Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика аксиологических проблем философии права
Среди аксиологических проблем естественного права выделяются те, решение которых определяет ответ на вопрос, какие ценности должно отражать позитивное право. В качестве первостепенной здесь рассматривается проблема абсолютных общезначимых ценностей. Сторонникам естественноправовой аксиологии не удалось обоснование достаточно развернутого абсолютного ценностного критерия нрава, и под натиском ценностного релятивизма эта аксиология демонстрирует тенденцию к сужению в содержательном аспекте. Так, использование в 50-е годы «материальной ценностной этики» в качестве системы абсолютных ценностей не получило распространения. Прежде всего отрицались притязания этой системы на абсолютность в ее содержании. Ценности в рассматриваемой аксиологической системе находятся в отношениях иерархии в зависимости от их «уровня». Духовные ценности выше материальных, а среди духовных — нравственные и религиозные выше логических и эстетических. Внутри класса нравственных ценностей «высота» ценностей возрастает в следующем порядке: правомерность, правдивость, любовь к ближнему, слепая вера, любовь к врагу, дарующая добродетель.
Отрицая абсолютность этих ценностей, Э. Шпрангер, например, видел в них «всего лишь схему современного западноевропейского ценностного сознания, находящегося под сильным влиянием христианства». С точки зрения марксизма значение этих ценностей как таковых, не отрицается. Но содержание буржуазного права в аксиотическом аспекте определяется конкретным классовым интересом. II если он требует, чтобы верх взяла «дарующая добродетель», то она восторжествует над «правдивостью». Но если потребуется, то «правомерные» соображения экономической выгоды отодвинут на задний план всякую «любовь к ближнему», не говоря уже о «любви к врагу». Буржуазные идеологи критиковали абсолютную ценностную систему с точки зрения ее несоответствия реальному ценностному сознанию западного общества, но главным образом — с позиции релятивизма. Поэтому в 60-е годы предпринимались попытки соединения юснатуралистского правопонимания с релятивистской аксиологией, изображавшиеся как «третье» направление аксиологии права, преодолевающее ценностный «абсолютизм» и традиционно понимаемый релятивизм.
«Основной догмой» философско-правового релятивизма считается тезис о недоказуемости ценностных суждений о праве. Оценки не признаются «суждениями» в научном смысле. Поэтому допускаются противоречия между оценочными суждениями, отрицается научно-познавательный характер оценочного подхода к праву, доказуемость конечного критерия в оценках. Последовательное применение релятивизма несовместимо с юснатуралистским типом правопонимания. Для преодоления этого противоречия отрицается последовательный релятивизм либо признается относительно объективный порядок ценностей при одновременном преуменьшении его значения для права. Например, Г.Хенкель подчеркивает, что допущение равной возможности противоположных оценок неприменимо в сфере права, ибо оправдывает узаконенный произвол. В то же время он указывает на многократно совпадающие оценки социальных явлений: субъективно возникающие в результате типичных переживаний оценки образуют совокупность надындивидуальных ценностей, действительных в определенных исторических условиях. Такая интерпретация оценочных суждений именуется «объективным ценностным релятивизмом», с позиций которого совокупность объективированных ценностей — это один из «реальных факторов права», составляющих «природу вещей». Однако для закона необязательна рецепция социального порядка ценностей, поскольку право есть «автономное» явление. С позиций «умеренного релятивизма» X. Риффель доказывает, что последовательный релятивизм ведет к завуалированной апологизации ценностей, закрепленных в законе, что присуще правовому позитивизму. Однако абсолютное ценностное содержание естественного права противоречит реально существующему ценностному плюрализму. Последний противостоит любому конечному истолкованию естественного права. Следовательно, если в сфере права необходимо преодоление ценностного плюрализма, то не с позиции абсолютных правовых ценностей, которые реально невозможны, а с позиции «умеренного ценностного релятивизма». А именно требования естественного права здесь и сегодня следует рассматривать как относительную ценностную позицию, от которой позитивное право может в определенной мере отклоняться. Вместе с тем естественное право, фиксируемое как относительное в своем аксиотическом аспекте, должно стремиться к абсолютным ценностям, несмотря на то что они недостижимы, ибо лишь стремление к абсолюту одно имеет смысл в «этом преходящем мире».
По существу, такие рассуждения не снимают вопроса об общезначимых ценностях в классовом, или «плюралистическом», обществе. Так, утверждают, что в обществе с «плюралистической структурой» различным социальным группам соответствуют свои социальные порядки ценностей, но в качестве элемента природы вещей могут рассматриваться лишь общие для них ценности. Аналогично и X. Риффель доказывает, что, несмотря на противоположность оценок правовых явлений в обществе с «ценностным плюрализмом», всегда найдется возможность консенсуса: относительное естественное право — это критерий оценки правовых явлений, предполагающий толерантное к себе отношение с любой позиции. Идеологическая подоплека этих рассуждений заключается в следующем: противоположность классовых оценок политико-правовых явлений изображается как принципиально неантагонистическая: социальные конфликты как следствие «ценностного плюрализма» — это якобы лишь отклонение от естественноправовых основ функционирования «плюралистического общества». Конечно, конкретная правовая система классово-антагонистического буржуазного общества неизбежно закрепляет минимум общечеловеческих ценностей и несет в себе определенное ценностное выражение конкретно-исторических результатов классовой борьбы. Но ее аксиотическое содержание определяется не каким-либо классовым компромиссом, а ценностями господствующего класса — «святостью» и «незыблемостью» частной собственности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместо признания этого факта буржуазные идеологи предпочитают рассуждать о возможности отклонения закона и «групповых порядков ценностей» от естественноправовой «платформы» примирения ценностно-идеологических позиций: естественное право «сплачивает людей и отвлекает от того, что их разъединяет». В качестве общечеловеческой объявляется ценность внешних формальных свойств буржуазного права (закона). Так, Л.Л.Фуллер называет принципами «внутренней моральности права», пли требованиями естественного права к правовой системе, наличие норм вместо практики решений ad hoc, общеизвестность и понятность норм, относительную стабильность нормативной системы, ее ориентированность на применение в будущем, логическую непротиворечивость, недопустимость объективно невыполнимых норм, соответствие правовой системы практике человеческого сосуществования. Фактически здесь речь идет о формальнологических условиях действительности права. Лишь последнее требование затрагивает содержание правовой системы, но довольно абстрактно. В одном из комментариев принципов «внутренней моральности права» указывается, что, хотя Фуллер и не связал эти принципы с содержательными ценностными критериями, тем не менее политическая практика свидетельствует, что порочные цели достигались проще при нарушениях такого рода принципов и, следовательно, их соблюдение — условие достижения блага. Однако такая постановка вопроса о ценности права не имеет ничего общего с юснатуралистским типом правопонимания, ибо последний предполагает оценку права в законе с содержательной, а не формальной стороны.
Можно констатировать, что единственным неоспоримым содержательным критерием в естественноправовой аксиологии остается принцип человеческого достоинства. По мнению Дж. М.Финниса, уже практический разум достаточен для осознания индивидом того, что свободное и социально ответственное соблюдение юридических норм есть условие общего и личного блага; по это же предполагает, что для истинного законодательства индивид представляет ценность как личность, обладающая качествами человеческого достоинства и позитивной ответственности. Абсолютность принципа человеческого достоинства считается очевидной с точки зрения негативных последствий его нарушения. Например, такие распространенные в фашистской Германии явления, как расистское законодательство, попрание прав личности, чудовищная практика физического и духовного надругательства над личностью в легальных формах и т. п., считаются невозможными в условиях западной демократии, но присущими тем режимам, в которых принцип человеческого достоинства попирается в своей основе. Правда, нередко раздаются призывы к усилению критической направленности естественноправового мышления ввиду того, что принцип человеческого достоинства часто лишь предполагается воплощенным в западной действительности. В контексте этого прин ципа реальным единством естественного и позитивного права признаются только права человека как конституционные права и свободы. Принцип человеческого достоинства трактуется как материальный ценностный критерий соблюдения естественных прав человека в законодательстве. Так, согласно Р.Марчичу, естественное право запрещает унижение человеческого достоинства, которое неотъемлемо; предписывает, чтобы порядок общения институционально защищал человека как субъекта, предоставляя право на законный суд, правоспособность, дееспособность и т. д.; предписывает обеспечение каждого члена сообщества необходимыми духовными и материальными средствами существования; предписывает такой порядок сообщества, который гарантирует каждому члену сообщества активное участие: выборы, плебисциты, инициативы и т. д.
Как удачно заметил ученый из ГДР Г.Кленнер, каталог прав человека «делает столь же свободным, как поваренная кнпга сытым». Нам представляется безосновательным утверждение о реализованности естественных прав человека в правовых системах буржуазных стран, причем речь не идет о различии между формально-юридической свободой и фактической возможностью ее реализации представителями антагонистических классов. Приведенная здесь трактовка материального критерия естественных прав в законодательстве есть скорее программное требование, чем отражение реальности. Это можно продемонстрировать на примере конституционной практики ФРГ. Во-первых, что касается «институциональной защиты человека как субъекта», то существует практика ограничения политических и личных прав. Здесь мы не будем говорить о праве на законный суд, ибо именем законного суда может твориться беззаконие по сфабрикованным обвинениям, но формальное требование законности будет удовлетворено. «Принцип ограничения прав и свобод граждан по политическим мотивам, — пишет II.А.Ледях, — с первых дней существования ФРГ был официально провозглашен в качестве конституционно-правового постулата». Согласно ст. 18 Основного закона ФРГ, граждане лишаются основных прав (свобода печати, преподавания, собраний, тайна переписки, собственность и т. д.), если они используют их для борьбы против основ «свободного демократического строя». Эти ограничения используются против прогрессивных общественно-политических движений. Во-вторых, что касается социально-экономических прав, то в соответствии с § 2 Общей части Социального кодекса ФРГ они не признаются естественными, трактуются как производные от законодательства, реализуемые в зависимости от экономических возможностей и государственных социальных программ. В-третьих, что касается политического участия, то, например, плебисциты и другие институты непосредственной демократии признавались Федеральным конституционным судом ФРГ антиконституционными. Наконец, что касается неприкосновенности человеческого достоинства, то, как известно, даже в самых развитых капиталистических странах существует проблема бездомных и не имеющих средств для пропитания, т. е. людей, которые ущемлены в своем достоинстве вследствие антигуманности общественной системы. Оценивая требования естественноправовой аксиологии, содержательные трактовки принципа человеческого достоинства, отрицающие легитимированность «тоталитарных» и «авторитарных» политических режимов, следует иметь в виду их исходную позицию, связанную с буржуазным умеренно-консервативным ценностным сознанием и не имеющую ничего общего с требованиями преобразования общества на началах социальной справедливости, ликвидации частной собственности.
Право и абсолютные ценности Ценность - восприятие какого-либо предмета, как значимого для субъекта. Поведение человека в праве, да и вообще, может быть рассмотрено как демонстрация признаваемых человеком ценностей.1)Материальные2)Духовные 3)Абсолютные4)Относительные 5)Личные 6)Сверхличные (базовые, общесоциальные) 7)Положительные. Критерием ценности права является саморазвивающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития: человека и общества. Характеристика права как ценности ставит вопрос.6 месте этой ценности в классификаций ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношений человека к миру. В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, то есть является духовной ценностью, наряду с такими, как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренческие ценности. Правовые Ценности в. рамках духовных ценностей являются относительно, самостоятельными. Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые, ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). К высшим ценностям относят такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина и т.д. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность.
Государство как ценность. теория государства и права оперирует категорией «ценность» в трех существенно различающихся, хотя и взаимосвязанных, смыслах: 1. универсальные (применимые во всех областях общественной жизни) ценности мировоззренческого и этического характера; 2. государство и право как ценности; 3. более частные правовые ценности. (Морозова). Государство и право представляют собой наиболее важные общие правовые ценности. Они являются необходимыми формами организации общественной жизни, призванными обеспечить и в большинстве случаев обеспечивающие, хотя бы в минимальной мере, высшие универсальные ценности — справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них. государственного управления имплицитно базируется на представлении о том, что государство имеет положительную социальную значимость — ценность. Право как ценность Право является духовной ценностью. Оно удовлетворяет потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Его основной и специфической функцией является регулятивная функция. Сами правовые ценности составляют элемент системы социально-политического управления обществом. Правовые ценности обладают четко выраженным предписывающим характером. Они формально закреплены и охраняются государством и его органами. Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью -- имеют вероятностный характер. Это особенность, связанная с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов. В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей: § общественные целевые ценности и идеалы; § предметно-воплощенные ценности; § личностные (или экзистенциальные).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.017 с.) |