Расследование преступных нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расследование преступных нарушений



Правил безопасности дорожного движения

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью в связи с причинением тяжких телесных повреждений и смертью потерпевших. Например, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в России гибнет более 25 тыс. человек. Данная цифра не имеет тенденции к снижению несмотря на все предпринимаемые меры.

По сложившейся практике, расследование ДТП проводится следователями, специализирующимися на данных преступлениях. Успешное расследование ДТП, совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от знания типичных условий и обстоятельств, при которых совершаются преступные нарушения правил безопасности дорожного движения.

В соответствии с разработанной методикой расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения следователь должен верно определять криминалистическую характеристику данных преступлений, включающую элементы обстановки и механизма их совершения, поведение участников дорожного движения, следовую картину на месте происшествия. Особое значение при расследовании ДТП придается осмотру места происшествия, включающего осмотр проезжей части, транспортных средств, всех элементов обстановки дороги, которые могли повлиять на совершение преступления.

При расследовании преступных нарушений правил дорожного движения следователю следует грамотно организовать взаимодействие с подразделениями ГИБДД, экспертными службами, оперативно-розыскными подразделениями органов внутренних дел, от эффективности деятельности которых во многом зависит успешное расследование уголовных дел данной категории.

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Проанализируйте криминалистическую характеристику нарушений правил дорожного движения, предусмотренных ст. 264 УК РФ.

2. С какой целью изучается личность участников дорожно-транспортного происшествия?

3. В чем заключается криминалистическое значение следов, обнаруженных на месте ДТП?

4. Дайте определение общих и индивидуальных особенностей ДТП по их видам (столкновение, опрокидывание, наезд на пешехода).

5. Какие подготовительные мероприятия необходимо предусмотреть следователю перед осмотром места ДТП?

6. Какие сведения устанавливаются при осмотре места ДТП?

7. На основании каких следов на месте ДТП можно получить объективную информацию о местонахождении водителя и пассажиров транспортного средства?

8. Каким образом используются специальные знания при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения?

9. С какой целью назначается автотехническая экспертиза?

10. Какие вопросы, решаемые автотехнической экспертизой, характеризуют механизм ДТП?

11. Каковы основные задачи судебно-трасологической экспертизы при расследовании ДТП?

12. Назовите особенности, которые предопределяют допрос очевидцев дорожного происшествия.

13. Опишите формы преодоления следователем ложных показаний допрашиваемого по делам о преступных нарушениях правил дорожного движения.

14. Охарактеризуйте наиболее типичные версии ДТП.

15. Из каких этапов состоит процесс планирования отдельно взятого уголовного дела о преступном нарушении правил дорожного движения?

16. Назовите процессуальные формы взаимодействия следователя с сотрудниками ГИБДД при выявлении и расследовании преступлений против безопасности дорожного движения.

Темы рефератов

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

2. Особенности осмотра места происшествия при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения.

3. Особенности расследования уголовных дел о преступных нарушениях правил дорожного движения, связанных со смертью человека.

4. Взаимодействие следователей с сотрудниками ГИБДД и оперативно-розыскных органов при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях.

5. Применение специальных знаний при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения.

6. Первоначальные следственные действия при расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения.

7. Способы собирания данных о личности обвиняемого при расследовании преступлений о нарушениях правил дорожного движения.

 

 

Задачи

 

№ 1

23 мая 2012 г. в 00 ч 40 мин на проселочной дороге между двумя деревнями Н-ского района Габитов, 1968 г. р., не имеющий водительского удостоверения, управляя автомашиной ВАЗ-2106 1984 г. выпуска, принадлежащей Уметбаеву, ехал вместе с пассажиром Зубовым, который сидел на пассажирском сиденье рядом с водителем. На одном из участков дороги с левым поворотом Габитов, превысив установленную скорость, не справился с управлением и допустил опрокидывание автомобиля в правый кювет по ходу движения. В результате ДТП Зубов от полученных травм скончался на месте происшествия, а Габитов получил телесные повреждения средней тяжести.

Данную информацию в дежурную часть ОВД Н-ского района сообщил Новиков, ехавший мимо места происшествия. Очевидец оставил номер своего телефона для контакта и уехал.

Осмотр места происшествия показал, что на участке, где произошло ДТП, автодорога была сухая, с гравийным покрытием; ширина проезжей части – 8,2 м. Прибывшие на место ДТП инспекторы ДПС обнаружили тело Зубова в салоне ВАЗ-2106 на водительском сиденье.

Какие следственные и процессуальные действия должен провести следователь на месте происшествия? Какие данные, которые будут иметь значение для успешного расследования уголовного дела, необходимо отразить в протоколе осмотра места происшествия?

№ 2

20 января 2012 г. в 22 ч 38 мин напротив дома 82 по проспекту Мира г. В. водитель автомашины «Ниссан Мурано» Кириллов (водительский стаж – 17 лет), работающий директором ООО «КондиТЕКО», совершил наезд на пешехода Звягинцева 1978 г. р., пересекавшего проезжую часть в зоне действия знака «Пешеходный переход». Пешеход от полученных травм скончался на месте происшествия.

К приезду следственно-оперативной группы сотрудники ГИБДД установили, что тело Звягинцева лежит в трех метрах от пешеходного перехода, практически в центре проезжей части.

По показаниям свидетелей наезда, позвонившим в дежурную часть УВД г. В., пешеход неустойчивой походкой переходил проезжую часть. По схеме ДТП, ширина проезжей части – 11,5 м., транспортное средство оставило 14-метровый тормозной путь и остановилось на разделительной полосе в 15 м от пешеходного перехода. Асфальт на месте ДТП обработан песчано-соляной смесью. Освещение искусственное. Осадков нет.

Какие следственные действия должен запланировать следователь? Какие поручения следователь должен дать работникам ГИБДД? Какую помощь в расследовании преступления могут оказать работники ГИБДД?

 

 

№ 3

24 ноября 2011 г. в 05 ч 15 мин Парамонов, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомашиной «Дэу Нексия», допустил опрокидывание транспортного средства в кювет.

В ходе осмотра места происшествия установлено, что житель п. М. 30-летний Парамонов на участке дороги с правым поворотом на ровной дороге не справился с управлением и совершил опрокидывание «Дэу Нексии» в левый по ходу движения кювет.

В результате ДТП пассажир Денисов, находившийся на переднем сиденье, получил смертельные травмы и скончался на месте. Еще двое пассажиров получили следующие повреждения: у Агеева закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы шейного и поясничного отделов позвоночника, у Лисицина – ушибы обоих почек. Сам Парамонов не пострадал и показал, что был ослеплен встречным транспортом. По его словам, это обстоятельство и явилось причиной ДТП. Пройти медицинское освидетельствование в центральной районной больнице п. М., куда он был доставлен, Парамонов категорически отказался.

Как верно организовать следственные действия с целью изобличения Парамонова в совершении преступления?

 

 

№ 4

19 января 2013 г. в 12 ч 50 мин на 198 км федеральной автодороги Халитов, 1957 г. р., имеющий 7-летний водительский стаж, на автомобиле ВАЗ-21214, нарушив допустимую скорость движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, на летней резине, не справился с управлением. В результате произошел занос автомобиля с последующим выездом на полосу встречного движения, где он столкнулся с автомашиной КамАЗ. За рулем КамАЗа находился 60-летний житель Оренбургской области, имеющий стаж вождения 35 лет.

В результате ДТП пассажирка легкового автомобиля, супруга водителя, была госпитализирована в городскую больницу г. П., где от полученных травм скончалась. Водителя Халитова с тяжелыми травмами, в состоянии травматического шока в ближайшее медицинское учреждение госпитализировала проезжающая карета скорой помощи.

Дорога федерального значения, проезжая часть – асфальт с ледяным покрытием, ширина проезжей части – 9,9 м, обочина справа – 1,10 м, слева – 2,90 м.

Составьте план первоначальных и последующих следственных действий по уголовному делу.

 

 

№ 5

13 февраля 2012 г. в 14 ч в Советском районе г. В. произошел наезд транспортным средством на другую стоящую автомашину.

В ходе осмотра места ДТП установлено, что Петров, водитель ВАЗ-2109, ехавший со скоростью 60 км/ч, в дорожных условиях снежного наката не справился с управлением, отчего машину повело направо. В результате автомашина ВАЗ-2109 наехала на стоящую справа на дороге в зоне действия знака «Остановка запрещена» автомашину ВАЗ-21214, водитель которой, Насибуллин, стоял позади своей автомашины, доставал вещи из багажного отделения. В результате ДТП Насибуллин от полученных травм скончался на месте происшествия.

Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела? Какие первоначальные следственные действия должен выполнить следователь в случае возбуждения уголовного дела?

Задание для интерактивных занятий

 

На шоссе между с. Воронцово и Липовка столкнулись два автомобиля: «Нива-Шевроле» под управлением Михайлова К.А, ехавшая в сторону Воронцово, и «Приора» под управлением Лисова Г.Р., ехавшая в сторону Липовки. В результате практически лобового столкновения обе машины опрокинулись в кювет, причем оба транспортных средства вынесло в противоположные направления на левую сторону дороги. Водитель «Нивы-Шевроле» Михайлов К.А., находившийся в состоянии опьянения, погиб на месте. Его пассажиры Синцова К.С. и Синцов Р.Г., также находившиеся в состоянии опьянения, получили телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред для здоровья. У водителя «Приоры» Лисова Г.Р., оставшегося живым в результате ДТП, при освидетельствовании обнаружена тяжелая степень опьянения.

Допросы Синцовых показали, что Лисов выехал на полосу встречного движения, а Лисов, в свою очередь, заявил, что машина Михайлова выехала на полосу встречного движения. Следов протекторов на проезжей части обнаружить не удалось. Это свидетельствует о том, что машины перед столкновением практически не тормозили. Наибольшее число осколков от фар найдено на стороне движения, по которой ехал Михайлов.

Какие следственные действия необходимо провести для установления места ДТП и виновности водителей обеих автомашин? Каков прогноз расследования уголовного дела?

Список рекомендуемой литературы

 

1. Балакин, В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / В.Д. Балакин. – Омск, 2005.

2. Гурский, В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования / В.П. Гурский. – М., 1992.

3. Демидова, Т.В. Роль сотрудников экспертно-криминалистических подразделений при проведении следственных действий по делам о ДТП / Т.В. Демидова // Вестник криминалистики. – 2009. – Вып. 1 (29).

4. Зубенко, Е.В., Оровер, В.А. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности / Е.В. Зубенко, В.А. Оровер. – М., 2012.

5. Евтюков, С.А. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / С.А. Евтюков. – СПб., 2005.

6. Иларионов, В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В.А. Иларионов. – М., 1989.

7. Корухов, Ю.Г., Замиховский, М.И. Криминалистическая фотография для экспертов-автотехников: практическое пособие / Ю.Г. Корухов, М.И. Замиховский. – М., 2006.

8. Корухов, Ю.Г. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП (диагностические исследования): методическое пособие для экспертов, следователей и судей / Ю.Г. Корухов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2006.

9. Курашвили, Г.К. Изучение следователем личности обвиняемого / Г.К. Курашвили. – М., 2000.

10. Лукьянов, В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений / В.В. Лукьянов. – М., 2003.

11. Овчинников, О.В. Расследование преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями: учебное пособие / О.В. Овчинников. – Челябинск, 2007.

12. Пикуров, Н.И. Квалификация дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие / Н.И. Пикуров. – Волгоград, 2001.

13. Пучкин, В.А. Основы экспертного анализа дорожно-транспортных происшествий / В.А. Пучкин. – Ростов н/Д, 2010.

14. Расследование дорожно-транспортных происшествий: справочно-методическое пособие. – М., 1998.

15. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.

 

Тема 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.018 с.)