Тема № 10.Множественное число существительных и прилагательных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 10.Множественное число существительных и прилагательных.



Genetivus pluralis

 

План ЛЗ

1.Множественное число существительных и прилагательных.

2.Genetivus pluralis существительных и прилагательных в терминах.

3.Итоговая контрольная работа по анатомической терминологии.

 

Образование множественного числа существительных и прилагательных происходит по следующим правилам:

1) Окончания присоединяются к практической основе.

2) В родительном падеже множественного числа (Genetivus pluralis) имена среднего рода имеют окончания в зависимости от типа склонения:

3) Существительные и прилагательные мужского, женского и среднего рода в. Genetivus pluralis (родительном падеже множественного числа) имеют окончания в соответствии с типом склонения.

Методические указания. Множественное число существительных и прилагательных. Genetivus pluralis

Образование форм множественного числа Genetivus существительных и прилагательных необходимо для построения анатомических терминов, обозначающих множественные объекты- несогласованные определения. Genetivus pluralis образуется от практической основы существительных и прилагательных в зависимости от их типа склонения, например, 1 склонение - arum, 2 склонение – orum и т д.

Окончания именительного и родительного падежей множественного числа 5-ти склонений

Число Падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл. 4 скл. 5 скл.
Plur. Nom. Ae Masc. INeutr. A Masc. Fem.}es Neutr. A Masc.us Neutr. Ua Femes
  Gen. Arum Orum um, ium Uum erum

 

Задания для самостоятельной работы

На основе изучения материалов учебных изданий подготовьте ответы, выполните задания:

Задание 1.Образование Genetivus pluralis существительных и прилагательных.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2. Заполните таблицу примерами анатомических терминов:

Число Падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл. 4 скл. 5 скл.
Plur. Nom. Ae Masc. I Neutr. A Masc. Fem.}es Neutr. A       Masc. us Neutr. Ua Fem es
  Gen. Arum Orum um, ium uum     Erum    

Задание 3. Поставьте существительные и прилагательные в родительном падеже множественного числа (Genetivus pluralis):

Vertebra, ae cervicalis f; nervus, I m trigeminus; pulmo, onis m dexter; articulatio, onis f humeri; species, ei f sedativa; processus, us m superior, abscessus, us m chronicus; f; musculus latissimus; linea, ae f nuchae suprema f; cornu,us n majus et minus

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4. Переведите термины на латинский язык:

Сосуды сосудов, фиброзные влагалища пальцев кисти, отверстия легочных вен правого предсердия, длинные мышцы, поднимающие ребра, сплетения лимфатических сосудов, каналы большого и малого каменистых нервов, перегородка лобных пазух

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 5. Выполните контрольную работу

Контрольная работа по анатомической терминологии к Модулю 2 Вариант 5

1.Определите род существительных, переведите:

occiput,itis; homo, inis; tuber, eris; radix,icis; pelvis, is; cartilage, inis

2. Переведите, согласуйте прилагательные с существительными: канал (небный, слезный, большой); сосуд (лимфатический, капиллярный, верхний)

3. Переведите крылатые выражения:

Vultus est index animi. Ignoti nulla curatio morbi. Senectus insanabilis morbus est.

4. Образуйте прилагательные от существительных 3 склонения с помощью суффикса –ic(us):Печеночный, тазовый, поджелудочный, грудной

5. Переведите; apex capitis fibulae, vena portae hepatis, musculus levator scapulae, sectiones medullae oblongatae, processus pterygoidei ossis sphenoidalis, dentes premolares et molarеs, nodi lymphatici capitis et colli, musculi levatores costarum breves

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Критерии оценки самостоятельной работы.

Работа по теме оценивается по системе «зачтено/ не зачтено». При выполнении 70 и более % заданий – «зачтено», менее – «не зачтено».

 

Пример итоговой контрольной работы по анатомической терминологии

Вариант 3

1. Как определить род существительного 1-2 и 4-5 склонений?

2. Прилагательные 1-й группы.

3. Переведите, начертите схемы: доли печени, малые небные каналы, синусы твёрдой мозговой оболочки, верхняя мышца - сжиматель глотки

4. Приведите латинские девизы врача:

5. Поставьте существительные и прилагательные в род. падеже множ. числа:

Vena thymica, plexus venosus vertebralis, foramen majus, cartilago nasalis

 


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по латинскому языку

1. Из каких компонентов состоит словарная форма существительного?

2. Сколько склонений существительных в латинском языке, как определить тип склонения?

3. Признаки 1, 2, 3, 4, 5 склонений существительных.

4. Существительные 1 и 2 склонения.

5. Существительные 4 и 5 склонения.

6. В каких случаях в словарной форме перед окончанием род. п. пишется конечная часть основы?

7. Как определить род существительного 1-2 и 4-5 склонений?

8. К какому роду относятся существительные на –um,-on; -en, -u? Какие окончания они имеют в род п. ед. числа?

9. Какие группы прилагательных существуют в латинском языке?

10. Словарная форма прилагательных.

11. Прилагательные 1 группы.

12. Прилагательные 2 группы.

13. Сравнительная степень прилагательных.

14. Превосходная степень прилагательных.

15. Прилагательные сравнительной и превосходной степени в анатомической терминологии.

16. Субстантивация прилагательных.

17. Прилагательные, образованные приставочным способом.

18. Сложные прилагательные.

19. Структура анатомических терминов с согласованным и определением.

20. Структура анатомических терминов с несогласованным определением.

21. Структура анатомических терминов с двумя видами связи, порядок слов.

22. Основные особенности существительных 3 склонения.

23. Существительные 3 склонения мужского рода.

24. Существительные 3 склонения женского рода.

25. Существительные 3 склонения среднего рода.

26. Названия мышц по функции и конструкции с ними.

27. Исключения правил о роде в 3 склонении.

28. Именительный падеж множ. числа существительных и прилагательных.

29. Родительный падеж множ. числа существительных и прилагательных.

30. Крылатые выражения (10 +10).

Все ответы следует иллюстрировать примерами (2-3)

ПРИМЕРЫ практических заданий:

1. Переведите, начертите схемы: короткие мышцы, поднимающие ребра,…..

2. Переведите, согласуйте прилагательные с существительными: суставной (отверстие, сумка, …)

3. Образуйте от существительных прилагательные: coccyx,ygis, occiput,itis

4. Поставьте существительные и прилагательные в род. падеже множ. числа(Gen.pl.): dens incisivus, vena cava,…

Литература

а) основная литература:

1.Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии.3-е изд. /М.Н. Чернявский. - М.: Медицина, 2011.

2. Марцелли А.А. Латинский язык и основы терминологии. - Феникс, 2013.

3. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии.-ГЭОТАР - Медиа, 2013.

б) дополнительная литература:

1.Л.А. Бахрушина (под редакцией В. Ф. Новодрановой). Латинско-русский и русско-латинский словарь наиболее употребительных анатомических терминов. 2 издание. Москва, Геотар Медиа, 2010.
2. Панасенко, Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР – Медиа, 2011.

3.Каменская Н.В. Медицинская латынь ч.1.Учебно-методическое пособие.-Тамбов, изд-во ТГУ, 2010.

в) Интернет-ресурсы:

1.http:// dic.academic.ru/ - Словари и энциклопедии на Академике.

2.http:// window.edu..ru/ window – «Единое окно» доступа к образовательным ресурсам

3.http://medstudents.ru/category/latling/

4.http://linguodiversity.narod.ru/Links/Ieulang/Italic/latmedic.htm/

5. http://www.kras-med.ru/info/latin

6. http://enit.ulsu.ru/d/043/

7.http://wwwelib.kirovgma.ru/discipline и другие.

 

 


 

 

Учебное издание

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине

«ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК»

Часть 1

Учебно-методическое пособие

Для специальностей

Лечебное дело

Педиатрия

Стоматология

 

Автор-составитель:

Каменская Н.В.

 

 

Печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать г. Формат 60×84/8. Усл. печ. л.

Тираж экз. Заказ №.

 

Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество».

39200, г. Тамбов, ул. Советская, 6

 

Отпечатано в Издательстве ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.046 с.)