Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание физических процессов в приближении сплошной средыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее удобные способы наглядного изображения электрического поля связаны с двумя взаимодополняющими картинами: силовых линий и линий равного потенциала. Для построения эквипотенциальных линий (в трехмерном случае - поверхностей) поля, созданного системой зарядов, можно воспользоваться принципом суперпозиции: потенциалы полей, созданных разными зарядами, алгебраически складываются. Поскольку потенциал поля, созданного зарядом q на расстоянии r от него, равен, легко определить общий потенциал в любой точке. В задачах моделирования достаточно стандартная проблема - построение линий (поверхностей), вдоль которых некоторая функция имеет одинаковое значение, называемых изолиниями (изоповерхностями). Это очень распространенная задача визуализации характеристик некоторого скалярного поля в приближении сплошной среды. Пусть поле создается системой точечных электрических зарядов Q1..., Qp с координатами соответственно (х1, y1),..., (хp, уp). Типичная процедура построения изолиний на экране компьютера состоит в следующем. Выберем по осям х и у некоторые шаги hx и hy покроем плоскость сеткой, образованной прямыми, параллельными осям х и у и отстоящими друг от друга на расстояниях hx и hy соответственно. Точки пересечения этих прямых - узлы сетки. Пронумеруем их так: начало координат (0,0), следующий по оси x вправо - (0,1), влево - (0,-1); по оси у вверх - (1,0), вниз (-1,0) и т.д. Значения потенциала, создаваемого системой зарядов Q1,..., Qp в узле (i, k), согласно принципу суперпозиции, таково (обратим внимание, что здесь и ниже i - номер строки, k - номер столбца сетки): , (22) Ограничимся прямоугольной областью в плоскости ху: по оси х и по оси у. В этой области (2т + 1)(2n + 1) узлов. Вычислим значения потенциала в каждом из них по указанным формулам. В результате получим матрицу значений потенциала. Фиксируем некоторое значение потенциала и построим изолинию, соответствующую этому значению. Для этого проходим, к примеру, по i-й горизонтальной линии сетки и ищем среди ее узлов такие соседние значения потенциала, в которых «захватывают» между собой; признаком этого может служить выполнение неравенства (Фiк - )(Фi,к+1 - ) < 0. Если такая пара узлов найдена, то координату точки, в которой Ф = , найдем приближенно с помощью линейной интерполяции:
(23) Найдя в данной горизонтали все такие точки, перейдем к следующей горизонтали, пока не исчерпаем их все. Для этого надо совершить двойной циклический проход: во внешнем цикле перебирать i от -n до +n, во внутреннем перебирать к от -m до +m. После этого следует аналогично заняться поиском нужных точек на вертикальных линиях сетки. Детали процедуры очевидны; формулы, аналогичные (23), имеют вид (24) После прохождения всех горизонтальных и вертикальных линий сетки находятся все те точки на этих линиях, в которых потенциал равен Ф. Проведя - мысленно или на экране (или на бумаге) - кривую, плавно проходящую через ближайшие точки (прибегая, например, к интерполяции сплайнами), получим искомую изолинию (разумеется, лишь в том случае, если значение Ф выбрано разумно и такая линия есть в пределах рассматриваемой области). Затем берем другие значения Ф и повторяем указанную процедуру, получая таким образом семейство изолиний. Один из способов построения объемной картины электрического поля состоит в том, чтобы построить системы изолиний в нескольких параллельных равноотстоящих плоскостях для одного и того же набора значений потенциала. Квазитрехмерная картина совокупности указанных плоскостей с изображенными на них изолиниями создает представление об объемной структуре электрического поля. Для построения изолиний поля, созданного однородно заряженными нитями, пластинами, можно представить их как совокупности большого числа одинаковых «точечных зарядов», в совокупности воспроизводящих форму нити или пластины. Процесс теплопроводности возникает, если тело неоднородно нагрето. Простейшая для изучения теплопроводности система - линейный однородный стержень (рис. 7.5). В простой модели боковая поверхность стержня считается теплоизолированной, т.е. через нее нет обмена теплом с окружающей средой. Обозначим температуру стержня в точке с координатой х в момент времени t через u(x,t). Уравнение теплопроводности имеет вид (25) где а - коэффициент температуропроводности, зависящий в первую очередь от вещества, из которого сделан стержень. Уравнение теплопроводности сопровождается начальными и краевыми условиями, делающими постановку задачи физически однозначной. Начальное условие задает распределение температуры в стержне в начальный момент времени (считаем его равным нулю):
u(x,0) =f(х). (26) Краевые условия (их должно быть в данном случае два) указывают в простейшем варианте, какая температура поддерживается на концах стержня: u(0,t) = u|x=0 = ũ0(t), u(l,t) u|х=l, = ũl(t). (27) х Рис. 5. К вопросу о теплопроводности стержня Моделирование процесса теплопроводности связано с дискретизацией, как временного изменения температуры, так и пространственного. Если для пространственных производных использовать простейшие центрально-разностные аппроксимации, а по времени - схему Эйлера, то величины находятся из системы линейных алгебраических уравнений (28) к = 0, 1,...; i = 1, 2,..., п - 1 - для внутренних узлов пространственной сетки; в силу начального условия . Шаг по времени обозначен Δt, по пространству - Δх. Описанный метод устойчив при выполнении условия (29) Это следует учитывать, выбирая шаги по времени и пространству. Существенно более устойчива следующая неявная схема второго порядка (схема Кранка - Николсона): (30) Это система линейных алгебраических уравнений с трехдиагональной матрицей. Для ее решения наиболее эффективен метод прогонки. Другие численные схемы решения одномерной задачи теплопроводности можно найти в специальной литературе. Контрольные вопросы 1. Какие примеры сплошных сред и проистекающих в них процессов Вам известны? 2. Как построить на экране компьютера пространственное распределение электрического поля? 3. Как выглядит уравнение теплопроводности в общем случае? Как к нему ставить начальные и граничные условия? 4. Как построить пятиточечную аппроксимацию первой и второй производных на одномерной сетке? Темы для рефератов 1. Моделирование процессов тепломассопереноса в приближении сплошной среды. 2. Описание процесса диффузии. 3. Моделирование процесса распространения упругих волн в твердом теле. 4. Моделирование простых течений жидкости. Тема семинарских занятий Визуализация физических процессов, проистекающих в сплошной среде. Лабораторная работа Общие рекомендации 1. При проведении расчетов необходим контроль точности результатов и устойчивости применяемых численных методов. Для этого достаточно ограничиться эмпирическими приемами (например, сопоставлением решений, полученных с несколькими разными шагами на пространственной и/или временной сетках). 2. Результаты моделирования электрического поля удобно выводить на экран компьютера в следующем виде: • с помощью изолиний потенциала, построенных для простоты в одной плоскости (в которой лежат заряды или другой); количество изолиний, поддающихся эмпирическому анализу, - от 5 до 8; • с помощью таблиц координат точек, рассчитанных указанным выше образом на каждой из изолиний; • используя прием условной раскраски, изображая поле внутри той области, где потенциал особо велик, красным цветом, там, где он мал, синим, а в промежуточных областях - последовательностью цветов спектра. 3. Результаты моделирования процесса теплопроводности в стержне удобно выводить на экран в виде: • графиков зависимостей температуры от координат точек стержня, располагая на одном графике несколько кривых, относящихся к различным моментам времени — от начала эволюции до завершения наблюдения (моделирования);
• изображения стержня с условной раскраской, отражающей временную эволюцию температуры; • таблиц зависимостей температуры от времени в нескольких точках стержня; • графиков зависимостей температуры от времени в нескольких точках стержня. 4. При выводе результатов в табличном виде следует учитывать, что соответствующие табличные шаги не имеют практически ничего общего с шагами по времени и пространству, использованными при моделировании, и определяются удобством и достаточной полнотой для восприятия результатов на экране. Экран, сплошь забитый числами, зрительно плохо воспринимается. Выводимые числа следует разумным образом форматировать, чтобы незначащие цифры практически отсутствовали. 5. При выводе результатов в графической форме графики должны быть построены так, как это принято в математической литературе (с указанием величин, отложенных по осям, их размерности и масштаба и т.д.). 6. Поскольку таблицы, графики и визуальные изображения на одном экране обычно не помещаются, удобно сделать меню, в котором пользователь выбирает желаемый в настоящий момент вид представления результатов. Примерное время выполнения 16 часов. Задания к лабораторной работе 1) Выписать математическую модель, определить состав набора входных параметров и их конкретные числовые значения. 2) Спроектировать пользовательский интерфейс программы моделирования, обращая особое внимание на формы представления результатов. 3) Разработать программу моделирования, используя при необходимости и возможности библиотечные программы (например, построения изолиний, метода прогонки и т.д.). 4) Произвести отладку и тестирование полной программы. 5) Выполнить конкретное задание из своего варианта работы. 6) Качественно проанализировать результаты моделирования. 7) Создать текстовый отчет по лабораторной работе, включающий:
• титульный лист (название работы, исполнителя, группу и т.д.); • постановку задачи и описание модели; • результаты тестирования программы; • результаты, полученные в ходе выполнения задания (в различных формах); • качественный анализ результатов. Варианты заданий Вариант 1 Построить изолинии поля, созданного четырьмя одноименными и равными по величине зарядами, находящимися в вершинах прямоугольника. Вариант 2 Построить изолинии поля, созданного четырьмя разноименными и равными по величине зарядами, находящимися в вершинах прямоугольника. Знаки зарядов чередуются циклически по соседним вершинам прямоугольника.
Вариант 3 Построить изолинии поля, созданного четырьмя одноименными зарядами, расположенными в вершинах прямоугольника. Значения зарядов (при последовательном обходе вершин) есть q, 2q, 3q, 4q. Вариант 4 Построить изолинии поля, созданного четырьмя равноименными и равными по величине зарядами, находящимися в вершинах правильного треугольника и в его центре. Вариант 5 Построить изолинии поля, созданного шестью равноименными и равными по величине зарядами, находящимися в вершинах правильного шестиугольника. Вариант 6 Провести моделирование объемной картины электрического поля, созданного тремя равными и одноименными зарядами, находящимися в вершинах равностороннего треугольника. Вариант 7 Провести моделирование объемной картины электрического поля, созданного четырьмя равными и одноименными зарядами, находящимися в вершинах квадрата. Вариант 8 Разработать метод построения силовых линий электрического поля, созданного системой зарядов, находящихся в одной плоскости. Вариант 9 Разработать метод построения изолиний поля, созданного совокупностью однородно заряженных плоских нитей и точечных зарядов. Получить с его помощью изображение поля, созданного нитью, имеющей форму полуокружности (в той же плоскости, в которой находится нить). Вариант 10 Построить изолинии поля, созданного двумя параллельно расположенными заряженными нитями при условии, что на нитях равные и одноименные заряды. Вариант 11 Построить изолинии поля, созданного двумя параллельно расположенными заряженными нитями при условии, что на нитях - равные и разноименные заряды. Вариант 12 Построить изолинии поля, созданного нитью, имеющей форму полуокружности, и зарядом в ее центр. Совокупный заряд на нити и заряд в ее центре равны по величине и имеют разные знаки. Вариант 13 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной l с теплоизолированными концами, температура на которых поддерживается постоянной и равной Т0, с начальным условием при некотором фиксированном значении коэффициента температуропроводности. Шаг по сетке принять равным . Построить графики выхода на стационарное значение температуры в каждом из узлов пространственной сетки. Вариант 14 В условиях предыдущего варианта исследовать влияние шага пространственной сетки на точность результатов моделирования. Вариант 15 В условиях задания варианта 13 изучить, как влияет на динамику установления стационарного распределения температуры в стержне коэффициент температуропроводности (путем перебора различных его значений). Вариант 16 В условиях задания варианта 13 изучить сравнительную эффективность методов, выражаемых формулами (28) и (30). Вариант 17 В начальный момент времени стержень длиной 5 м имеет температуру 20°С. На левом конце стержня включается источник тепла, который модулирует температуру по закону u(0, t) = 20 + 10 sin(ωt). Произвести моделирование изменения температуры в средней точке стержня при различных соотношениях а и ω вплоть до значения времени . Есть ли качественные различия в процессе при быстрой () и при медленной () модуляции?
Вариант 18 Разработать метод максимально наглядной иллюстрации на экране компьютера динамики процесса теплопроводности в стержне, используя сочетание различных приемов, включая цветную раскраску. Вариант 19 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной l с теплоизолированными концами, который в начальный момент времени имел одинаковую вдоль всего стержня температуру Г0, при условии, что на левом конце температура скачком изменилась и поддерживается равной 4Т0. Вариант 20 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной l с теплоизолированными концами, который в начальный момент времени имел одинаковую вдоль всего стержня температуру T0, при условии, что на обоих концах температура скачком изменилась и поддерживается равной 4T0. Вариант 21 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной l с теплоизолированными концами, который в начальный момент времени имеет одинаковую вдоль всего стержня температуру T0, если температура на его концах скачком изменилась и поддерживается равной 2T0 на левом конце и нулю на правом. Вариант 22 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной T с теплоизолированными концами, который в начальный момент времени имеет одинаковую температуру T0, а затем нагревается в центре источником с температурой 4T0. Концы стержня при этом сохраняют температуру T0 Вариант 23 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной l с теплоизолированными концами, который в начальный момент времени имеет одинаковую температуру T0, а затем нагревается в центре и на концах источником с температурой 4T0. Вариант 24 Изучить динамику изменения температуры в стержне длиной l с теплоизолированными концами, который в начальный момент времени разбит на 3 равных участка с температурами на концах участков T0, 2T0и 3 T0 соответственно, а затем температура на конце стержня с температурой 3T0 скачком становится равной T0. Дополнительная литература 1. Араманович И. Г., Левин В. И. Уравнения математической физики. - М.: Наука, 1969. 2. Калашников С. Г. Электричество. - М.: Наука, 1977. 3. Кикоин А. К., Кикоин И. К. Молекулярная физика. - М.: Наука, 1976. 4. Пейре Р., Тейлор Т.Д. Вычислительные методы в задачах механики жидкостей: Пер. с англ. — Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 5. ПоттерД. Вычислительные методы в физике: Пер. с англ. - М: Мир, 1975. 6. Савельев И. В. Курс общей физики: В 3 т. Т. 2, 3. - М.: Наука, 1977. 7. СивухинД.В. Общий курс физики: В 5 т. Т. 2, 3. - М.: Наука, 1974.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.245.152 (0.013 с.) |