Анализ рентабельности продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рентабельности продукции



Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2)показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

или

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

 

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. (рис.5)

Резервы увеличения суммы прибыли
Увеличение объема реализации продукции
Снижение себестоимости продукции
Повышение цен
Реализация в более оптимальные сроки
Поиск более выгодных рынков сбыта продукции
Повышение качества продукции
Увеличение объема производства продукции
Резервы сокращения остатков нереализованной продукции
Сокращение непроизводи-тельных издержек
Внедрение в производство ресурсосберегаю-щих технологий

Рис. 5 Основные источники резервов увеличения суммы прибыли

Вопросы для самоконтроля


1.По каким направлениям проводится анализ прибыли?

2.Какое значение имеет анализ состава прибыли в динамике?

3.В какой последовательности проводится анализ прибыли от обычных видов деятельности?

4.Какие факторы оказывают влияние на изменение прибыли от продаж?

5.С какой целью проводится анализ среднереализационных цен?

6. В чем состоит суть анализа финансовых результатов от прочих видов деятельности?

7.По каким направлениям проводится анализ рентабельности?

8.По каким направлениям проводится анализ распределения и использования прибыли?

9. На каких принципах строится анализ прибыли в системе «директ - костинг»?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций.-2-е. изд. Перераб. И доп.-М.:ИНФРА-М,2013.-208с.

2..Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. / Лысенко Д.В.- М.: ИНФРА-М, 2010, 320 с.

3. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. / под. Ред. Д.э.н., проф. М.А. Вахрушиной. М.: Вузовский учебник, 2009, 463с.

 

Дополнительная

1. Буторина О.В.Международные экономические отношения. Базовые параметры/ О.В. Буторина, С.А. Галкин, В.Н. Ткачев. Под. Ред. О.В. Буториной. М.: Издательство «Весь мир», 2013

2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – Минск: Новое знание, 2009. – 512 с.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. Исп и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

Лекция 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.57.87 (0.023 с.)