Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации.



Одной из ключевых фигур всякого дела о банкротстве на любой его стадии

является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное

проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего

управления и конкурсного производства на него возлагаются также обязанности

руководителя соответствующей организации.

Новый Закон о банкротстве содержит нормы, превращающие арбитражного

управляющего в один из элементов огромного и непонятного механизма, которые

способны вовсе погубить эту зарождающуюся профессию. Теперь каждый

арбитражный управляющий должен быть членом одной из так называемых

саморегулируемых организаций(СРО), которые и будут представлять арбитражному

суду и собранию кредиторов кандидатуры этих самых арбитражных управляющих из

числа своих членов. Причём представляться будут целым списком(из трёх членов

СРО), в каковом списке кандидатуры должны располагаться, как говорится в ст.

45 Закона о банкротстве, " в порядке уменьшения их соответствия требованиям к

кандидатуре арбитражного управляющего" или " в порядке снижения уровня их

профессиональных качеств". Более того, должник и заинтересованный кредитор

наделены правом безмотивно отвести по одной из кандидатур из числа

представленных СРО, а на арбитражный суд возлагается обязанность утвердить в

качестве арбитражного управляющего оставшуюся кандидатуру. Можно себе

представить результаты " управления" со стороны отобранного таким образом

арбитражного управляющего! И никакой альтернативы: всё, что было наработано

в ходе применения законодательства о несостоятельности, в частности списки

независимых арбитражных управляющих, зарегистрированных при арбитражных

судах, перечёркиваются.

Нельзя не обратить внимания и на так называемые саморегулируемые организации

(СРО) арбитражных управляющих, претендующие на монополизацию услуг в области

антикризисного управления, да и самих субъектов, оказывающих такие услуги,-

арбитражных управляющих. Согласно Закону о банкротстве (ст.21-21) в таком

качестве может выступать некая некоммерческая организация, внесенная в единый

государственный реестр саморегулируемых организаций, для чего требуется

иметь в своём составе не менее ста арбитражных управляющих, каждый из которых

должен внести взнос в компенсационный фонд соответствующей организации в

размере не менее 50 тыс.рублей (имущественный ценз?!).

По всей вероятности, подобные саморегулируемые организации будут создаваться(

гласно или негласно) заинтересованными коммерческими структурами,

располагающими необходимыми финансовыми ресурсами. А что же арбитражные

управляющие? Они попадают в полную зависимость от саморегулируемых

организаций(или их хозяев?), о чём недвусмысленно сказано в Законе. В

частности, согласно п.1 ст22 саморегулируемые организации наделяются правом

применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности вплоть

до исключения из числа членов саморегулируемой организации (что для

арбитражного управляющего- верная профессиональная смерть), а также заявлять

в арбитражный суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в делах

о банкротстве в качестве арбитражных управляющих.

И это не всё. Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом по делу

о банкротстве, должен в течение десяти дней обеспечить страхование своей

ответственности на страховую сумму не менее 3 млн.рублей в год (п. 8 ст. 20

Закона). Излишне говорить, что выполнение этого требования неми­нуемо влечет

полную финансовую зависимость арбитражного управляющего.

К сожалению, в ходе принятия Закона о банкротстве были отвергнуты поправ­ки,

согласно которым предлагалось наряду с новой системой саморегулируемых

организаций сохранить и существующую систему независимых арбитражных

управляющих, не являющихся членами СРО и зарегистрированных при арбит­ражных

судах. Тогда право выбора той или иной системы антикризисного управ­ления

должником принадлежало бы его кредиторам, которые решали бы этот вопрос

сообразно своим интересам. Такой выбор был бы вполне реальным: либо

привлекать к управлению должником саморегулируемую организацию (с

аккреди­тованными при ней страховыми организациями и профессиональными

реестро­держателями), что влечет за собой утрату значительной части имущества

долж­ника, но обеспечивает страхование ответственности арбитражного

управляюще­го; либо доверить управление должника конкретному независимому

арбитражно­му управляющему, имеющему репутацию компетентного и порядочного

профес­сионала.

К слову сказать, только в таких условиях конкуренции с независимыми

арбит­ражными управляющими можно было надеяться на появление действительно

самостоятельных в профессиональном отношении саморегулируемых организа­ций

арбитражных управляющих.[4, 9-12]

 

2.4. Определение и учёт требований кредиторов.

В отличие от ранее действовавшего законодательства о несостоятельности Закон

о банкротстве четко определяет те требования кредиторов, которые могут

участвовать в деле о банкротстве. Согласно п. 2 ст. 4 Закона для определения

наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных

обяза­тельств, в том числе размер задолженности за переданные товары,

выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов,

подлежащих упла­те должником, размер задолженности, возникшей вследствие

неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие

причинения вреда имуществу кредиторов.

Кредиторы, обладающие названными требованиями, относятся к числу кон­курсных

кредиторов, которые вправе обращаться в арбитражный суд с заявлени­ем о

банкротстве должника, а также участвовать в собраниях кредиторов с пра­вом

голоса.

Другую категорию требований составляют обязательства должника перед гра­жданами

в связи с причинением вреда жизни или здоровью; обязательства по выплате

вознаграждения по авторским договорам; обязанности должника, выте­кающие из

трудовых отношений, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих

по трудовому договору. Обладатели указанных требований не признаются

конкурсными кредиторами, хотя сами требования подлежат учету в реестре

требований кредиторов и в период конкурсного производства составляют первые две

очереди требований, подлежащие удовлетворению в привилегиро­ванном порядке.

К требованиям конкурсных кредиторов приравнены требования о взыскании

недоимок по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Упол­номоченные государственные органы, так же как конкурсные кредиторы,

могут инициировать дело о банкротстве должника и принимают участие во всех

собра­ниях кредиторов с правом голоса.

Что касается иных требований кредиторов по обязательствам, не являющимся

денежными, то они не рассматриваются в деле о банкротстве, в подлежат

предъ­явлению в суд, арбитражный суд в рамках общей подведомственности в

соответ­ствии с процессуальным законодательством (п. 5 ст. 5 Закона).

В Законе о банкротстве предусмотрен дифференцированный порядок опреде­ления

состава и размера требований кредиторов, а также уполномоченных орга­нов.

Для тех кредиторов (уполномоченных органов), которые обращаются в

арбит­ражный суд с заявлением о признании должника банкротом, установлен

порядок, согласно которому состав и размер их требований определяются на дату

подачи соответствующего заявления.

В отношении требований кредиторов, вступающих в дело о банкротстве после его

возбуждения арбитражным судом, но до открытия конкурсного производства,

действует правило, в соответствии с которым состав и размер денежных

обяза­тельств и обязательных платежей определяются на дату введения каждой

про­цедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения

соответст­вующего обязательства (обязанности).

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей по требо­ваниям

кредиторов, заявленным после признания должника банкротом и откры­тия

конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного

про­изводства.

Указанные правила определения состава и размера требований кредиторов и

уполномоченных органов имеют особое значение для тех случаев, когда денеж­ные

обязательства и обязательные платежи выражены в иностранной валюте, что

делает необходимым перевод соответствующих сумм в рубли (например, для

включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов). В этих

целях должен использоваться курс Центрального банка РФ на дату введения

ка­ждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения

обязательства (обязанoсти).

В отличие от ранее действовавшего порядка теперь требования кредиторов могут

быть включены в реестр требований кредиторов или, напротив, исключены из него

только на основании судебных актов, устанавливающих состав и размер

соответствующих требований. Исключение составляют лишь требования о вы­плате

выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому дого­вору,

которые включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управ­ляющим

или по представлению последнего — реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).

Большое практическое значение будет иметь выделение в Законе о банкрот­стве

категории так называемых текущих платежей, под которыми понимаются денежные

обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения производства

по делу о банкротстве должника, а также требования, срок испол­нения которых

наступил после введения соответствующей процедуры банкротст­ва (ст. 5

Закона).

Практический смысл квалификации того или иного требования в качестве

те­кущего платежа состоит в том, что до окончания процедуры банкротства (за

ис­ключением конкурсного производства), во время которой наступил срок

исполне­ния соответствующего требования, последнее не включается в реестр

требова­ний кредиторов и может быть удовлетворено в общем порядке,

предусмотренном процессуальным законодательством.

Если же указанные требования не были удовлетворены, то при переходе к

следующей процедуре банкротства обладатели указанных требований признают­ся

лицами, участвующими в деле о банкротстве, а сами требования включаются в

реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке,

установ­ленном Законом о банкротстве.

Что касается обязательств и обязательных платежей, возникших после приня­тия

заявления о признании должника банкротом, то в конкурсном производстве они

подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 134

Закона).[ 1, 9-11]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.019 с.)