Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки сходства человека с приматамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек имеет большое анатомо-физиологическое сходство с высшими человекообразными обезьянами: относительно крупные размеры тела, редукция хвостового отдела позвоночного столба. Конечности приматов и человека пятипалы, большой палец противопоставляется другим. Кости предплечья — лучевая и локтевая не срастаются между собой: лучевая, вращаясь около локтевой кости, вместе с собой вращает и кисть. Отсюда большая подвижности кисти и в целом передней конечности. Конечности других млекопитающих не способны к таким движениям. Концы пальцев приматов и человека расширены, имеют чувствительные голые участки кожи, с повышенной осязательной чувствительностью и папиллярными узорами на пальцах, ладонях и стопах, наличие ногтей. Зубная формула, состоит из 32 зубов. У обезьяны имеются такие же группы крови, как и у человека. Высшие антропоморфные обезьяны имеют хорошо развитый мозг, наблюдается сходство и по строению коры полушарий большого мозга. Оценивая морфологические особенности человека и человекообразных обезьян, английский анатом Артур Кейз еще в 1929 г. выделил у человека 1065 признаков, из которых 312 свойственны только человеку, остальные 700 признаков свойственны и человеку и приматам (из них 396 признаков свойственны человеку и шимпанзе, 385 — человеку и горилле, 354 — человеку и орангутану). Наибольшая степень сходства признаков у человека и шимпанзе. Установлено, что человек и горилла имеют два различия в структуре молекулы гемоглобина, а у человека и шимпанзе аминокислотный состав и последовательность расположения аминокислот гемоглобина полностью совпадают. Поэтому кровь человека, введенная в сосуды шимпанзе, не оказывает на ее организм вредного действия. При введении крови человека другим животным наблюдалось образование тромбов вследствие антигенной несовместимости. Для высших антропоморфных обезьян характерна сложная высшая нервная деятельность, быстрое образование рефлексов, наличие в зачаточной форме способности к абстрагированию. У самок имеются месячные менструальные циклы, продолжительность беременности у шимпанзе и горилла около 9 месяцев, вскармливание детенышей длится около года, половое созревание наступает к 8—12 годам. У обезьян встречаются те же паразиты, что и у человека, например, головная вошь, которая не паразитирует ни у каких других животных. Высшие человекообразные обезьяны заражаются некоторыми болезнями, свойственными исключительно человеку (брюшной тиф, оспа, сифилис, туберкулез, грипп). Эта особенность широко используется для изучения на обезьянах течения болезней и терапии исключительно «человеческих» заболеваний.
Вопросы и задания для самоконтроля
І. Дайте ответы на контрольные вопросы. 1. Что такое антропогенез? Перечислите биологические предпосылки очеловечивания. 2. Назовите ведущие факторы гоминизации. 3. Перечислите этапы появления и эволюции первобытных людей. 4. Человекообразные обезьяны - Дриопитековые, Рамапитековые - что о них известно? 5. Охарактеризуйте австралопитеков, их образ жизни. 6. Каким был человек умелый, когда он жил, его образ жизни и труда? Перечислите археологические находки архантропов. 7. Опишите человека прямоходящего, его образ жизни и ареал обитания. 8. Перечислите основные археологические находки ископаемых палеоантропов. 9. Выделите основу в классификации древних людей и назовите самые известные археологические находки этого периода. 10. Дайте характеристику орудиям труда и образу жизни неандертальцев. 11. Назовите время появления современного человека, опишите его облик. 12. Опишите образ жизни и орудия труда кроманьонца. 13. Соотнесите этапы эволюции человека и возникновение известных Вам культур. 14. Приведите отличия и сходства приматов и человека. Какая "грань" отделяет человека от обезьяны? 15. Что такое "гоминидная триада", какие другие биологические и небиологические признаки можно считать уникальными для гоминид? ІІ. Выбирите правильный вариант ответа. 1. К типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид относятся: А человекообразные обезьяны; Б полуобезьяны; В человек; Г шимпанзе; Д все ответы верны.
2.Человек наибольшую степень близости по анатомическим, генетическим и биохимическим параметрам имеет: А с понгидами; Б с гориллами; В с гиббонами; Г с шимпанзе; Д с орангутанами.
3.Укажите последовательность появления звеньев в эволюции человека; приведите в соответствие времена, когда эти существа жили: А человек прямоходящий; 1) 5 млн. лет н. Б ранний австралопитек; 2) 2 млн. лет.н. В кроманьонец; 3) 1,6 млн. лет.н. Г неандерталец; 4) 100-30 тыс. лет. н. Д человек умелый 5) 40 тыс. лет.н.
4.Укажите, у какого звена человеческой эволюции появились следующие особенности жизни, приведите их в соответствие:
1) кроманьонец; 2) питекантроп; 3) неандерталец; 4) человек умелый; 5) австралопитек. А впервые использовали орудия труда, использовали мясну пищу; Б занимались собирательством, использовали каменный топор, жили в первобытном стаде; В занимались охотой и рыбной ловлей, шили одежду из шкур с помощью костяных игл, имели общую собственность, табу, матриархат. Г были растительноядны, не использовали, не сохраняли каменных орудий труда. Д создали каменные орудия, жили в пещерах, полуземлянках, занимались охотой, появилось первое искусство и первые погребения.
5. Вставте необходимые слова: В ходе антропосоциогенеза - ….. и ….. выступало в единстве, выживание человека было возможным лишь в условиях …...
6.Приведите в соответствие звено человеческой эволюции и название культур: 1) кроманьонец; 2) питекантроп; 3) неандерталец; 4) человек умелый;
А мустьерская культура; Б перигорская культура, граветтийская культура,ориньякская культура; В олдувайская культура; Г ашельская культура; Д соответствия нет.
7.Какие факторы способствовали гоминизации:
А все ответы правильные; Б развитие механизма защиты с помощью бросания камней и особенно охоту; В кратковременное повышение уровня радиации; Г перемены в поведенческих реакциях; Д трудовая деятельность.
8.Какой признак не входит в систему гоминидной триады?
А прямохождение; Б высокоразвитый мозг; В строение руки, приспособленной к изготовлению орудий; Г группы крови; Д все ответы правильные.
9.Какое анатомо-физиологическое сходство человек имеет с высшими человекообразными обезьянами:
А хорошо развитый мозг; Б месячные менструальные циклы; В конечности пятипалы, большой палец противопоставлен другим; Г зубная формула, состоит из 32 зубов; Д все ответы правильные.
10.Человек рождается менее защищенным, более беспомощным, чем животные, не имеет готовых человеческих качеств, т.е. ему присуща:
А родовая неспециализированность; Б изначальная пассивность и зависимость от среды; В свобода в выборе решений и стиля жизни; Г самоактуализация и самосозидание; Д все ответы правильные. ІІІ. Темы рефератов. 1. Корни возникновения человека - недостающие звенья. 2. Австралопитеки - обезьянолюди или человекообезьяны? 3. Архантропы - антропология и культура. 4. Люди верхнего палеолита - возникновение современной психики. 5. Центры сапиентации - число и время возникновения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.007 с.) |