Теория и практика правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика правового государства



Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой взаимоотношения общества и государства строятся на основе права; гос. власть осуществляется на основе принципа разделения властей, при котором обеспечивается верховенство закона и гарантируются права и свободы личности.

Признаки: верховенство закона, гаранитруются права и свободы личности, разделение властей.

В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.
Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке. Основной закон правового государства — Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель обще­ства, которой должно соответствовать все текущее законодательство.

 

42.Современное государство в условиях проблем глобализации. Термин «глобализация» происходит от французского слова «global» – «всеобщий». Этим термином обозначается объективный процесс формирования, функционирования и развития принципиально новой всемирной системы отношений между странами и народами на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. В центре внимания - угрозы глобального порядка, в числе которых - экологические катастрофы, терроризм, наркомания, эпидемии и т.д. Новообразования связаны с заявлением неотъемлемого права граждан участвовать на самоуправленческих началах в фактическом принятии решений. Общественные преобразования, в ряде случаев, создают угрозу для сложившейся самобытности в социальной и культурной областях. При этом очевидным становится распространение насилия, которое возможно будет доминировать внутри государства или общества, приобретать транснациональный характер. Одним из главных препятствий на пути решения глобальных проблем остается низкий уровень политического сознания и соответствующей культуры широких слоев населения, доминирование национализма. Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним,

 

 

43.Гносеологические проблемы философии права. Гносеология – учение о познании. Пр. гносеология – изучает теоретические проблемы познания права как специфического социального объекта. Задача - изучение предпосылок и условий достоверного познания права, в достижении истинного знания о праве и правовых явлениях. Значение в плане пр. гносеологии имеет проблема соотношения права и закона, два противоположных типа правопонимания (юридический и легистский) включают в себя и две принципиально различные концепции правовой гносеологии. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.

сенсуализм (от латинского слова "sensus" - ощущение, чувства), Скептицизм (от греческого слова "σκεπτικοσ", скептикос — недоверчивый). Построение и развитие научного знания на теоретическом уровне осуществляется в таких формах, как проблема, гипотеза и теория.

Необходимым условием успешного научного исследования является умение правильно поставить проблему. Агностицизм отрицает принципиальную возможность познания объективного мира. Приведите аргументы Д.Юма и И.Канта в пользу агностицизма. Когнитивный оптимизм утверждает принципиальную возможность познания объективной реальности. Кто придерживается данной позиции в гносеологии.

 

44.Возможности познания правовой реальности. Теоретическое познание в современной философии чаще называют эпистемологией – учением о научном познании, что позволяет говорить и о философско-правовой эпистемологии, предметом которой является процесс научного познания правовой реальности. В основе научного познания любой реальности лежит определённая методология, а потому и выделение правовой эпистемологии условно. Однако, учитывая социальную значимость познания правовой реальности, особую ответственность правотворческой и правоприменительной систем за судьбы людей и отдельного человека, такое выделение мы считаем допустимым. Для познания правовой реальности в целом, и для правотворчества в особенности, основополагающее значение имеют принципы объективности и конкретности истины, взаимосвязь абсолютной и относительной истин, соответствие содержания понятий, суждений и умозаключений содержанию самой правовой реальности.
Важную роль в познании правовой реальности играет диалектическая и формальная логика.
Формальная логика исследует постоянные, устойчивые связи и явления, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

 

 

45.Основные познавательные категории философии права. Мы мыслим в форме понятий, суждений, умозаключений. Исходный материал мышления составляют понятия,в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас.Понятие и понимание - однокоренные слова, и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависят от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Развитие науки и философии сопровождалось формированием понятий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили название категорий. Категория (греч. Kategoria - определение, суждение) - предельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений. Таким образом, понятия естественного языка постоянно дополняются категориями науки и философии.Частнонаучные категории используются в отдельных областях научного знания, выступают как результат обобщения знаний о локальной и специфичной областях познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса», «ускорение» и другие. В биологии - «вид», «наследственность», «мутация», «организм» и другие.

Философские категории - предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия. В системе философских категорий условно можно выделить три важнейшие группы. Первая и важнейшая группа категорий - всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в отечественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики). Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и определенным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, пространство, время, движение и др. Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики.

 

46. Философско-правовая эпистемология\

Позволяет говорить и о философско-правовой эпистемологии, предме­том которой является процесс научного познания правовой реальности. В основе научного познания любой реальности лежит определенная методология, а потому и выделение правовой эпистемологии условно. Однако, учитывая социальную значимость познания правовой реаль­ности, особую ответственность правотворческой и правопримени­тельной систем за судьбы людей и отдельного человека, такое выделе­ние мы считаем допустимым.

Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине. Его значимость вытекает не только из познавательного инте­реса, который, скажем, проявлял Понтий Пилат, допрашивая Иисуса Христа, но прежде всего из практических потребностей установления истины для совершения правосудия.

Не повторяя общепринятые положения теории истины, отметим лишь, что для познания правовой реальности в целом, и для право­творчества в особенности, основополагающее значение имеют прин­ципы объективности и конкретности истины, взаимосвязь абсолют­ной и относительной истин, соответствие содержания понятий, суждений и умозаключений содержанию самой правовой реальности, верифицируемости и фальсифицируемости правовых концепций.

Однако вернемся к специфике объекта познания (правовой реаль­ности), которая обусловливает специфику и самого процесса позна­ния. Главными особенностями познания правовой реальности, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, тесное переплетение познания с оценкой, гносеологии с аксиологией. И это не случайно, ибо правовая реальность существу­ет как бытие права, свободы, равенства, справедливости, блага, кото­рые вне оценки теряют свой смысл. Кроме того, познание в юридиче­ской сфере и есть правовая оценка, т.е. результат доказательства правосудности или неправосудности действия, определение значения обстоятельств в совершенном правонарушении.

Во-вторых, правовая реальность познается сквозь призму соотно­шения сущего и должного. Такой ракурс рассмотрения обусловлен тем, что их соответствие, согласованность свидетельствуют о наличии или отсутствии самого права. Скажем, декларирование в сталинской Конституции СССР гуманистического и справедливого должного во­все не означало их наличие в реальности. Поэтому для научного по­знания правовой реальности важен учет соотношения конкретно-эм­пирического сущего с поставленными целями, с тем идеалом, который провозглашается в норме закона. Без знания степени их со­гласованности и возникающих между нормой и поступком противо-

речий невозможно осуществлять управление правовыми процессами, регулировать необходимое превращение должного в сушее.

В-третьих, для теоретического познания, прежде всего в право­творчестве, особое значение имеют точность формулировок, одно­значность толкования правовых явлений, что достигается не методом «проб и ошибок», а твердой опорой на законы логики.

В-четвертых, при познании правовых явлений в сфере правопри­менения часто приходится иметь дело со стремлением сокрыть правду, затруднить поиск истины. Понятно, что преодоление этих препятст­вий требует методологической и эпистемологической вооруженности специалиста.

 

 

Герменевтика и право

Для естествознания познать окружающий мир, значит описать его таким, каков он есть, установить на основе собранных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объясняющий возникновение, существование и развитие конкретного явления.

Для социального познания, исследующего человеческие отношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяснить можно всё, но не всё можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика – теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.

Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшифровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпретации и получило наименование герменевтики.

Зачаточные элементы герменевтики – толкование снов, гадание, шаманские предсказания и т.п. существовали ещё в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании» он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, высказываний о будущем и т.д.

В Средние века герменевтическая методология широко использовалась для интерпретации Священного Писания. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги.

Как самостоятельное философское учение герменевтика возникла в начале XIX в. Её родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768–1834) и Фридрих Шлегель (1772–1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, своё самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо либо быть гением, либо знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания.

У истоков герменевтики стоял ещё один немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833–1911), рассматривавший её как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический приём такого познания – «вчувствование». Скажем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом. Именно Дильтей разделил два метода: объяснения – используемого в естественных науках, и понимания – применяемого в социальной сфере, требующего вчувствования, сопереживания, духовного единения с говорившим или писавшим.

Эдмунд Гуссерль (1859–1938) не ограничивал герменевтику толкованием духовной жизни индивида. Её методологические возможности, утверждал он, могут быть использованы и для интерпретации всего жизненного мира человека.

Большое внимание проблемам герменевтики уделял немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889–1976). В работе «О сущности истины» он обратил внимание на то, что неаутентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого же языка. Другой важный вклад в герменевтику – теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлекается в то, о чём мыслит, «преднаходит» себя в том месте и в то время, о котором читает или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное понимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят.

Названные проблемы, сформулированные родоначальниками герменевтики, получили своё развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических исследований заключается в выявлении различия между объяснением в естествознании и пониманием в человеко-знании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчёркивается, что понимание – это постижение не объективной истины, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать противоположный смысл.

Виднейшие представители современной герменевтики – немецкий философ Ханс Георг Гадамер (род. 1900 г.) и французский философ Поль Рикёр (род. 1913 г.).

Х.Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятельность по осмыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмыслении текстов, подчёркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался в работе «Истина и метод» он утверждает, что у человека ещё до понимания возникает предпонимание, а истина постигается не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер строит следующим образом: первый смысл текста – проекция (ожидание) – исправление – понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического развития событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими».

П. Рикёр – наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественников, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в единстве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, с другой – эта традиция уже современна. Поэтому, полагает Рикёр, следует обратиться к «третьему» времени – времени самого смысла.

Герменевтика тесно связана с правом. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстаёт как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, чёткой и лаконичной формулировки закона. Толкование права означает выявление его объективного содержания и учёт его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учёт формального характера права и динамики реальных общественных отношений в конкретно-историческое время.

Юридические законы могут нести в себе определённые черты субъективизма, что и влечёт за собой их неоднозначное восприятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять законы и кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона – это не только акт познания, но и интеллектуально-волевая деятельность, представляющая собой важное связующее звено между текстом закона и его реализацией.

Выделяют различные подходы к толкованию права: грамматический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов логики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой норме) и др.

Герменевтика в этом отношении представляет собой специальную науку, исследующую методологию и практику толкования, интерпретации. Она интегрирует все знания об интерпретации – юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политичес-кие и др. Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику, не могут обойтись без герменевтических знаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.026 с.)