Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Педагогические концепции здоровья
В технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья, разработанной группой педагогов-новаторов, «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) – это «совокупность форм поведения, которая способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и которые выражают ориентированность личности на то, чтобы формировать и укреплять своё здоровье».
ЗОЖ – это:
- поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану здоровья;
- индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности;
- система личной научно-обоснованной профилактики заболеваний;
- модель поведения индивида в данных конкретных условиях жизни, уменьшающая риск заболеваний;
- система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.12
В ряде педагогических концепций здоровья, представленных в «Энциклопедии образовательных технологий»,12 проблема формирования отрицательного отношения к вредным привычкам (алкоголизации, табакокурению, наркомании) упоминается или подразумевается: «отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков»; «школа без курения, алкоголя, наркотиков», «класс без курения, алкоголя, наркотиков» (А. Ф. Пазухин); «не употребляй алкоголя и не кури» (система «Детка» П. К. Иванова).
Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
Абсолютное большинство авторов концепций здоровья и здорового образа жизни считают, что понятие «здоровый образ жизни» не совместимо с понятиями «алкоголь», «табак» и «наркотики». И хотя по отношению к малым дозам алкоголя в медицинских целях в ряде концепций для взрослых делается снисхождение (Н. Семенова, Е. Фролов), то в концепциях здоровья для детей и молодёжи психоактивным одурманивающим веществам места нет!
АТН для души тем опаснее, что человек не замечает опасности. Как утверждает доктор медицинских наук А. М. Карпов, при повреждении тела у человека появляются эмоции страха, тревоги и человек идёт к врачу или сам принимает меры по оздоровлению. При повреждении души АТН и развратом – наоборот, мышление нарушается, способность анализировать утрачивается, совесть теряется, воля слабеет, и человек продолжает вести порочный образ жизни.8
Как сказала подростковый врач-психиатр-нарколог из Татарстана Роза Нажипова,
Формула жизни проста:
Здоровье, мораль, красота,
Созидание, трезвость и воля –
Человека достойная доля.
Как сохранить здоровье?
Нами были рассмотрены ведущие концепции сохранения здоровья с древнейших времён до наших дней. Вернемся к классическому определению здоровья, предлагаемому ВОЗ, согласно которому здоровье – это физическое, духовное и социальное благополучие. Также известно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Это значит, что наше здоровье – наполовину в наших руках, вне зависимости от состояния медицины, наследственности, экологических и социальных проблем. Какими могут быть практические рекомендации на основании всего вышеизложенного?
Духовное здоровье
Для сохранения здоровья, с точки зрения, как религии, так и современной науки, необходимо соблюдать нравственные законы и вести трезвый здоровый образ жизни не только на физическом, но и на психосоциальном уровне, т. е. жить по законам природы и по «заповедям Божиим».
Поэтому здоровый образ жизни – это, прежде всего, нравственный образ жизни. Чтобы жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, необходима опора на ценности Любви, Добра, Прощения.
Традиционные религии предлагают человечеству богатейший арсенал для сохранения духовного и душевного здоровья: предписания и правила, таинства, пост, молитву и т. д.
Современные психологи с переменным успехом занимаются тем же. Делаются попытки объединить религиозное знание с современной психологией. В частности, М. Я. Дворецкая разработала конспект лекций и программу по курсу «Святоотеческая психология» (Новокузнецк, 1999). Автор открыто оперирует религиозными понятиями: дух, душа, грех, спасение, Страх Божий, тема «креста» и т. п. «Закон притяжения», описанный западными психологами, тоже из их числа, хотя слово Бог здесь ни разу не упоминается.
Физическое здоровье
- Режим дня – основа физического здоровья. Подобно тому, как все в природе живёт по законам ритма, так и человек должен подчиняться законам собственных биоритмов. Воспитание начинается с режима дня. Режим дня – это программа разумного сочетания труда и отдыха, подчинения естественным биоритмам. Особенно это важно в период развития и созревания организма.
- Внешние условия сохранения физического здоровья: нормальная экология, тепло, воздух, солнечный свет. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Закаливание организма с помощью природных факторов – необходимое условие укрепление здоровья. Следовательно, забота о состоянии окружающей среды – важнейшая нравственная и экзистенциональная задача.
- Внутренние условия сохранения физического здоровья: здоровое питание, физическая культура, здоровый сон, оптимальное сочетание труда и отдыха, гигиена, очищение организма.
- Наше питание – это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Основу здорового питания составляют умеренность, употребление в пищу только натуральных продуктов, желательно полученных в данной местности. Азбукой рационального питания является раздельное питание. Согласно правилам раздельного питания, белки не следует смешивать с углеводами, зато жиры можно смешивать как с белками, так и с углеводами. Из напитков самым лучшим является чистая природная вода. Согласно новейшим научным данным, питьевой режим взрослого человека должен составлять от полутора до двух литров чистой воды в сутки. Алкоголь и табак должны быть исключены, кроме напитков естественного брожения, крепостью не более 1–2%, например кваса, кефира.
- Физическая культура – это, прежде всего, культура движения. Особенно остро организм нуждается в движении в молодом и пожилом возрасте. Здоровье нужно «зарабатывать» достаточной физической активностью. Движением излечиваются многие болезни. Поэтому так важно внедрять массовый спорт вне зависимости от времени года – летние и зимние его виды. Самый доступный вид физической активности – ходить пешком. Спорт высших достижений может принести вред. К физической культуре также относятся массаж и самомассаж, гимнастика для глаз, для отдельных частей тела и т. п.
- Гигиена, очищение организма. Важно соблюдать личную гигиену пользоваться только индивидуальным полотенцем, расческой, одеждой, обувью, соблюдать чистоту. Но не менее важно соблюдать чистоту внутренней среды организма. Очищение организма – это освобождение от болезнетворных микробов, вирусов, грибков, паразитов, радионуклидов, солей тяжёлых металлов. При соблюдении постов организм очищается естественным образом. Однако существуют и многочисленные методики очищения организма, как комплексные, так и по отдельным органам. Самые известные из них – методики Ю. Андреева, Б. Болотова, П. Брэгга. Н. Семеновой, Г. Малахова и др.
Социальное здоровье
- Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий. Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни. Информация должна быть жизнеутверждающей. Можно так увлечься разоблачением зла, что разоблачение зла станет ещё большим злом.
- Умение жить в гармонии с самим собой: иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, положительно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
- Умение жить в гармонии с окружающими. Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему. Будет любовь, будет и понимание того, что можно и нельзя делать и говорить, будут и такт в общении, и умение прощать. Этикет, правила поведения навыки общения полезны, необходимы, но они являются лишь вспомогательными средствами достижения гармонии во взаимоотношениях людей.
Выводы к главе 2
- Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов. У всех народов формировались специальные системы физического самоусовершенствования: закаливание, борьба, физические упражнения и т. п. У всех народов имелись ограничения в пище, питье, в отношении к одурманивающим веществам. У всех народов с древних времён физическое здоровье ассоциировалось с силой духа.
- Мировые религии обращают внимание на сохранение здоровья человека. Однако в религиях здоровье не самоцель, а часть духовной практики. Тело в религиозном понимании – это храм души. Оскверняя тело, человек оскверняет и душу.
- Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
- Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек – это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни – это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.
- Грозную опасность для сохранения физического, психического и социального здоровья в современном обществе представляют все виды легальных и нелегальных наркотиков. Являясь ядами, они разрушают человека на физическом уровне, приводят к социальной дезадаптации, всякого рода безнравственности, преступлениям, а также к моральной и духовной деградации.
- Свобода от наркотиков ещё не делает человека здоровым, но она является тем фундаментом, без которого невозможно обеспечить, ни физическое, ни духовное, ни социальное благополучие.
- В современной подростковой и молодёжной среде массовое распространение употребления алкоголя, табака и наркотиков становится, по-видимому, главным препятствием для воспитания здорового поколения. А это – угроза национальной безопасности и самому существованию нашей цивилизации.
Основная литература
- Православный пост. Великий пост, Петров пост. Успенский пост, Рождественский пост: Традиции, правила, кухня / Сост.Т. Сергеева. – 3-е изд. – М.: Локид-Пресс, 2004. – С. 5–10. ^
- Силуянова И. Человек и болезнь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Изд. 2-е, доп. Изд. Сретенского Монастыря, 2001. – С. 14–16. ^
- Все религии мира / Под общей ред. Е. В. Кузьминой. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008. С. 214–228. ^
- Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 65-75. ^
- Все религии мира / Под общей ред. Е. В. Кузьминой. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; Спб.: Сова, 2008. С. 166–170. ^
- Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 107–108. ^
- Вагапова Ф. Ислам и трезвые религии / www.optimalist.narod.ru ^
- Карпов А. М. Здравствуйте, если хотите. Образовательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти / А. М. Карпов. – Казань, 2008. ^ ^ ^
- Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения / http://zdorovie.perm.ru ^
- Профилактика / http://zdorovie.perm.ru/Prophylaxis ^
- Бехтерев В. М. Мозг: структура, функция, патология, психика / Избр. Труды в 2 томах. – М. 1994. ^
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 671. ^ ^
- Счастлив тот, кто вина не пьёт. Как молиться об исцелении от недуга пьянства. – М, 1997. – С. 20–35. ^
Дополнительная литература
|