Аватара - воплощения господа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аватара - воплощения господа



Перечисляется десять полных воплощений (пурнаватар) Вишну в материальном мире, описываемых в Пуранах и других Писаниях:

1. Матсья (в образе Рыбы). 2. Курма (Черепаха). 3. Вараха (Вепрь). 4. Нарасинха (Человеколев). 5. Вамана (Карлик). 6. Парашурама (Рама с топором). 7. Рама. 8. Кришна. 9. Буддха.10.Калки.

Последнее полное воплощение, Калки должен явиться в конце идущей сейчас Кали-юги, или "черного", "железного века", чтобы покарать зло и восстановить справедливость. Тогда, как говорят Писания, в конце "железного века", наступит полное смешение каст, среди людей возобладают негодяи. Под видом религии станет проповедоваться безверие. Варвары - правители будут эксплуатировать народ. Тогда явится последний аватар Вишну, Калки, на белом коне, в красных одеждах, в доспехах и с оружием в руках. Он будет вершить высший суд. Однако, согласно Писаниям, это произойдет еще через много тысячелетий.

Кроме пурнаватар (полных воплощений), Вишну и другие боги (аспекты Всевышнего) являются также во многих временных воплощениях (калаватара). Одним из воплощений признают Господа Чайтанью (15-й век н.э.) Он известен как Гауранга, так как Радха и Кришна соединились в Нем в одном теле. Существует и рад других - известных и малоизвестных аватар.

О некоторых из воплощений Шивы уже было сказано при описании тантрических направлений. В действительности, в материальный мир приходит достаточное количество воплощений Шивы и Шакти, однако, лишь немногие могут распознать Их[117].

Последователи Шри Рамакришны признают этого великого учителя, проповедавшего единство всех религиозных путей, воплощением Бхагавана (Господа).

Иисус Христос признается многими последователями индуизма как воплощение Всевышнего. В Бхавишья-Пуране содержится непосредственное описание Сына Божия (Ишапутра) и Его великой миссии. Сын Божий является царю страны шака (Сев. Индия, Кашмир) в белых одеждах и рассказывает ему о Своем предназначении: Он должен быть рожден от Девы (Кумари) в стране млеччхов[118] и проповедовать там Высший Закон для спасения людей[119].

Шри Рамакришна, достигший непосредственного общения со Всевышним в Его различных аспектах, говорил: "Один и тот же аватар (воплощение), окунувшись в океан жизни, является в одном месте под именем Кришна и, погрузившись вновь, является в другом месте под именем Христос".

Таким образом, можно видеть, что как Господь имеет множество Личных аспектов и форм, также Он имеет и достаточно воплощений, которые нисходят в этот мир на протяжении веков и тысячелетий, рождаясь в разных странах, и выполняют высшую миссию, волю Бога, даруя людям различные ключи к дверям вечного освобождения.

Однако, в то же время, как говорит глава общества "Панчама-веда" А.П. Ольшевский, необходимо избегать двух крайностей: 1) признание слишком многих личностей аватарами[120] (по наивности) и 2) не признание истинных аватаров таковыми (по незнанию).

От себя добавлю, что "аватара-мания" сильно распространена в разных странах. Люди зачастую объявляют воплощениями Господа личностей, которые не достигли самореализации[121], не говоря уже о том, чтобы быть посланными в этот мир как аватары.

Некоторые из этих людей религиозные наставники, другие - просто маги или факиры, третьи - лжеучителя, миссия которых, на самом деле, отнюдь не в том, чтобы вести людей к освобождению.

Шри Рамакришна достаточно много говорил об аватарах и о том, чем они отличаются от сиддха, (т.е. людей, достигших совершенства и освобождения, завершающих таким образом свое земное существование). Он говорил: "На дереве Сат-чит-ананда (вечное разумное блаженство) пребывают неисчислимые Рамы, Кришны, Христосы и т.д., один или два из Них время от времени приходят в этот мир и производят в нем могущественные перемены и духовные революции".

"Аватара или спаситель - это посланник Бога. Он действует как наместник могущественного монарха. Когда возникают какие-либо беспокойства в отдаленной провинции, царь посылает своего наместника подавить эти беспорядки. Подобным же образом, когда бы ни происходило падение религии в какой-либо части света. Господь посылает туда Своего аватара".

"Как большой мощный пароход быстро движется по водам, таща за собой на буксире баржи и плоты, так, когда спаситель (аватара) нисходит, он легко переносит тысячи через океан майи (иллюзии)".

"Локомотив достигает места назначения сам, а также тащит за собой длинный состав, нагруженный вагонами. Подобным образом действует спаситель. Они приносят к стопам Всемогущего множество людей, тяжело нагруженных заботами и печалями этого мира".

"В некоторые сезоны воду можно добыть только из глубин колодцев и с громадным трудом, но когда местность наводнена в сезон дождей, вода добывается легко повсюду. Так обычно Бог достижим с громадными страданиями, через молитвы и наказания, но когда нисходит (поток воплощения), Господа можно видеть везде и повсюду".

"Какого уровня достигает сиддха? (Совершенный человек и хорошо приготовленная еда - и то другое называется сиддха. Здесь - игра слов.) Как картофель и бринджаль, и т.д., будучи хорошо проварены (сиддха), становятся мягкими и нежными, так и когда человек достигает совершенства (сиддха), он становится самим смирением и нежностью".

"Пять видов сиддха можно встретить в этом мире:

1). Свапна Сиддха - это те, кто достигает совершенства через вдохновение во сне.

2). Мантра Сиддха - те, кто достигает совершенства с помощью какой-либо священной мантры.

3). Хатхат Сиддха - достигающие совершенства внезапно, как какой-нибудь бедный человек может моментально стать богатым, найдя спрятанные сокровища, или женившись и попав в богатую семью, так и многие грешники очищаются полностью моментально и вступают в Небесное Царство.

4). Крипа Сиддха - те, кто достигает совершенства через великую милость Всемогущего, как какой-нибудь бедный человек становится очень богатым добротой царя.

5). Нитья Сиддха - те, кто совершенны всегда. Как тыква сначала приносит сильный плод, а затем уже - свой цветок, так вечно совершенный (нитья-сиддха) рождается как сиддха, и все кажущиеся усилия и трудности происходящие в его последующий жизни, существуют лишь для того, чтобы показать пример человечеству".

"Сиддха-пуруша (совершенный человек) подобен археологу, который разгребает слой пыли и обнаруживает ручей, который на протяжении веков был закрыт зарослями. По-иному действует аватара. Он, как великий инженер, открывает новый ручей в месте, где раньше не было воды. Великие люди (сиддха) могут даровать освобождение только тем, в ком кроются воды благости и добра, но аватара спасает даже того, чье сердце, казалось бы лишено всякой любви и сухо как пустыня." Никто не знает величие той жертвы, которую совершает Высший Господь, когда Он становится воплощенным или облекается в плоть".

"Спасители относятся к Брахману (Абсолютному Богу) как волны к океану".

Единство в многообразии

Следует понимать, что все Личные формы Бога - это различные аспекты и формы Одного и того же Существа, именуемого Высший Абсолют, Ишвара и т.д. Поэтому между Его аспектами, формами и именами в действительности не существует никаких противоречий.

В Рудракши-Хридайя-Упанишаде говорится: "Кто повторяет: Шри Рудра, Рудра, Рудра, тот освобождается от всех грехов этим воспеванием (имени) Господа"[122]. В той же Упанишаде поясняется: "Рудра - это Вишну, а Ума - Лакшми, Им я поклоняюсь"[123].

Также и в Падма-Пуране утверждается: "Тот, кто есть Вишну - также есть и Рудра, в этом нет сомнения"[124].

Выражением единства Вишну и Шивы является традиционное изображение формы Харихара, одна половина тела которого образует Вишну, а другая - Махэшвара. О необходимости признания в равной степени Высшими обоих говорит Сканда-Махапурана: "Хари пребывает в Вишну-Канчи, Шива пребывает в Шива-Канчи[125]. Те поклоняющиеся, которые не различают между этими Двумя - достигают спасения очень легко; однако другие, которые различают между Ними, возвышая Одного и считая ниже Другого, попадают в плохое положение"[126]. Так и в Шактисангама-Тантре утверждается: "Тот, кто пребывает в форме Вишну, - это Шамбху[127], тот, кто пребывает в форме Шамбху, - это Хари[128]".[129]

Гуру и ученик

Посвящение от гуру является необходимым для совершения тантрической практики. Без контакта с истинным духовным учителем никакая настоящая тантрическая практика невозможна. Об этом говорится во многих Тантрах. Тантры единодушно уделяют первостепенное значение роли гуру в жизни ученика. Как путешествие сквозь заросли джунглей в одиночку и без всякой помощи, длительное и тяжелое, полное всевозможных опасностей, становится невыносимым, так и совершение духовной практики без помощи учителя не приносит желаемого результата. Путешествие становится легким с помощью опытного проводника, хорошо знающего маршрут и помогающего путнику преодолевать все препятствия и избежать опасности пути. Также и на духовном пути гуру является проводником, который прекрасно знает все изгибы, опасности и этапы этого пути и готов помочь ученику успешно преодолеть все препятствия и этапы и, в конце концов, помочь ему выбраться из джунглей заблуждений и страдания и стать таким же свободным, как и он сам.

Тантры утверждают, что как гуру, так и ученик (шишья), должны обладать определенными качествами. Выбор гуру очень важен. Человек, неспособный отличить истинного духовного учителя от ложного, подобен больному, который пытается найти целебную траву, излечивающую от его болезни, однако не может отличить ее от других и путает ее с какой-либо другой травой, от употребления которой болезнь не излечивается. Так и многие люди, будучи не в состоянии различить истинного учителя от псевдо-учителя, обращаются за помощью к "учителям", которые сами не достигли глубин реализации, однако, выдают себя за святых или просветленных, дают посвящения и поучают. Чтобы помочь человеку в выборе настоящего духовного учителя, Тантры описывают ряд качеств, которыми должен или не должен обладать гуру. Так перечисляется ряд признаков, по которым можно определить, что человек не может быть гуру. К этим признакам относятся серьезные заболевания, такие как заражение крови, проказа, болезни глаз, бесплодие; врожденные аномалии - такие как лишние конечности или их недостаток, карликовое телосложение и т.п., а также - даже такой внешний признак, как плохие ногти или зубы. Среди неприемлемых качеств характера или образа поведения перечисляются: мошенничество или склонность к обману, жадность, болтливость, унылое или несчастное состояние, не совершение предписанных практик, зло или порочность, пребывание под каблуком у собственной жены, азартные игры; учителем также не должен быть тот, о ком говорят как о недостойном другие садхаки (подвижники), или тот, который плохо говорит о своем учителе.

Приведенные здесь признаки (на основании некоторых шакта-Тантр) не претендуют на создание полной картины, но дают некоторое представление относительно нежелательных качеств гуру, а главное, указывает на внимание, с которым следует относиться к выбору гуру и определению его компетентности.

Приводятся различные "расшифровки" самого слова гуру. Так, (согласно работе Тантрарнава, которую цитирует Кришнананда,) слог "га" обеспечивает сиддхи (успех), "у" означает Шамбху (Приносящий Благо, одно из имен Шивы), и "ра" - устраняет грех. Таким образом, гуру - это тот, кто есть сам Шива, и тот, кто разрушает греховность; он - наивысший. Согласно другому варианту, слог "га" означает знание и дарующего благо (или процветание), "у" означает состояние Шивы и "ра" - сжигает грех. Таким образом, гуру - это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы и устраняет грех. Другое предлагаемое значение слова гуру состоит в том, что "гу" означает тьму (невежество или иллюзии) и "ру" - разрушающего эту тьму. Поэтому гуру - это тот, кто рассеивает тьму (невежество, иллюзии).

Гуру должен быть спокойным, чистым как в поведении, так и внешне, иметь хорошую репутацию, быть медитативным, сведущим в Тантре, достигшим успеха (сиддхи) в мантра-медитации, приветливым и доброжелательным, способным руководить учеником и т.д. Такой гуру, по утверждению Тантр, должен быть уважаем больше, чем отец.

Ученик должен быть спокойным, вежливым, скромным, чистого поведения, склонным к медитации, благочестивым, хорошего характера, щедрым, набожным, самообузданным и т.д.

Те, кто ведет себя недостойным образом, глупые, непочтительные, греховные, жестокие, безнравственные, несчастные, подлые, ненавидящие мантры, говорящие дурное, ненавидящие святые места, лишенные уважения к гуру, имеющие нечистое сердце, ленивые, хвастливые, больные, раздражительные, ревнивые, говорящие грубо, владеющие нечестно добытым богатством, имеющие связь с женой другого, враждебные по отношению к мудрым, педантичные, амбициозные, грубые, сильно привязанные к объектам чувств, злые, жадные и т.д. - не достойны посвящения в тантрическую практику.

Отличительной особенностью тантрического взгляда является то, что женщина не только признается способной стать гуру, но, согласно пикта-традиции, именно посвящение, принимаемое от гуру-женщины (одхэпика) обладает огромной силой и считается наилучшим.

Согласно тантрической традиции, если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он совершает тем самым тяжкий грех и будет вынужден расплачиваться за этот проступок в течение длительного времени. Однако, если ученик (шишья) убедился в некомпетентности учителя, или же в его нечистоте и т.п. - ему следует оставить такого "учителя" и искать другого.

Гуру бывают двух основных видов: дикша-гуру и шикша-гуру.

Дикша-гуру - это тот учитель, который дает ученику посвящение, передавая ему в этот момент духовную энергию, необходимую для совершения садханы (практики).

Шикша-гуру - это учитель, который поучает и наставляет ученика, в соответствии с Писаниями. Один и тот же гуру может стать для ученика и дикша и шикша-гуру, посвятив ученика и затем наставляя его на протяжении всего духовного пути. Однако бывает и так, что человек принимает посвящение от одного учителя, но затем получает наставления от другого учителя или нескольких гуру, каждый из которых наставляет его в определенный период духовного пути. Таким образом, утверждение о том, что человек должен иметь только одного гуру следует понимать в том смысле, что человек не должен иметь двух или более гуру в одно и то же время, но может получать наставления и духовную помощь лишь от одного.

Однако это не исключает возможности наличия разных гуру на разных этапах садханы (практики). Поэтому говорится, что как пчела в поисках меда, перелетает от одного цветка к другому, так и ученик (шишья) должен идти от одного учителя к другому в поисках знания.

Тантрические посвящения

Существуют тантрические посвящения различных видов, даваемые учителями при различных обстоятельствах и условиях на разных этапах садханы (практики). Дикша (или посвящение) ставит человека на путь к спасению, или продвигает его на этом пути, устраняя внутренние загрязнения или нечистые субстанции (мала). Тантрическое посвящение обязательно должно быть индивидуальным. Учитель видит ученика "насквозь", он знает к какому типу людей (или бхава) принадлежит последний и какая именно практика ему необходима[130]. Во время индивидуального посвящения (дикша), гуру прежде всего "переносит" энергию Высшего Гуру (Парамагуру) в свое собственное тело и затем, направляет поток этой энергии в тело ученика. Таким образом, на гуру следует смотреть как на воплотившегося Шиву или Наивысшего Бога (Парабрахман).

Согласно некоторым Тантрам, например, Прапанчасара-Тантре (гл. V), дикша так названа потому, что приводит сознание и тело в божественное состояние (дивья-бхава) и разрушает (кшинуйат) все грехи (дуритани). (Как далее утверждается в той же Тантре, - гуру, божество (дэвата) и мантра - должны быть постигнуты как одно (айкйам).

Следует отметить, что человек может совершать тантрические обряды или практику только после посвящения, полученного от гуру тантрической традиции, но не от обычного гуру или жреца (пурохита). Тантрические обряды или практика, совершаемые без посвящения тантрического гуру или с помощью обычного жреца (пурохита), не приносят желаемых результатов. Обычно отец или брат также не могут быть гуру. Муж не может быть гуру своей собственной жены до тех пор, пока он не стал сиддха-мантра, т.е. не достиг совершенства в мантра-йоге. Однако, как уже говорилось, посвящение, даваемое женщиной-гуру, в традиции Шакта, признается особенно эффективным. В восемь раз более могущественным считается посвящение, полученное от собственной матери. По другим источникам, получив во время посвящения мантру от собственной матери, сын может обрести восемь хорошо известных сиддх (совершенств)[131].

Маханирвана-Тантра утверждает, что для последователей школ Шакта-Шайва, Вайшнава, Саура и Ганапата предпочтительны гуру своих школ; однако, Каула[132] - наилучший гуру для всех.

Во время дикши гуру и ученик находятся во взаимоконтакте наедине. Самым распространенным видом этого ритуала является инициация, во время которой гуру даст ученику индивидуальную мантру. Такой ритуал посвящения известен как мантра-дикша.

Гуру, у которого хотят принять инициацию, выбирает благоприятный день и время для этого ритуала. В некоторых случаях гороскоп будущего ученика сверяется с гороскопом гуру для того, чтобы точно определить когда мантра должна быть передана. Гуру также определяет ишта-дэвата, избранное божество или аспект Божественного, который соответствует индивидуальности ученика. Таким образом, концентрируясь на это избранное Божество, садхака (практикующий) будет жить в ритме с этим Божеством и достигать единства с Ним.

Гуру обычно садится лицом на восток, ученик садится в позу лотос (падмасана) рядом с ним. Для того чтобы очистить процесс инициации и сделать его эффективным, гуру сначала повторяет свою основную мантру и призывает свое собственное избранное Божество (ишта-дэвата). Затем, он три раза шепчет дикша-мантру в правое ухо ученика. Мантра должна держаться в тайне и не должна разглашаться ни при каких обстоятельствах. Считается, что даже написанная мантра теряет свое воздействие. После того как дана мантра, главная часть мантра-дикша заканчивается.

Согласно некоторым Тантрам, дикша (посвящение) бывает трех основных видов: шамбхави, шактейи и мантри. В шамбхави - очищается сознание ученика. В шакти (или шактейи) - пробуждается духовная энергия. В мантри - пробуждается сила мантры и богов.

С помощью посвящений (дикша) устраняются нечистые субстанции, действующие на ученика. Их перечисляется три основных вида:

1. Анава - из этой субстанции возникает ограниченность индивидуальной души (джива), вследствие которой человек, будучи по своей природе Абсолютом (Шива), воспринимает себя как ограниченную индивидуальность, которая связана оковами материальной энергии. До тех пор, пока не устранена эта субстанция, постижение Шакти как Высшей Энергии, тождественной с Шивой невозможно.

2. Буддхигата - посредством устранения этой субстанции достигается истинное знание.

3. Майийя - эта субстанция является причиной ложного эго или самости (аханкара). До тех пор, пока она не устранена, невозможно достичь спасения.

Согласно другим источникам, дикша может быть трех следующих видов: анави, шакти, и шамбхави. Говорится, что анави включает в себя мантры, арчану (поклонение), асаны (сидячие позы), ньясы (приложение руки к различным частям тела, сопровождаемое соответствующими мантрами), дхьяну (медитацию) и упачары (различные предметы, предлагаемые Божеству).

Дикша также подразделяется на 10 подвидов:

1. Смарти - при этом виде посвящения, ученик помнит гуру, живя в чужой стране и таким образом освобождается от греха.

2. Манаси - ученик ментально созерцает гуру, сидящим перед собой и таким образом его сознание очищается.

3. Йауги - гуру входит в тело ученика, как это изложено в Йога-Шастре, и соединяет его душу со своим собственным тонким телом.

4. Чакшуши - состоит в особенном созерцании, поднятии чувства сострадания ко всему живому и реализации состояния "Я есть Шива".

5. Спаршики - гуру, ощущая себя как Высшего Шиву, дотрагивается до головы ученика с определенной мантрой, совершая при этом Шивахаста.

6. Вачики - в таком посвящении гуру, рассматривая свой собственный рот как тождественный со ртом ученика, с любовью вкладывает в уста ученика божественную мантру, вместе с янтрой (символическим изображением Божества) и ньясой (см. выше), и т.д.

7. Мантри или мантрики - см. выше.

8. Хаутри - во время этого посвящения возжигается огонь, который горит затем на протяжении обряда в кунда (специальное углубление для совершения огненного обряда хома) или на стхандила (жертвенное место или жертвенный сосуд).

9. Шастри - это посвящение включает в себя передачу шастрического знания (знания, содержащегося в Писаниях) подходящему ученику, занятому в служении гуру.

10. Абхишечика - в этом виде посвящения производится поклонение Шиве и Его супруге как пребывающим в кувшине, водой из которого затем гуру окропляет ученика. Человек, получивший такое посвящение, называется абхишикта.

Согласно другому делению, дикша бывает двух видов:

1. Вахирдикша - такое "внешнее посвящение" состоит из пуджи, хомы и других внешних обрядов. С помощью этого посвящения пробуждается саттвика (светлое, чистое) состояние.

2. Антардикша - это "внутреннее посвящение", которое помогает пробудить энергию Кундалини.

Существует особый вид дикши, который описывается в Маханирвана-Тантре (Улласа). Этот вид посвящения называется брахма-дикша и считается, согласно Маханирване, наивысшей формой инициации. Последователь любой из школ - Шакта, Шайва, Вайшнава, Саура или Ганапатья - может получить эту инициацию. Принадлежность к той или иной касте также не играет роли - человек любой касты может получить это посвящение. Обычные ограничения, налагаемые в связи с дикшей - отбрасываются в брахма-дикше. Так, отец может инициировать сына, брат - брата, дядя - своего племянника, муж - жену, дед - внука. Разрешается даже, вопреки обычной практике, давать свою собственную (индивидуальную) мантру ученику. Короче говоря, никакие указания и запреты Шастр (Писаний) не относятся к этому виду дикши. Во время брахма-дикши, гуру посвящает ученика (шишья) в медитацию на Брахмана, Высшую Сущность. Подобным образом ученик получает от гуру брахма-гайятри, то есть мантру определенного вида, посвященную Брахману (Абсолюту).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.046 с.)