Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компьютерное моделирование в экологии
Краткие сведения В данном практикуме, равно как и в базовом пособии, рассматриваются лишь модели классической экологии (взаимодействие популяций). Популяция - совокупность особей одного вида, существующих в одно и то же время и занимающих определенную территорию. Взаимодействие особей внутри популяции определяется внутривидовой конкуренцией, взаимодействие между популяциями - межвидовой конкуренцией. Внутривидовая конкуренция в популяции с дискретным размножением. Для популяций с дискретным размножением (некоторые виды растений, насекомых и т.д.) поколения четко разнесены во времени и особи разных поколений не сосуществуют. Численность такой популяции можно характеризовать числом Ntи считать t величиной дискретной - номером популяции. Одна из моделей межвидовой конкуренции в этом случае выражается уравнением (31) Здесь R - скорость воспроизводства популяции в отсутствие внутривидовой конкуренции (математически это соответствует случаю а = 0). Тогда уравнение определяет просто изменение численности популяции по закону геометрической прогрессии: , где N0 - начальная численность популяции. Знаменатель в уравнении отражает наличие конкуренции, делающей скорость роста тем меньше, чем больше численность популяции; а и b - параметры модели. Исходные параметры модели: • R - скорость воспроизводства; • N0 - начальная численность популяции; • а - параметр, характеризующий интенсивность внутривидовой конкуренции. Характерная черта эволюции при b=1 выход численности популяции на стационарное значение при любых значениях других параметров. Однако в природе так бывает не всегда, и более общая модель при отражает другие, более сложные, но реально существующие виды эволюции. Этих видов модель описывает четыре: 1) монотонное установление стационарной численности популяции; 2) колебательное установление стационарной численности популяции; 3) устойчивые предельные циклы изменения численности популяции; 4) случайные изменения численности популяции без наличия явных закономерностей (динамический хаос). Внутривидовая конкуренция в популяции с непрерывным размножением. Математическая модель в данном случае строится на основе дифференциальных уравнений. Наиболее известна так называемая логистическая модель
(32) Исходные параметры модели: • r - скорость роста численности популяции в отсутствие конкуренции; • К - предельное значение численности популяции, при котором скорость роста становится равной нулю; • N0 - начальная численность популяции. Межвидовая конкуренция. В этом случае исследуется конкуренция популяций, потребляющих общий ресурс. Пусть N1 и N2 - численности конкурирующих популяций. Модель (называемая также моделью Лотки - Вольтерры) выражается уравнениями (33) Содержательный смысл параметров можно понять из сравнения с предыдущей моделью. Дополнительные параметры и отражают интенсивность межвидовой конкуренции. Главный вопрос, который интересует исследователя межвидовой конкуренции, - при каких условиях увеличивается или уменьшается численность каждого вида? Данная модель предсказывает следующие режимы эволюции взаимодействующих популяций: устойчивое сосуществование или полное вытеснение одной из них. Система «хищник—жертва». В этой системе ситуация значительно отличается от предыдущей. В частности, если в случае конкурирующих популяций исчезновение одной означает выигрыш для другой (дополнительные ресурсы), то исчезновение «жертвы» влечет за собой и исчезновение «хищника», для которого в простейшей модели «жертва» является единственным кормом. Введем обозначения: С - численность популяции хищника, N - численность популяции жертвы. Одна из известных моделей выражается следующими уравнениями: (34) В первое уравнение заложен следующий смысл: в отсутствие хищников (т.е. при С = 0) численность жертв растет экспоненциально со скоростью г, так как модель не учитывает внутривидовой конкуренции; скорость роста числа жертв (т.е. ) уменьшается тем больше, чем чаще происходят встречи представителей видов; а - коэффициент эффективности поиска. Второе уравнение говорит о следующем: в отсутствие жертв численность хищников экспоненциально убывает со скоростью q; положительное слагаемое в правой части уравнения компенсирует эту убыль; f - коэффициент эффективности перехода пищи в потомство хищников.
Контрольные вопросы 1. В чем состоит предмет исследований классической экологии? 2. В чем сущность процессов: • внутривидовой конкуренции; • межвидовой конкуренции; • отношений «хищник - жертва»? 3. Каковы цели математического моделирования в экологии? 4. В чем различие приемов моделирования популяций с непрерывным и с дискретным размножением? Темы для рефератов 1. Задачи классической экологии и математическое моделирование. 2. Математическое моделирование процессов распространения загрязнений окружающей среды. Тема семинарских занятий Динамика развития популяций. Математические модели внутривидовой и межвидовой конкуренции и системы «хищник - жертва». Лабораторная работа Общие рекомендации 1. При проведении расчетов необходим контроль точности результатов и устойчивости применяемого численного метода. Для этого достаточно ограничиться эмпирическими приемами (например, сопоставлением решений, полученных с несколькими разными шагами по времени). 2. Целесообразно применять для моделирования стандартные методы интегрирования систем дифференциальных уравнений, описанные в математической литературе. Простейшие методы (метод Эйлера) часто бывают неустойчивы и их применение ведет к лишнему расходу времени. 3. Результаты моделирования следует выводить на экран компьютера в следующем виде: в виде таблиц зависимостей численности популяций от времени, в виде графиков этих зависимостей. Уместны звуковые сигналы (одни - в критические моменты для моделируемого процесса, другие - через каждый фиксированный отрезок пройденного пути и т.д.). 4. При выводе результатов в табличном виде следует учитывать, что соответствующий шаг по времени не имеет практически ничего общего с шагом интегрирования и определяется удобством и достаточной полнотой для восприятия результатов на экране. Экран, сплошь забитый числами, зрительно плохо воспринимается. Выводимые числа следует разумным образом форматировать, чтобы незначащие цифры практически отсутствовали. 5. При выводе результатов в графической форме графики должны быть построены так, как это принято в математической литературе (с указанием величин отложенных по осям, их размерности и масштаба и т.д.). 6. Поскольку таблицы и графики на одном экране обычно не помещаются, удобно сделать меню, в котором пользователь выбирает желаемый в настоящий момент вид представления результатов. Примерное время выполнения - 16 часов. Задания к лабораторной работе 1) Выписать математическую модель, определить состав набора входных параметров и их конкретные числовые значения. 2) Спроектировать пользовательский интерфейс программы моделирования, обращая особое внимание на формы представления результатов. 3) Выбрать метод интегрирования дифференциальных уравнений модели, найти в библиотеке стандартных программ или разработать самостоятельно программу интегрирования с заданной точностью. 4) Произвести отладку и тестирование полной программы. 5) Выполнить конкретное задание из своего варианта работы. 6) Качественно проанализировать результаты моделирования. 7) Создать текстовый отчет по лабораторной работе, включающий:
• титульный лист (название работы, исполнителя, группу и т.д.); • постановку задачи и описание модели; • результаты тестирования программы; • результаты, полученные в ходе выполнения задания (в различных формах); • качественный анализ результатов. Варианты заданий Вариант 1 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров b = 1, R = 1, N 0 = 100 в зависимости от значения параметра а в диапазоне 0,1 < a< 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения a? Вариант 2 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров b = 1, R = 4, 7V0= 100 в зависимости от значения параметра а в диапазоне 0,1 < а < 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения а? Вариант 3 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров b = 4, R = 1, N0= 100 в зависимости от значения параметра а в диапазоне 0,1 < а < 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения a? Вариант 4 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров а = 1, R = 1, N 0= 100 в зависимости от значения параметра b в диапазоне 0,1 < b < 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения b? Вариант 5 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров а = 1, R = 4, N0= 100 в зависимости от значения параметра b в диапазоне 0,1 < b < 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения b Вариант 6 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров а = 3, R=1, N0~ 100 в зависимости от значения параметра b в диапазоне 0,1 < b < 10. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения b Вариант 7 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров а = 3, b = 1, N0= 100 в зависимости от значения параметра R в диапазоне 1 < R < 4. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения R? Вариант 8 Изучить характер эволюции популяции, описываемый моделью (31), при значениях параметров а = 3, b = 4, N0 = 100 в зависимости от значения параметра R в диапазоне 1 < R < 4. Есть ли качественные различия в характере эволюции в зависимости от значения R? Вариант 9 Реализовать модель (7.31) при следующих наборах значений параметров:
1) N0 = 100, а = 1, R = 2, b = 1; 2) N0= 100, а = 1, R =2, b =4; 3) N0= 100, а = 1, R =4, b =3,5; 4) N0= 100, а = 1, R =4, b =4,5 и изучить вид соответствующих режимов эволюции. Вариант 10 Для модели (31) в фазовой плоскости (b, R) найти границы зон, разделяющих режимы монотонного и колебательного установления стационарной численности популяции изучаемой системы. Вариант 11 Для модели (31) в фазовой плоскости (b, R) найти границы зон, разделяющих режим колебательного установления стационарной численности популяции изучаемой системы и режим устойчивых предельных циклов. Вариант 12 Реализовать моделирование межвидовой конкуренции по формулам (33) при значениях параметров r1 = 2, r2= 2, K1, = 200, К2 = 200, α 12 = 0,5, α21, = 0,5. Проанализировать зависимость судьбы популяций от соотношения значений их начальной численности и . Вариант 13 Реализовать моделирование межвидовой конкуренции по формулам (33) при значениях параметров r1= 2, r2 = 2, K1 = 200, К2 = 200, = 100, = 100. Проанализировать зависимость судьбы популяций от соотношения значений коэффициентов конкуренции α12 и α21. Вариант 14 Построить в фазовой плоскости ( ) границы зон, разделяющих какие-либо два режима эволюции конкурирующих популяций (в соответствии с моделью (33)). Остальные параметры модели выбрать произвольно. Учесть при этом, что режим устойчивого сосуществования популяций может в принципе реализоваться только при α12α21< 1. Вариант 15 Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник - жертва» (модель (34)) при значениях параметров r = 5, а = 0,1, q = 2, f = 0,6. Проанализировать зависимость исхода эволюции от соотношения значений параметров N0 и С0. Вариант 16 Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник - жертва» (модель (34)) при значениях параметров r = 5, а = 0,1, q = 2, N0 = 100, С0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра q в диапазоне 0,1 ≤ f ≤ 2. Вариант 17 Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник - жертва» (модель (34)) при значениях параметров r= 5, а = 0,1,f= 2, N0 = 100, С0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра q в диапазоне 0,1 ≤ q ≤ 2. Вариант 18 Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник - жертва» (модель (34)) при значениях параметров а = 0,1, f = 2, q = 2, N0 = = 100, С0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра г в диапазоне 0,1 ≤ r ≤ 2. Вариант 19 Провести моделирование динамики численности популяций в системе «хищник - жертва» (модель (34)) при значениях параметров r = 5, q = 2,f= 2, N0 = 100, С0 = 6. Проанализировать зависимость результатов моделирования от значения параметра а в диапазоне 0,1 ≤ а ≤ 2. Вариант 20 Модель (34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра а. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению.
Вариант 21 Модель (34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра q. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению. Вариант 22 Модель (34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра q Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению. Вариант 23 Модель (34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от значений параметра r. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению. Вариант 24 Модель (34) предсказывает сопряженные колебания численности жертв и хищников. Исследовать зависимость запаздывания амплитуд колебаний численности хищников от амплитуд колебаний численности жертв в зависимости от соотношения значений начальных численностей популяций N0 C0. Значения остальных параметров фиксировать по усмотрению. Дополнительная литература 1. Бейли Н. Математика в биологии и медицине: Пер. с англ. - М.: Мир, 1970. 2. Бейли Н. Статистические методы в биологии: Пер. с англ. - М.: ИЛ, 1962. 3. Бигон М., ХарперДж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: Пер. с англ.: В двух книгах. - М.: Мир, 1989. 4. Горсгпко А.Б., Угольницкий Г.А. Введение в моделирование эколого-экономических систем. - Ростов: РГУ, 1990. 5. Рифлвкс Р. Основы общей экологии. Пер. с англ. - М.: Мир, 1979.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.048 с.) |