Римские юристы о праве и законе. Классификация права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римские юристы о праве и законе. Классификация права.



Римские юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они зани мались практической деятельностью по разрешению пра вовых споров по трем направлениям:
отвечали на юридические вопросы частных лиц;
сообщали нужные формулы и помогали при заключе нии сделок;
сообщали формулы дня ведения дела в суде.Римские юристы пользовались огромным уважением вобществе, что гарантировало им в республиканский период выборные должности, в императорский — придворные должности.Практическая деятельность римских юристов обуслови ла необходимость толкования права,источниками которого были:обычное право;законы 12 таблиц;законодательство народных собраний;эдикты магистратов;сенатусконсульты;конституции императоров.Любое толкование предполагает наличие общей культу ры. Ее основой стала греческая философия, глубоко про никнутая этической проблематикой. Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости или могли изме нить старую норму с учетом новых представлений о спра ведливом праве. Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «нас называют жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возве щаем понятие доброго и справедливого, отделяем справед ливое от несправедливого,... стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой»Содержание правовых взглядов. Общее понятие права. Исходя из этического содержания права римские юристы определяли право посредством понятия справедливости. Цельс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi).
Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название OTjustitia (правда, справедливость)...». Павел: «право означает то, что всегда является справед ливым, каково естественное право».
Классификация права. Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть общественным, а может быть частным.Ульпиан, в частности, различал: право публичное (jus publicum), которое «относится к положению Римского государства»;право частное (jus privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц».Частное право Ульпиан разделил на три вида: естественное право;право народов;цивильное право. Естественное право (jus naturale) — общее для всех жи вых существ право, присущее не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «Мы видим, что и животные даже дикие обладают опытом в этом праве».Согласно естественному праву все рождаются свобод ными, заключаются браки, воспитываются дети. Право народов (jus gentium) — право, сложившееся на космополитической основе. Это право, которым пользуют ся народы, оно является общим только для людей, а не для животных. Согласно этому праву ведутся войны; море при знается общим для всех; обеспечивается неприкосновен ность послов; люди делятся на свободных и рабов. Цивильное право (jus civile) — естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан: «Цивильное право не отделяется всеце ло от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть ци вильное. Таким образом, наше право является или писа ным или неписаным, как у греков; из законов одни записа ны, другие не написаны». Цивильное право — это для римских граждан право ча стной собственности и семейное право. Заслуги римских юристов трудно переоценить.
Римские юристы предложили новую классификацию права, разделив его на публичное и частное.

11. Идеи о государстве и праве раннего Христианства, их эволюция. Превращение христианства в официальную религию В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей.

Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых, и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).

В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого".

В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду. Эти новые требования звучат в таких положениях, как: "Каждый получает свою награду по своему труду"; "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному "закону свободы", характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали (в общем контексте устремлений, идей и ценностей своей новой религии) основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – воздаяние равным за равное.

Появление и утверждение христианства как мировой религии свободы и равенства людей стало важным фактором обновления мира и оказало существенное влияние на все последующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новой религии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастам раннего христианства.

Уже во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуя покорность властям и осуждая сопротивление насилию.

Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей, отклонявшихся от "истинного" вероучения. Приверженцы этих сект и ересей во II в. (в частности, "монтанисты" в Малой Азии, "агонистики" в Северной Африке) выступали за скорейшую реализацию идеалов раннего христианства, за уничтожение рабства, частной собственности и неравенства людей.

В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. Правда, во II–III вв. сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией. Видным выразителем официальной христианской доктрины и политической идеологии христианства в это время был Аврелий Августин.

 

12. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный. Самым значительным христианским богословом античности был Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Начав жизнь легкомысленно и беспутно, Августин под влиянием трагических обстоятельств обратился к философии, а затем стал христианином. Последние 35 лет своей жизни он провел на должности епископа североафриканского города Гиппона. Августину принадлежит множество богословских трудов, самый значительный из которых называется «О граде Божием».

Исходным понятием теологии Августина является первородный грех – грех прародителей человечества Адама и Евы. Все социальные институты – это последствия первородного греха. Согласно Августину, история человечества есть история борьбы 2 враждебных и непримиримых царств-градов: града земного и града небесного, Божьего. Под «градами» Августин понимал не политические образования, а духовные общности, вперемешку распределенные среди людей. Различие между 2 «градами» заключены в духовном состоянии разных людей: одних, живущих согласно принципам морали (и, с его возникновением, - христианства), других – действующих исходя из собственных корыстных побуждений, преследующих низменные цели удовлетворения своих материальных потребностей. Греховный град земной Августин связывал с государством; град Божий – с христианской церковью.

Гиппонский епископ резко противопоставлял государство и церковь. Государство по своей сути греховно; оно основано на человеческом эгоизме. Это область непрерывной борьбы между людьми, конфликтов и войн. В отличие от государства церковь в своей власти опирается непосредственно на Бога. Поэтому ее авторитет должен стоять выше власти светских правителей. В целом, по мнению Августина, в мире существует разделение полномочий между светской и церковными властями. Человек несвободен; божественная благодать предопределяет вехи жизненного пути каждого. Поэтому светские правители должны прислушиваться к правителям церкв

 

13. Учение о государстве и праве Ф. Аквинского. Классификация законов и права Фома из Аквино (1225 – 1274 гг.) – выдающийся средневековый западноевропейский богослов, стремился рационально обосновать христианскую доктрину, прежде всего, опираясь на наследие Аристотеля. Основное сочинение называется «Сумма теологии». Политическое учение изложено в трактате «О правлении государей». После смерти Фома был причислен к лику святых; его философское наследие – томизм и неотомизм – до сих пор является направляющим в католической церкви.

Фома выделял 4 вида права: вечное, божественное, естественное, человеческое. На вершине системы находится «вечный закон» - божественное провидение, управляющее миром. Человеческому сознанию «вечный закон» не доступен. Божественный закон – та часть «вечного закона», которая открывается людям через откровение в Священном Писании. Естественное право рассматривалось как отражение «вечного закона» человеческим разумом. К нему относятся нормы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческое (позитивное) право, действующее в обществе, создается самими людьми. Оно представляет собой выражение требований естественного права, подкрепленное принуждением. Содержание человеческого права подвержено изменениям, его нормы в разных странах не совпадают. Общие нормы человеческого права образуют «право народов». Специфические являются «правом граждан» отдельного государства.

Аквинский считал, что по природе своей человек является политическим существом. Для раскрытия своих способностей он стремится к объединению с другими людьми; конечным результатом такого объединения является государство. Государство есть часть божественного миропорядка. Фома различал 3 элемента государственной власти: сущность, происхождение и использование. Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения, установленный Богом. Происхождение представляет собой форму государственного устройства. Фома признавал естественным подчинение властям, ибо подчинение – «добродетель подданных». Его государственным идеалом была монархия. Это наиболее естественная форма правления, что доказывается историческими примерами. Устройство монархии сходно с устройством мира: подобно тому, как в мире правит один Бог, во главе государства должен быть один монарх. Существует 2 разновидности монархии – абсолютная и политическая. Во втором случае власть монарха ограничена крупными светскими и духовными феодалами. Использование власти Фома связывал с личностью, руководящей государством. Если правитель не соблюдает естественные законы, он является тираном. Фома одобрял восстание против тиранов, заставляющих совершать поступки, противоречащие вере, т.е. естественному праву.

 

14. Учение о государстве и праве Марсилия Падуанского. Концепция народного права.

Марсилий из Падуи (ок. 1275 – ок. 1343 гг.) – итальянский монах, философ и политик. Он отстаивал интересы светской власти германского императора против притязаний католической церкви. Одному из императоров он посвятил сочинение «Защитник мира». В нем Марсилий резко критиковал теократические теории. По его мнению, неверное представление о соотношении между церковью и государством – это основная причина смут и возмущений. Церковь необходимо лишить светской власти. Светский государь может быть выше церкви, так как папство, это не более чем исполнительная церковная должность, установленная обществом.

Марсилий Падуанский различал 2 вида права: божественное и человеческое. Божественный закон определяет отношение человека к будущей загробной жизни, указывает пути достижения человеком вечного блаженства. Цель человеческого закона – справедливость и общее благо. Этот закон утверждается государством и обеспечивается силой. Конечным источником человеческого права является народ. Разграничению 2 видов права соответствует разграничение целей и сфер деятельности церкви и государства. К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; поэтому церковь не должна вмешиваться в земные дела. Марсилий выступал за подчинение церкви светским властям.

Падуанский отстаивал идеал сформировавшегося бюргерства (средних городских слоев) – сильную центральную власть. Он был сторонником выборной монархии, где монарха избирает весь народ. Основой всякой власти является народное согласие. Государство преследует исключительно человеческие цели и потому должно ориентироваться на практические интересы людей. Поэтому в государстве царит верховенство закона, а народ является законодателем. Он имеет право свержения правительства, не соблюдающего законы. Марсилий признавал естественным социальное неравенство людей; он делил народ на 2 сословия – высшее (военные, священники, чиновники) и низшее (земледельцы, ремесленники и торговцы). Во главе государства должно стоять высшее сословие, поскольку лишь оно способно служить общему благу. Представители низшего сословия могут заботиться лишь о частных интересах.

 

15. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) – литератор, дипломат и государственный деятель Флорентийской республики. Его самое знаменитое политическое сочинение - трактат «Государь». Оно представляет собой руководство правителю по завоеванию и удержанию политической власти. Макиавелли свой трактат для сильной личности – политика, способного объединить Италию, которая в то время была разобщена на много мелких государств. Для достижения этой цели требовался человек, которого бы не остановили моральные и религиозные принципы. Такая личность предстает в сочинении как идеал правителя. Содержание книги «Государь» вошло в арсенал мировой политической мысли как «макиавеллизм».

В «Государе» власть предстает как явление внеморального порядка. Понятия морали и религии, с одной стороны, и политики, с другой, сами по себе противоположны и несочетаемы. Поэтому тот, кто хочет остаться нравственным человеком, должен отказаться от политической деятельности. Главная цель власти – удержание самой власти, для достижения этого позволительны любые средства. Государь волен поступать как ему угодно тогда, когда дело касается его политических интересов. Это значит, что критерий политической практики, оправдывающий все, Макиавелли видел в эффективности. Смысл политических отношений своего времени флорентийский секретарь определял как постоянную борьбу народа и аристократии. Поэтому единоличный правитель должен опираться на народ, ему требуется установить с ним тесные связи. Фактически государь выступает как опекун народа, в котором последний чувствует необходимость. Поэтому неприятные поручения правителю следует перекладывать на других, дыба не навлечь на себя ненависть. Поскольку люди по своей природе злы и эгоистичны, они способны заботиться лишь о своих материальных интересах. Всем остальным в государстве должна заведовать верховная власть, опирающаяся на две силы – войско и законы. Правительство выступает в качестве монополиста публично-правовых прерогатив. Единоличный правитель концентрирует в своих руках все нити управления, ему подчиняется аппарат чиновников, он один имеет право издавать законы. В управлении государством он следует лишь собственной воле и никому не подчиняется. Макиавелли писал, что государей, которые действуют силой и хитростью, можно уподобить львам и лисицам.

Другое сочинение Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», показывает его с иной стороны. Он высказывает себя сторонником республиканской формы государства, поскольку один человек редко сочетает в себе все качества, необходимые политику. Картина, нарисованная в «Государе», применима к чрезвычайным обстоятельствам, в которых необходимо действовать жестко и беспринципно. Но следствием установления единовластного правления должно быть восстановление идеальной формы государства – республики. Таким образом, «Государь», скорее, теоретическое сочинение, а не практическое руководство для правителя.

Макиавелли одним из первых применил термин «государство» для определения политически организованного общества. Он рассматривал его как определенное соотношение между правительством и подданными, опирающееся на любовь и страх последних. Государство возникло тогда, когда люди избрали себе в руководители самого сильного из них и стали ему повиноваться. Впоследствии для регулирования совместной жизни появились законы и правосудие. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. В соответствии с этим две основные функции власти – это военная и полицейско-охранительная, т.е. соответственно защита от внешних врагов и охрана внутреннего порядка.

 

16. Учение Ж. Бодена о государстве. Теория государственного суверенитета.

Жан Боден (1530-1596 гг.) – французский правовед и политический деятель. В произведении «Шесть книг о государстве» он обосновал теорию государственного суверенитета. Государство Боден определил как «правильную систему управления многими семьями и тем, что для них общее, при высшей власти». То есть государство, прежде всего, аппарат управления. Оно действует на основе справедливости и права для поддержания внутреннего мира, стабильности, защиты от внешних врагов. Три признака государства - суверенитет, наличие права, гарантия собственности. Суверенитет Боден понимал как «абсолютную, не связанную никакими законами и постоянную власть над гражданами и подданными». Носитель суверенитета является источником законов и не может быть ограничен никакими условиями и обязательствами. Выше него – только Бог и естественные законы. Власть носителя суверенитета непроизводна – она никем ему не передана и не ограничена во времени. Суверен осуществляет свои полномочия с помощью законов. Кроме того, к его ведению относится объявление войны и заключение мира, назначение на должности, право помилования, чеканка монеты, установление системы мер и весов, взимание налогов. Поскольку частная собственность лежит в основе цивилизации, государство не должно вмешиваться в то, что с ней связано. Вопросы веры, семьи и собственности находятся за пределами власти носителя суверенитета.

Возникновение государства имеет два варианта: путем постепенного расширения общества из семьи; путем единовременной сознательной договоренности людей. Большинство государств были основаны путем насилия, тирании. Однако любое государство неминуемо приходит в упадок, срок его существования ограничен. При лучшей организации власти государство просуществует дольше и будет более стабильным. Основой правильно организованного государства Боден называл защиту частной собственности. Важно также не допустить раскол общества по религиозному признаку. Кроме того, в правильно организованном государстве суверенная власть принадлежит одному человеку. В зависимости от того, в чьих руках сосредоточивается суверенитет, выделяют 3 формы государства – демократию, аристократию и монархию. Смешанную форму правления Боден отвергал, поскольку суверенитет является неделимым. Симпатии Бодена были на стороне наследственной монархии, способной обеспечить мир и порядок в условиях гражданских войн Франции того времени. Республиканское устройство и демократию он критиковал. Монархия лучше всего отвечает идее суверенитета, а исторические примеры подтверждают ее устойчивость. Однако хороши не все монархии, а лишь законные, т.е. те, в которых не только подданные подчиняются законам государства (позитивному праву), но и сам монарх соблюдает законы естественные и божественные.

 

17. Политико-правовые идеи Реформации (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин).

Реформация – общественное движение, охватившее Западную Европу в 16 в. Она заключалась в раннебуржуазном протесте против «дорогой» католической церкви – привилегий духовенства, роскоши религиозного культа. Единственным источником веры деятели Реформации провозглашали Священное Писание – Библию; таким образом, пересматривались взаимоотношения между церковью и обществом, церковью и государством.

Человеком, с деятельности которого началось реформационное движение, был Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Это германский монах, который в 1517 г. опубликовал знаменитые «95 тезисов», осуждавшие жадность духовенства и притязания римских пап. Сочинения Лютера, посвященные вопросам государственности права, - «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти». Основу учения Лютера (лютеранство) составляет принцип оправдания одной лишь верой: спасение человека зависит не от добрых дел или молитв священников, а лишь от одной человеческой веры. В таком случае все люди оказываются равными перед Богом, надобность в посредниках – какими было католическое духовенство – отпадает. На основе тезиса об оправдании верой Лютер построил и свою концепцию государства. Правление, согласно ей, должно осуществляться с помощью светской власти, которая является независимой от духовной. В ее функции входит управление самыми разными отраслями жизни; лишь область веры находится вне сферы государства. В своей власти государство руководствуется этическими принципами и нормами естественного права. Через последние власть освящена божественным авторитетом; непослушание властям Лютер рассматривал как тяжкий грех.

Главой Реформации во Франции был Жан Ковэн, чья фамилия обычно передается в латинизированной форме - Кальвин (1509-1564 гг.). Главный его труд – «Наставления в христианской вере». Кальвин является автором доктрины божественного предопределения. Согласно ей, Бог изначально предопределил разных людей к спасению души или к ее осуждению. Никакие человеческие усилия не могут изменить судьбы, назначенной Богом. Свободы воли, таким образом, не существует. Поскольку человек не способен узнать свое предназначение и может об этом лишь догадываться, он обязан воздерживаться от дурных поступков и вести себя так, чтобы быть достойным оказаться среди спасенных. Человек должен посвящать себя делу, работе; кальвинизм высоко ставит сочетание умеренной жизни с трудолюбием и предприимчивостью. Фактически деловой успех считался свидетельством богоизбранности человека. В конце жизни Кальвин обосновался в Женеве, где стал фактически руководителем этого города-государства. Реализация его идей на практике привела к установлению в Женеве жесткого режима, при котором частная и общественная жизнь строго регламентировалась, всякое инакомыслие преследовалось. По мнению Кальвина, государство в любой форме имеет божественное происхождение. Протест против власти направлен, таким образом, против Бога; единственное исключение реформатор делал для того случая, когда действия самой власти противоречат Библии. Тогда подданные могли оказать власти сопротивление, но не непосредственно (через восстание), а через своих представителей.

 

18. Политико-правовые идеи раннего социализма: Т.Мор и Т. Кампанелла.

Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI–XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества. К проблематике государства, права, власти мыслители-социалисты обращаются в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления.

Наиболее видными писателями социалистического направления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478–1535) и Томмазо Кампанелла (1568–1639). Т. Mop – автор по-своему эпохального произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация – 1623 г.).

Т. Мор утверждает в "Утопии", что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. Больше того: "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел". Выход у человечества один – "совершенное уничтожение частной собственности".

Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью и обманом богачи подчиняют себе бедный люд, обездоливают его. Делается это и с помощью законов, предписаний власти, которые навязываются народу от имени государства.

В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор рисует воображаемую страну (Утопию), которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. В Утопии нет частной собственности. Земля там – собственность общественная. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Семейно-ремесленная организация составляет производственную структуру утопийского общества. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Т. Кампанелла в "Городе Солнца" выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и "заведующие" каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.

 

19. Учение о государстве и праве Г. Гроция. Идеи в области международного права.

Голландия была первой буржуазной республикой, и это нашло отражение в политической мысли того времени, разрабатывавшей идеи естественного права и общественного договора. Среди родоначальников естественно-правовой доктрины выделяется голландский юрист и дипломат Гуго де Гроот (Гроций) (1583-1645 гг). Его основной труд – трактат «О праве войны и мира». Хотя он был посвящен проблемам международного права, для их решения автор был вынужден дать ответы на более общие вопросы происхождения государства и права.

Гроций выделял две основные разновидности права: естественное и человеческое (волеустановленное). Первое имеет естественное происхождение и вытекает из стремления людей к общению и объединению. Воля людей к осуществлению на практике естественного права порождает право человеческое. В отличие от неизменного естественного права право человеческое подвержено изменениям, зависящим от воли законодателей. Поскольку его происхождение связано с взаимным соглашением людей, оно отражает их интересы, практические потребности. Однако нормы человеческого права должны соответствовать праву естественному. Специфика человеческого права в том, что оно предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно. Эту функцию исполняет государство, которое Гроций определял как «совершенный союз свободных людей, заключенных ради соблюдения права и общей пользы».

Согласно ему, государство – это продукт сознательной деятельности людей, оно возникло как следствие общественного договора. До учреждения государства человечество находилось в естественном состоянии; оно не знало частной собственности. По мере развития ремесел стали возрастать потребности людей и появилось стремление к завладению собственностью. Для того чтобы удалить возникшие таким образом конфликты, люди по своей воле заключили общественный договор, т.е. объединились в государство. Во имя обеспечения общей безопасности, ради реализации права государство может воздействовать на подданных силой; оно обладает суверенитетом. Подданные же не имеют права сопротивляться любой законной власти. Лишь в исключительном случае народ имеет право изменить образ правления – т.е. фактически изменить условия общественного договора. Функции государства: законотворчество, непосредственное управление, правосудие. Все они связаны с публичной сферой, с общими интересами; в частные дела государство вмешиваться не может.

Гуго Гроций считается отцом науки международного права. Он отрицал то, что в основе международных отношений лежит сила. На самом деле там действует «право народов», общее для всех людей, результат их договоренности. Они ведутся там, «где отсутствует или прекращается действие судебной власти». Гроций противопоставлял справедливые и несправедливые войны. Сама по себе война является естественным способом защиты законных интересов. Она не запрещается ни естественным, ни человеческим правом. Однако это относится лишь к справедливой, т.е. оборонительной войне. Соответственно, Гроций оправдывал «частные войны» внутри государства, если преследуют защиту законных интересов.

 

20. Теоретическое обоснование демократии. Право и государство в концепции Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) – видный голландский философ. Политико-правовая проблематика нашла отражение в его трудах «Богословско-политический трактат», «Этика», «Политический трактат». Исходным в учении Спинозы о государстве и праве является понятие естественного права – правил природы. Естественные законы – это необходимость, в пределах которой существует и действует природа. Итак, естественное право запрещает то, чего никто не желает и никто не может. Оно действует в естественном состоянии, где каждый имеет столько прав, сколько имеет силы. В этом состоянии всем правит человеческий эгоизм; противоречия между людьми решаются с помощью насилия. Эгоизм вообще соответствует человеческой природе; поэтому, считал Спиноза, осуществление на практике утопий наподобие проекта Мора несбыточно.

Для прекращения постоянной борьбы всех против всех люди заключают общественный договор и таким образом переходят к гражданскому состоянию. Спиноза писал, что они соединяют свои естественные права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». Так люди переходят от жизни по велению своих страстей к жизни по требованиям разума. Государство Спиноза рассматривал как продукт самоограничения людей. С его образованием создается общее для всех право, обеспеченное совокупной мощью всех граждан. Получается, что в гражданском обществе мощь каждого отдельного индивида возрастает. Свобода теперь заключается в подчинении общему для всех закону; этот закон имеет абсолютную силу для всех. Однако, государственная власть не распространяется на неотчуждаемые естественные права, к которым относятся свобода мысли, суждения, вероисповедания.

Законы, действующие в государстве, будут соответствовать интересам всех граждан, если будут приняты на их всеобщем собрании, считал Спиноза. Только тогда будет гарантирована разумность законодательства. Поэтому лучшей формой государственного устройства голландский мыслитель признавал демократическую республику, при которой наилучшим образом обеспечиваются мир и безопасность граждан. Для реальных условий своего времени он предложил проект, согласно которому управление находится в руках аристократического совета. Монархическое устройство Спиноза осуждал как ограничивающее человеческую свободу.

 

21. Теория естественного права Т. Гоббса. Абсолютная власть государства.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский мыслитель, автор книги «Левиафан», посвященный вопросу о происхождении и функционировании государства (ее первый вариант назывался «О гражданине»). Философия Гоббса исходит из того постулата, что человек – то часть природы, он подчиняется ее законам. Поэтому естественное состояние английский мыслитель характеризовал как «войну против всех»: каждый действует по велению собственных страстей, стремясь к их максимальному удовлетворению. Индивидом движут влечения и отвращения, а понятия добра и зла относительны, субъективны. Гоббс давал следующее определение естественному праву, которое действовало, когда человечество находилось в естественном состоянии: «свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы». Однако, кроме естественного права, действуют естественные законы (всего Гоббс называл их 19). К основным относятся следующие: 1) следует искать мира и поддерживать его; 2) взаимный отказ от прав ради мира и самозащиты; 3) обязательность соблюдения соглашений. Эти три закона природы создают возможность перейти из естественного состояния в государственное (гражданское общество). Их совокупность формирует мораль.

Государство предполагает отказ людей от своих естественных прав и передачу их суверену – происходит «перенесение права». В свою очередь, возникновение государства Гоббс связывал с общественным договором, который означает такой отказ. В силу этого власть является легитимной, абсолютной, принуждающей и ответственной. Исходя из этого Гоббс понимает верховную власть так: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Носителем власти (суверенитета) выступает государство, которое Гоббс сравнивал с мифическим чудовищем Левиафаном, охраняющим мир и спокойствие людей. Цель государства – обеспечение мира и безопасности в обществе. Это достигается сосредоточением в руках суверена всей полноты власти. Для это он использует силу и законы. Гражданские законы, действующие в государстве, представляют собой веления суверена; саму же власть никакие законы не ограничивают. Она может нести только моральную ответственность перед Богом. Поскольку, вступив в государственное состояние, люди отказались от своих естественных прав, им остались только обязанности перед сувереном. Получается, что и в государственном состоянии существует равенство – равенство всех подданных перед законом. Свобода в данном случае заключается в свободе поступков, не запрещенных законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.037 с.)