ТОП 10:

Раздел 1. Дорежиссерский театр (до 1898 г.)



Раздел 1. Дорежиссерский театр (до 1898 г.)

Тема 1. Народные представления на Руси.

Театральные элементы в русской народной культуре. Древнеславянский обряд, его смысл и функции. Ряжение и маскирование в обряде. Обряд – Игрище – Игра-представление – Устная народная драма. Сюжеты устной народной драмы. «Барин», «Лодка», «Царь Максимилиан», «Комедия о Петрушке» — характер и специфика исполнения.

Скоморохи. Гипотезы о происхождении скоморохов. Разнородность и многожанровость скоморошьего репертуара: игра на музыкальных инструментах, пантомимическое и акробатическое искусство, разыгрывание сатирических сценок-скоморошин, кукольные игры, дрессировка животных и проч. Отношение светской и церковной властей к скоморошеству. Традиции церковного театра.

Компетенции:Способность инициировать творческие идеи художественных проектов (ПК – 11).

Тема 2. Истоки русского театра. Русский театр XVIII века.

Придворный театр Алексея Михайловича.Исторические предпосылки возникновения придворного театра. Особенности русской культуры второй половины XVII века. Развлечения и зрелища при дворе. Строительство «Комедийной хоромины» в селе Преображенском. Деятельность И.‑Г. Грегори — автора и постановщика «Артаксерксова действа» (1672 г.). Сюжет и структурные особенности пьесы. Сведения о первом представлении «Артаксерксова действа». Репертуар придворного театра. Библейские, «исторические» и мифологические сюжеты. Жанры. Особенности постановки, игры, традиции исполнения. Историческое значение придворного театра.

Западноевропейский школьный театр, пути его проникновения в Россию. Светские сюжеты драматургии, их актуальность. Система аллегорий. Интермедии. Постановочные приемы. Распространение школьного театра в России. Его значение.

Театр городского населения или театр «охочих комедиантов». Особенности исполнительской традиции, репертуар, сюжеты.

1703 г. – строительство Санкт-Петербурга. Театральная жизнь в России в первой половине XVIII века. Знакомство Петербурга с западноевропейскими театральными традициями (французская ярмарочная труппа, итальянская опера, балет, commedia dell’arte; гастроли труппы К. Нойбер).

Формирование драматургии классицизма. А. П. Сумароков.Западноевропейский и русский классицизм, влияние просветительского классицизма. Первая правильная русская трагедия «Хорев» (1747). Общая характеристика драматургии Сумарокова, особенности, основные акценты («Гамлет», «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец»).

Создание русского национального театра. Ф. Г. Волков. Организация труппы «охочих комедиантов» в Ярославле (1750), их прибытие в Петербург. Указ об учреждении российского публичного театра (1756).

Драматургия Д. И. Фонвизина (1745–1792). Ранняя комедия «Корион» (1764). «Бригадир» (1769), «Недоросль» (1781). Замысел и воплощение. Образы комедий, типажность. Особенности конфликта, общая характеристика, историческое значение пьес Фонвизина. Начало национальной комедиографии.

Компетенции:Умение анализировать произведения литературы и искусства, выстраивать взаимоотношения с авторами (правообладателями) литературных, музыкальных и других произведений, используя при этом знания, как в области искусства, так и в сфере авторского права (ПК – 13).

 

Раздел 2. Режиссерский театр

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА»

9.1 ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

2. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л., 1948.

3. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977–1987. Т. 1–7.

4. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1960.

5. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.

6. Евреинов Н.Н. История русского театра. М., 2011. («Российская императорская библиотека»).

7. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII – первой половины XIX веков. СПб., 2005.

8. Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала XX века. М., 2014.

9. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство, 1893–1907; 1908–1917. М., 1989, 1990.

10. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М., 1999.

Дополнительная:

1. Пушкин и театр. М., 1953. (Статьи, письма).

2. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

3. Марков П.А. О театре. М., 1974. Т. 1–4. (Т.1: Эпоха накануне Малого театра. Новейшие театральные течения).

4. Кугель А.Р. Театральные портреты. Л., 1967.

5. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.

6. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. (Или: Записки режиссера – любое издание).

7. Коонен А.Г. Страницы жизни.

8. Чехов М.А. Путь актера.

9. Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб., 2002.

10. Евгений Вахтангов. М., 1984.

11. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 т. М., 1968. (Ст.: Балаган).

12. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

13. Встречи с Мейерхольдом: Сб. воспоминаний. М., 1987.

14. Мейерхольд В.Э. Лекции, 1918–1919. М., 2000.

15. Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978.

16. Русское актерское искусство XX века. Вып.1. СПб., 1992.

17. Русское актерское искусство XX века. Вып.2–3. СПб., 2002.

18. Гаевский В.М. Флейта Гамлета: Образы современного театра. М., 1990.

19. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях.

20. Крымова Н.А. Имена: В 3 т.

21. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя.

22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер.

 

Анализ пьесы:

Бентли Э. Жизнь драмы.

Владимиров С.В. Действие в драмы

Костелянец Б.О. Драма и действие

 

Интернет-ресурсы:

teatr-lib.ru– электронная театральная библиотека

 

Раздел 1. Дорежиссерский театр (до 1898 г.)







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.100 (0.007 с.)