Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
внутренняя внешняя добровольная вынужденная
временная (возвратная)
окончательная
легальная нелегальная внутриконтинентальная межконтинентальная (безвозвратная) сезонная маятниковая периодическая
Рис. 7.2. Классификация форм миграции рабочей силы 1 Эксперт. – 2004. № 4. – с. 5. По причинам перемещения населения миграция бывает: – добровольная – перемещение за границу осуществляется по причинам, которые зависят только от мигранта; – вынужденная – связана с не зависящими от мигранта причинами. В зависимости от сроков и характера миграции ее можно подразделить на: – временную (возвратную), которая означает перемещение населения на короткий срок и предполагает возвращение населения к прежнему месту постоянного жительства; – окончательную (безвозвратную); – сезонную – связана с сезонным характером работ; – маятниковую, которая носит локальный характер и связана с ежедневным перемещением определенной части населения к месту учебы, работы и обратно; – периодическую – это перемещение населения по периодически возникающим причинам с возвращением к месту постоянного жительства. С точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства различают миграцию: – легальную (без нарушением законодательства); – нелегальную. Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (например, туристы) и нелегально трудоустраиваются. Количественную оценку такой миграции дать практически невозможно. Наряду с миграцией всего населения различают миграцию отдельных его групп – социальных, этнических, возрастно-половых и др. Для оценки масштабов трудовой миграции используются следующие основные показатели: – масштабы выбытия – число эмигрантов, которые выбыли из страны за рубеж за определенный период времени с целью трудоустройства; – масштаб прибытия – число иммигрантов, которые прибыли в страну за определенный период времени; – сальдо миграции, чистая миграция – разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период. Оно может быть как положительным, так и отрицательным и выражается в относительных и абсолютных показателях. – валовая миграция (общая миграция) – сумма числа прибывших и выбывших в стране (регионе) за рассматриваемый период. Одна из главных особенностей современной миграции рабочей силы заключается в значительном и постоянном увеличении ее масштабов, вовлечении в этот процесс народов практически всех континентов. Другая особенность – значительное увеличение нелегальной миграции, связанной с тенденцией увеличения доли теневой экономики в мире. Международные миграционные потоки: положительные и отрицательные тенденции Под воздействием глобализации мировой экономики одним из главных факторов экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы, которая создает объективные предпосылки для функционирования мирового рынка труда. Часть населения мира в силу различных причин находится в движении, меняя место жительства или работы. Международная миграция рабочей силы представляет собой межстрановое перемещение трудоспособного населения с целью трудоустройства. Она возникает как стихийное явление, но затем становится элементом государственного регулирования. Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы: международная переселенческая миграция и международная трудовая миграция. Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда. Международная трудовая миграция – это перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, т.е. в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной. На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. В последние годы международная трудовая миграция исследуется в рамках теории человеческого капитала, что связано с различиями в темпах экономического роста отдельных стран. Теория человеческого капитала основывается на том, что миграция может быть способом инвестиций в «человеческий капитал», при этом помимо экономических (денежных) выгод и издержек миграции, принимаются во внимание также психологические издержки, а также влияние таких нематериальных факторов как климат, доступ к культуре и общественным благам более высокого уровня и т.д. Международная миграция рабочей силы как процесс представляет собой единство эмиграции и иммиграции. Эмиграция – это выезд из страны с целью трудоустройства или смены места жительств и гражданства. Иммиграция – въезд в страну на постоянное или долговременное проживание в другой стране. Иммиграция оказывает разное воздействие на экономику принимающих стран. Так, в некоторых странах, например, в США, Канаде, Австралии и Швейцарии иностранные работники составляют существенную часть трудовых ресурсов страны. Можно также выделить реэмиграцию (возвращение в страну, из которой эмигрант выехал ранее) и репатриацию (возвращение на этническую родину, т.е. в страну, с которой человек ассоциирует свое происхождение и откуда он или его предки мигрировали в другую страну). Совокупное перемещение населения за пределы национальных границ образует миграционные потоки, которые согласно классификации Международной организации труда (МОТ) подразделяются на пять типов потоков международной миграции. 1. Профессионалы, к которым относятся лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом работы. 2. Работающие по контракту. К ним относятся сезонные рабочие и лица, занимающиеся неквалифицированным и малоквалифицированным трудом, а также занятые на тяжелых вредных для здоровья работах, не дающих возможности для профессионального роста. Срок пребывания данной категории лиц в принимающей стране строго ограничен. 3. Переселенцы – лица, переезжающие в другую страну на постоянное место жительства. Чаще всего такой поток основывается на воссоединение семей. 4. Нелегальные иммигранты, въезжающие в принимающую страну не на законных основаниях – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью. 5. Потоки вынужденных мигрантов. К массовым перемещениям за пределы национальных границ их вынуждают войны, нарушение прав человека, стихийные бедствия, катастрофы. Можно выделить несколько категорий вынужденных мигрантов. Статус беженцев могут получить люди, которые подвергаются реальной опасности по политическим, религиозным и расовым мотивам, а также лица, подвергающиеся опасности вследствие агрессий и войн. Внутренние мигранты – это беженцы не покинувшие своей страны. Также выделяют экологических мигрантов и жертв стихийных бедствий. Международные миграционные потоки складываются под влиянием разнообразных причин, основными среди которых являются социальноэкономические – перемещения в поисках работы, получение образования, в связи с замужеством и т.п. Существенную значимость также приобрели политические, национальные, религиозные, военные, экономические и другие причины. Миграционные потоки формируются в условиях изменения численности населения планеты. Так, за 1900-2000 гг. эта численность увеличилась с 1,6 млрд. человек до 6 млрд. человек и по расчетам экспертов ООН к 2050 г. она достигнет 9 млрд. человек. Глубокие изменения, происходящие в мире и связанные с формированием в ведущих странах мира постиндустриального технотронного общества, осуществлением либеральных реформ и демократических изменений в бывших социалистических и развивающихся странах, обусловили возникновение качественно нового этапа в развитии международных процессов миграции. Развитые страны, занимающие доминирующие позиции в мировом производстве и торговле, являются лидерами по приему международных мигрантов. При увеличении численности населения в мире в целом за 1990-2000 гг. на 13,5%, его численность в развитых странах мира возросла на 27,9% (в том числе, в Северной Америке – на 48%, Австралии и Океании – на 22,8%, Европе – на 15,8%). Вместе с тем, произошло сокращение численности международных мигрантов в развивающихся странах на 2,6%, в том числе, Латинской Америке – на 15,0%, Азии – на 0,4% (табл. 7.2). За 1965-1999 гг. удельный вес мигрантов в населении стран Запада повысился с 4,9% до 8,8%. В 1965 г. около 90% международных мигрантов приходилось на 44 страны, в 1990 г. – на 55 стран. Таблица 7.2 Численность международных мигрантов и их распределение по регионам мира
Источник: Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики: Автореф. дис. док.. экон. наук. /С.Е. Метелев. – М., 2006. – с. 17.
Интенсивность международной миграции определяют следующими факторами: 1. Глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость страны. 2. НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся. 3. Развитие ТНК, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира. 4. Фазы экономического цикла, в которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом (в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса – падает). 5. Процессы экономической интеграции в мировой экономике, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами. 6. Растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации. Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции, а также порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий. Положительные и отрицательные последствия международной трудовой миграции представлены в таблице 7.3. Таблица 7.3 Эффекты международной трудовой миграции.
Источник: Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – с. 250.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы миграции рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий миграции и свести в минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
Основные международные центры притяжения рабочей силы. Проблема «утечки умов» Направления международной миграции меняются с изменением экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.
лы: Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей си-
1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 2) миграция в рамках промышленно развитых стран; 3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в про- мышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. Рассмотрим основные центры притяжения рабочей силы. 1. США, Канада и Австралия. Население этих стран полностью или частично состоит из потомков иммигрантов, чему способствует высокий уровень жизни: абсолютный уровень ВВП на душу населения продолжает оставаться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии. Потоки высококвалифицированной рабочей силы устремляются в США из всех стран мира. Только в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов, компьютерщиков и др. Иммигранты низкой трудовой квалификации перемещаются из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна. В начале 1990-х годов в США находился 21 млн. иммигрантов, в Канаде и Австралии – по 4 млн. человек. В конце 1990-х годов в США легально иммигрировали 700-800 тыс. человек в год. Иммигранты в США дают чистую прибыль 10 млрд. долл. в год. США привлекают значительное число мигрантов из разных регионов мира. Демографическое положение США лучше, чем европейских странах, естественный прирост остается положительным, а рождаемость – более высокой, хотя не позволяет осуществлять простое замещение поколений. Вместе с тем, США выступает лидером по количеству принимаемых мигрантов, в 1990-е гг. они приняли такое же количество мигрантов, как и ЕС, а в расчете на 1 тыс. населения США привлекли в 1,7 раза больше, чем ЕС. Ожидается, что в долгосрочном периоде миграционный прирост США составит ежегодно примерно 900 тыс. человек. В Австралии преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы, что составляет приблизительно 200 тыс. иностранных рабочих. Государство здесь проводит миграционную политику, в основе которой лежит в первую очередь привлечение в страну лиц, имеющих возможность осуществлять инвестиции в экономику. Низкая плотность населения в стране, а также возрастание в его структуре доли китайского этноса подвигло правительство Австралии разработать комплекс мер по стимулированию переселения туда представителей белой расы, преимущественно женщин, способных создавать семью и иметь детей. 2. В Западной Европе главным центром притяжения иммиграции является Германия. Основные страны-доноры – Турция, Югославия. Например, в Германии отрицательный естественный прирост населения наблюдается уже более 30 лет, однако ее население последние 20 лет увеличивается благодаря притоку иммигрантов. Во Франции главными источниками иммиграции считаются бывшие французские колонии, прежде всего страны Магриба (страны Карибского Запада: Тунис, Алжир, Марокко, а также Ливия, Мавритания, Западная Сахара) а также ближайшие менее развитые соседи – Испания, Португалия, Мальта. В Великобританию иммигранты прибывают в основном из стран британского содружества наций. Другие страны Западной Европы также используют иностранную рабочую силу. С 1 января 1993 г. Европейский союз (ЕС) объявил себя единым рыночным пространством (без внутренних границ), жители государств членов ЕС свободно мигрируют в любую из этих стран с целью трудовой деятельности. В связи с глобальным старением населения в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами Европейскому союзу, по подсчетам экспертов, потребуется 159 млн. иммигрантов, иначе ему придется поступиться высоким уровнем и качеством жизни. Однако Европа препятствует демографическому наступлению Азии и Африки. Тем не менее, численность иммигрантов в Европу продолжает увеличиваться. Масштабы легальной иммиграции составляют около 2 млн. человек в год, что превышает соответствующие показатели в США. В то же время мигрантов, которые трудятся нелегально, насчитывается, по меньшей мере, 3 млн. человек. В конце 2001 г. общая численность иностранного населения в странах ОЭСР составляла 57 млн. человек, или 7% населения. По прогнозам ООН развитым странам потребуется существенный приток иммигрантов для компенсации негативных демографических тенденций (табл. 7.4). 3. Ближнем Востоке необходимо выделить такой центр миграции как Израиль. Несмотря на то, что миграция евреев на землю обетованную носит в целом политический характер, можно выделить и экономический аспект, о чем свидетельствует высокая интенсивность выезда в Израиль лиц из стран с более низким уровнем жизни. Вместе с тем, из Израиля многие уезжают (прежде всего, в США), в том числе возвращаются на прежнее место жительства (в Россию уже вернулось 50 тыс. человек). 4. В последние два десятилетия появились новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). В 1970-е гг. здесь сформировался высокий уровень потребности в рабочей силе, и к началу 1990-х гг. здесь было сконцентрировано более 4,5 млн. иностранных рабочих при численности местных – 2 млн. человек. Таблица 7.4 Прогноз ежегодной компенсаторной иммиграции на 2000-2050 гг. в расчете на 1 млн. жителей (тыс. человек)
Источник: Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики: Автореф. дис. док.. экон. наук. /С.Е. Метелев. – М., 2006. – с. 25.
Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих в ОАЭ, например, составляет около 97%, в Катаре – 86,5%. В качестве основного экспортера рабочей силы на Ближний Восток считается Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов в указанном регионе достигла 75%. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточной и ЮгоВосточной Азии (Индия, Пакистан, Филиппины и др.). 5. Центром притяжения иностранных иммигрантов является Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Мексика), где общее число мигрантов составляет 3 млн. человек. Наиболее распространенная форма миграции здесь – сезонная (в сельскую местность), а также на кратковременную работу в сборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных компаний: «Дженерал моторз», «Фольксваген», «ФИАТ». Такие страны как Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай заинтересованы иммигрантами из бывшего СССР и Восточной Европы, для чего субсидируют специальные программы по привлечению граждан этих государств. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, – нефтяники, инженеры, химики, фермеры. 6. Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), характеризующийся быстрым ростом экономики, стал одним из центров трудовой иммиграции в 1980-х годах. Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань превратились в «новые индустриальные страны», создавшие значительный экономический потенциал, которые наряду с Японией и Брунеем являются основными импортерами рабочей силы в данном регионе. 7. Южная Африка привлекает дешевую рабочую силу. Для Африканского континента характерна внутренняя миграция для работы по контракту в течение определенного срока. На Берег Слоновой Кости, Нигерию, ЮАР приходится более половины прибывающих иммигрантов. Основным принимающим регионом выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают на предприятиях по добыче алмазов, золота и урана. Именно на базе этих центров притяжения рабочей силы и сформировались мировые рынки труда, под которыми понимают систему экономических механизмов, инструментов и норм, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения на трудовые ресурсы на межгосударственном уровне. В современном мире одной из главных особенностей международного рынка труда стала миграция ученых, высококвалифицированных кадров в развитые страны из различных регионов мира. Такая форма миграции рабочей силы получила название «утечки умов» (brain drain), которую иногда называют «обратной передачей технологий». Выделяют следующие формы «утечки умов»: 1. Непосредственная эмиграция, т.е. выезд на постоянное место жительства. 2. Выезд за рубеж на контрактной основе. 3. Приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием. 4. Осуществление фундаментальных и прикладных исследований по программе и в интересах зарубежных фирм в случае полной аренды зарубежной фирмой научного центра. Концентрации в развитых странах интеллектуальной элиты создает значительный экономический эффект и в условиях обострившейся международной конкуренции становится определяющим фактором их экономического процветания. Ученые и специалисты покидают свою страну, если находят в другом месте более высокое материальное вознаграждение, дополнительные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод. Многих привлекает возможность сохранить привычный за годы обучения образ жизни. На отток ученых за рубеж влияет также весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы, а это тормозит НТП, происходит интеллектуальное истощение развивающихся стран. Развитые западные страны поощряют «утечку умов», предоставляя иммигрантам высокую заработную плату и благоприятные социальнобытовые условия. Оценка «утечки умов» затруднена, так как отсутствуют критерии определения квалифицированных кадров. ООН считает таковыми научных работников, инженеров, врачей. По некоторым расчетам, она составляет до 50-70% выпускников высших учебных заведений, ½ из которых направляется в США. За последние два десятилетия США привлекли из развивающих стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов, из Западной Европы – порядка 20 тыс. человек. Выигрыш для экономики США очевиден. Так, от привлечения в страну одного среднего ученого гуманитария положительный эффект составляет 230 тыс. долл., ученого-обществоведа – 235 тыс., врача – 646 тыс. долл. За счет импорта ученых и высококвалифицированных специалистов США дополнительно получают 80-100 млрд. долл. в год, что в несколько раз превосходит затраты на подготовку собственных специалистов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам. Ученые из России, приехавшие в США, соглашаются работать за 1,5 тыс. долл., что меньше зарплаты американского лаборанта. Эмиграция из России квалифицированных работников, увеличивавшаяся в течение 1990-х гг., сегодня стала понемногу в целом сокращаться. Прямые ежегодные потери страны в результате «утечки умов» оценивались не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды в 50-60 млрд. долл., что сопоставимо с годовым бюджетом. В этот же период в России наряду с «утечкой умов» из-за отсутствия политической и экономической стабильности в стране, стремления реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке широкое распространение получил отъезд предпринимателей, т. е. бизнес-миграция.
Государственная миграционная политика В условиях глобализации мирового хозяйства и под влиянием активных интеграционных процессов в различных регионах земного шара трудовая миграция стала заметной чертой современных международных экономических отношений. Существенно возросшая мобильность людей позволяет широко использовать иностранную рабочую силу, а изменение масштабов этого явления побуждает различные страны уделять особое внимание эффективному регулированию миграционных потоков для успешного решения экономических и демографических проблем. Миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Использование положительных сторон миграции и нивелирование ее отрицательных последствий требуют от государства проведения миграционной политики. По данным Международной организации по миграции (МОМ) в 2005 году в мире насчитывалось 192 млн. мигрантов Миграционная политика – это особая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов регулирования миграционных потоков. Целями миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, усиление положительных эффектов миграции и ослабление негативных социально-экономических последствий для стран, участвующих в миграционном процессе. В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социальноэкономические. Каждая страна осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников, определяя перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована. Поощряется, прежде всего, иммиграция работников высокой профессиональной квалификации и молодежи. Чем моложе человек, чем выше уровень его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал. Практический интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую работу, не представляющих интереса для местного населения. Государственная политика в отношении вынужденных мигрантов состоит в осуществлении миграционного контроля и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего. Существует три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, которая ориентирована на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства. Французская модель отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей интеграцией во французское общество. Американская модель делает акцент на переселении беженцев в США из стран их первого временного убежища, содействии их интеграции в американское общество. Проблемы беженцев и прав человека являются особым объектом американской внешней политики. Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. На международном уровне регулирование миграции и труда мигрантов осуществляют: 1. Комиссия ООН по народонаселению; 2. Международная организация по миграции (МОМ); 3. Международная организация труда (МОТ); 4. Совет европейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ); 5. Управление Верховного комиссариата при ООН по беженцам (УВКБ); 6. Система постоянного наблюдения за миграцией при ОЭСР (СОПЕМИТ); 7. Межправительственный комитет по вопросам миграции (СЕМИ); 8. Двусторонние и региональные соглашения. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные методы и цели регулирования. Основу эмиграционной политики составляют методы косвенного регулирования, основная цель которых заключается в создании благоприятного климата, а также прямые методы, направленные на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Прямые методы заключаются в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, которые защищают интересы мигрантов и национальных работников. Среди таких мер государства могут использовать систему лимитов и ограничений, среди которых можно отметить: – запрет на выезд отдельных категорий работников; – введение эмиграционных квот; – ограничения выдачи заграничных паспортов; – установление сроков обязательной работы в стране после получения образования за государственный счет. Среди косвенных методов выделяют: – поощрение валютных переводов из-за рубежа. В 2005 г. сумма денежных переводов в мире достигла 225 млн. долл. США; – открытие валютных счетов под более высокую процентную ставку; – продажа ценных бумаг, которые не облагаются налогами; – реализация специальных эмиграционных программ, дополнительно принимаемых в ряде стран. Иммиграционная политика основывается на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель импортной квоты, ежегодно рассчитывающийся и утверждающийся в странеимпортере. Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями работников. Иммиграционная политика включает: – требования к качеству иностранной рабочей силы: образованию, стажу работы по специальности; – требования к здоровью и возрасту трудящихся; – требования личностного и психологического плана; – требования финансового характера, связанные с внесением определенной платы за трудоустройство; – запрет для иностранцев заниматься определенными видами деятельности; – наличие санкций, которые действуют в отношении незаконных мигрантов и лиц, способствующих им. Международная миграция населения в перспективе будет продолжаться. Поступая на мировой рынок, рабочая сила становится товаром глобального масштаба. Формирование рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.
Россия на международном рынке труда Вопросами трудовой миграции в Российской Федерации занимается Федеральная миграционная служба Министерства внутренних дел РФ. Также подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, Германией, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, Северной Кореей, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (МОМ), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. МОМ обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соответствующие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям найма). Для России МОМ был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов. Таким образом, происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу. Официальная численность привлеченных иностранных работников с 1994 по 2000 г. колебалась от минимальной величины 129 тыс. человек в 1994 г. до максимальной величины в 292 тыс. человек в 1996 г. В 2000 г. она составила 193 тыс. человек. По последним данным Минэкономразвития и торговли России в 2003 году в России было занято 366,3 тыс. иностранных граждан, из них – 49% – выходцы из стран СНГ, остальные 51% из Китая, Вьетнама, стран бывшей Югославии, Турции, КНДР, Польши и других стран. Ближайшим и наиболее многонаселенным соседом России является Китай, который по численности населения превосходит Россию в 9 раз, а по объему ВВП – в 4,1 раза, но в 2,2 раза отстает по уровню душевого ВВП. Для большинства китайцев Россия сегодня является местом для заработка, для некоторых – транзитная территория по пути на Запад. Вместе с тем, если 10% и более потенциальных китайских эмигрантов переориентируются на Россию угроза малонаселенным пространствам Сибири и Дальнего Востока может стать реальностью. Государство должно особенно внимательно относиться к регулированию потока иммигрантов из Китая и расселению их по территории страны. Так, перепись населения 2002 г. зарегистрировала в России 35 тыс. китайцев. Общее количество китайцев, побывавших в России в течение года, 800 тыс. чел. В основном китайские мигранты – это рабочие, занятые в строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Вьетнамцы и корейцы могут стать реальной альтернативой китайской иммиграции на Дальнем Востоке России. Выходцы из других государств дальнего зарубежья, мигрирующие в Россию на временной или постоянной основе, не создали крупных этнических диаспор. Российская модель рыночных трансформаций на рубеже ХХ–ХХI вв. способствовала формированию хозяйственного уклада, основанного на
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.036 с.) |