Правовая защита от негативных рекламных кампаний в политической сфере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая защита от негативных рекламных кампаний в политической сфере



Существующее законодательство о рекламе не затрагивает распространение политических коммуникаций. Для управления рекламными продуктами, которые реализуют права граждан на участие в управлении государственными вопросами, используется специализированное избирательное законодательство.

Но несмотря на это, определение политической рекламы можно прочесть в тексте Закона «О рекламе» редакции 2006 года.

Отмеченное там определение нельзя назвать универсальным, так как политическая реклама интерпретируется через общее понятие рекламы, а специфические черты политических коммуникаций и объектов их воздействия в данном случае не обозначены.

Согласно такому подходу, политическая реклама – это распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц информация, направленная на привлечение внимания к политическому субъекту (результатам интеллектуальной деятельности, мероприятиям), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на различных уровнях государственной и муниципальной власти.

Строго регулируется законом такой подвид политической рекламы как предвыборная агитация. Другие подвиды политической рекламы не подчиняются такой строгой регулировке и управляются общими положениями о свободе массовой информации, свободе слова в порядке ограничений и сфер воздействия, установленных текущим законодательством.

Законы о выборах Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав) подробно регламентируют такой вид политической рекламы как реклама предвыборной агитации.

В статье 2 обозначенного выше закона можно ознакомиться с определением: предвыборная агитация – коммуникационная деятельность, обозначенная на период избирательной кампании с целью побуждения электората принять участие в голосовании за список определенных кандидатов, либо против них, а в особых случах – против каждого из представленных кандидатов.

Таким образом были выведены основные принципы в организации мероприятий по предвыборной агитации:

1) равенство всех участвующих кандидатов;

2) многообразие участников;

3) соблюдение правил гласности референдумов и выборов;

4) открытость финансовых операций;

5) отсутствие теневых политических технологий;

6) законные ограничения агитационных прав;

7) способность принятия самостоятельных решений кандидатами.

В данной ситуации важно уметь различить процесс информирования избирателей и мероприятия по предвыборной агитации. Информирование избирателей включает в себя данные о сроках и порядках производимых мероприятий, ход подготовки проведения референдумов и выборов, досье кандидатов и политических партий.

Информирование осуществляется следующими органами власти:

1) администрации местного самоуправления, высшие органы государственной власти (они выдают электорату общие положения, не акцентируя внимания на партиях и их кандидатах);

2) избирательные комиссии;

3) редакции, издательства, радио- и ТВ-каналы, являющиеся аккредитованными СМИ;

4) специально отобранные юридические и физические лица.

Информирование избирателей ведется по следующим принципам: свобода распространения информации, достоверность и объективность сведений, соблюдение равенства кандидатов. Но при этом для разрабатываемых рекламных материалов агитации никаких требований не выставлено.

Способы предвыборной агитации различаются в зависимости от выбранного канала информации:

1) печатные СМИ;

2) специальные публичные агитационные мероприятия;

3) предприятия телерадиовещания;

4) Интернет: социальные сети, форумы, блогосфера.

Правила по проведению мероприятий предвыборной агитации установлены в Законе об основных гарантиях избирательных прав.

К общим положениям о ведении данной деятельности относятся:

1) для реализации агитационных мероприятий используются средства только избирательных фондов;

2) нельзя привлекать к агитации лиц, не достигнувших 18 лет;

3) следующие органы власти не могут участвовать в информационной агитационной кампании:

• администрации местного самоуправления,

• государственным и муниципальным служащим, членам органов управления организаций при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

• воинские учреждения и организации;

• благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

• избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

• иностранцы и лица без гражданства;

• международным организациям и международным общественным движениям;

• управляющие СМИ без выпуска агитационных материалов;

4) для использования мнения избирателя о кандидате необходимо получить его письменное согласие на опубликование;

5) программы политических партий должны быть в открытом для избирателей доступе;

6) агитация допускается только в агитационный период: со дня выдвижения кандидата до ноля часов за одни сутки до дня голосования;

7) агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится только в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования;

8) агитация запрещена за день до выборов и в день выборов;

9) для проведения агитации предоставляются эфирное время и печатная площадь (бесплатно и за плату);

10) запрещена агитация за нескольких политических субъектов;

11) условия оплаты эфирного времени и печатной площади должны публиковаться заранее (сообщаться в избирательную комиссию) и быть едиными для всех кандидатов;

12) публикации в СМИ должны регламентироваться договором об использовании услуг организации, осуществляющей выпуск материалов;

13) в агитации не могут участвовать негосударственные СМИ, которые не проработали в СМК года.

Закон не только предоставляет права на агитацию политическим субъектам, но и устанавливает определенные ограничения этих прав. Запрещены злоупотребления свободой массовой информации, установленные Законом о средствах массовой информации. Кроме того, при проведении агитации запрещаются:

• кампании по распространению экстремистской деятельности;

• агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

• агитационные мероприятия с использованием нацистской символики и распространением враждебных ценностей;

• нарушение законов об интеллектуальной собственности;

• непосредственный подкуп избирательный в любых возможных формах: денежной, подарках или продвижении их интересов;

• проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависят от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Оплата коммерческой рекламы с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.

Кандидаты и иные политические субъекты в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.

Практика проведения предвыборной агитации показала значительное число нарушений, которое, в силу активной деятельности контролирующих и правоохранительных органов, к 2015 г. стало уменьшаться. Наиболее часто встречаются следующие нарушения: проведение предвыборной агитации до начала периода, установленного законом; участие в агитации должностных лиц органов государственной и муниципальной власти; агитация под видом информирования избирателей; оплата агитации не из средств избирательного фонда; выпуск и распространение агитационных материалов с нарушением закона (с содержанием заведомо ложной информации, без выходных данных и т. п.).

В целом следует отметить достаточно подробную регламентацию законом правил осуществления предвыборной агитации. При сходстве содержания и способов распространения политическая и коммерческая реклама имеют различное правовое регулирование. Это следует учитывать при работе в сфере рекламной деятельности и не забывать не только о разных правилах создания и распространения рекламы, но и о разных уровнях ответственности за нарушение указанных правил.

 

 

Заключение

В настоящем исследовании была сделана попытка выделить и проанализировать специфику планирования и реализации негативных рекламных и PR-кампаний в политической сфере.

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

политическая сфера является полем постоянной конкуренции между политическими партиями и их лидерами, что побуждает к необходимости разработки конкурентоспособных технологий продвижения своего кандидата. Одним из направлений данной деятельности стала реализация коммуникационных кампаний, которые преследуют провокационные цели по устранению своих политических соперников из предвыборной гонки. Подобные мероприятия обрели свою форму в виде негативных политических рекламных и PR-кампаний. Нужно отметить, что порой подобные технологии нарушают законодательные нормы, поэтому их использование требует предварительного анализа и тщательной подготовки.

Задачи, поставленные в исследовании, были решены, и конечная цель была достигнута. Были изучены такие понятия как рекламная и PR-кампания, особенности планирования и реализации негативных рекламных и PR-кампаний в политической сфере. Методы анкетного опроса помог получить данные для анализа, получившего свое развитие в практической части работы.

По итогам проведения исследования можно сказать о том, что планирование и реализация негативных рекламных и PR-кампаний в политической сфере является достаточно малоизученным явлением и для его раскрытия требуется не одно крупное исследование, они могут быть проведены в будущем.

Гипотеза исследования была достигнута. Это подтверждается следующими положениями:

1) анализ технологий планирования и реализации негативных рекламных и PR-кампаний в политической сфере позволили определить модель управления ими;

2) в ходе исследования негативных политических кампаний были установлены их недостатки, которые требуют устранения;

3) составлена модель рекомендаций по правовому регулированию негативных политических рекламных и PR-кампаний;

4) было определенно поле действия для будущих исследований негативных политических рекламных и PR-кампаний.

Практическая значимость работы заключается в использовании полу­ченных результатов в последующей исследовательской деятельности. Данная работа может использоваться, как методический или вспомога­тельный мате­риал всеми, кто интересуется продвижением в политической сфере.

 

 

Список использованной литературы и источников

1. Автономов А. С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 2011. № 3. С. 69-75.

2. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России / М.Н. Афанасьев // Полис - 2013. - №3.

3. Балашова А. H. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидата / А.Н. Балашова // Вестник Московского Университета. - Серия №18 «Социология и политология». - 2012. - №1

4. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2008. № 11. С. 43-48.

5. Болгова А.Н. GR-менеджмент – инструмент цивилизованного лоббизма? // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. 2009. № 1

6. Боткина О. Психология рекламы: откуда она пошла. // Рекламные технологии. 2011. № 8, с. 42-43

7. Васин В.А. Государственные структуры в формировании, эволюции и взаимодействии национальных инновационных систем. – М.: ИПРАН РАН, 2009. – 432 с.

8. Гостенина В.И., Киселев А.Г. Социология массовой коммуникации. – М.: АЛЬФА – М. ИНФРА – М., 2011. – 350с.

9. Гундарин М. Рекламные и PR-кампании. – М.: РАГС, 2009. - 331 с.

10. Джабасов А.А. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления / А.А. Джабасов // Вестник Московского Университета. - Серия №12 «Политические науки». - 2012. - №2.

11. Засурский И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 2010. – 76 с.

12. Ильичева Л. Е. Лоббизм и государственный протекционизм // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 154 – 162.

13. Кинякин Л. А. Заинтересованные группы интересов как скрытая составляющая политического процесса // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 42 – 47.

14. Коган Е. Методы оценки эффективности РК. // Рекламные технологии. 2008 г. № 4, с. 9-11

15. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010. – 345 с

16. Макаренко В. П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 2007. – №7. – С. 93 – 103.

17. Назаров М.М. Рекламные и PR-кампании в современном мире. - М.: АСТ, 2012 – 129 с.

18. Ненашев Д. А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния // Политическая наука. – 2012. – №1. – С. 126 – 136.

19. Перегудов С. П. ТНК на пути к корпоративному гражданству // Полис. – 2012. – №3.

20. Политическая наука: новые направления. / Пер. с англ. М. М. Гурвица, А. Л. Демчука, Т. В., Якушевой. Научный редактор Е. Б. Шестопал. – М.: Вече, 2009. – 816 с.

21. Сахаров Н. А. Предпринимательские ассоциации в политической жизни США. – М.: Наука, 2011. – 176 с.

22. Слободянюк Э. PеRсональный имидж. Имиджмейкинг в системе public relations // Зеркало рекламы - 2010 - № 5 – с. 19-21.

23. Смольская Е.П. PR-кампании в жизни организации - М.: АСТ, 2013 – 196 с.

24. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 559 с.

25. Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. – Спб: Алетейя. – 2011, с. 50-51

26. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. Спб.: Питер, 2010. С. 45-49.

27. Фетисова Т. А. Планирование рекламных и PR-коммуникаций – М.: РАГС, 2013. – 235 с.

28. Филатова О.Г. Технологии и методы PR-продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 73 с.

29. Шевырин В.М. Государственный Совет в России //Россия и современный мир. 2008. № 1 (10). С. 162—163.

30. Шестопал Е.Б. Образы российской власти. От Ельцина до Путина. – М.: Инфра-М, 2012. - С. 26.

31. Якунин В.И. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2010 – 556 с.

 

Интернет-ресурсы

32. Качаев А. «Маркетинг в социальных сетях» - тотальное заблуждение. / Искусство современной веб-разработки, 18.02.2009. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.kachayev.ru/2009/09/25/marketing-v-socialnyx-setyax-totalnoe-zabluzhdenie/ (дата обращения – 15.10.16)

33. Подоляк М. Управление репутацией компании в интернете. С чего начать? / Интернет-маркетинг. Блог Марии Подоляк, 31.10.2010. [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.marysam.com/monitoring-reputacii-kompanii-v-internete-organizaciya-raboty (дата обращения – 16.10.16)

34. Волков М.И., Усков Т.А. Интеграция западных рекламных методов специальных событий на российский рынок. // PR-библиотека [Электронный документ]. – Режим доступа: www.pr-club.com (дата обращения 17.10.2016)

 


 


[1] Комаровский В.С. Управление общественными отношениями. – М.: РАГС, 2012. – 400 с.

[2] Гундарин М. Рекламные и PR-кампании. – М.: РАГС, 2013. - 331 с.

[3] Назаров М.М. Рекламные и PR-кампании в современном мире. - М.: АСТ, 2012 – 129 с.

[4] Смольская Е.П. PR-кампании в жизни организации - М.: АСТ, 2013 – 196 с.

[5] Фетисова Т. А. Планирование рекламных и PR-коммуникаций – М.: РАГС, 2013. – 235 с.

[6] Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 559 с.

[7] Джабасов А.А. Политические технологии избирательных кампаний: проблема категориального осмысления / А.А. Джабасов // Вестник Московского Университета. - Серия №12 «Политические науки». - 2012. - №2.

[8] Балашова А. H. Избирательный маркетинг: формирование команды кандидата / А.Н. Балашова // Вестник Московского Университета. - Серия №18 «Социология и политология». - 2012. - №1

[9] Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России / М.Н. Афанасьев // Полис - 2013. - №3.

[10] Автономов А. С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 2011. № 3. С. 69-75.

[11] Якунин В.И. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2010 – 556 с.

[12] Болгова А.Н. GR-менеджмент – инструмент цивилизованного лоббизма? // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. 2009. № 1

[13] Ненашев Д. А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: новый инструмент политического влияния // Политическая наука. – 2012. – №1. – С. 126 – 136.

[14] Сахаров Н. А. Предпринимательские ассоциации в политической жизни США. – М.: Наука, 2011. – 176 с.

[15] Политическая наука: новые направления. / Пер. с англ. М. М. Гурвица, А. Л. Демчука, Т. В., Якушевой. Научный редактор Е. Б. Шестопал. – М.: Вече, 2009. – 816 с.

[16] Тульчинский. Г. PR фирмы: технология и эффективность. – Спб: Алетейя. – 2011, с. 50-51

[17] Ильичева Л. Е. Лоббизм и государственный протекционизм // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 154 – 162.

[18] Шестопал Е.Б. Образы российской власти. От Ельцина до Путина. – М.: Инфра-М, 2012. - С. 26.

[19] Лисовский С.Ф. Политическая реклама. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010. – 345 с

[20] Макаренко В. П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 2007. – №7. – С. 93 – 103.

[21] Кинякин Л. А. Заинтересованные группы интересов как скрытая составляющая политического процесса // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 42 – 47.

[22] Кинякин Л. А. Заинтересованные группы интересов как скрытая составляющая политического процесса // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. ст. – М.: 2013. – С. 42 – 47.

[23] Макаренко В. П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 2007. – №7. – С. 93 – 103.

[24] Макаренко В. П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. – 2007. – №7. – С. 93 – 103.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.045 с.)