Идея общего блага в философско-правовых концепциях античности, Средневековья, нового и новейшего времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея общего блага в философско-правовых концепциях античности, Средневековья, нового и новейшего времени.



Одно из главных назначений гос-ва – это общее благо.

Идея общего блага развивалась след.образом: в общем виде под благом всегда понималось нечто, что имеет положит. смысл для чел-ка. Первоначально сформировалась идея личного блага. Общее благо – счастье – жизнь по правде, подчинение не каким-то законам, а законам природы. Счастье - благо высшего порядка.

(Демокрит) Формы проявления счастья: хорошее настроение, гармония,неустрашимость, соблюдение законов. Реализация этих форм счастья обеспечивает чел-ку свободу, а гос-ву порядок.

Сократ: высшим качеством человека считал мудрость – единство знания и умения различать добро и зло, и добродетель. Главная добродетель – законопослушание, причем абсолютное. Закон есть справедливость, все законы справедливы, следовательно абсолютное законопослушание. Наличие справедливых законов обеспечивает высшую свободу. Абстрактные блага не существует, есть лишь конкретные поступки, которые могут приносить благо как отдельным гражданам, так и полису.

Среди благих поступков определял: мужество, выдержка, правдивость Платон: первое философ.определение блага: благо- это то, что существует ради него самого. Истинное благо он сравнивает с солнцем.

Аристотель: Вводит понятие «общее благоправильное гос-во»! – правильное государство, полития как власть средних, заботящихся об общих интересах.Т.к. каждый получает индивидуальное благо, формируется общее благо или благо в естественном и справедливом сосуществовании людей и сообщества. Человек получает все, что желает, не принося вреда другому. Аристотель показывает следующие блага: добро, рассудительность, правосудие. Эпикуор: высшее благо – благоразумие.

Вывод: Благо – скептический феномен, имеющий множество аспектов. Попытки найти единственное благо оказались безуспешными, но процесс поиска оказался плодотворным.

Т.к. в результате формируется представление о благе как абстракции, которая не отражает конкретные уровни, формы его проявления. Но нельзя отрицать то, что благо связано с правом, свободой, равенством, справедливостью.

35. Ценностно-правовые характеристики общего блага.

Сущностные св-ва общего блага: 1) общее благо это ценность, способность предмета, явл-я быть значимым для людей; 2)по мере развития человечества менялись представления о формах проявления общ.блага. 3) Общее благо – это общечеловеч.ценность, оно признается всеми людьми. Это эталон с которым соизмеряются др.ценности и поступки. 4) общее благо- это высшая ценность, она обладает всеми харак-ми высш.ценности.

Общее благо в юридическом контексте можно понимать как феномен, возникший в результате функционирования права как социального института.

Право можно рассматривать как добро для всех (Гегель).

Философы права выделяют специфические правовые характеристики общего благ а:

- общее благо- это свобода;

- равенство (предполагает соразмерность, эквивалентность свободы, к-рой обладает каждый человек.Это рав-во формальное);

- справедливость (такое общ-во где реализуется справедливость).

Функции общего блага:

1. Ценностно - правовая ориентация деятельности людей: общего блага задает опред.идеалы, ориентирует,чел-ка что законно, правомерно и т.д. Позволяет определить обществ.предпочтения в поступках и сформул-ть личностное представление о ценностях;

2. Ценностно - правовая организация это функция обуславливает воздействие общего блага на формирование потребностей, которые в соединении с волей порождают действия человека(фактич.поведение).

Эти функции выделены, исходя из правового аспекта общего блага.

Право-это элемент общего блага,т.к право может обеспечить рав-во,св-ду и справедливость. Общее благо выступает как ценность – цель, а право – как ценность – средство.

Общее благо имеет место при наличии опред.условий: 1)признание правомерности индивид.блага каждого чел-ка: это а) признание естеств.потребностей в кач-ве прав и свобод чел-ка; б)легитимность власти и закона - гос-во должно принимать только такие законы,которые направлены на обеспеч-е прав и св-д чел-ка. 2) согласование интересов различ.групп и отдел.людей. Общее благо выражает объективно необход.условия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.004 с.)