Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главной причиной войны является войнаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория о том, что войны появились лишь с развитием цивилизации, имеет «ахиллесову пяту» – существуют свидетельства того, что первые войны произошли 12 тыс. лет назад, когда человеческое общество лишь начинало формироваться, и не было ни имущества, ни территорий, за которые стоило бы воевать. Войны были присущи абсолютно всем цивилизациям и всем типам экономических отношений, существовавшим на земле. Согласно исследованию, проведенному Weslean College, начиная с 3600 года до н.э. в мире произошло примерно 14 600 войн. В результате погибло более 3 млрд человек – для сравнения, в 2001 году население Земли составляло 6,2 млрд. Вся человеческая история знала лишь 292 года без войн, да и то, существуют серьезные подозрения, что некоторые вооруженные конфликты просто не были зафиксированы историками.
По мнению американского исследователя Барбары Эренрейх (Barbara Ehrenreich), для того чтобы вести войну живое существо должно иметь две важные психологические составляющие. Во-первых, это агрессивность, которая может быть обусловлена генетически. Во-вторых, это желание готовиться к войне – изготавливать оружие и снаряжение, строить укрепления, тренироваться, запасать продовольствие и т.д., что теорией наследственности объяснено быть не может.
Кроме того, заставить человека воевать – очень нелегкая задача. Пацифистское движение, скорее всего, началось одновременно с созданием первых армий. Прославления мира зафиксированы в письменных памятниках практически всех известных культур. Во всех армиях мира были дезертиры. Этим отличались даже лучшие армии своего времени, которые вынуждены были создавать части жандармерии и загранотряды, чтобы отлавливать трусов и дезертиров. К примеру, лучшая армия Европы XVII века – армия Пруссии – старалась не вести боев вблизи леса, чтобы ее солдаты не сбежали. Подполковник армии США в отставке Дэйв Гроссман (Dave Grossman), автор книги «Психологическая цена обучения убийству на войне и общество» (On Killing: The Psychological Cost of Learning to Kill in War and Society), доказывает, что главной задачей военной подготовки всех армий мира было снятие с человека психологического запрета на убийство себе подобных.
Социолог Хэнк Ховелинг (Henk Houweling) считает, что воинственность в обществе распространяется по образу и подобию эпидемий инфекционных заболеваний. Воинственный настрой, присущий узкой группе людей, при определенных условиях заражает окружающих и, в конечном итоге, приводит к началу военных действий. Логические, моральные, политические, религиозные принципы в этом процессе играют подчиненную роль. Поводом для начала войны может быть самое малозначимое событие, которое в иной обстановке не повлекло бы за собой столь серьезных последствий. Ховелинг пишет: «вероятно, главная причина войны – сама война». Война неизбежно милитаризирует общество. Те, кто не участвуют в боевых действиях, перестают чувствовать себя в безопасности и часто, в свою очередь, заражаются «возбудителем войны». Подобные «эпидемии» были свойственны абсолютно всем типам обществ.
Человеческая история показала, что все цивилизации, при всех имевшихся различиях, развивались по схожему сценарию: рано или поздно возникала группа людей, которая постоянно готовилась к ведению войны (например, японские самураи и европейские рыцари), и вторая группа людей, которая обеспечивала первую группу. Американский историк Виктор Хэнсен (Viktor Hansen) считает, что часто тактика ведения войны была обусловлена типами общества. К примеру, свободные граждане древнегреческих городов создали пехотный строй фалангу – который демонстрировал их равенство. Рыцари и самураи старались сражаться один на один, проявляя таким образом свою независимость и самодостаточность. Европейские армии XVII века комплектовались наемниками – к этому времени возникли буржуазия и мощная бюрократия, которые могли собирать деньги, для того, чтобы содержать эти армии.
«Гонка вооружений» – понятие, впервые появившееся в эпоху холодной войны между СССР и США, была также присуща всем цивилизациям. Попытки одного государства увеличить армию или флот немедленно вызывали аналогичные действия стран-соседей. Также были бесполезны попытки прекратить войны с помощью некоей «последней войны». Именно такой логики придерживались великие завоеватели Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан и другие. Не удавалось предотвратить войны с помощью разработки суперсовременного оружия. К примеру, Пакистан начал свою программу разработки ядерного оружия, желая сэкономить на военных расходах. Пакистанские стратеги считали, что наличие у их страны оружия массового уничтожения заставит традиционного врага – Индию – пойти на уступки и уменьшит риск войны. В результате, ядерным оружием обзавелись обе страны, их военные бюджеты возросли многократно, а риск начала кровопролитной войны лишь вырос.
Ранее опубликовано: Главной причиной войны является война. Washington ProFile, 2003.
Дата публикации: 17 января 2004 года Электронная версия: © НиТ. Текущие публикации, 1997
6. IQ: горе от ума
Идея, что человеческий разум можно измерить, появилась в 19 веке. Долгое время существовала идея, что на земле есть небольшое количество слабоумных, столько же гениев, а интеллектуальный уровень остального человечества был примерно одинаковым. Последнее утверждение относилось только к европейцам – африканцы и другие «дикари» автоматически считались менее развитыми. Достижения «среднего» человека считались результатом трудолюбия, желания и, часто, религиозности.
Технологическая революция XVIII...XIX веков заставила учёных задуматься о более «научных» теориях интеллекта. Появление генетики, и особенно публикация эволюционной теории Дарвина в 1859 году, побудило исследователей приглядеться к физическим и генетическим факторам, как определяющим степень интеллекта.
Именно из этого направления возникла наука, которая оказалась одним из самых больших заблуждений XIX века – френология. Идея, что человеческие характеристики, в том числе интеллект, можно буквально «измерить», оценивая размер и форму головы, некоторое время была очень популярной. Позднее, в результате многочисленных экспериментов, постулаты френологии были полностью опровергнуты. Однако, это теория внесла вклад в изучение интеллекта – френологи считали, что разные части мозга выполняют разные функции. Английский учёный Франсис Голтон (Francis Gaulton) был одним из самых известных сторонников френологии и считал, что только генетика влияла на интеллект. Так как обучение не влияло на разумность человека, Голтон предлагал начать в Британской Империи евгеническую программу, чтобы с помощью селекции вывести более высококачественного человека. Позднее идеи Голтона были приняты на вооружение нацистами.
Один из учеников Голтона, Джеймс Котелл (James Cattell), решил использовать более систематические способы измерения интеллекта в начале XX-го века. Именно он опубликовал первые «интеллектуальные экзамены», как он их называл, которые использовали объективные критерии. Его тесты потеряли популярность после того, как было доказано, что результаты «интеллектуальных экзаменов» не имеют никакого отношения к реальным способностям человека.
В тоже время во Франции, государство поручило психологу Альфреду Бине (Alfred Binet) разработать тесты для определения умственных способностей детей, с целью разделения «нормальных» и «отсталых» детей. Бине разработал тест, который остается популярным до сих пор, под названием «Ай-Кью Тест» (IQ test, IQ – intelligence quotient – коэффициент интеллекта). Тест отличался тем, что он показывал не абсолютный уровень интеллекта, а сравнительный уровень ума ребёнка в сравнении с другими детьми его возраста. Чем старше ребёнок, тем в меньшей степени возраст может повлиять на оценку. Например, средняя оценка была 100 – если пятилетний малыш показывал уровень интеллекта, эквивалентный уровню, присущему шестилетнему ребенку, он получал 120 баллов. Но десятилетний ребёнок, который показывал уровень интеллекта 11-летнего, получал только 110 баллов. Результаты теста разделены на несколько групп. Оценка выше 140...150 баллов означает, что тест прошел гений, 110...140 баллов свидетельствуют о высоком уровне интеллекта, 90...110 – среднем уровне. 75 баллов и ниже говорят о неразвитых умственных способностях.
Тест быстро пересек национальные границы и стал популярным в США. В 1916 году, заключенный, который был приговорён к смертной казни, продемонстрировал такой низкий уровень IQ, что суд его отправил в санаторий, заявив что детский ум преступника не позволял ему различать плохое и хорошее. В 1917 году вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для классификаций солдат. Подобный экзамен прошли более 2 млн человек. Вскоре IQ-тесты взяли на вооружение университеты и частные компании, которые стали применять их для проверки абитуриентов и потенциальных сотрудников.
В 1960-е и 1970-е годы репутация IQ-тестов сильно пострадала. Сперва их авторы были обвинены в том, что вопросы были составлены таким образом, чтобы давать преимущество белым и богатым людям. Позднее эксперименты показали, что существуют разные виды интеллекта и что невозможно объективно измерить такое субъективное понятие как человеческий разум. Кроме того выяснилось, что результат теста можно значительно улучшить с помощью простых тренировок – то есть, результат испытания не отражает реального положения дел. Поэтому учебные заведения и частные фирмы перестали пользоваться этими тестами. Главной причиной этого стали судебные иски, подданные обиженными испытуемыми, считавшими, что результат теста не отражает их реальные способности. Впрочем, стандартизированные вопросники не исчезли, а IQ-тест остаётся популярным – хотя и неформальным – способом измерения интеллекта.
Ранее опубликовано: IQ: горе от ума. Washington ProFile, 2003.
Дата публикации: 27 декабря 2003 года Электронная версия: © НиТ. Текущие публикации, 1997
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.007 с.) |