Раздел 1. Анатомическая терминология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Анатомическая терминология



Медицинский институт

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Латинский язык»

Часть 1

 

 

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

 

Группа ______________________________________________________________________

 

Курс ________________________________________________________________________

 

Специальность _______________________________________________________________

Учебно-методическое пособие для специальностей

Лечебное дело

Педиатрия

Стоматология

 

Тамбов, 2016

 

Рецензенты:

к.п.н., доцент Н.Н. Кондакова

к.ф.н., доцент Л.М. Ермакова

 

Автор-составитель:

Н.В.Каменская

 

 

  Р13 Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Латинский язык»: учебно-методическое пособие для специальности 31.05.01 – Лечебное дело, 31.05.02 – Педиатрия, 31.05.03 - Стоматология / авт.-сост. Н.В.Каменская; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Там. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». Тамбов, 2016. 53 с.   Учебно-методическое пособие представлено в виде рабочей тетради, являющейся удобным технологическим инструментом для лабораторных занятий и самостоятельной работы при изучении дисциплины «Латинский язык» Рабочая тетрадь содержит основы фонетики и грамматики латинского языка, задания для закрепления русской и латинской анатомической терминологии и проверки знаний по дисциплине в 1 семестре. Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология».  

 

 

© ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина», 2016

 


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Анатомическая терминология  
1. Краткая история латинского языка. Роль в формировании медицинской терминологии  
2. Особенности латинского произношения. Ударение. Техника чтения  
3. Имя существительное: категории, типы склонения. Существительные 1-го склонения  
4. Существительные 2-го склонения. Анатомические термины с несогласованным определением  
5. Имя прилагательное: категории, словарная форма, группы. Прилагательные 1-й группы. Структура анатомических терминов с согласованным определением  
6. Существительные 3-го склонения. Словарная форма, подтипы. Практическая основа  
7. Имя прилагательное: 2-ая группа. Согласование с существительными. Степени сравнения прилагательных. Субстантивация.  
  8. Существительные 4-гои 5-го склонения. Анатомические термины с двумя видами связи.  
9. Множественное число существительных и прилагательных. Nominativus pluralis.  
10. Множественное число существительных и прилагательных.Genetivus pluralis  
Вопросы и задания к зачету  
Литература  

 


Раздел 1. Анатомическая терминология

 

Тема №1. Краткая история латинского языка. Роль латыни в формировании медицинской терминологии

План ЛЗ.

1.Зарождение европейской медицины в Греции. Языковые источники медицинской терминологии.

2.Краткая история латинского языка

3.Роль латинского языка в формировании медицинской терминологии.

4.Медицинская терминология в России.

Латинский язык получил свое название от племени латинян, населявших в древности Лациум - одну из центральных областей Апеннинского полуострова и основавших в VII веке до н.э. на берегах реки Тибр город Рим (по-латински -Roma). Уже к концу III века до н.э. латинский язык господствовал на всей территории федерации под главенством Рима, а к началу I века н.э. стал языком общеиталийским. Римская республика, а впоследствии империя, осуществляя завоевательную политику в Европе и на севере Африки, создала огромную, пеструю по этническому составу страну, где латинский язык был официальным государственным языком. Выделяют 3 периода развития латинского языка: архаический(сVII по II век до н.э.), классический(I век до н.э), постклассический(I век н.э) и средневековый или поздний(соII- по V век н.э.) После покорения римлянами Греции во II веке до н.э. происходило взаимное влияние и обогащение культур и языков - греческого и латинского, характерным явлением в империи стал билингвизм - двуязычие.

В терминологии всех наук слова латино-греческого происхождения исчисляются многими тысячами. Богатая античная культура продолжает влиять на развитие культуры европейских и других народов. Европейская медицина как самостоятельная наука возникла в Греции. Основателем научной медицины был величайший врач древности Гиппократ Косский.

Вся система медицинских наименований (специальная терминология) была первоначально греческой. Врачи александрийской школы: Герофил(4 в. дон.э.) и Эрасистрат(4-3 вв. до. н.э. Римский ученый -энциклопедист Авл Корнелий Цельс, Клавдий Гален (131-201 гг н.э.),Орибасий (4 век н.э.).Медицинская терминология в России.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1.Происхождение латинского языка

2.Краткая история латинского языка

3.Зарождение европейской медицины в Греции

4.Медицинская терминология на латинском языке

5.Выдающиеся врачи античности

6.Медицинская терминология в России

7.Роль латинского и греческого языков в медицинской терминологии

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1.Ответьте на вопросы:

1. Краткая история латинского языка.

2. Языковые источники медицинской терминологии.

3. Роль латинского языка в формировании медицинской терминологии.

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2. Выберите правильный ответ:

1.Среди языков индоевропейской семьи латинский язык относится к:

(а) кельтской ветви

(б) италийской ветви

(в) германской ветви

(г)романской ветви

2. Классический период латинского языка:

(а) I век н.э.

(б) II век до н.э.

(в) I век до н.э.

(г) П век н.э.

3. Найдите выражениe принципа аллопатии:

(а) Aliis inserviendo consumor

(б) Similia similibus curantur

(в) Cura aegrotum,sed non morbum

(г)Contraria contraribus curantur

4. Клятва Гиппократа начинается словами:

(а) Medice, cura te ipsum!

(б) Facies Hippocratica

(в) Primum noli nocere

(г) Per Appolinem medicum

 

 

План ЛЗ

1. Латинский алфавит

2. Особенности латинского произношения. Гласные. Согласные. Дифтонги.

3. Долгота и краткость слога. Ударение.

4. Техника чтения.

Правила и техника чтения.

Латинский язык дошел до нас лишь в письменной форме, поэтому знакомство с ним целесообразно начинать с изучения алфавита. В 1 веке до н. э. латинский алфавит окончательно оформился, состоял из 23 букв, позднее в него были добавлены еще две(J и V). Буква J j (йот) отсутствовала в классическом латинском языке(ее роль выполняла буква I i) и появилась позже, следует помнить, что слова, в которых за начальным I i следует гласный звук, могут иметь написание, начинающееся с J j Буквы Vv также не было в классическом алфавите, в некоторых словах сохранилось чтение su как св: suavis [свавис ] - сладкий. Таким образом, в используемой в наше время латинице 25 букв.

Методические указания.

Необходимо выучить наизусть латинский алфавит в традиционном порядке, запоминая как названия букв, так и их произношение. Обратите внимание на отличия в произношении одинаковых по начертанию букв в русском, латинском и алфавитах новых европейских языков (например, а в латинском и английском, у в русском и латинском, s русском и немецком языках).

Гласные. В латинском языке классического периода было 12 гласных - 6 долгих и 6 кратких гласных- монофотонгов и 4 дифтонга: au, eu, ae, oe. В поздний период количество дифтонгов сократилось до двух; au {ау } eu {эу }, остальные два стали диграфами.

Методические указания. Примеры произношения одиночных гласных:

aorta [аорта]- аорта, cella [цэлл’a]- клетка, cito [цито]- быстро, corpus [корпус]- тело, cuprum [купрум]- медь, cystis [цистис]- пузырь.

Два гласных, произносимых в одном слоге, называются дифтонгом. В латинском языке их два: au [ ау] еu [эy]: aurum [áурум ] pneuma [пн׳эума ] –дыхание. Две гласные буквы, произносимые как один звук, называются диграфом, их также два: ae произносится как [ э]: diaeta [диэта] -образ жизни, oe читается как [ э]: amoeba [эмэба ]- амеба. В случаях, когда две гласные буквы не составляют диграфа и читаются раздельно, над второй буквой ставится знак разделения - трема: aër [аэр ] -воздух.

Примеры чтения дифтонгов и диграфов: au auris [аурис] - ухо, eu pleura [плэура]- плевра, ae aeger [эгэр] больной, oe oedema [эдэма] - отек, aër [аэр] - воздух, оë aloë [алоэ] - алоэ.

Произношение согласных и буквосочетаний.

Методические указания. Произношение согласных определяется четкими правилами. Одиночная буква H h читается как [г] фрикативное (украинское), в сочетании с другими буквами имеет другое произношение: ph -[ ф], ch - [ х], sch - [сх]. в большинстве случаев S s произносится как [с] - sulcus, между гласными или между гласными и сoнорами как звук [ з]: rosa [роза], chiasma [хиазма].

- Буква Сс произносится двояко: перед буквами e, i, y, дифтонгами и диграфами ae, oe. eu, - как звук ц: facies [фациэс] лицо, cоelia [цэлиа] - брюшная полость,cytus [ цитус] -клетка. Во всех остальных случаях буква читается как звук к cranium [краниум] -череп, cjrpus [корпус] – тело.

Буква H h произносится как [ г ] фрикативный - звук средний между г и х, как в украинском и белорусском языках: homo [гомо] - человек.

Буква К k в латинских словах встречается редко, в медицинской терминологии встречается: а) в словах греческого происхождения, в которых надо избежать изменения звука к в ц: keratoma [кератома] -рогoвой нарост; б) в словах арабского происхождения или взятых из других языков: kefir [кэфир] - кефир.

Буква L l произносится мягко, как звук средний между л и ль: lac [л׳ак] - молоко, animal [ анимал׳] - животное.

Буква Q q встречается только в сочетании с буквой u, за которой всегда следует гласная и произносится как [кв]: liquor [ликвор] - жидкость.

Буква S s между гласными, а также между гласным и сонорами произносится как [з],в остальных случаях- как [с]: dosis [дозис] - доза, extensor

[ экстензор] - разгибатель, sanus [санус] - здоровый, fossa [ фосса] - ямка.

Буква X x представляет собой двойной согласный звук кс, гс: apex [апэкс] - верхушка, larynx [ларинкс] - гортань.

Буква Z z встречается в греческих словах, произносится как русский [ з] zoologia [зоологиа] - зоология. В словах нелатинского происхождения читается как русский [ц ]: арабскоe слово zincum [цинкум] - цинк.

Ударение.

Методические указания. Необходимо твердо выучить следующие правила:

1. Ударение в латинском языке никогда не падает на последний слог, поэтому в двусложных словах ударение ставится на первый слог: vita -жизнь, sano-лечу.

2.В многосложных словах ударение ставится на второй от конца слог, если он долгий: medicīna-медицина, sinister-левый или на третий от конца, если предпоследний слог краток: medǐcus-врач, tibia- большеберцовая кость.

Постановка ударения зависит от длительности предпослед­него слога. Следовательно, необходимо знать правила долготы или краткости предпоследнего слога.

Вместе с тем имеются слова, к которым нельзя приме­нить приведенные правила долготы и краткости слога. Это случается, когда за гласным предпоследнего слога следует только один согласный. В таких случаях необходимо обратиться к словарю, где долгота предпоследнего слога ус­ловно обозначается надстрочным знаком долготы (-), а краткость — знаком краткости: gingiva десна, fissura щель, vesica пузырь, canаlis канал, pylorus привратник, tuberositas бугристость, lamina пластинка, tunica оболочка.

Методические указания.

Для правильной постановки ударения необходимо запомнить некоторые долгие и краткие суффиксы, в зависимости от которых второй от конца слог может быть долгим или кратким.

Задание 2.

Упражнение № 1. (устно)

1. Читайте, обратите внимание на произношение гласных и согласных:

Nervus — нерв, dens — зуб, febris — лихорадка, terra — земля, secale — рожь, nemo — никто, bеnе — хорошо, arena — песок, genu — колено, extendo — растягиваю, littera — буква, memoria — память, moveo — двигаю.

2. Обратите внимание на чтение буквы i:

Vitaminum — витамин, finio — оканчиваю, bilis — желчь, finis — конец, insanabilis —неизлечимый, maialis — майский, ianuarius — январь, iunctura — соединение, iejunum — тощая нитка, ius —право, iecur — печень, iuvenis— юноша, dyspepsia — расстройство пищеварения, pyelitis — воспаление почечных лоханок, hydrargyrum — ртуть, hypotonia пониженное кровяное давление, amygdala — миндаль, myopia — близорукость, myoma — мышечная опухоль.

3. Читайте, обратите внимание на произношение дифтонго в и диграфов:

Gangraena — омертвение, anaemia — малокровие» aeger больной, costae — рёбра, laesio — повреждение, praecordium — предсердечная область, saeре — часто, aetiologia — учение о причинах болезни, foetor — неприятный запах, coelia —брюшная полость, moenia — стены, foedus — договор.

Auris — ухо, auditus — слух, auscultatio — выслушивание, аu-
dax — отважный, aura — ветерок, autointoxicatio — самоотравление (непроизвольное), nausea — морская болезнь, fauces — глотка, leukaemia — белокровие, aneurysma — расширение артерии, neuritis — воспаление нерва, pneumonia—воспаление легких, pseudomembrana — ложная перепонка.

Euрnоë — правильное дыхание, аёr — воздух, diploë — губчатое вещество, uropoëticus — вырабатывающий мочу.

4. Читайте, обращая внимание на двоякое чтение буквы С: Cerebrum — мозг, caverna — пещера, каверна, coepi — начал, carcinoma — раковая опухоль, cervix — шея, bacterium — бактерия, cylindricus — цилиндрический, cilium — ресница, convallaria — ландыш, cito — быстро, centum — сто, verruca — бородавка, siccus — сухой, cyaneus — синюшный, соlicа — колики, varicella — ветряная оспа, sedio — сечение, vesīca — пузырь, ulcus — язва, coccygeus — копчиковый, coronalis — венечный, caementum — камень, coccus — кокк, cocci — кокки, criticus — решающий, переломный, clinica — клиника, convalescent — выздоравливающий, causa — причина, contractura — сокращение мышц, commotio cerebri — сотрясение мозга.

5. Читайте, запоминайте особенности произношения и написания греческих слов:

hydrops — водянка, habitus — внешний вид, vehemens - сильный, herba — трава, hiems — зимa, hic этот, haema - кpoвь, hemikrania — мигрень, hiatus — отверстие, щель.

6. Правильно читайте буквосочетания ch, ph, rh, th,sch:

Typhus exanthematicus— сыпной тиф, erythema — краснота, cholecystitis — воспаление желчного пузыря, haemophilia — кровоточивость, nephrolithiasis — почечнокаменная болезнь, cochlea — улитка, rhaphe — шов, concha — раковина, chirurgus — хирург, chondros — хрящ, physiologia — наука о жизненных процессах в ор­ганизме, xanthochromia — желтый оттенок кожи, ischuria — за­держка мочи, haemorrhagia — кровотечение, chloasma—пигментное пятно, thermotherapia — лечение теплом, prophylaxis — предупреж­дение (заболеваний), paraesthesia — ложное ощущение, rhinorrhagia — носовое кровотечение, thyreoideus — щитовидный, splanchnologia— наука о внутренних органах.

Упражнение № 2. (письменно)

1. Определите, на каком слоге должно стоять ударениe:

Curatio — лечение, pleurītis — плеврит, aether — эфир, limpǐdus — прозрачный, decoctum — отвар, habeo — имею, fuscus — темный, periodus сгitǐса — критический период, pylōrus — привратник, medicamentum — лекарство, dilūtus — разведенный, palpebra — веко, sigmoīdeus — сигмовидный, deltoīdeus — дельтовидный, abscessus — нарыв, amārus — горький, antidōtum — противоядие, scabies — чесотка,, abdōmen — живот, paralysis — паралич, tabuletta — таб­летка, ricǐnus — клещевина, oleum ricǐni — касторовое масло, althаеа — алтей, cerebrum — мозг, tibia — большеберцовая кость, utǐlis — полезный, vulnus — рана, chirurgus — хирург, cerebellum —-мозжечок, arcus — дуга, gingīva — десна.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Отметьте знаком долготы или краткости предпоследний слог и поставьте ударение:

Insectum — насекомое, lacteus — молочный, diaeta — пищевой режим, rabies — бешенство, maxilla — челюсть, mesenterium — брыжейка, belladonna — красавка, coccygeus —копчиковый, peritonaeum — брюшина, extraho — вытягиваю, reflexus рефлекс, emplastrum — пластырь, remedium — средство, cochlea — улитка, malignus — злокачественный, idoneus — удобный.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение№3.

Запишите в латинской графике следующие наименования:

Фэбрис - лихорадка, цэрвикс - шея, цианэус - синюшный, варицэлля - ветряная оспа, контрактура - сокращение мышц, гэмикрания - мигрень, радикс - корень, озэна - хронический насморк, сквамозус- чешуйчатый, сангвис - кровь, аускультацио - выслушивание, дигэстио - пищеварение, хондрос - хрящ.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Упражнение № 4.

План ЛЗ

1.Особенности анатомической номенклатуры.

2.Имя существительное: категории, типы склонения.

3. Существительные 1-го склонения.

 

Медицинская терминология по преимуществу представляет собой номенклатурные названия, относящиеся к различным областям медицинской науки: анатомии и физиологии, клинические термины, фармакологические и химические наименования.

Анатомическая терминология включает все известные наименования анатомических и гистологических образований. Знание анатомической терминологии необходимо для изучения нормальной анатомии – главной специальной теоретической дисциплины, изучаемой на 1 курсе медицинского вуза. Наименования анатомических образований используются в курсах гистологии, патологической анатомии, многие анатомические термины необходимы для обозначения различных патологий человеческого организма.

Анатомо-гистологическая номенклатура является наиболее многочисленной и разнообразной среди всех медицинских терминологий. В ее состав входит более 8000 терминов- слов и словосочетаний – наименований анатомических и гистологических образований. Использование этих терминов требует умения правильно их произносить, писать, понимать их структуру и соотнесенность с объектом, умения переводить эти термины с латинского на русский и с русского на латинский язык.

Для овладения анатомической терминологией необходимо твердо усвоить следующие основы латинской грамматики:

1) Правила чтения и передачи слов в латинской графике

2) Основные категории имени существительного (род, число, падеж)

3) Типы склонения существительных (практический признак, падежные окончания)

4) Основные категории имени прилагательного (род, число, падеж, степени сравнения)

5) Правила согласования прилагательных с существительными

6) Правила построения анатомических терминов (структуру, типы связи).

 

Структура анатомических терминов.

В состав анатомической терминологии входят:

1. Общие термины, выраженные существительными. Например:

Pulmo,onis m -легкое, caput, itis n - голова, processus, i m отросток, поверхность, facies, ei f - лицо.

2. Общие термины, выраженные прилагательными и указывающие на расположение, а также направление частей тела. Например: dexter, a, um - правый; lateralis, e - боковой; posterior, ius - задний; transverses, a, um - поперечный.

3.Общие термины, относящиеся к конечностям и выраженные прилагательными. Например: distalis, e - отдаленный, расположенный дальше; ulnaris, e - локтевой, относящийся к лучевой кости; tibialis, e - большеберцовый.

4. Термины, выраженные разными частями речи (прилагательными, числительными) и указывающие на отношение к органу или области человеческого тела, на размеры и порядок расположения. Например: occipitalis,e - затылочный; nasalis,e - носовой; primus, a, um - первый; abdominalis,e - брюшной; septimus,a, um- седьмой; minor, us - меньший.

Слова, использующиеся для наименований, в основном являются именами существительными (опорными) и именами прилагательными, характеризующими их по различным признакам.

Латинские имена существительные имеют три рода: мужской (masculinum, m), женский (femininum, f) и средний (neutrum, n), два числа: единственное(singularis, s) и множественное (pluralis, pl.), изменяются по падежам. (casus). Из 6 латинских падежей 4 сходны по значению и функциям с русскими: nominativus - именительный, genetivus - родительный, datives - дательный, accusatives - винительный).

Следует твердо запомнить:

1) род с уществительных в латинском и русском языках не совпадает:

arcus, arcus m - арка, дуга, ж.р.

basis, basis f - основание ср. р.

collum, colli n - шея, шейка ж.р.

2) набор падежей имеет отличия от падежной парадигмы русского языка: в латинском есть отложительный падеж (ablativus) который соединил в себе значения трех и-е. падежей (отложительного, инструментального и местного), есть звательный падеж (vocativus), который употребляется при обращении. Во всех склонениях (кроме 2 склонения существительных мужского рода на - us) звательный падеж совпадает с именительным.

Методические указания. При заучивании латинских существительных необходимо запомнить их словарную форму, т.е. именительный и родительный падеж единственного числа и род.

Например: musculus, i m - мышца, vertebra, ae f - позвонок ligamentum,i n - связка, abdomen, inis n - живот.

В латинском языке 5 склонений, которые отличаются друг от друга системой падежных окончаний. Практическим признаком склонения является окончание родительного падежа единственного числа (genetivus singularis). Родительный падеж единственного числа необходим также для нахождения основы слова, путем отделения от формы родительного падежа единственного числа его окончания. Например: ala, al-ae f - крыло. Основа: al-

Существительные 1 склонения. К существительным 1 склонения относятся имена женского рода, оканчивающиеся в им.п.ед. числа на – а, а в род.п.ед.ч. на – ae: lamina,ae f, linea,ae f. Практический признак 1 склонения -окончание р.п.- ae.

 

Е СКЛОНЕНИЕ

1. ala, ае f — крыло

2. apertura, аe f — отверстие

3. bursa, ае f — сумка

4. capsula, ае f — капсула, оболочка

5. columna, ае f — столб, колонна

6. costa, ae, f —ребро

7. crista, ae f — гребень

8. eminentia, ае f — выступ, возвышение

9. fascia, ае, f — фасции, оболочка мыши.

10. fissura, ае, f — трещина, щель, борозда

11. fossa, ае f — яма, ров, углубление

12. f ossula, ае f — ямка, углубление

13. fovea, ae f — ямка

14. glandula, ae f (греч. aden) — железа

15. incisura, ae f — вырезка

16. lamina, ae, f — пластинка

17. prominentia, ae f — выступ

18. spina, ae f — ость, гребень

19. squama, ae f — чешуя

20. trochlea, аe f —блок

21. vertebra, aе f (греч. spondylos) — позвонок

22. medu]la, ae f (греч. myelos) — мозг (спинной, костный)

23. vesica, аe f (гр. cystis) — пузырь

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как определяется принадлежность существительного к склонению?

2. Что такое словарная форма существительного? Приведите примеры.

3. Как определяется основа существительных 1-5 склонения?

4. Какие существительные относятся к 1 склонению

Содержание задания:

Задание 1. На основе изучения материалов учебных пособий, подготовьте развернутые ответы на вопросы:

1.Типы склонения существительных (Таблица с примерами)

 

Тип склонения Окончание р.п. ед.ч. Пример: Costa,ae f
     
     
     
     
     

 

 

2. Словарная форма существительных (ответ с примерами всех типов склонения и видов записи). Образец: caput,itis n -3 скл., os,ossis n - 3 скл., ala,ae f - 1 скл.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2. 1.Какие существительные относятся к 1 склонению? Выпишите термины, в которых они есть, определите их падеж, выделите окончания.

Arcus vertebrae, sulcus sinus, spina scapulae, ossa crаnii, skeleton membri, manubrium sterni, crista tuberculi, os cranii, caput fibulae, collum costae, angulus mandibulae,, proccessus (styloideus) radii, septum nasi, corpus tibiae, facies (articularis) acromii, crista capitis costae, tuberculum costae

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

2. Определите тип склонения существительных, выделите их основу.

Arcus, us m; musculus, i m; orbita, ae f; septum, i n; sulcus, i m; facies,ei f;. encephalon, i n;

Puer,eri m; cornu,us n; scapula, ae f; corpus, oris n; ductus, us m; brachium, i n; caput, itis n.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Определите род, тип склонения, переведите.

Digitus, i ____________________, sternum,i ___________________, aorta,ae_________________

Genu, us _____________________, radius, i____________________, os,ossis ________________

Processus, us _________________, foramen,inis _______________, crus,cruris________________

 

Тема № 4. Существительные 2-го склонения. Анатомические термины с несогласованным определением.

План ЛЗ

1.Существительные 2-го склонения

2.Структура анатомических терминов с несогласованным определением.

3.Строение и перевод многословных терминов.

Существительные 2 склонения. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода, оканчивающиеся в им.п.ед. числа на –– us, -er, а в род.п.ед.ч. на –i, musculus,i m, puer, i m и среднего рода на um,- on: sternum, i n, ganglion, i n.

В род.п. ед. числа все они имеют окончание –i, это практический признак 2 склонения

 

Анатомические термины могут иметь следующую структуру:

А) общий однословный термин, выраженный существительным. Например: Columna,ae f -столб, vertebra, ae f - позвонок, musculus, im - мышца, genu, us n - колено, vas, vasis n - сосуд

Б) общий термин с определением (одним или несколькими),т.е. сложный многословный термин. Например: vertebra thoracica -грудной позвонок, porus acusticus internus - внутреннее слуховое отверстие, meatus acusticus externus cartilagineus -хрящевой наружный слуховой проход.

Однословные термины состоят из одной лексической единицы, соответствующей одному объекту: caput, costa, collum. Перевод на русский язык в этом случае соответствует латинскому термину. Но это соответствие не является абсолютным, латинское слово-термин может пeреводиться на русский язы к словосочетанием:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.226 с.)