Анализ состояния существующих электронных информационных систем в строительной отрасли, преимущества и недостатки функционирования эис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ состояния существующих электронных информационных систем в строительной отрасли, преимущества и недостатки функционирования эис



В архитектурно-строительной энциклопедии строительный комплекс определяется как «совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующиеся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата - обеспечении производства основных фондов народного хозяйства» [4].

Отрасль “строительство” включает в себя следующие группы предприятий и организаций:

· организации, которые выполняют строительные и монтажные работы по возведению новых зданий и сооружений, расширению, техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий - подрядные;

· проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство;

· организации по бурению нефтяных и газовых скважин;

· органы управления строительством - комитеты, департаменты, объединения, ассоциации и т.п.[3, С.10].

В настоящее время деятельность строительных организаций самостоятельна, государственное регулирование проявляется, в основном, через законодательные акты. Практика показывает, что ориентация только на рыночный подход является нерациональном шагом в отношении управления социально-экономическими процессами страны. Государственное регулирование – это неотъемлемая часть системы управления данными процессами.

Одним из важнейших элементов регулирования экономики является государственный заказ, размещенный, в частности, в инвестиционно-строительном комплексе.

Согласно российскому законодательству размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах) [1, ст.10, п.1].

Размещение государственного строительного заказа в настоящее время проводится на конкурсной основе, это позволяет привлечь нескольких подрядчиков и поставщиков при их ответственности за весь комплекс работ и услуг [2, с.26].

Современный мир диктует свои условия – информатизация и переход к электронным технологиям во всех сферах жизнедеятельности человека. Существующая в настоящее время система государственного строительного заказа основана на «бумажных» технологиях (подготовка материалов и документов, принятие организационных и управленческих решений). Применение электронных технологий выражено лишь в том, что имеются отдельно функционирующие сайты, которые включают некоторые аспекты, направления строительной деятельности.

Основные сайты, присутствующие в электронном варианте – интернете, которые содержат моменты, касающиеся строительной сферы можно представить в следующей таблице.

Таблица 2. Интернет-сайты, включающие вопросы, касающиеся строительной отрасли

Название Интернет-сайт Характеристика
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru/index.html Содержит информацию, перечень всех проводимых торгов в разрезе регионов.Сфера строительства не имеет отдельной страницы
"Тендеры и конкурсные торги" http://www.alltenders.ru/ База содержит тендеры поставки всех официальных публикаторов. Все тендеры распределены по тематическим разделам и региону проведения. Имеется переход на страницу, в которой указаны строительные тендеры
Ростендер http://www.rtinfo.ru/ Представлены российские тендеры,которые распределены по разделам и регионам. Имеется переход на страницу, в которой указаны строительные тендеры
Магелан http://www.magelan.su/ Информационный портал по тендерам.Тендеры разделены по отраслям.Имеется переход на страницу, в которой указаны строительные тендеры
SETonline   http://www.setonline.ru/   Система электронных торгов.Здесь проходят аукционы в режиме реального времени независимо от отрасли
Строй-тендер StroyTender.com Включает справочник строительных предприятий,объявления о строитеьстве,перечень проводимых тендеров,список инвестиционных проектов и предложений и т.д.
РАТСИ http://www.coinvest.ru/rabce/ Содержит информацию о подрядных торгах в строительстве,нормативно-правовые акты,регламентирующие строительстную отрасль.Данный сайт не обновляется,последняя информация от 2005 г.
Строительный мир http://www.stroi.ru/ Московский сайт.Содержит всю информацию о строительном комплексе города Москвы: закнодательство, информация о комплексе,программы и проекты, и т.д.
Информационная система по строительству «Ноу-Хаус.ру» http://www.know-house.ru/   Данный сайт рассматривает техническую сторону строительства:ГОСТы и СНиПы, информацию о технологии возведения зданий,литературу и публикации на данную тематику и т.д.

На основании таблицы и просмотра данных сайтов можно выявить следующие положительные стороны функционирования электронных информационных систем в сфере строительства:

  1. Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов является сайтом, который существует благодаря российскому законодательству [1], таким образом можно сказать, что закон действует.
  2. Сайт «Строительный мир» является на данный момент наглядным примером, образцом. Он охватывает многие аспекты, касающиеся строительной отрасли, но сайт имеет направленность на масштабы города. Соответственно, если брать в масштабе страны, то нужны доработки, так как страна включает регионы, а в каждом регионе свои особенности.
  3. Информационная система содержит информационную поддержку технологии строительного производства, это направление также важно, но охватывает только некоторые направления строительной отрасли.

Недостатки, выявленные в процессе анализа содержимого сайтов, таковы:

  1. Нет единого строительного сайта, который содержал всю нормативно-правовую литературу, информацию об особенностях отрасли строительства, справочник всех действующих предприятий сферы строительства, полезные статьи, и т.д. (где можно найти ответы на все интересующие вопросы).
  2. Почти на всех сайтах о государственных заказах строительной отрасли выделяется только страничка, которая содержит информацию, касающуюся перечня проходящих тендеров.
  3. Действующие строительные сайты не охватывают масштаба всей страны, направлены на определенные вопросы.

 

Пути совершенствования ЭИС

Рассмотренные выше примеры говорят о том, чтобы необходимо предпринять меры для становления современных подходов в организации государственных конкурсных закупок, в том числе – электронных систем конкурсных торгов в отрасли строительства.

Решение проблемы электронной информационной системы по государственным строительным закупкам предлагают авторы «Теории и практики организации и проведения подрядных торгов в регионе». Авторы рассматривают вопрос создания сайта в интернете, на котором будут проводиться торги, а именно, конкурс по закупке подрядных работ для государственных нужд. Они предлагают технологические аспекты системы электронных подрядных конкурсов.

В первую очередь появляется необходимость в головном сервере. На головном сервере целесообразно разместить:

  • тексты законодательных актов и ведомственных инструкций, регламентирующих государственные закупки;
  • электронная публикация конкурсной документации в полном объеме.

Головной сервер – организатор торгов, его функции:

  1. Принимает поступившие заявки.
  2. Проверяет поступившие на конкурс заявки, выполняет «входной контоль».
  3. Осуществляет процедуру вскрытие конвертов.
  4. Контролирует прохождение запросов на разъяснение конкурсной документации.

Проверяет – уложилась ли конкурсная комиссия в отведенный срок ответа на поставленный вопрос.

Таким образом, по мнению авторов, данная система позволит:

  • сократить расходы, связанные с проведением подрядных конкурсов;
  • обеспечить в будущем простоту использования отдельных «электронных» этапов (по сравнению с традиционными «бумажными процессами подрядных конкурсов) [2, С.164].

Данная точка зрения имеет право на существование, но в этих суждениях можно найти недостаток: «Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе» является среди других учебников по подрядным торгам одним из современных, так как написан в 2005 году. Обычно учебники начинают формироваться примерно за год до опубликования, можно считать, что он написан в 2004 году. На тот момент государственные закупки регулировались федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Из этого следует, что высказывания авторов не являются актуальными на данный момент.

Существует и другая точка зрения, касающаяся организации подрядных торгов.

Авторы «Пособия по организации и проведению конкурсов», написанного под научным руководством первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, реконструкции и развития города Москвы, к.т.н.
А.Н. Левченко придерживаются следующего положения.

«Предметы конкурсов в инвестиционно-строительной сфере являются сложными, при выборе победителя используются многочисленные критерии, техническая часть конкурсной документации должна давать подробное описание объекта, содержит проектно-сметную документацию, рабочие чертежи и т.д. По этой причине электронные торговые площадки можно использовать только для материально-технического обеспечения строительства объектов, то есть при проведении конкурсов поставщиков материально-технических ресурсов».

Такое суждение мне наиболее близко. На самом деле, проведение конкурсов по размещению заказов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве по сравнению с проведением конкурсов на закупку товаров имеет свои особенности:

  • большой объем технической части конкурсной документации;
  • проведение конкурсов при различной степени проработки технических решение;
  • большие возможности по разбивке на отдельные предметы конкурса (лота) с целью усиления конкуренции;
  • возможность использования различных форм координационных связей в строительстве, предусматривающих выбор генподрядчика, управляющей компании и нескольких главных подрядчиков, субподрядчиков, поставщиков;
  • возможность привлечения участников из различных регионов или только из конкретного региона, населенного пункта;
  • большой объем и краткость периода действия согласований проекта;
  • необходимость и реальная возможность предконкурсного определения предполагаемой рыночной цены подрядных работ.

К вышеперечисленному можно добавить, что строительство – является высокозатратной, соответственно выгодной отраслью народного хозяйства, таким образом, при выборе подрядчика на выполнение строительных работ необходима тщательная проработка всей документации.

Вторая точка зрения наиболее реальна, то есть в течение следующих лет осуществима на практике.

Мое мнение на счет проведения электронных торгов в Интернете частично совпадает с авторами «Пособия по организации и проведению конкурсов».

Я согласна с тем, что конкурс в Интернете в режиме реального времени проводить нецелесообразно. А вот закупки материально-технического обеспечения строительства объектов лучше проводить на аукционе в электронной форме.

В настоящее время схема закупки МТО строительства такова:

1. Объявляется конкурс на строительство определенного объекта.

2. В результате проведенного конкурса отбирается победитель, который в течение оговоренного срока осуществит строительство объекта.

3. Данный победитель-подрядчик по-своему усмотрению выбирает поставщика материалов, обеспечивает себя техническими средствами.

Таким образом, закупка МТО строительства осуществляется подрядчиком. В современной экономической ситуации в связи с переходом на рыночные отношении подрядные организации, в основном, являются коммерческими. Следовательно, они сами решают, как осуществить закупку МТО. Самым выгодным и наиболее эффективным способом приобретения любых материалов и оборудования является аукцион в электронном формате. Реализация идеи на практике может воплощаться в двух направлениях:

1. Проведение аукционов на уже существующих электронных площадках.

2. Создание новой электронной площадки, на котором будут проводиться торги.

Предполагаемая схема участия подрядной организации в строительном процессе такова:

 
 

 

 


Подрядная организация

Схема 1. Порядок участия подрядной организации в строительстве объекта

Аукционы в электронной форме законодательно закреплены. Если исходить из федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г., 20 апреля, 24 июля 2007 г.), то можно выделить следующие моменты:

1. В законе пописано, что в электронной форме (интернет) в настоящее время проводиться только аукционы. В случае, если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет".

2. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2011 года «Открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет». Таким образом, с 2011 года предел – начальная (минимальная) цена государственного или муниципального контракта не установлена, аукцион а Интернете сможет проводиться на любую сумму.

Строительство объектов является одной из самых высокозатратных направлений во всех экономических процессах, основная сумма всех расходов – это материалы. Таким образом, снятие барьеров, ограничений в отношении начальной цены контракта на аукционе, подталкивает к тому, что использование электронных технологий в строительной отрасли наиболее оптимально.

Аукционы в электронной форме имеет ряд преимуществ. Данные преимущества дают возможность получить положительный эффект не только государству, которое заинтересовано в рациональном использовании бюджетных средств, но и подрядным организациям, которые хотят получить как можно больше прибыли.

· Система электронных торгов является территориально распределенной. Все пользователи системы – заказчики, поставщики, эксперты, менеджеры и члены тендерной комиссии могут находиться в любой точке мира, где есть подключение к Интернету. Это позволяет значительно расширить круг участников, увеличить количество конкурентных предложений и добиться повышения эффективности торгов.

· Прозрачность торгов

Создание прозрачной конкурентной среды для поставщиков работ, услуг, материалов и оборудования.

· Равные условия для всех участников

Создание одинаково комфортных условий в онлайн-тендерх для всех участников. Обеспечение расширения круга партнеров-поставщиков работ, услуг, материалов и оборудования для заказчиков.

· Закупки по самым лучшим ценам

Открытая конкуренция, участие ведущих поставщиков и торги в режиме реального времени позволяют заказчику совершать закупки по самым выгодным ценам.

· Предложения от лидеров рынка

В торгах принимают участие поставщики, имеющие солидный опыт работы с крупнейшими российскими корпоративными закупщиками и сформировавшие положительную деловую репутацию на рынке.

· Гарантии заключения контракта

В соответствии с законодательством Российской Федерации использование электронной цифровой подписи налагает на победителя торгов и заказчика обоюдные юридические обязательства по заключению контракта по результатам торгов.

· Эффективные закупки по широкой товарной номенклатуре

Система позволяет при минимальном использовании организационных ресурсов заказчика проводить конкурсные закупки по самой широкой товарной номенклатуре.

· Уменьшение времени закупок

Перевод документооборота в электронную форму приводит к существенному сокращению сроков проведения закупок [10, 11].

Таким образом, к 2011 году можно будет создать все условия для функционирования системы электронной закупки МТО для строительных организаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.039 с.)