Контрольная работа 45. Понятия прогресса и регресса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа 45. Понятия прогресса и регресса.



Противоречивый характер развития

 

План

1. Понятие прогресса в развитии общества.

2. Объективные критерии общественного прогресса.

3. Диалектика прогресса и регресса. Противоречивый характер развития.

4. Техногенное и нравственное развитие цивилизации.

 

Литература

 

Учебно - справочная

1. Бармашова, Т.И. Философия: учеб. пособие / Т.И. Бармашова. - Красноярск, 2010.

2. Казакова, Н.Т. Философия: учеб. пособие / Н.Т. Казакова. - Красноярск, 2003.

3. Казакова, Н.Т. Философия: УМК / Н.Т. Казакова. - Красноярск, 2010.

4. Кармин, А.С. Философия: учеб. / А.С. Кармин. - М., 2006.

5. Марков, Б.В. Философия: учеб. /Б.В. Марков. - СПб., 2009

6. Миронов, В.В. Философия: учеб. / В.В. Миронов. - М., 2011.

7. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. / А.Г. Спиркин. - М., 2009.

8. Философия: учеб. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2010.

9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. М.С. Ковалева. - М., 2010.

Основная

1. Барбур, И. Этика и век технологий / И. Барбур. - М., 2001.

2. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1998.

3. Глазьев, С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социс. - 1996. - № 6.

4. Грунвальд, А. Роль социально-гуманитарного познания в междисциплинарной оценке научно-технического развития / А. Грунвальд // Вопросы философии. - 2011. - № 2. - С 115-127.

5. Емельянов, А. Солнечная альтернатива // Экология и жизнь. - 2005. - № 2.

6. Ленин, В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. - Т. 16. - С 219-224.

7. Ленин, В.И. X съезд РКП(б) / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. - Т. 43. - С 74-85.

8. Момджян, Х.Н. Французское просвещение XVIII века. - М., 1983.

9. Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. - М., 1998.

 

Тема 9. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

 

Сущность глобальных проблем современности. Проблема термоядерной войны. Проблема наркомании. Демографическая проблема. Проблема уменьшения запасов полезных ископаемых. Проблема ресурсов пресной воды. Экологические проблемы, представляющие конгломерат различных проблем. Проблема деградации духовного мира человека, его морали. Проблема неизлечимых заболеваний - СПИДа, рака и т.д. Перспективы развития человечества как следствие рациональности (или нерациональности) подхода к решению современных глобальных проблем человечества. Возможные варианты будущего человеческой цивилизации.

 

Контрольная работа 46. Глобальные проблемы современности и возможные пути их решения

 

План

1. Сущность глобальных проблем цивилизации.

2. Возможные пути решения глобальных проблем.

3. Перспективы развития человечества.

 

Литература

 

Учебно - справочная

1. Бармашова, Т.И. Философия: учеб. пособие / Т.И. Бармашова. - Красноярск, 2010.

2. Казакова, Н.Т. Философия: учеб. пособие / Н.Т. Казакова. - Красноярск, 2003.

3. Казакова, Н.Т. Философия: УМК / Н.Т. Казакова. - Красноярск, 2010.

4. Кармин, А.С. Философия: учеб. / А.С. Кармин. - М., 2006.

5. Марков, Б.В. Философия: учеб. /Б.В. Марков. - СПб., 2009

6. Миронов, В.В. Философия: учеб. / В.В. Миронов. - М., 2011.

7. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. / А.Г. Спиркин. - М., 2009.

8. Философия: учеб. / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2010.

9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. М.С. Ковалева. - М., 2010.

Основная

1. Арустамов, Э.А. Природопользование / Э.А. Арустамов. - М., 2002.

2. Браун, Л.Р. Экоэкономика. Как создать экономику, оберегающую планету / Л.Р. Браун. - М., 2003.

3. Варфоломеев, А.А. Терроризм как продукт антиэтатизма / А.А. Варфоломеев // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 23-33.

4. Зимина, Т. Биотехнология на службе безопасности / Т. Зимина // Наука и жизнь. - 2005. - № 6.

5. Коммонер, Б. Замыкающийся круг / Б. Коммонер. - М., 2000.

6. Лебедев, В. Миф о трансгенной угрозе / В. Лебедев // Наука и жизнь. - 2003. - № 11-12.

7. Лекторский, В.А. Философия, общество знания и перспективы человека / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 2010. - № 8. - С. 30-35.

8. Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству? / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. - 2000. - № 9.

9. Никольский, А.А. Охрана растительного и животного мира - стратегия выживания / А.А. Никольский // Глобальные проблемы биосферы. - Вып. 1. - М., 2001.

10. Реймерс, Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология / Н.Ф. Реймерс. - М., 1992.

11. Сергиенко, Л.И. Развитие экологического сознания и культуры / Л.И. Сергиенко // Аграрная наука. - 2003. - № 6.

12. Урсул, А. Перспективы экоразвития / А. Урсул. - М., 1990.

13. Эшби, У.Б. Введение в кибернетику / У.Р. Эшби. - М., 2005.


 

Вопросы к экзамену

 

1. Предмет философии, специфика, функции.

2. Возникновение философии. Основные этапы развития философского знания.

3. Категория бытия в философии.

4. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, дуализм.

5. Философское учение о материи.

6. Движение как способ существования материи.

7. Пространство и время как формы существования материи.

8. Сознание как высшая форма отражения действительности.

9. Проблема бессознательного в философии и психоанализе.

10. Диалектика и метафизика - основные методы познания в философии.

11. Закон единства и борьбы противоположностей.

12. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

13. Закон отрицания отрицания.

14. Категории диалектики.

15. Сущность познания и его структура.

16. Чувственный и рациональный уровни познания.

17. Проблема истины в философии.

18. Роль практики в познании.

19. Сущность материалистического понимания общества.

20. Социальная структура общества.

21. Формационная концепция общественного развития. Понятие общественно-экономической формации, ее структура.

22. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.

23. Материальное производство и предпосылки его развития (географическая среда и народонаселение).

24. Духовная жизнь общества. Сущность и структура общественного сознания.

25. Политическая организация общества.

26. Понятие личности в философии.

27. Смысл и назначение жизни человека.

28. Культура и цивилизация. Цивилизационный подход к развитию общества.

29. Понятие прогресса и регресса в общественном развитии.

30. Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества.

Глоссарий

 

Абсолют – понятие идеалистической философии, обозначающее вечное, неизменное, бесконечное, совершенное начало, содержащее все существующее и творящее его.

Абстракция – одна из основных операций мышления, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними.

Агностицизм – учение, полностью или частично отрицающее возможность достижения абсолютной истины в познании мира.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Акциденция – временное, преходящее, несущественное свойство вещи в отличие от субстанциального.

Алогизм – отрицание логического мышления как средства достижения истины.

Анализ и синтез – процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей.

Аналитическая философия – различные философские течения, которые видят задачу философии в анализе языка.

Аналогия – сходства нетождественных объектов в некоторых свойствах, отношениях.

Анархизм – общественно-политическое течение, игнорирующее всякую власть и государство.

Антиномия – противоречащие друг другу, но одинаково обоснованные рассуждения.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

Антропологизм – взгляд на человека как на высшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее пониманию.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и вымышленные мифические существа.

Антропософия – совокупность религиозно-философских идей, основывающихся на обожествлении человеческой сущности.

Апейрон – понятие, введенное Анаксимандром, обозначающее беспредельную, неопределенную частицу, лежащую в основе мира и находящуюся в вечном движении.

Апория – логически неразрешимое противоречие.

Апостериори – значение, полученное из опыта.

Апперцепция – понятие философии и психологии, обозначающее ясное и осознанное восприятие. Введено Г. Лейбницем.

Априори – знание, полученное до и независимо от опыта.

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать.

Базис и надстройка – категории социальной философии, характеризующие основные элементы общественно-экономической формации. Базис представляет собой совокупность всех производственных отношений общества. Надстройка – совокупность общественных явлений, порожденных экономическим базисом (политика, идеология, право, религия, наука, философия, искусство, мораль и т.д.).

Бессознательное – совокупность всех неосознанных, неотрефлексированных проявлений человеческой активности как на уровне отдельного индивида, так и на уровне социальных групп.

Биосфера – область активной биологической жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Бихевиоризм – точка зрения, упрощающая поведение человека до схемы «стимул – реакция», свойственной и животным.

Богостроительство – религиозно-философское и этическое учение в России, которое выдвигало идею «пролетарской религии» без Бога.

Бытие – фундаментальная категория философии, в широком смысле обозначающая существование. В материалистической трактовке основного вопроса философии (онтологической стороны) обозначает существующий независимо от сознания материальный мир.

Бытие общественное – объективное существование исторических форм общения и деятельности людей по отношению к их сознанию.

Верификация – один из принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть установлена посредством его сопоставления с чувственными данными.

Вещь – качественно определенная часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование.

Взаимодействие – процесс взаимного влияния объектов друг на друга, ведущий к изменению их состояний.

Витализм – идеалистическое учение, объясняющее все процессы жизнедеятельности действие особых нематериальных факторов («созидающая сила», «порыв к форме» и т.д.).

Власть – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия.

Возможность и действительность – категории, отображающие развитие материального мира. Возможность – совокупность факторов, предпосылок, задатков, являющихся некой потенциальностью и имеющих вероятностный характер их реализации. Действительность – реализованная возможность.

Волюнтаризм – разновидность идеалистической философии, признающая волю как первооснову всего существующего.

Восприятие – чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Время и пространство – основные формы существования материи. Пространство представляет собой сложную систему взаимодействия иерархии объектов материального мира. Время – последовательность сменяющих друг друга событий.

Врожденные идеи – понятия, не зависящие от опыта и имеющие врожденный характер.

Вульгарный материализм – философское течение, упрощающее и огрубляющее основные принципы материализма.

Генезис – происхождение, возникновение чего-либо.

Географическая среда – это та часть веществ и сил природы, которые активно используются людьми в процессе жизнедеятельности (ландшафтно-климатические условия, полезные ископаемые, водные ресурсы и т.д.), либо воздействуют на них как природные стихии (смерчи, землетрясения, цунами и т.д.).

Географический детерминизм – точка зрения, объясняющая развитие общества особенностями географических условий.

Геополитика – социальная доктрина, утверждающая, что политическая история государства обусловлена его географическим положением.

Герменевтика – идеалистическая философия, являющаяся теорией толкования текста.

Гештальтпсихология – идеалистическое направление, считающее первичными и основными элементами психики не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования («гештальты»).

Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности мира.

Гипотеза – предположительное знание, основанное на фактах.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем, захватывающих мир в целом.

Гносеология – учение о познании.

Гностики – философы, признающие возможность познания мира.

Гомеостазис – состояние равновесия сложных саморегулирующихся систем.

Гомогенность и гетерогенность – однородность и неоднородность вещей.

Государство – политическая организация, основное орудие политической власти в классовом обществе.

Гуманизм – принцип человеческих отношений, основывающийся на человеколюбии, уважении достоинства и прав человека, признании его ценности как личности.

Дао – понятие древнекитайской философии, обозначающее закономерности природы.

Движение – способ существования материи, всякое изменение вообще.

Дедукция – логическая цепь умозаключений от общего к частному.

Деизм – учение, согласно которому Бог создает мир, затем мир развивается по своим законам.

Демократия – форма власти, провозглашающая принцип подчинения меньшинства большинству, а также признание свободы и равноправия граждан.

Детерминизм – признание причинной обусловленности происходящего.

Дефиниция – логическое определение, содержащее существенные отличительные признаки предмета или значение понятий.

Деятельность – специфический человеческий способ отношения к миру, представляющий воспроизведение и творческое преобразование природы.

Диалектика – универсальный метод познания, основными принципами которого являются принцип развития, всеобщей связи и противоречивости мира.

Диалектическая логика – наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира.

Диалектический материализм – научное философское мировоззрение, которое возникло в результате соединения диалектического метода познания с материализмом.

Дискурсивный – рассудочный, логический в отличие от чувственного, интуитивного.

Дихотомическое деление – деление объема понятия (класса, множества) на два соподчиненных (производных) класса по принципу исключенного третьего.

Догматизм – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета развития науки и практики.

Досократики – мыслители начального периода древнегреческой философии (VII – нач. IV в. до н.э.).

Дуализм – философское учение, в противовес монизму признающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Духовное производство – деятельность человека, направленная на созидание духовных ценностей.

Единичное, особенное, общее – философские категории, выражающие ступени познания объективных связей мира. Единичное – индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному предмету. Общее характеризует сходные, повторяющиеся свойства, принадлежащие всем явлениям определенной группы. Особенное представляет собой своеобразный мостик между единичным и общим – по отношению к единичному оно выступает общим, по отношению к общему является единичным.

Естественное право – идеальное, независимое от государства право, вытекающее из «природы» человека.

Естествознание – совокупность естественных наук как целостности.

Жизнь – способ существования белковых тел, между которыми и окружающей средой осуществляется постоянный обмен. Представляет собой биологическую форму движения материи.

Заблуждение – искаженное отражение действительности в виде необъективного, недостоверного знания.

Закон – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений действительности.

Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и познания, раскрывающий источник развития и являющийся ядром диалектики.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений – всеобщий закон действительности и познания, раскрывающий механизм развития.

Закон отрицания отрицания – всеобщий закон действительности и познания, показывающий итог и направленность развития.

Западники – представители русской общественной мысли XIX века, считавшие, что Россия должна развиваться по западному образцу.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий как представитель другого предмета, свойства или отношения.

Знание – результат познания действительности, обусловленный общественной материальной и духовной деятельностью людей.

Значение – объективная функция предмета, которую он выполняет в деятельности людей.

Идеализация – мыслительный прием, связанный с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

Идеализм – одно из основных направлений в философии, признающее за основу мира духовное начало или сознание человека.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в активной, целеполагающей, творческой деятельности человека.

Идеология – система взглядов и идей, выражающих классовые интересы.

Иерархия – тип структурных отношений в сложных системах с присущей ему упорядоченностью, организованностью взаимодействия между отдельными уровнями.

Изменение – наиболее общая форма бытия объектов и явлений, представляющая всякое движение и взаимодействие, переход из одного состояния в другое.

Имманентное – свойство, внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу.

Импликация – логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством логической связи «если…, то».

Инвариантность – свойство величин, законом оставаться неизменными, сохраняться при определенных преобразованиях координат и времени.

Индетерминизм – отрицание причинной обусловленности происходящего.

Индукция – логическая цепь умозаключений от частного к общему.

Инструментализм – разновидность прагматизма, утверждающая, что понятия, научные законы и теории – лишь инструменты успешной деятельности.

Интеллектуализм – философское учение, родственное рационализму, абсолютизирующее роль интеллекта и отрывающее его от чувственного познания.

Интерес – значимое, нужное для индивида или какой-либо социальной группы, порожденное объективными социальными условиями, определяющее направленность воли и действия людей.

Интроспекция – наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение.

Интуитивизм – идеалистическое течение, противопоставляющее рациональному познанию интуицию как непосредственное постижение действительности.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Информация – передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

Иррационализм – философское учение, ограничивающее познавательные возможности разума.

Иррациональный – не постигаемый разумом, невыразимый в логических понятиях.

Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая отражение действительности в художественных образах.

Истина – объективное, достоверное знание.

Истина абсолютная – полное, завершенное, объективное, достоверное знание.

Истина относительная – неполное, незавершенное, объективное, достоверное знание.

Историческое и логическое – философские категории, раскрывающие соотношение между реальной историей предмета и логическим развитием мысли. Исторический метод воспроизводит все детали исторического процесса. Логический метод отражает историю в главных, существенных чертах.

История философии – наука, изучающая процесс становления и развития философии.

Категории – наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Категорический императив – нравственный закон, сформулированный И. Кантом, обозначающий безусловное общеобязательное, формальное правило поведения всех людей независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Качество – определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.

Киники – последователи древнегреческого философа Антисфена, пренебрегавшие общественными нормами и достижениями цивилизации.

Киренаики – древнегреческие философы, проповедовавшие принцип гедонизма (отождествление счастья с чувственными наслаждениями).

Количество – характеристика предмета, выражаемая числом.

Конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения (в том числе истина) являются продуктом соглашения между учеными.

Конкретность истины – уточнение условий, при которых какое-либо утверждение является истинным.

Концептуализм – направление схоластической философии, которое в споре об универсалиях отрицало реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавало существование в уме общих понятий как особой формы познания.

Креационизм – идеалистическое учение о сотворении мира в едином творческом акте.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком в ходе общественно-исторической практики.

Личность – человек в качестве социальной единицы, как член общества.

Логика – наука о способах доказательств и опровержений.

Ложь – преднамеренное искажение истины.

Мальтузианство – возникшая на основе идей Т. Мальтуса теория, согласно которой жизнь людей определяется «вечными» законами природы, обуславливающими отставание роста средств существования от роста народонаселения.

Марбургская школа – одно из направлений неокантианства, усматривающее основную задачу философии в анализе категорий и методов науки. Согласно этой школе, объект научного знания созидается логическими формами.

Материализм – основное направление в философии, признающее материю первоосновой действительности.

Материальное производство – это социальный процесс, совершающийся между природой и объединением людей, в котором люди выступают как активная сторона, субъект, преобразуя предметы, вещества и силы природы, создают неорганическое тело общества в виде вещных предметов потребления, средств труда и искусственной среды обитания.

Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Мера – границы, в которых количественные изменения еще не приводят к новому качеству.

Метафизика – 1) недоступные чувственному познанию, умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; 2) метод знания, противоположный диалектике, игнорирующий принцип развития, всеобщей связи и противоречивости мира.

Метод – средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

Методология – совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке. Учение о методе научного познания и преобразования мира.

Механицизм – интерпретация развития природы и общества закона­ми механической формы движения материи.

Милетская школа – материалистическая философская школа в Древней Греции (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе.

Мифология – фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, созданном для их изучения.

Монада – субстанциальная единица бытия.

Монизм – философское учение, признающее одно начало мира.

Мораль – форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей в контексте понятий добра и зла.

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

Народонаселение – совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы в ее целостности.

Научно-техническая революция – коренное преобразование общества на основе соединения научных и технических достижений.

Немецкая классическая философия – этап развития философии (конец XVIII – первая половина XIX века), представленный учениями И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха.

Необходимость и свобода – философские категории, выра­жающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость – неизбежное осуществление и развитие сущности. Свобода – осознанная необходимость.

Необходимость и случайность – философские категории, вы­ражающие отношение к сущности его отдельных проявлений. Необходимость – неизбежное осуществление и развитие сущности. Случайность – дополнение и форма проявления сущности, не имеющая неизбежного характера осуществления.

Неопозитивизм – современная форма позитивизма, полагающая, что знание о действительности дается лишь в конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления.

Неотомизм – теологическая форма современного объективного идеализма, возникшая на основе воззрений средневекового мыслителя Фомы Аквинского.

Неофрейдизм – современные модернизации психоанализа З. Фрейда.

Непосредственное знание – знание, полученное посредством прямого созерцания истины, в отличие от дискурсивного мышления.

Нигилизм – абсолютное отрицание, не связанное ни с какими положительными идеалами.

Номинализм и реализм – направления в средневековой философии, выделившиеся в ходе спора об универсалиях (общие понятия). Номиналисты считали понятия лишь именами единичных предметов. Реалисты утверждали, что общие понятия имеют реальное существование.

Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Понятие введено Тейяром де Шарденом, развито В.И. Вернадским.

Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию.

Объективная реальность – существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему.

Объективный идеализм – основное направление философии, признающее за первооснову мира духовное начало или сознание.

Онтология – учение о бытии.

Опыт – чувственно-эмпирическое отражение внешнего мира.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе. Рассматривается с двух сторон: 1) что является первичным – природа, материя (материалисты) или дух, сознание (идеалисты); 2) способно ли сознание верно отражать мир. Положительно решают вопрос гностики, отрицательно – агностики.

Отражение – взаимодействие объектов материального мира, следствием которого является изменение структуры, функций, поведения взаимодействующих объектов.

Ощущение – элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств.

Панлогизм – объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума.

Панпсихизм – идеалистическое воззрение, согласно которому вся природа обладает одушевленностью, психикой.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Парадоксы – формально-логические противоречия, возникающие в формальной логике при сохранении логической правильности рассуждения.

Патристика – христианское богословие II–VIII вв., стремившееся приспособить идеи неоплатонизма к обоснованию христианства.

Перипатетики – последователи философии Аристотеля, осуществлявшие обучение во время прогулок.

Персонализм – идеалистическое течение, признающее личность первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Личность понимается как духовный первоэлемент бытия.

Перцепция – чувственное восприятие, характеризующееся неосознанностью.

Плюрализм – признание множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу в отличие от монизма.

Позитивизм – направление западной философии, объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Познание – общественно-исторический процесс деятельности людей, формирующий их знания.

Понятие – форма отражения мира, форма обобщения предметов и явлений.

Постулат – исходный принцип или утверждение научной теории.

Потребность – внутренний побудитель активности, нужда в объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом.

Право – воля господствующего класса, возведенная в закон. Определяется материальными условиями жизни и интересами данного класса.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, определяющее содержание знания его практическими последствиями (успехом, выгодой).

Праксиология – область социологического знания, изучающая трудовые действия с точки зрения установления их эффективности.

Практика – предметно-вещественная деятельность человека, направленная на преобразование внешнего мира.

Предмет познания – включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

Природа – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений, объективная реальность, существующая независимо от сознания.

Причина и следствие – философские понятия, выражающие взаимообусловленность происходящего. Причина – совокупность факторов, предпосылок, с неизбежностью вызывающих определенное событие. Следствие – результат действия причины.

Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие общества определяется внешними по отношению к историческому процессу силами – провидением, Богом.

Прогнозирование – разновидность научного предвидения, исследование перспектив какого-либо явления.

Прогресс и регресс – противоположные формы развития общества, означающие соответственно либо поступательное развитие по восходящей линии, либо возврат к старым, застойным, изжившим себя явлениям.

Производительные силы – один из элементов способа производства, содержание которого составляют люди и средства производства, состоящие в свою очередь из предметов и орудий труда.

Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе материального производства и представляющие отношения производства, распределения, обмена и потребления.

Противоположности – вещи, явления, процессы с взаимоисключающими свойствами.

Противоречие – взаимодействие противоположных сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся в единстве, являясь источником развития объективного мира и познания.

Протяженность – одна из основных характеристик пространства, выражающая его размеры.

Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний на основе учения о бессознательном, разработанным австрийским психологом 3. Фрейдом.

Развитие – существенное, необходимое движение, основной тенденцией которого является поступательный характер.

Рассудок и разум – взаимно необходимые стороны развития познания. Рассудок – способность оперировать понятиями, классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Разум синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания.

Рационализм – учение в теории познания, абсолютизирующее роль рационального уровня.

Реальность – существующее в действительности в сопоставлении с небытием. Материализм различает два вида реальности – объективная реальность существует независимо от человеческого сознания, субъективная реальность есть продукт деятельности сознания.

Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Самосознание – выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру.

Свойство – характеристика предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами.

Семантика – раздел семиотики, изучающий знаковые системы как средство выражения смысла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.191 (0.138 с.)