Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений



Как сообщает профессор А. Н. Маюров, всего 416 религий исповедуют трезвость и трезвение. В их числе трезвые мусульмане представляют около 20% всего населения земного шара. Буддизм исповедуют около 500 миллионов человек (около 6% населения планеты). По числу приверженцев Индуизм является третьей религией мира. Численность его сторонников перевалила за 800 миллионов человек, что составляет около 14% всего населения земного шара.

Наряду с древними и традиционными религиями в разных странах мира активные действия по отрезвлению народов проявляют и относительно новые религиозные конфессии. В частности, адвентисты седьмого дня (более 16 миллионов человек), приверженцы бахаизма (более 6 миллионов человек), мормоны (более 8,2 миллионов человек), сторонники методизма (свыше 60 миллионов человек) и другие…». По мнению А. Н. Маюрова, 2/3 человечества живут трезво или в условиях строгих ограничений.13

Таким образом, основные мировые религии исповедуют воздержание, самодисциплину, самосовершенствование, что подразумевает и воздержание от опьяняющих веществ. Но как показывает жизнь, проблем с пьянством нет или почти нет только в тех странах, где религии запрещают употребление алкоголя, где не остаётся лазеек для компромиссов.

Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом

Юридические меры

В Древнем Египте пьяниц подвергали публичному осмеянию и другим наказаниям. В Китае за 2286 лет до Рождества Христова был издан эдикт, воспрещавший неумеренное потребление спиртных изделий. В 1279 году до Рождества Христова из Китая были изгнаны все винокуры, а в 2205 году пьянство в Китае стало караться смертной казнью. Примеру китайцев последовали вскоре японцы. Продажу и потребление алкоголя запрещали и законы Древней Индии.

Афиняне считали заслуживающим смертной казни члена городского суда, если он напивался пьяным. В Древнем Риме в III в. до н. э. запрещалось пить вино мужчинам, не достигшим 30-летнего возраста, а женщинам – всю жизнь. Пьянство женщин наказывалось смертной казнью. Всякий римлянин имел право убить свою жену или раба, если они напивались пьяными. Римские цезари имели право упившегося сенатора лишить должности и конфисковать его имущество. Ликург Оракийский и Тербул Бомарский (704 г.) воспрещали разведение виноградников (Г. И. Гордон, 1910). В 862 году до н. э. Сенат Рима запретил празднества в честь Бахуса и казнил несколько тысяч участников вакханалий, однако это уже не спасло римлян, потому что пьянство пустило глубокие корни в древнеримском обществе.14 Карл Великий предписал судьям строгое воздержание от алкоголя во время отправления судейской должности (С. Остроумов, 1904).

XIV, XV, XVI вв. – это время распространения пьянства в Европе. Здесь также преобладали юридические меры борьбы. Делались попытки ограничить пагубные последствия употребления алкоголя, но само пьянство преодолеть не удалось. Суд Парижа в 1397 году запретил ремесленникам посещать питейные заведения в рабочие дни. В 1524 году маркграф Гессенский Филипп (Германия) велел изъять из продажи крепкий алкоголь. В Англии пьяниц водили с ярмом на шее.

С развитием капиталистических отношений распространённость алкоголизма растёт. Алкоголь выпускается в промышленных масштабах и становится всё более доступным для масс народа. В XIX–XX вв. с проблемами алкоголизма сталкиваются США, Бельгия, Великобритания, Финляндия, Швейцария.

В начале XIX столетия пьянство сильно возросло в Швеции. Потребление крепкого алкоголя доходило до 46 литров на душу населения. Но шведы нашли достаточно эффективный способ борьбы с пьянством. В 1865 году они ввели Готенбургскую систему, согласно которой крепкий алкоголь полностью изымался из розничной торговли, и его отпуск разрешался в ограниченном количестве при условии одновременного приёма горячей пищи. Владельцы таверн никакого дохода от продажи алкоголя не получали, он шёл в распоряжение общины. Через 20 лет, в 1885 году было запрещено частное винокурение. В начале ХХ столетия потребление алкоголя снизилось до 8 литров на душу населения.

В 1919 году шведы вместо Готенбургской системы ввели систему Брата. Главе семьи разрешалось приобрести в течение месяца по карточкам 4 литра спиртных изделий крепостью не более 22 градусов. Закон запрещал продавать спиртные изделия: лицам моложе 21 года; лицам, которые в течение последних двух лет были оштрафованы за появление в пьяном виде; лицам, которые в течение трёх последних лет совершили какой-либо проступок в пьяном состоянии; лицам, которые лишены этого права по постановлению комиссии трезвости при общине. Закон также запрещал продажу алкоголя в одном помещении с продуктами питания.

Система Брата действовала до 1953 года и постепенно отмерла.15

Сегодня в Швеции существует жёсткая госмонополия на алкоголь – производить алкоголь может только государство. Алкоголь продают только в немногих специализированных магазинах (1 на 14 тысяч жителей), и находятся они исключительно на окраинах, подальше от людских глаз. Рекламу алкоголя можно увидеть только здесь. Есть ограничения и во времени: торговля алкоголем запрещена после 19.00, ночью, в выходные и праздники. Есть ограничения и по возрасту. Хотя совершеннолетие здесь наступает в 18 лет, оно даёт право только на голосование на выборах. Право покупать алкоголь молодые люди могут реализовать только с 21 года по паспорту. И этот закон не нарушается. С продавцами алкоголя ведётся просветительная работа. Кроме того, для выявления нарушений часто используется метод провокаций. Полиция направляет за алкоголем молодых людей, которым уже исполнился 21 год, но которые выглядят моложе своего возраста, и следит, чтобы у молодых людей потребовали паспорт.

Алкоголь разрешён и в ресторанах, но контроль и здесь очень жёсткий. В 2006 году 50 ресторанов Стокгольма были лишены лицензии на торговлю алкоголем из-за нарушения правил торговли, например, доведения клиента до состояния опьянения.

В Швеции самый высокий налог на алкоголь – 90 процентов от себестоимости.

Результатом длительных, последовательных ограничений является то, что среди пьющих стран в XXI веке Швеция – одна из самых трезвых (5,2 л абсолютного алкоголя на душу населения).

Со вступлением в Евросоюз под его давлением ситуация в Швеции ухудшилась, но свою монополию на алкоголь она отстояла. К сожалению, по настоянию Евросоюза, в супермаркетах теперь можно купить так называемое «народное пиво», некрепкое по российским меркам: 4 баночки пива содержат 15–17 миллилитров алкоголя (примерно десертная ложечка). Но даже это волнует шведских экспертов, т. к. пиво является провоцирующим «напитком» и способствует более раннему приобщению к алкоголю. Характерной чертой современной алкогольной ситуации в Швеции являются противоречия между теми, кто вообще не пьёт, и теми, кто пьёт всё больше. Но судя по демографическим показателям, здравый смысл здесь преобладает. Ожидаемая продолжительность жизни шведских мужчин – 78 лет, женщин – 82 года против 58 и 72 соответственно в России начала третьего тысячелетия.16

Таким образом, исторический опыт показывает, что юридические ограничительные меры – это меры с ограниченными возможностями.

Медицинские меры

Есть свидетельства, что ещё Гиппократ описывал психозы, связанные с употреблением алкоголя, а в Византии существовали специальные лечебницы для алкоголиков. Английский парламент в 1879 и в 1888 гг. принимает «Акт о привычных пьяницах», согласно которому этих лиц направляли в специальные учреждения для лечения.

Первое десятилетие ХХ столетия во всех странах характеризуется наличием различных форм лечебной помощи лицам, страдающим алкоголизмом. Так, в Германии в 1909 г. функционирует ряд лечебниц для алкоголиков. В Пруссии алкоголиков лечат в психиатрических больницах. Предусматривалось как добровольное, так и принудительное лечение. Специальные лечебницы для алкоголиков открывают и в Англии, но лечат их в содружестве с психиатрами.

Особенно бурно распространение алкоголизма начинается в 50-е гг. ХХ столетия. К 1970 г. употребление абсолютного алкоголя на душу населения достигло: во Франции – 18,6 л.; Италии – 17,5 л.; ФРГ – 13,2 л.; США – 9,5 л.; Венгрии – 8,8 л.; Чехословакии – 8,4 л.; Югославии – 7,3 л.; Румынии – 6,6 л.

С ростом алкоголизма стали расти преступность, травматизм, общая смертность населения. К 1975 г. только в рамках международных организаций (ВОЗ, ООН и др.) стал функционировать ряд комитетов и организаций, занимающихся проблемами алкоголизма, а также курения и наркомании.

В большинстве европейских стран есть национальные комитеты, возглавляющие и координирующие усилия различных организаций по борьбе с алкоголизмом. Законодательством Франции, Великобритании США предусматривается повышенная ответственность за совершение противоправных действий в состоянии опьянения. В Швеции все алкоголики попадают в поле зрения судов и полиции.

В большинстве европейских стран организуются специализированные антиалкогольные стационары или амбулаторные учреждения (ФРГ, Швейцария). В отдельных штатах США для специализированных клиник разработаны программы лечения и реабилитации алкоголиков. В СССР была организована сеть лечебно-трудовых профилакториев с принудительным лечением и трудотерапией.17

Преобладающими методами лечения в наркологии являются медикаментозные в сочетании с психотерапией. Результаты наркологических служб во всём мире весьма скромные: излечиваются от алкоголизма лишь 2–5%. Самой большой проблемой является снятие психической зависимости от алкоголя (как и от других одурманивающих веществ). Становится всё более очевидным, что медицинское направление борьбы с алкоголизмом – это борьба со следствиями, а не с причинами.

В сухозаконных странах сегодня тоже создаются наркологические службы (Ирак, Объединенные Арабские Эмираты и др.), но ситуация там совершенно иная, алкоголизм встречается на уровне единичных случаев.

Тяжёлая ситуация в традиционно пьющих странах. В начале третьего тысячелетия Европейский Союз является одним из самых пьющих регионов мира (среднее потребление алкоголя на одного пьющего составляет 15 л в год.18 Больше пьют только в России (18 л в год).

Таким образом, исторический опыт показывает, что и медицинские меры – это меры с ограниченными возможностями.

Педагогические (образовательные) меры

Педагогические меры борьбы с пьянством имеют давнюю историю. Вопрос о целесообразности антиалкогольного просвещения ставился ещё в Древней Греции Платоном. В Древнем Риме в целях антиалкогольного воспитания молодёжи пытались использовать метод примера: рабов специально напаивали допьяна и потом водили по улицам, чтобы наглядно показать молодёжи, насколько омерзительно пьянство.19 В Древней Греции винопитие осуждали Гомер, Геродот, Каллимах, Полемон, Феокрит. Косвенными свидетельствами о характере употребления алкоголя в то время являются литературные памятники, в том числе, эпитафии. Вот надпись на могильном камне (Каллимах, 310–240 гг. до н. э.): «Пьяницу Эрасиксена сгубили винные чаши: выпил несмешанными он сразу две чаши вина».20

Педагогический смысл имеют тексты Священного писания и поучения святых отцов, обличающие вред пьянства. В России против пьянства ополчились главные книги по духовно-нравственному и бытовому наставлению «Стоглав» и «Домострой», В них указано, что «душе погибель и дому разорение» несут те, кто «ест и пьёт безудержно, до обжорства и опьянения», «в содомский впадает грех или держит корчму» и т. д.21

В борьбу с пьянством вступают писатели и поэты:

У. Шекспир:

«О ты, незримая сила вина! Если не дано тебе ещё названия, так я назову тебя дьяволом».

Ф. М. Достоевский:

«От пьянства народ загноился… От него иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие».

«Употребление спиртных «напитков» скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей, тупит перед всякой доброй пропагандой, а главное – неотразимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность».

Л. Н. Толстой:

«Спиртные напитки – зло, дьявольское питьё, от них люди делаются сначала как лисицы, потом как волки и, наконец, как свиньи».

Великие учёные второй половины XIX – начала XX столетия сосредоточивают свою антиалкогольную пропаганду не только и столько на физических последствиях пьянства, сколько на духовных:

Проф. П. И. Ковалевский:

«В числе первых признаков алкогольного слабоумия является ослабление и падение нравственных начал… Пьяница всему предпочитает кабак и водку… Такой человек забывает требования общественных условий, нравственных приличий и общепринятых законов в деле поклонения своему идолу. Ложь, обман, воровство, мошенничество – всё это самые позволительные средства».

Проф. А. Форель:

«Медленно, исподволь пьяница делается нелюдимее, чувственнее, глупее, нравственное чувство притупляется, усыпляется совесть, он делается лживым, лукавым и тупым. Быстро умирает в человеке человек, пока наконец какая-нибудь обессиливающая болезнь (катар желудка, случайный перелом ноги или просто истощение) не вызовет появления белой горячки».

Проф. Чиж:

«Алкоголь, ослабляя умственные способности и волю пьяницы, разрушает тем самым высшие нравственные понятия, – одним словом, ведёт к безнравственности, преступности, потому что пьяница, лишённый руководства нравственных чувствований и понятий, поступает под влиянием эгоистических мотивов и даже чисто животных побуждений».

В. М. Бехтерев:

«Бедность и преступления, с одной стороны, и развитие нервных и душевных болезней, с другой, – вот доказанные современной наукой гибельные последствия алкоголизма».

«Нечего и говорить, что цифры погибающих от опоя ещё ничуть не выражают числа лиц, погибающих от алкоголя вообще… нельзя не принять во внимание лиц, погибающих духовно и нравственно от пьянства».

Первые научно обоснованные попытки ввести антиалкогольное воспитание в систему образования были сделаны в ряде стран в конце XIX – начале XX вв. Так, в 1882 году в штате Вермонт (США) был издан закон, вводящий обязательные уроки трезвости как в начальных училищах, так и в средних и высших школах. К 1889 году такие уроки стали обязательными уже в 41 штатах. «Антиалкоголические» уроки были введены в Канаде, Англии, Швеции, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции.22

В России к началу ХХ столетия уже выпускается ряд антиалкогольных журналов («Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Трезвые всходы» и др.) и появляются первые отечественные учебники трезвости. Основным направлением антиалкогольного воспитания тех лет было просвещение, формирование антиалкогольных знаний в процессе изучения основных школьных предметов и на уроках трезвости. Над этой проблемой работали Г. Ф. Марков, А. А. Мендельсон, А. В. Соболевский, Д. Г. Булгаковский, П. Иеромонах, В. О. Португалова, С. Успенский, Д. Бородин и др. Создавались коллективные учебники и программы. М. М. и С. М. Беляевы составили «Сборник задач противоалкогольного содержания» (1911). В России пользовался популярностью «Учебник трезвости» (1913) А. А. Мендельсона, который он написал на основе французского учебника трезвости для начальной и средней школы Жюля Денни.

В отношении начальной школы мнения исследователей разделились. Одни считали, что в начальной школе не нужно специально преподавать науку трезвости и достаточно ограничиться краткими беседами, рассказами, проповедью. Другие допускали возможность начать преподавание науки трезвости уже с первых классов начальной школы.

Важно отметить, что процесс антиалкогольного воспитания уже в дореволюционный период не сводился только к просвещению. Так, И. П. Миртов предлагал не только просвещать, но и активизировать социальную активность самих воспитуемых: создавать музеи трезвости, проводить литературно-музыкальные вечера. К. Мирянин предлагал создавать школьные общества трезвости. А. С. Вирениус рекомендовал организовать здоровый образ жизни учащихся в целом. Н. Смирнов с успехом проводил школьные праздники трезвости. Учащимся предлагалась и альтернативная деятельность – стрельба, игры, экскурсии.

В резолюции Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с народным пьянством в 1913 году было записано:

«Науку трезвости следует считать особым самостоятельным школьным предметом, а не отделом только школьной гигиены.

Преподавание этой науки может быть введено двояким способом: путём вкрапливания элементов во все предметы школьного курса и (для старших классов) в систематическом виде на отдельных специальных уроках».

При советской власти возникают новые формы вовлечения детей в борьбу за трезвый образ жизни: пионерские демонстрации и митинги, призывающие отцов не пить (И. М. Варушкин, И. Д. Страшун, С. Фрейден). Однако после разгрома ОБСА вся антиалкогольная работа в школах была свёрнута и возобновилась только после антиалкогольных постановлений 1985–1987 гг. Были изданы «Методические рекомендации» Е. С. Скворцовой (1978), пособия для школ Д. В. Колесова (1987, 1988), А. Н. Маюрова (1987), А. С. Блинова (1983), В. М. Матвеева и А. Л. Гройсмана, Г. М. Энтина, В. Н. Ягодинского и др.23

На современном рынке учебных пособий самыми известными являются «Уроки культуры здоровья» А. Н. и Я. А. Маюровых, «Полезные привычки» и др.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что только педагогическое направление само по себе не достаточно, чтобы отрезвить общество. Педагогические меры имеют ограниченные возможности. Но и они должны стать частью комплексной программы трезвеннической работы.

Из истории борьбы с табаком

Несмотря на то, что к ХVII в. табак завоевал все королевские дворы Европы, были и противники его распространения.

Одним из первых был наследник британского престола Джеймса I. В 1604 году появилось его «Контробвинение против табака». Джеймс не стал развенчивать репутацию табака как панацею от всех болезней, но просто проинформировал Высшего казначея Англии о том, что отныне все импортеры табака будут платить высокую пошлину. Судя по тексту, Джеймс I предпочёл бы совсем запретить табак, но счёл опасным это делать, т. к. курильщиков было много даже среди придворных (Brian Inglis, 1975).

В ряде стран применялись карательные меры. Посетив Константинополь в 1611 году, Джордж Сэндис рассказывал, как по приказу Султана Амурата человека, пойманного с курением, возили задом наперёд на осле с трубкой, продернутой через ноздри. В Иране брат султана шах Аббас наказывал курильщиков примерно так же. Сэр Томас Герберт, прибыв туда с британской делегацией в 1628 году, обнаружил, что Аббас приговаривал купцов, пойманных с контрабандой табака, к отрезанию носов и ушей, и караваны их сжигались. После того, как эти меры себя не оправдали, здесь за курение была введена смертная казнь. В Индии Великий Могул Джехангар Хан издал указ о том, что каждому, кого обнаружат курящим, должны разрезать рот.

Когда послы из графства Голштейн прибыли в Москву в 1634 году, то они увидели, как восьмерых мужчин и одну женщину публично избивали кнутами за продажу табака. Для привычных нарушителей в тот же год была введена смертная казнь. Но жестокость этих законов не всегда основывалась не только на отрицании табака как наркотика. В частности, русский царь Михаил беспокоился также из-за пожаров, т. к. деревянная Москва не раз горела из-за курильщиков. Кроме того, он подозревал, что там, где мужчины курят вместе, может легко возникнуть заговор. К середине XVII в. карательные законы против табака имелись в ряде стран Европы (Brian Inglis, 1975).

Гонения на табак в России прекратились только при Петре I, который, будучи сам заядлым курильщиком, снял все ограничения на его импорт и свободное распространение.

Таким образом, на протяжении ранней истории борьбы с курением применялись самые разные карательные меры: вырывание ноздрей, публичная порка, тюремное заключение и даже казнь, но табак продолжал «завоёвывать» мир. Исследователи объясняют это непониманием вреда от табака и собственно его наркотическими свойствами.

Вторая половина ХIX и всё ХХ столетие – время интенсивного распространения табака. Длительное время в борьбе с курением не хватало научных аргументов. Достаточные научные доказательства вреда курения были собраны лишь в последние два десятилетия ХХ века. Начался новый этап в борьбе с курением, прежде всего в США и Европе.

Новое время порождает и новые формы борьбы. Вполне естественно, что в информационном обществе информационные методы борьбы стали одними из приоритетных. Однако и от юридических, и от педагогических, и медицинских мер не отказываются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.028 с.)