Разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года



Кафедра технологии и ОТД

 

Курсовая работа

По дисциплине: Методика обучения и воспитания (по профилю технология)

 

 

ТЕМА: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К УРОКАМ

 

Выполнил: студент 3 курса

заочной формы обучения

группа Z4T31

Кильдияров А.Р.

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент,

Нагуманова Л.Ф.

 

 

Стерлитамак 2016


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….  
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ………………..  
1.1. Разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года…………………………………  
1.2. Подготовка учителя к уроку, осуществляемая в течение учебного года  
1.3. План урока как результат подготовительной работы к уроку…………  
1.4. Алгоритмы действий учителя при подготовке к уроку  
1.5. Роль технологической карты в подготовке инновационного урока  
2. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К УРОКАМ………………………  
2.1 Перспективное планирование учебной работы предмету «Технология»…………………………………………………………………….  
2.2Аспекты качественной подготовки учителя к уроку по предмету«Технология»….  
2.3 Технологическая карта урока по предмету«Технология»………….  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интеграция национального образования в европейское образовательное пространство обусловливает потребность в учителе новой генерации, способного ответственно и самостоятельно, на высоком профессиональном уровне осуществлять педагогическую деятельность. Для современной школы актуальны учителя «нового» типа, которые творчески мыслят, владеют современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умениями прогнозировать конечный результат, которые осознает свою социальную ответственность, являются субъектами личностного и профессионального роста, умеют достигать инновационных педагогических целей [1, с.12].

Результативность такой деятельности можно оценить лишь в процессе проведения уроков и в эффективности подготовки к ним. Подготовка к уроку – процесс творческий, а продуктивность урока во многом зависит от качества его подготовки. Нет четких теоретически разработанных, проверенных практикой технологий, которые бы были универсальными для любого учителя [3, с.78]. Как сделать урок продуктивным, а труд учителя творческим ─ поиск ответа на этот вопрос позволил сформировать тему исследования: «Подготовка учителя технологии к урокам».

Цель курсовой работы – исследовать процесс подготовки учителя технологии к урокам.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить нормативно-техническую и методическую документацию, необходимую для подготовки и проведения урока по предмету «Технология» в соответствии с ФГОС основного общего образования.

2. Охарактеризовать этапы подготовки учителя к урокам, осуществляемые до начала учебного года и в течение учебного года.

3. Проанализировать перспективное планирование по предмету «Технология».

4. Проанализировать аспекты подготовки учителя к уроку по предмету «Технология».

5. Изучить алгоритм действий учителя при подготовке к уроку.

6. Проанализировать методику разработки технологической карты.

7. Изучить технологическую карту урока по предмету «Технология».

Структура работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


 

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К УРОКАМ

 

Подготовка учителя к уроку, осуществляемая

В течение учебного года

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями [13, с.168].

Технология конструирования содержания урока на этапе непосредственной подготовки информации для ее восприятия учащимися проявляется во взаимосвязанных действиях учителя:

· В отборе содержания учебного материала (в особенности конкретных фактов, раскрывающих сущность понятий) в соответствии с целями и задачами урока и уровнем подготовленности учащихся;

· в выделении возможных затруднений при изучении отобранного материала;

· в выборе наиболее доступных форм объяснения незнакомых и трудноусваиваемых понятий, словосочетаний, высказываний и т.п.;

· в выборе в каждом конкретном случае методов и приемов обучения;

· в планировании своей деятельности и деятельности учащихся, способствующей пониманию передаваемой информации [10, с.359].

На следующем этапе подготовки к уроку учитель изучает и отбирает необходимые средства обучения по теме урока из имеющихся в школе [18, с.47]. Он должен не только познакомиться с учебно-наглядными пособиями, но и просмотреть учебные кинофильмы, отработать при необходимости процедуру демонстрации наглядности, технику и методику постановки эксперимента.

В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя включает в себя следующие конструктивные действия:

· выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;

· четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному;

· определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии;

· расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся;

· планирование работы учащихся на уроке в виде педагогических действий в выборе наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала;

· определение характера деятельности различных групп учащихся во время опроса;

· установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.);

· увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому;

· рациональное распределение времени на отдельные этапы урока;

· выявление логических переходов от одного этапа урока к другому;

· определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока;

· отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (например, если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предполагалось) [4, с.178].

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретной разработки дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций [9, с.102].

При определении целей урока необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков [22, с.349]. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока они подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций [5, с.268].

На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.

На третьей стадии окончательно определяется структура урока, и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется:

· продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся;

· создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу;

· возбуждение активной самостоятельной мысли;

· разъяснение учащимся трудного и непонятного;

· логически правильное, краткое и ясное изложение материала;

· использование на уроке учебных и наглядных пособий [5, с.273].

На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет:

· устранить факторы, вызывающие негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность изложения и т.п.);

· предусмотреть использование специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований, средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения [5, с.278].

 

План урока как результат подготовительной работы к уроку

 

Результатом подготовительной работы к уроку является его план. В отличие от тематического (календарно-тематического) его называют рабочим или поурочным. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся [11, с.205]. Подробный план свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.

План урока вне зависимости от его оформления содержит следующие элементы:

· дата проведения, номер по тематическому плану, класс; тема, цели и задачи урока;

· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

· содержание учебного материала;

· методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;

· учебное оборудование, учебные и наглядные пособия, место их использования на уроке;

· ситуации для решения проблемных задач [6, с.184].

2.4.Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

Для успешной урочной деятельности учитель должен проанализировать особенности учащихся каждого класса с целью их учета при подготовке к уроку по следующим параметрам [17, с.98]:


· успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный);

· отношение учащихся к предмету;

· темп работы;

· сформированность учебных умений;

· общая подготовленность учащихся;

· отношение к разным видам учебной деятельности;

· отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

· общая дисциплина учащихся


Индивидуальные особенности учителя также могут повлиять на качество подготовки и проведения урока. Желательно, при подготовке к уроку учитывать следующие сведения об учителе [17, с.80]:


· тип нервной системы;

· коммуникативность;

· эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

· управление восприятием нового учебного материала учащимися;

· умение преодолеть плохое настроение;

· уверенность в своих знаниях, умениях;

· наличие умений импровизации;

· умения пользоваться


· различными средствами обучения, в том числе ТСО и ИКТ

Для того чтобы эффективно провести урок, учителю необходимо соблюдать некоторые правила [17, с.85].

Правила, обеспечивающие эффективное проведение урока:
общие частные
1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока. 1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
2) Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. 2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить о том что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3) Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку. 3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.  
4) Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки. 4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.
5) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане. 5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока. 6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7) Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники. 7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
8) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирование новых знаний, умений и навыков. 8) Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
9) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока. 9) Темп урока поддерживать интенсивный, но посильный для большинства.
  10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

 

С целью оптимизации подготовки учителя к уроку, разработаны следующие рекомендации по последовательности планирования урока [5, с.378]:


1. разработка системы уроков по теме или разделу;

2. определение образовательно - воспитательно - развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

3. отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;

4. выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке;

5. формирование учебных задач урока;

6. разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;

7. нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;

8. планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

9. подбор дидактических средств урока (видеофильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы);

10. проверка оборудования и технических средств обучения;

11. планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

12. планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;

13. приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;

14. составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;

15. продумывание форм подведения итогов урока;

16. планирование внеклассной работы по данной теме;

17. запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.


Для планирования и конкретизация целей урока, учителю рекомендуется следующий алгоритм действий:

1. Ознакомление со всем возможным кругом целей образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

2. Конкретизация целей изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделение главной цели образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение время [22, с.304].

В помощь учителю, имеющему небольшой опыт работы, предлагаютя шаблоны для планирования образовательно-воспитательно-развивающих задач урока.

Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки можно развивать на учебном материале урока):

o Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

o Обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока.

o Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу.

o Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу можно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

o Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.).

o В целях решения задач трудового обучения и воспитания.

o Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

o Для решения задач эстетического воспитания.

o В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

o Формировать правильное отношение к природе.

Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций и других познавательных интересов):

o В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.

o Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока…

o Обеспечивая развитие речи учащихся.

o Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

o Для развития у учащихся познавательного интереса…

o В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации [7, с.159].

Для подготовки учителя к уроку непосредственно перед звонком также применим определенный алгоритм действий:

1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.

2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.

3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя:

1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.

2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.

3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.

Психологическая подготовка к уроку

1. Осознание ее необходимости.

2. Мысленное переживание предстоящего урока.

3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.

4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).

5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

Способствуют успеху урока:

1. Хорошее знание материала урока.

2. Бодрое самочувствие.

3. Продуманный план урока.

4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.

5. Правильный выбор методов обучения.

6. Разнообразие методов обучения.

7. Занимательность изложения.

8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.

9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока:

1. Неуверенность в своих знаниях.

2. Безразличное отношение.

3. Рыхлая композиция урока.

4. Скованность движений.

5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.

6. Однообразие методов обучения.

7. Бесстрастный рассказ учителя.

8. Монотонность и сухость при изложении нового материала [11, с.209].

2.5. Роль технологической карты в подготовке инновационного урока

Технологической картой называется форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников. В условиях технологизации педагогической деятельности, в методике проявилась необходимость в разработке технологической карты для каждого урока с целью формирования продуктивной работы учителя и учеников. Временное поле урока, организация его предметно-пространственной среды, инструментальная когнитивная обеспеченность, резонансные связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе - эти задачи может решать технологическая карта урока [8, с.2].

Конструируя технологическую карту урока, учитель мысленно проходит все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату. Для этого структуре технологической карты урока предлагается выделить блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить).

2. Инструментальный блок (какими средствами это достижимо).

3. Блок организационно-деятельностный (структуризация по действиям и операциям) [8, с.2].

Рассмотрим более подробно первый из них - блок целеполагания. Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знаний, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности [8, с.3]. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

Любая человеческая деятельность начинается с определения цели. В нашем случае цель урока определяется планируемым результатом урока и путями реализации этого плана. Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов. Формулируя цель урока, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, выполняя при этом определенные задачи. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации. Так, например, цель урока может быть сформулирована следующим образом: «Изучить основные способы получения металлов или сформировать у учащихся основы научного представления о …».

Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, вносят в технологическую карту урока предвосхищение в мышлении результата деятельности, его образ [8, с.4]. Тогда получается ещё один компонент целеполагающего блока - планируемый результат: знания, умения, навыки

Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Знания, умения, навыки, наполнив душу, но, не возвысив её до осознания того, во имя чего они нужны человеку, приведут к томлению духа и неудовлетворённости [8, с.4]. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока: л ичностно формирующая направленность урока. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности - всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности учащегося. Например, как можно использовать предметное полотно урока для включения личностно формирующих установок [8, с.5]:

o Расширить границы мировоззрения учащихся пониманием роли …

o Показать место технологии в системе ценностей в контексте вопроса о связи науки и производства».

o В ходе творческой коллективной мыследеятельности высказать предположения о возможностях экологизации производства металлов.

o Сформировать установку: человек несёт ответственность перед последующими поколениями за результаты своей деятельности.

Достижение цели урока не осуществляется непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке [8, с.5].. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели. Для этого в технологической карте необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик - учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:


o проверить...

o объяснить...

o повторить...

o научить...

o продемонстрировать...

o побудить к самостоятельному....


Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности. Задачи можно сформулировать следующим образом [8, с.6]:

o проинформировать учащихся об основных способах получения …

o объяснить сущность процесса получения..

o сформулировать проблемные вопросы, побуждающие учащихся к самостоятельному выявлению причинно-следственных связей между составом, строением, свойствами веществ, их применением и способами получения;

o продолжить формирование навыков составления …

o создать педагогические условия для самостоятельного творческого поиска вариантов решения расчётных задач о способах получения веществ, инициировать их самостоятельное составление;

o учиться анализировать качественные и количественные характеристики…

o путём коллективной мыследеятельности охарактеризовать известные и спрогнозировать возможные экологические проблемы производства.

Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока, т.е. совокупность учебных действий, которые необходимо совершить кооперативу «педагог-учитель». Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность [8, с.7]. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока:


o контрольная работа,

o самостоятельная работа,

o классический урок,

o нетрадиционный урок,

o комбинированный урок,

o олимпиады,

o тестирование


Когда тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма занятия избрана, появляется вопрос об инструментальном обеспечении урока - учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Предлагаем примерную структуру этого раздела технологической карты урока. В перечень составляющих у чебно-методического комплекса могут входить:

o Источники информации.

o Оборудование.

o Дидактическое сопровождение.

o Материалы для познавательной деятельности ученика. Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела:

В качестве источников информации могут выступать:


o программа дисциплины;

o план урока;

o литература для учителя;

o литература для учеников;

o учебники;

o сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;

o сайты;

o кинофильмы;

o видеозаписи;

o аудиозаписи;

o научная периодическая печать;

o массовая периодическая печать;

o учебные телефильмы и т.п.

o Оборудование:

o приборы;.

o технические средства обучения;

o электронные средства обучения;

o технические средства обучения аудио;

o технические средства обучения видео;

o телевидение;

o компьютеры;

o локальная сеть;

o магнитная доска;

o карты по истории, географии;

o препараты по биологии;

o реактивы по химии;

o демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.


Для дидактического сопровождения можно использовать:


o Проблемные вопросы;

o Когнитивные и личностные установки;

o Понятийный аппарат;

o Логические схемы;

o Таблицы

o Инструктивные карты;

o Рисунки;

o Видеозаписи;

o Фильмы;

o Компьютерные материалы.

o Материалы для познавательной деятельности обучающихся:

o Уровневые задания;

o Карточки для самостоятельной работы;

o Тексты контрольных и самостоятельных работ;

o Технологические карты практических работ;

o Инструкция по технике безопасности;

o Задания для выполнения на занятии;

o Задания для самопроверки;

o Индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);

o Другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.


В состав учебно-методического комплекса в технологической карте урока должны быть включены [8, с.7]:

o тексты всех заданий на всех этапах урока;

o тексты домашних заданий;

o карточки с указанием адреса источника, где находятся задания;

o все материалы урока - на карточках, карандашом пронумерована их последовательность;

o в таблице-схеме «План урока» указываются номера карточек в соответствующих графах, обозначенных «УМК» (учебно-методический комплекс).

o в таблице-схеме «План урока» графы «УМК» предусмотрены отдельно для действий учителя и для действий студентов.

Особого внимания заслуживают когнитивно-деятельностные установки, которые даёт учитель, так как они являются ориентировочной частью действия. При наличии намерения у ученика возникает целевая установка - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Целевая установка связана с образом предвидимой цели, в котором однозначно не представлены конкретные условия и способы, с наибольшей вероятностью и эффективностью обеспечивающие её достижение. Этот образ задаёт только общее направление построения действия, в то время как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации [8, с.7]. Призывы «слушайте внимательно» лишены содержательной конкретности, не обозначают умственных действий, которые необходимо произвести обучающемуся. Система познавательных установок и проблемных вопросов является той методической матрицей, которую Фрэнсис Бэкон называл фонарём, освещающим путь познания [8, с.7]. Установки могут быть следующего свойства:

o если слушают объяснение, то, что услышать;

o если смотрят учебный фильм, то, что увидеть;

o если решается задача - следить за ходом решения учителя или учащегося;

o зафиксировать аргументы, интересные места, новое для себя, непонятное, непродуктивные попытки решения и т.п.

В учебно-методический комплекс также включаются материалы, содержащие эталоны оценивания знаний, соотнесённые с их соответствующим уровнем. Система оценивания должна быть прозрачной, понятной ученикам: она - один из ведущих стимулов учения, компас для определения азимута в индивидуальном образовательном маршруте, планка уровня притязаний.

После проведения подготовительной работы можно приступать к построению модели урока. Она находит своё осязаемое выражение в таблице-схеме, которая является собственно планом урока, то есть выстроить организационно-деятельностный блок технологической карты урока [8, с.8].

Таблица-схема урока, которая предлагается как форма плана, позволяет скоординировать работу педагога и студентов на занятии, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока. Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока - свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников. Особое внимание в этом блоке необходимо обратить на наличие в схеме графы «обратная связь». Этот компонент является контрольной частью каждого действия. Порой его выносят на конечный этап урока. Но стрела времени необратима [8, с.8]. Невозможно возвратиться и восполнить, поэтому каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учащихся. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностно формирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.194 с.)