Своеобразие психологического анализа в творчестве Л.Н. Толстого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие психологического анализа в творчестве Л.Н. Толстого.



Мировое значение Толстого как художника связано прежде всего с разработанным им методом «диалектики души» — психологическим анализом особого содержания и формы. Что интересует писателя в человеке, в его внутреннем мире, какими способами он как художник добивался познания человека и яркого его выражения в мире мыслей, чувств, настроений персонажа? Обнаружить все это — ваша задача.

Рекомендуемый план:

1) Истоки психологического анализа. Роль самонаблюдений и дневников. Усвоение опыта сентиментализма в литературе (Лоренс Стерн).

2) Внимание к внутреннему миру личности и к психологическому анализу как способу изучения личности.

3) Эволюция духовного начала в героях и «текучесть характеров».

4) Многослойность в изображении сложного внутреннего мира человека, его сознания и подсознания.

5) Н.Г. Чернышевский о формах и средствах психологического анализа в произведениях Толстого, методе «диалектики души». Толстовский метод в ряду других методов (Пушкина, Лермонтова, Тургенева и др.).

6) Характер внутренних монологов, психологического портрета.

Литература:

3) Громов П.О. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». — Л., 1977.

4) Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. — М., 1983.

5) Мережковский Д. С. Вечные спутники. Л. Толстой и Ф. Достоевский. — М., 1995.

6) Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1978.

7) Чернышевский Н.Г. «Детство» и «Отрочество». «Военные рассказы гр. Л.Н. Толстого». — Любое издание.

Драматургия Л.Н. Толстого.

В пьесах Толстого закономерны переклички сюжетов, образов с его прозаическими произведениями, особенно с теми, которые создавались в конце творческой жизни писателя, когда он активно вошел в драматургию. Постарайтесь обнаружить не только общность содержательных начал, но и принципов, приемов обрисовки персонажей, учитывая вместе с тем жанровые отличия произведений.

Рекомендуемый план:

1) Л. Толстой о драме и театре (Статья «О Шекспире и драме»),

2) Проблема преступления и наказания в драме «Власть тьмы». Религиозно-нравственная окраска сюжета. Его острота и динамичность, психологическое содержание. Образы Никиты, Матрены, Акима.

3) Комедия «Плоды просвещения»» в ряду произведений Толстого, сатирически рисующих образ жизни великосветского общества. Использование приема контраста в группировке действующих лиц, обрисовке бытового фона и т. д.

4) Критика моральных устоев общества, где господствуют ложь и лицемерие, в драме «Живой труп». Проблема любви и брака. Судьба Федора Протасова. Способы раскрытия его душевных переживаний.

Литература:

1) Лакшин В. Толстой и Чехов. — М., 1975.

2) Ломунов К.Н. Драматургия Л.Н. Толстого. — М., 1956.

3) Основин В.В. Драматургия Л.Н. Толстого. — М., 1982.

4) Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. — М., 1978.

Рекомендуемая литература:

Общие работы

1. Апостолов Н.Н. Живой Толстой. — Л., 1995.

В форме живых мемуарных и эпистолярных свидетельств, хронологически связанных друг с другом, представлена жизнь великого писателя, начиная с молодости и кончая последними его днями.

2. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. — М., 1978.

В обзорном плане обрисовывается борьба мнений вокруг романов Толстого. Серьезно анализируются критические работы современников писателя.

3. Бирюков П. Биография Л.Н. Толстого.: В 2 кн. — М, 2000.

Переиздание книги, основанной на документах: письмах, дневниках и др. Написана первым биографом Толстого при некотором участии самого писателя.

4. Вересаев В. В. «Да здравствует весь мир!» (О Льве Толстом) // Вересаев В.В. Живая жизнь. — М., 1991.

Это книга о жизнеутверждающем мировоззрении и творчестве Толстого, талантливо прочитанном писателем Вересаевым.

5. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии, с 1828 по 1855 год. — М., 1954; То же, с 1856 по 1869 год. — М., 1957; То же, с 1870 по 1881 год. — М., 1963.

Один из последних секретарей Толстого создал почти исчерпывающий свод биографических фактов и творческих замыслов писателя Многие страницы посвящены анализу произведений.

6. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. — М., 1983.

Характеризуются психологический метод писателя, принципы и приемы его сатирического письма, поэтической окраски образов. Анализируются пушкинское, лермонтовское, гоголевское в поэтике Толстого.

7. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л. Толстого и Достоевского. — М., 1986.

Рассмотрены проблемы: концепция человека и психологизм Толстого, «диалектика души» и проблема свободной воли, индивидуализм и его преодоление, гармония естественного и нравственного, соотнесенность сознания и деятельности. Анализируется более всего художественный материал «Войны и мира».

8. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. — М., 1975.

Книга рассказывает о личных отношениях и творческих связях писателей. Говоря о реализме Толстого и Чехова, автор выясняет, что сближает и что разделяет их как художников.

9. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. — Любое издание.

Демократизм Толстого расценивается с политической точки зрения. Справедливо подчеркивается мировое значение Толстого как художника и известность его как мыслителя. В художественном методе Толстого выделяются приемы «снятия масок», комедийное начало в изображении суда, церкви, государственного аппарата.

10. Ломунов К.Н. Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого. — М., 1984.

В хронологической последовательности раскрываются события жизни и творчества Толстого.

11. Мережковский Д.С. Вечные спутники Лев Толстой и Достоевский. — М., 1995.

Впервые книга вышла в 1902 году. Ее автор — представитель философской критики — очень широко освещает вопросы мировоззрения Толстого, его религиозной веры; с привлечением текста произведений характеризует художественную манеру писателя.

12. Опульская Л.Д. Л.Н. Толстой: Материалы к биографии, с 1886 по 1892 год. - М., 1973.

В книге собраны богатые материалы, позволяющие глубоко изучить жизнь писателя в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века.

13. Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли; Старое барство. — Любое издание.

Первая критическая статья Писарева посвящена трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», в целом рассказам и повестям писателя; во второй статье Писарева рассматривается роман «Война и мир», его основные события и образы.

14. Русская литература второй половины XIX века: Хрестоматия историко-литературных, мемуарных и эпистолярных материалов. Пособие для учащихся по факультативному курсу. — М., 1986. — Раздел о Толстом.

В книге собраны материалы, которые помогают составить представление как о Толстом-человеке, так и о Толстом-писателе.

15. Русские писатели XIX века о своих произведениях: Хрестоматия историко-литературных материалов. — М., 1995. — Раздел о Толстом.

Книга содержит материалы, которые позволяют глубже проникнуть в авторские идеи, историю создания произведений Толстого.

16. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1978.

В хронологической последовательности рассматриваются все значительные произведения писателя. Отдельная глава посвящена методу психологического анализа Толстого в сравнении с другими авторами.

17. Чернышевский Н.Г. «Детство и «Отрочество», «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого. — Любое издание.

В критической статье Чернышевского дается характеристика творческого метода Толстого, его мастерства в области психологического анализа. Отдельные художественные приемы Толстого сравниваются с художественными средствами Пушкина и Лермонтова.

18. См. также литературу в списке работ, рекомендованных к рефератам.

Литература о «Войне и мире»:

1. Бочаров С. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». — М., 1978.

В книге рассматриваются вопросы поэтики романа, но главным аспектом исследования можно назвать анализ авторской позиции в романе.

2. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». — М., 1977.

Книга может быть рекомендована для углубленного изучения романа. Обилие интересного исследовательского материала не сопровождается четким выделением отдельных вопросов.

3. Жук А.Л. Русская проза второй половины XIX века. — М., 1981.

В книге глава, посвященная Толстому, небольшая, но очень емкая по содержанию.

Анализируется нравственно-философская проблематика, образы Наполеона и Кутузова, проблема «героя времени» в понимании Толстого.

4. Линков В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. — М., 2000. Обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты содержания романа; развивается мысль о «мирах эпопеи», особенности отношений человека и истории.

5. Мотылева М. «Война и мир» за рубежом: Переводы, критика влияние. — М., 1978.

Объемный труд позволяет, на основе отзывов писателей и критиков, понять мировое значение романа.

6. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» — М., 1987.

В книге излагаются основные проблемы романа, идейные и творческие установки автора.

7. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989.

В книге публикуются высказывания о романе современников Л. Толстого и позднейших читателей, помещены работы критиков Н.Н. Стахова, А.В. Дружинина, Н.Г. Чернышевского и др., которые рекомендованы к изучению при анализе романа.

8. Страхов Н.Н. «Война и мир». Сочинение графа Л.Н. Толстого // Страхов Н.Н. Литературная критика. — М., 1984. — Т. I—VI.

Современник Толстого, критик и близкий писателю человек, рассматривает содержание романа по мере выхода его томов.

9. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — М., 1983.

В книге анализируются идейно-художественные особенности романа Толстого, но главным предметом исследования становится нравственно-этическая проблематика «Войны и мира».

10. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. — М., 1958.

Глава «Новаторство Толстого в романе-эпопее “Война и мир”» не потеряла своего значения. В ней на большом исследовательском материале дается четкое определение жанра, композиции, системы образов.

 

Темы рефератов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.012 с.)