектического отрицания. Категория диалектического отрицания отрицания. 49) Диалектическое отрицание и формально-логическое отрицание. Отрицание отрицания как наиболее общая характеристика развития. 50) Категория бытия. Бытие и небытие. 51) Материальное (материя) и идеальное как основные виды бытия. Понятие идеальной предметности. Смысл как основная форма идеальной предметности. 52) Монизм, дуализм, плюрализм — основные философские концепции бытия. 53) Принцип (материального) единства мира. Роль категории бытия в процессе интеграции современных наук. 54) Категория движения. Движение и развитие. Движение и развитие в природе, обществе, сознании и познании. 55) Понятие об основных формах движения: физическая и химическая формы. 56) Понятие об основных формах движения: биологическая и социальная формы. 57) Идеальное как особая форма движения материи. 58) Пространство и время как всеобщие формы существования вещей и явлений. 59) Единство материи, движения, пространства и времени. 60) Современные конкретные науки о пространственно-временных характеристиках различных видов материального и идеального бытия. 61) Сознание как важнейший атрибут человека. Сознание и душа. 62) Сознание как идеальное отражение. Отражение и его виды. Психика человека как основа идеальной предметности. Сознание и мозг. 63) Происхождение сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Роль труда и языка (речи) в развитии и функционировании сознания. Естественные и искусственные языки. Активность сознания. 64) Сознание и самосознание. Понятие рефлексии. 65) Эмоции и воля. 66) Сознание и кибернетика: информационный аспект сознания. 67) Образ, знак, информация. Искусственный интеллект. 68) Понятие познания. Проблема познаваемости мира. 69) Субъект, объект и предмет познания. Общественно-практическая природа познания. Практика как основа и цель познания. 70) Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление). 71) Рациональное познание (мышление) и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Единство чувственного и рационального познания. Воображение и интуиция. 72) Природа знания, знание и опыт. 73) Истина. Референтная и когерентная (логическая) концепции истины. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение и дезинформация. Конкретность истины. Практика как основной критерий истинности знаний. 74) Знание как ценность. 75) Наука как особый способ познания. Понятие форм и методов научного познания. Понятие эмпирического и теоретического уровней науки. 76) Основные формы и методы эмпирического уровня науки: наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Виды наблюдения, эксперимента. 77) Понятие об основных формах и методах теоретического уровня науки. Модель и моделирование, их виды. Природа научной проблемы как познавательного противоречия. 78) Гипотеза и ее виды. Сущность, структура и виды научных теорий. Научный закон. 79) Анализ и синтез. Индукция и дедукция. 80) Понятие о математизации, формализации и информатизации науки. Роль формальной и математической логики в научном познании. 81) Описание, объяснение и предсказание как функции науки. 82) Категории общественного бытия и общественного сознания. Развитие общества как естественно-исторический процесс. 83) Специфика законов общества. Объективные условия и субъективный фактор истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость. 84) Общество как часть природы. Единство и различие законов природы и общества. Понятие географической среды. Понятие о географическом детерминизме. 85) Народонаселение как предпосылка и субъект истории. Критика мальтузианства и неомальтузианства. 86) Материальное производство как основа существования и развития общества. Способ материального производства и его исторические разновидности. 87) Понятие духовного производства. 88) Понятие о формационном, цивилизационном и модернизационном подходах к обществу. 89) Виды элементов, подсистем и отношений системы общества: материальные и идеологические; экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, конфессиональные. 90) История как смена формаций, цивилизаций, стадий развития. 91) Понятие о социальной структуре общества. Социальные группы. 92) Традиционные общности людей: племя, народность, нация. Этнос. 93) Понятие о политической организации общества. Основные компоненты политической организации: госу<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.012 с.) |