Выбор – цивилизованное демократическое общество. Из речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор – цивилизованное демократическое общество. Из речи



на торжественном заседании Верховного Совета Казахской ССР по поводу вступления на пост Президента Казахской ССР 10 декабря 1991 года: Среди первоочередных задач - это сохранение межнационального согласия на основе равенства прав всех казахстанцев, приоритет политической стабильности как основополагающего принципа государственной политики (с.21).

Я всегда верил в здравый смысл. Выступление на встрече руководителей одиннадцати суверенных государств в Алматы. 24 декабря 1991 года:

Приветствуя вас сегодня на казахстанской земле, я, прежде всего, хочу выразить уверенность, что и в основе будущих отношений, отношений между суверенными независимыми государствами, будет лежать духовное единство наций, выпестованное не одним поколением наших предков. Думаю, именно это единство, столь дорогое всем людям, привыкшим ощущать себя сыновьями и дочерьми одной большой Родины, станет и впредь основным объединительным звеном нашего нового Содружества.

… ломка прежней тоталитарной системы далась нам нелегко. Этот крайне болезненный процесс … повысил степень межнациональной напряженности в некоторых регионах бывшего Союза до крайней опасной черты. …Главное, на мой взгляд, состоит в том, что мы сумели избежать пагубного разделения по этническим, конфессиональным и другим признакам, изначально несущим в себе идею противостояния и недоверия. Соединив в искренне дружеском рукопожатии ладони Запада и Востока, мы тем самым ответили на самый жгучий вопрос миллионов людей разных национальностей, с тревогой следящих за развитием событий. Думаю, многие из них вздохнут сегодня с облегчением и надеждой (с.23).

От имперского союза к содружеству независимых государств. «Казахстанская правда» 10 марта 1992 года:

Сфера межнациональных противоречий, превращенная сталинской «политикой слияния наций» (на практике означавшей русификацию и подавление национального самосознания) в кипящий кратер социального вулкана в любую минуту готового к взрыву с самыми разрушительными последствиями (с.43).

Между тем беловежская встреча вызвала далеко не однозначную реакцию. Кое-кто стал эксплуатировать «жареную» идею славянского государственного образования и предлагать в противовес ему немедленно создать «туркестанскую конфедерацию». Страшно подумать, что бы случилось, пойди мы на поводу у подобных провокаторов, стремившихся разделить наши народы по этническому и конфессиональному признакам. (С.50).

На мой взгляд, специфика многонационального Казахстана имеет свои преимущества и исходить следует из нее. Дружба народа – не только наше главное уникальное достояние, но и наша вера, наша надежда (с.55).

… путь от тоталитаризма к демократии лежит через просвещенный авторитаризм. …Успехи в достижении не придут сами собой. Преодолевая социальную апатию, надо однозначно готовить людей к тому, что трудности ряда лет неизбежны, но их осознанное преодоление в условиях сохранения политической стабильности обязательно принесет желанные плоды (с.56).

Сферу Хельсинского процесса – на азиатский континент. Из выступления на пленарном заседании СБСЕ в Хельсинки 9 июля 1992 года:

…Мир и сейчас нельзя назвать безопасным, поскольку на смену глобального противоборства пришли региональные конфликты, способные из небольших очагов превратиться в разрастающуюся злокачественную опухоль (57).

…Эффективность превентивной дипломатии зиждется на доброй воле всех членов мирового сообщества, осознании хрупкости и единства человеческой цивилизации, многообразии форм и методов предотвращения конфликтных ситуаций, кропотливом наращивании ресурсов укрепления социально-политической стабильности.

…Параметры нашей политики находят свое отражение в стабильной ситуации в Казахстане, основанной на утверждении демократических прав и свобод, строгом соблюдении гражданского равенства, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности (с.60).

Наши объятия соотечественникам всегда открыты. Из речи на торжественном заседании всемирного курултая казахов 1 октября 1992 года:

…мы должны сохранить как зеницу ока нынешние межнациональные мир и согласие в республике. И гарантом межнационального согласия обязан быть прежде всего казахский народ – правовой наследник этой страны. (с.71)

…вы хорошо проинформированы о кровавых межнациональных столкновениях в иных регионах Содружества Независимых Государств. Да убережет нас создатель от столь страшного горя! (там же – с.71).

…Тот, кто посягает на мирную жизнь между народами, - рубит сук будущего собственной нации. Тот, кто любит свой народ, желает ему добра, не враждует с другими народами, не противопоставляет свою нацию другим (там же – с.71).

…Для придания большей стабильности межнациональным отношениям в республике я издал указ об учреждении премии мира и согласия, которой будут отмечены заслуги тех людей, которые внесли выдающийся вклад в сближение народов (там же – с.72).

… если сохраним мир, одолеем и этот нынешний крутой перевал (там же – с.79).

Великодушие каждой страны – залог благополучия планеты. Из выступления на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 года

Мы в Азии живем на удивительной земле. Все крупнейшие религии мира – иудаизм, буддизм, христианство, ислам – родились именно на святых землях нашего континента…. Неужели Азия не сможет осмыслить все, накопленное веками, и синтезировать новую концепцию континентального сотрудничества и коллективной безопасности? (с.87).

Наше главное достояние – дружба народов. Из выступления на форуме народов Казахстана 13 декабря 1992 года: Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. И сегодня, многое, переосмысливая заново в нашей истории, мы не вправе растрачивать это богатство, перечеркивать добрые традиции интернационализма. Они сформировались не в последние десятилетия и отнюдь не партийными директивами.

…Так распорядилась история, что древняя земля казахов по разным причинам – историческим, политическим, социальным. Эти народы не всегда переселялись по своей воле. …Естественная миграция населения происходит и сегодня. (с.91-92).

…Но далеко не последнюю, может быть и первую роль в том, что наша земля не отторгла, стала родным домом для тысяч и тысяч людей, сыграла казахская нация, её открытость, вековые традиции гостеприимства и добрососедства. В совместном труде, преодолении невзгод и лишений, которых с лихвой выпало на долю старших поколений, в житейских буднях и праздниках сложилась уникальная общность народов республики, создавших её современный облик (с.92).

…извращения национальной политики, типа колониальных амбиций российской политики, пресловутой сталинской теории «слияния наций», упорного насаждения образа «старшего брата» и тому подобное… Настоящей трагедией это обернулось для казахского народа, его культуры, языка. У многих людей образовался какой-то комплекс неполноценности, ущербности. Подобное, кстати, происходило и в других республиках. …в этом – одна из причин распада Советского Союза. … я искренне верю, что народы республики с пониманием отнесутся к переменам, происходящим в сознании казахского народа и окажут ему духовную и интеллектуальную поддержку. С другой стороны, надо учесть, что в новых условиях непростые процессы становления переживают и другие народы республики. Это требует такого же понимания и отношения со стороны казахской нации. Нельзя заставить уважать себя, свое национальное достоинство, отказывая в этом другим (с.93).

…Но слышим ли мы повседневно голос человека, голос каждого народа и каждой национальности? К сожалению, не всегда. Поэтому такой форум может действовать как бы на постоянной основе. …мы могли бы создать новый общественный институт – Ассамблею согласия и единения народов Казахстана. Это была бы неполитическая, неправительственная организация, решающая задачу всенародного укрепления межнационального согласия в Казахстане (с.96).

Важным определяющим документом, своего рода идеологической платформой, стала подготовленная Президентом и обнародованная в 1993 году концепция «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». (Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана // Стратегия независимости. Алматы. 2003. С. 84-120). В данном документе были выделены следующие цели и направления: обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ; развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан; развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана; углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике. Данная концепция была обсуждена и одобрена на Национальном Совете по государственной политике при Президенте Республики Казахстан.

Принятие в последующем на заседании Совета Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан и Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан» стало очередными шагами в определении идейной основы государства. «...основными идеями государства должны стать единство народа, гражданский мир, социальная стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие, компромисс и терпимость. В обществе должны утвердиться духовные ценности, основанные на общечеловеческих нормах морали, национальных традициях, воспитывающие гражданскую ответственность и патриотизм...».

(Национальный совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан. Алма-Ата, 1996. С. 25-26).

Вопросы национального единства, толерантности ставятся Лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в качестве краеугольного камня успешного развития независимого Казахстана. В апреле 2010 года Президентом утверждена Доктрина национального единства Казахстана, основанная на положениях Конституции, Закона "Об Ассамблее народа Казахстана" и других нормативно-правовых актах, а также нормах международного права. В ней изложены цели, задачи, основные концептуальные подходы, служащие основой для создания целостной системы правовых, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа, развития демократии, диалога культур и цивилизаций.

. По сути, Доктрина национального единства развивает духовное состояние народа Казахстана, его устремленность к новым целям и идеям, закрепив основные принципы национального единства, базирующиеся на общечеловеческих ценностях: «Одна страна – одна судьба»; «Разное происхождение – равные возможности»; «Развитие национального духа».

Идея мира, национального единства и общественного согласия Н.А. Назарбаева нашла свое воплощение в реализации долгосрочной программы развития государства. Президент одним из первых в странах СНГ предложил своему народу долгосрочную программу развития Стратегия «Казахстан-2030» (1997 г.). Она стала концептуальным, стратегическим и программным документом, который послужил мощным толчком в формировании государственной идеологии Казахстана, и в определенной степени способствовал мобилизации и консолидации казахстанского общества. Во втором приоритете Стратегии «внутриполитическая стабильность и консолидация общества» поставлена задача преодолеть различия между различными этническими группами, и в конечном итоге консолидировать общество, сформировать конкурентоспособную нацию («Казахстан–2030». Алматы. 2006. с. 12).

Эта задача успешно выполняется.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.009 с.)