Система философско-правовых взглядов г. Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система философско-правовых взглядов г. Гегеля.



Гегель различает три научных способа трактовки естественного права: эмпирический, формальный и абсолютный (свой подход). В философии права Гегель освещает формы обнаружения объективного (объективно свободного) духа в виде осуществления понятия права в формах наличного бытия. Предмет ФП – это "идея права - понятие права и его осуществление". Три осн. формы конкретизации понятия права: абстрактное право, мораль, нравственность. Абстрактное - первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Человек здесь выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного "я". Такая единичная воля есть лицо, личность, которая обладает правоспособностью. "Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц". Абстрактное право выступает лишь как абстрактная и голая возможность всех последующих, более конкретных, определений права и свободы. Мораль - личность (персона) абстрактного права становится моральным субъектом. Здесь впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Нравственность - личность (персона) абстрактного права становится моральным субъектом. Здесь впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Впервые это было отмечено Гегелем в его работе "Философия права". В этой работе Гегель доказал диалектичное единство ЕП и ПП. Единство проявлялось в следующем: 1) ПП признается необходимой формою существования ЕП. Форма ЕП обусловлена специфическими признаками ЕП (обязательным характером их исполнения, возможностью применения мер принятия, то есть теми признаками, которые на первый взгляд противоречат ЕП). 2) ПП находиться в зависимости от ЕП, о правовой природы вещей. ЕП первично по отношению к ПП, то есть закон должен выражать правовую природу вещей, поэтому ПП выступает, как вторичное производное от ЕП. ЕП выполняет функцию руководящего начала, оно предопределяет содержание ПП. 3) ПП, как форма, передает ЕПу такие признаки и свойства, без которых оно не может реально осуществить свою главную идею свободы. ПП выступает гарантом реализации естественно-правовых начал, таким образом, действительно ЕП и ПП выступают как двухсторонние единые правовые явления. ЕП и ПП выступает по отношению друг к другу как условия. Характеризуя "право как закон", Гегель писал: "То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право". В процессе законодательства право превращается (позитивируется) в закон и тем самым праву придается форма всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства, подчеркивает Гегель, могут быть лишь действия людей, внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренняя сфера. Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве. Учение Гегеля сложилось как завершившее немецкую фсф.

12.Историко-теоретические предпосылки возникновения философии права в России.

История философии права в России имеет глубокие формы. Считается, что русское правоведение начинается со времен Петра I (с 18 века). До этого времени знание отечественных законов носило случайный характер. Но это не так. Сегодня ученые (например, Кузнецов) считают, что основание правовых взглядов в России был заложен в период феодализма. Памятники права: «Слово о законе и о благодати Иллариона», 11 век «Повесть временных лет», «Русская правда», 12 век. В «Слове о законе и о благодати Иллариона» главная идея учения – свобода личности, которая противопоставляется закону. Закон – формальное предписание, которое навязывается извне. В 16 веке, стремясь найти разрешение противоречия между феодализмом и крестьянством, Федор Карпов предлагал издавать праведные законы, которые регулировали бы различные людские интересы. Феодосий Косой автор идеи неповиновения власти, которая следует из равенства людей и бога. В период преодоления феодальной раздробленности после падения татаро-монгольского ига, в 1497 году – единый судебник. В 17 веке в русском обществе намечалась тенденция освобождения общей мысли от религиозного церковного влияния, хотя процесс шел очень медленно (но философские идеи еще были пронизаны религиозными мотивами): Судебник 1550 года,Стоглав 1551 года,Судебник 1589 года,Соборное Уложение 1649 года. Таким образом, до времен Петра I достаточно исторических источников права, что позволяет говорить, что русское правоведение имеет более глубокие корни. Уложение 1649 года свидетельствует о значительной степени образованности юристов в России того времени. Наиболее интенсивное развитие правовых идей началось с 17 века. В это время перед юристами стояли сложные задачи – необходимо было достичь уровня стран Западной Европы. Развитие правовых идей шло не по пути копирования западных идей, а по пути формирования собственных взглядов. Русское правоведение внесло свой вклад в развитие идей естественного права. В эту эпоху развивается «чистое» правоведение (без религиозных мотивов). Петр I узнал, что книга Пуфендорфа служит основой для обучения юристов Запада, велел перевести ее на русский язык. Эта книга имела большую популярность в России, но основную роль играли лекции профессоров в русских университетах. Многие лекции читались немецкими профессорами, естественно, с постулатами немецкого права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.003 с.)