ТОП 10:

Тема 13. Русский театр второй половины XX века.



Общая характеристика эпохи 1930-40-х гг.: основные тенденции, идеологические установки. Театральное искусство в условиях тоталитаризма. МХАТ – первый театр Империи. Творчество Н.П. Акимова, Н.П. Охлопкова.

«Оттепель» в русском театре. Новая драматургия, новый тип героя, новые настроения в искусстве. Организация «Современника» (1956). Герой О.Н. Ефремова. «Вечно живые». «Обыкновенная история». Актерский ансамбль «Современника». Переход Ефремова во МХАТ.

Г.А. Товстоногов в Большом драматическом театре (1956). И. Смоктуновский – князь Мышкин («Идиот»). «Пять вечеров», драматургия А. Володина. Постановки русской классики. «Образцовая труппа». Тридцать лет и три года руководства: основные этапы, общая характеристика творчества.

Творческая судьба А.В. Эфроса. Актеры Эфроса. Спектакли Эфроса «Женитьба», «Дон Жуан», «Месяц в деревне». Режиссерский метод Эфроса. «Плавающая мизансцена». Эфрос в Театре на Таганке.

Ю.П. Любимов и Театр на Таганке (1964). Драматургия Б. Брехта – особенности исполнения. «Театр открытого социального жеста». Феномен В. Высоцкого. «Гамлет» Любимова – Боровского – Высоцкого.

Режиссеры последней четверти XX века. П.Н. Фоменко. Л.А. Додин. М.А. Захаров. А.А. Васильев.

Компетенции:Умение анализировать произведения литературы и искусства, выстраивать взаимоотношения с авторами (правообладателями) литературных, музыкальных и других произведений, используя при этом знания, как в области искусства, так и в сфере авторского права. (ПК – 13).

 

Тема 14. Русский театр на рубеже XX-XXI веков.

Общая характеристика, основные тенденции, явления, имена. Новые формы и жанры, освоение новых нетеатральных пространств. Взаимопроникновение искусств. «Постдраматический театр». Современная «новая драма». Эстетика документального искусства. Использование медиа-технологий в современном театре. Театральные эксперименты XXI века.

Компетенции:Умение анализировать произведения литературы и искусства, выстраивать взаимоотношения с авторами (правообладателями) литературных, музыкальных и других произведений, используя при этом знания, как в области искусства, так и в сфере авторского права. (ПК – 13).

 

 

8.3.1. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Театральные элементы в русской народной культуре. Устная народная драма.

2. Драматургия классицизма (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин).

3. Организация российского профессионального театра. Ф.Г. Волков.

4. Водевиль и мелодрама в первой половине XIX века. Актеры.

5. Драматургия А.С. Пушкина и театр первой половины XIX века.

6. Н.В. Гоголь и театр.

7. Театр А.Н. Островского.

8. Драматургия А.П. Чехова. Принципы «новой драмы».

9. Организация МХТ и его первые сезоны. «Система» Станиславского.

10. Творческий путь В.Э. Мейерхольда.

11. Творчество Е.Б. Вахтангова.

12. Творчество М.А. Чехова.

13. А.Я. Таиров и Камерный театр.

14. Театральная практика и теория Н.Н. Евреинова.

15. Русский театр 1940-х гг. (Послевоенное десятилетие).

16. «Оттепель». Организация театра «Современник». Олег Ефремов.

17. Г.А. Товстоногов и Большой драматический театр.

18. Театр А.В. Эфроса.

19. Ю.П. Любимов и Театр на Таганке.

20. Л.А. Додин и Малый драматический театр.

21. «Новая драма» на рубеже XX–XXI веков.

22. Современный петербургский театр (А. Могучий, А. Праудин, Ю. Бутусов и др.)

23. Театральные формы XXI века.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РУССКОГО ТЕАТРА»

9.1 ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

2. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л., 1948.

3. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977–1987. Т. 1–7.

4. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1960.

5. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.

6. Евреинов Н.Н. История русского театра. М., 2011. («Российская императорская библиотека»).

7. Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII – первой половины XIX веков. СПб., 2005.

8. Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала XX века. М., 2014.

9. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство, 1893–1907; 1908–1917. М., 1989, 1990.

10. Смелянский А.М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М., 1999.

Дополнительная:

1. Пушкин и театр. М., 1953. (Статьи, письма).

2. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

3. Марков П.А. О театре. М., 1974. Т. 1–4. (Т.1: Эпоха накануне Малого театра. Новейшие театральные течения).

4. Кугель А.Р. Театральные портреты. Л., 1967.

5. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.

6. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970. (Или: Записки режиссера – любое издание).

7. Коонен А.Г. Страницы жизни.

8. Чехов М.А. Путь актера.

9. Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб., 2002.

10. Евгений Вахтангов. М., 1984.

11. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 т. М., 1968. (Ст.: Балаган).

12. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

13. Встречи с Мейерхольдом: Сб. воспоминаний. М., 1987.

14. Мейерхольд В.Э. Лекции, 1918–1919. М., 2000.

15. Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978.

16. Русское актерское искусство XX века. Вып.1. СПб., 1992.

17. Русское актерское искусство XX века. Вып.2–3. СПб., 2002.

18. Гаевский В.М. Флейта Гамлета: Образы современного театра. М., 1990.

19. Захаров М.А. Контакты на разных уровнях.

20. Крымова Н.А. Имена: В 3 т.

21. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя.

22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер.

 

Анализ пьесы:

Бентли Э. Жизнь драмы.

Владимиров С.В. Действие в драмы

Костелянец Б.О. Драма и действие

 

Интернет-ресурсы:

teatr-lib.ru– электронная театральная библиотека

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.85 (0.007 с.)