Роман И. А. Гончарова «обломов» в Русской критике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман И. А. Гончарова «обломов» в Русской критике.



Темы рефератов

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике.

Цель реферата — подробный анализ критических ста-
тей, посвященных роману «Обломов», а также сравнительная характери-
стика оценок, предложенных критиками.

Рекомендуемый план:

1) Вступление. Место романа «Обломов» в русской литературе. Отзывы критиков на роман (общая характеристика).

2) Основная часть.

а) Н.А. Добролюбов: социальные причины обломовщины («Что такое обломовщина?»)

б) Д.И. Писарев: неоднозначность позиции; от статьи «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова» к «Женским типам в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова».

в) А.В. Дружинин: «фламандство» автора «Обыкновенной истории» и «Сна Обломова».

г) Критика рубежа веков и литературоведение XX века о романе:

¾ М.А. Протопопов. «Гончаров» и др.;

¾ Д.С. Мережковский. «Вечные спутники. Гончаров»;

¾ Н.О. Лосский. «Характер русского народа»;

¾ Ю.М. Лощиц. «Несовершенный человек»;

¾ В.К. Кантор. «Долгий навык ко сну».

3) Заключение. Что же такое «сон» Обломова — гибель души или красота поэзии?

Литература:

1) И.А. Гончаров в русской критике: Сборник статей. — М., 1958.

2) Дружинин А.В. Литературная критика. — М., 1983.

3) Кантор В.К. В поисках личности: Опыт русской классики. — М., 1994.

4) Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М., 1991.

5) Мережковский Д.С. Вечные спутники. — М., 1995.

Прототипы образов-персонажей романов Гончарова.

Цель реферата — показать историю создания образов главных героев романов, опираясь на воспоминания современников писателя, на его письма и дневниковые записи; определить предполагаемых прототипов образов Александра Адуева, Марка Волохова, женских персонажей.

Рекомендуемый план:

1) Вступление. Отношение Гончарова к творческому процессу. Особенности работы писателя над романами.

2) Основная часть.

а) Женские образы (Елизавета Толстая, Елена Майкова).

б) Марк Волохов — собирательный образ нигилиста.

в) Обломов — Гончаров.

г) Юношеский романтизм Гончарова как основа характера Александра Адуева.

3) Заключение. Создание типичных, социально-исторических образов как одна из особенностей художественного мира Гончарова.

Литература:

1) И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. — Л., 1962.

2) И.А. Гончаров: Новые материалы и исследования / Отв. ред. С.А. Макашин, Т.Г. Динесман. — М., 2000.

3) Лощиц Ю.М. Гончаров. — М., 1977.

4) Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. — Л., 1968.

5) Утевский Л.С. Жизнь Гончарова. Воспоминания. Письма. Дневники. - М., 2000.

 

Философия любви в романах Гончарова.

Цель реферата — показать многоаспектность понимания
любви героями романов Гончарова; мотив любви как основной в рас-
крытии образов героев.

Рекомендуемый план:

1) Вступление. Любовь в жизни Гончарова. Понимание писателем любви и роли женщины в обществе.

2) Основная часть.

а) Идейный смысл женских образов в романах Гончарова (Ольга Ильинская, Вера, Татьяна Марковна).

б) Отношение к женщине (Обломов — Марк Волохов).

в) Тема любви в романах Гончарова (Штольц — Ольга, Марфенька — Викентьев, Петр Адуев — Лизавета Александровна).

3) Заключительная часть. Актуальность проблемы в современную эпоху.

Литература:

1) И.А. Гончаров. Новые материалы и исследования. / Отв. ред. С.А. Макашин, Т.Г. Динесман. — М., 2000.

2) И.А. Гончаров в воспоминаниях современников. — Л., 1969.

3) Захаркин А.В. Роман И.А. Гончарова «Обломов». — М., 1963.

4) Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. — 1993. — № 1.

5) Пиксанов Н.К. Роман Гончарова «Обрыв» в свете социальной истории. — Л., 1968.

6) Рыбасов А.И. И.А. Гончаров. — М., 1962.

7) Утевский Л. С. Жизнь Гончарова. Воспоминания. Письма. Дневники. — М., 2000.

 

Темы рефератов

Петербург Достоевского.

Цель реферата — показать своеобразие образа Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского, определить, при помощи каких изобразительных средств создается образ Петербурга в романах, какова его роль в художественной концепции произведений, соотнести образ Петербурга Достоевского с Петербургом А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

Рекомендуемый план:

1) Своеобразие образа Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского

2) Место, структура, изобразительные средства, значение образа Петербурга в романе «Белые ночи», «Преступление и наказание»:

а) образ Петербурга в романе «Белые ночи»;

б) образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

3) Петербург Достоевского, новаторство и традиции.

Литература:

1) Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — Л., 1985.

2) Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. — М.; Л., — 1964.

3) Чирков Н.М. О стиле Достоевского: Проблематика. Идеи. Образы. — М., 1967.

Темы рефератов

Темы рефератов

Роман «Воскресение».

Роман должен рассматриваться на фоне тех перемен, которые произошли в мировоззрении и творчестве Толстого последнего этапа его жизни и деятельности. Важно осознать причины и пути, по которым писатель выходит в своем произведении за пределы романной поэтики и соединяет остроту художественного видения социальной действительно-
сти с открытой, резкой ее оценкой с точки зрения моральных принципов и христианской веры.

Рекомендуемый план:

1) Связь социальной и морально-этической проблематики в композиции романа. Проблема нравственного возрождения личности, варианты ее разработки в романе.

2) Эволюция образов Катюши Масловой и Нехлюдова. Средства их создания. Психологическое мастерство Толстого.

3) Критика суда, церкви, государственных учреждений России. Ирония, юмор, сатира в деталях изображения.

4) Образы политических заключенных.

5) Финал романа и его связь с эпиграфом.

Литература:

1) Жданов В. От «Анны Карениной» к «Воскресению». — М., 1967.

2) Кузина Л., Тюнькин А. «Воскресение» Льва Толстого. — М., 1978.

3) Ломунов К. Над страницами «Воскресения». — М., 1978.

4) Николаева Е.В. Художественный мир Льва Толстого. 1880—1900 годы. — М., 2000.

Драматургия Л.Н. Толстого.

В пьесах Толстого закономерны переклички сюжетов, образов с его прозаическими произведениями, особенно с теми, которые создавались в конце творческой жизни писателя, когда он активно вошел в драматургию. Постарайтесь обнаружить не только общность содержательных начал, но и принципов, приемов обрисовки персонажей, учитывая вместе с тем жанровые отличия произведений.

Рекомендуемый план:

1) Л. Толстой о драме и театре (Статья «О Шекспире и драме»),

2) Проблема преступления и наказания в драме «Власть тьмы». Религиозно-нравственная окраска сюжета. Его острота и динамичность, психологическое содержание. Образы Никиты, Матрены, Акима.

3) Комедия «Плоды просвещения»» в ряду произведений Толстого, сатирически рисующих образ жизни великосветского общества. Использование приема контраста в группировке действующих лиц, обрисовке бытового фона и т. д.

4) Критика моральных устоев общества, где господствуют ложь и лицемерие, в драме «Живой труп». Проблема любви и брака. Судьба Федора Протасова. Способы раскрытия его душевных переживаний.

Литература:

1) Лакшин В. Толстой и Чехов. — М., 1975.

2) Ломунов К.Н. Драматургия Л.Н. Толстого. — М., 1956.

3) Основин В.В. Драматургия Л.Н. Толстого. — М., 1982.

4) Храпченко М.Б. Л. Толстой как художник. — М., 1978.

Рекомендуемая литература:

Общие работы

1. Апостолов Н.Н. Живой Толстой. — Л., 1995.

В форме живых мемуарных и эпистолярных свидетельств, хронологически связанных друг с другом, представлена жизнь великого писателя, начиная с молодости и кончая последними его днями.

2. Бабаев Э.Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. — М., 1978.

В обзорном плане обрисовывается борьба мнений вокруг романов Толстого. Серьезно анализируются критические работы современников писателя.

3. Бирюков П. Биография Л.Н. Толстого.: В 2 кн. — М, 2000.

Переиздание книги, основанной на документах: письмах, дневниках и др. Написана первым биографом Толстого при некотором участии самого писателя.

4. Вересаев В. В. «Да здравствует весь мир!» (О Льве Толстом) // Вересаев В.В. Живая жизнь. — М., 1991.

Это книга о жизнеутверждающем мировоззрении и творчестве Толстого, талантливо прочитанном писателем Вересаевым.

5. Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биографии, с 1828 по 1855 год. — М., 1954; То же, с 1856 по 1869 год. — М., 1957; То же, с 1870 по 1881 год. — М., 1963.

Один из последних секретарей Толстого создал почти исчерпывающий свод биографических фактов и творческих замыслов писателя Многие страницы посвящены анализу произведений.

6. Ковалев В.А. Поэтика Льва Толстого. — М., 1983.

Характеризуются психологический метод писателя, принципы и приемы его сатирического письма, поэтической окраски образов. Анализируются пушкинское, лермонтовское, гоголевское в поэтике Толстого.

7. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л. Толстого и Достоевского. — М., 1986.

Рассмотрены проблемы: концепция человека и психологизм Толстого, «диалектика души» и проблема свободной воли, индивидуализм и его преодоление, гармония естественного и нравственного, соотнесенность сознания и деятельности. Анализируется более всего художественный материал «Войны и мира».

8. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. — М., 1975.

Книга рассказывает о личных отношениях и творческих связях писателей. Говоря о реализме Толстого и Чехова, автор выясняет, что сближает и что разделяет их как художников.

9. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. — Любое издание.

Демократизм Толстого расценивается с политической точки зрения. Справедливо подчеркивается мировое значение Толстого как художника и известность его как мыслителя. В художественном методе Толстого выделяются приемы «снятия масок», комедийное начало в изображении суда, церкви, государственного аппарата.

10. Ломунов К.Н. Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого. — М., 1984.

В хронологической последовательности раскрываются события жизни и творчества Толстого.

11. Мережковский Д.С. Вечные спутники Лев Толстой и Достоевский. — М., 1995.

Впервые книга вышла в 1902 году. Ее автор — представитель философской критики — очень широко освещает вопросы мировоззрения Толстого, его религиозной веры; с привлечением текста произведений характеризует художественную манеру писателя.

12. Опульская Л.Д. Л.Н. Толстой: Материалы к биографии, с 1886 по 1892 год. - М., 1973.

В книге собраны богатые материалы, позволяющие глубоко изучить жизнь писателя в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века.

13. Писарев Д.И. Промахи незрелой мысли; Старое барство. — Любое издание.

Первая критическая статья Писарева посвящена трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», в целом рассказам и повестям писателя; во второй статье Писарева рассматривается роман «Война и мир», его основные события и образы.

14. Русская литература второй половины XIX века: Хрестоматия историко-литературных, мемуарных и эпистолярных материалов. Пособие для учащихся по факультативному курсу. — М., 1986. — Раздел о Толстом.

В книге собраны материалы, которые помогают составить представление как о Толстом-человеке, так и о Толстом-писателе.

15. Русские писатели XIX века о своих произведениях: Хрестоматия историко-литературных материалов. — М., 1995. — Раздел о Толстом.

Книга содержит материалы, которые позволяют глубже проникнуть в авторские идеи, историю создания произведений Толстого.

16. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1978.

В хронологической последовательности рассматриваются все значительные произведения писателя. Отдельная глава посвящена методу психологического анализа Толстого в сравнении с другими авторами.

17. Чернышевский Н.Г. «Детство и «Отрочество», «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого. — Любое издание.

В критической статье Чернышевского дается характеристика творческого метода Толстого, его мастерства в области психологического анализа. Отдельные художественные приемы Толстого сравниваются с художественными средствами Пушкина и Лермонтова.

18. См. также литературу в списке работ, рекомендованных к рефератам.

Литература о «Войне и мире»:

1. Бочаров С. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». — М., 1978.

В книге рассматриваются вопросы поэтики романа, но главным аспектом исследования можно назвать анализ авторской позиции в романе.

2. Громов П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». — М., 1977.

Книга может быть рекомендована для углубленного изучения романа. Обилие интересного исследовательского материала не сопровождается четким выделением отдельных вопросов.

3. Жук А.Л. Русская проза второй половины XIX века. — М., 1981.

В книге глава, посвященная Толстому, небольшая, но очень емкая по содержанию.

Анализируется нравственно-философская проблематика, образы Наполеона и Кутузова, проблема «героя времени» в понимании Толстого.

4. Линков В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. — М., 2000. Обстоятельно освещаются духовно-нравственные и религиозные аспекты содержания романа; развивается мысль о «мирах эпопеи», особенности отношений человека и истории.

5. Мотылева М. «Война и мир» за рубежом: Переводы, критика влияние. — М., 1978.

Объемный труд позволяет, на основе отзывов писателей и критиков, понять мировое значение романа.

6. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» — М., 1987.

В книге излагаются основные проблемы романа, идейные и творческие установки автора.

7. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989.

В книге публикуются высказывания о романе современников Л. Толстого и позднейших читателей, помещены работы критиков Н.Н. Стахова, А.В. Дружинина, Н.Г. Чернышевского и др., которые рекомендованы к изучению при анализе романа.

8. Страхов Н.Н. «Война и мир». Сочинение графа Л.Н. Толстого // Страхов Н.Н. Литературная критика. — М., 1984. — Т. I—VI.

Современник Толстого, критик и близкий писателю человек, рассматривает содержание романа по мере выхода его томов.

9. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — М., 1983.

В книге анализируются идейно-художественные особенности романа Толстого, но главным предметом исследования становится нравственно-этическая проблематика «Войны и мира».

10. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. — М., 1958.

Глава «Новаторство Толстого в романе-эпопее “Война и мир”» не потеряла своего значения. В ней на большом исследовательском материале дается четкое определение жанра, композиции, системы образов.

 

Темы рефератов

Портрет в романе «Новь».

Цель реферата — выяснить основные функции портрета в обрисовке персонажей и его роль в идейном содержании романа.
Рекомендуемый план:

1) Место портрета в художественной обрисовке образа у Тургенева.

2) Портрет как средство раскрытия социально-идеологической сущности героя, его психологического состояния:

а) особенности портрета Нежданова;

б) цели и приемы портретной характеристики Соломина;

в) женский портрет в романе «Новь»; портретная характеристика Марианны и Сипягиной;

г) приемы создания сатирического портрета.

3) Достижения Тургенева как портретиста в романе «Новь».

Л итература:

4) Батюто А.И. Тургенев-романист. — Л., 1972.

5) Вялый Г.А. И.С. Тургенев и русский реализм. — М., Л., 1962.

6) Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. — Тула, 1972.

7) Пустовойт П.Г. И.С.Тургенев — художник слова. — М., 1987.

8) Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. — М., 1958.

Темы рефератов

Тютчев и поэты-любомудры.

Цель реферата — выявить творческие связи Тютчева и поэтов-любомудров; показать формирование философской поэзии в русской литературе XIX столетия; обозначить традиции поэзии любому-
дров в позднем творчестве Тютчева.

Рекомендуемый план:

7) Поколение любомудров в истории русской философии и литературы.

8) Творчество Д.В. Веневитинова.

9) Поэзия А.С. Хомякова.

10) Стихотворчество С.П. Шевырева.

11) Тютчев и поэты-любомудры: интерес к философии, философичность поэзии как принцип творчества, дидактический пафос, риторичность.

Литература:

5. Кожинов В.В. О тютчевской плеяде поэтов // Поэты тютчевской плеяды. — М., 1982. — С. 3—22.

6. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развитие стиля и жанра. — М., 1978.

7. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. — М., 1976.

Пушкин и Тютчев.

Цели реферата — показать Тютчева как поэта пушкинской эпохи (выявить традиционное и новаторское в его творчестве этого периода); осмыслить развитие пушкинской традиции в позднем творчестве Тютчева; проследить, как исследовалась тема в разные эпохи литературного развития.

Рекомендуемый план:

7) Творчество Тютчева в «пушкинскую эпоху» (1822—1844). Пушкинская традиция в стихотворениях Тютчева: приятие и полемика.

6) Стихотворение «Silentium!» как полемическое по отношению к Пушкину.

7) «Пророк» Пушкина и «Безумие» Тютчева.

8) «Пушкин и Тютчев» в критике и литературоведении.

9. Восприятие Тютчева как поэта пушкинской поры в 1850-е годы.

10. Творчество Тютчева и полемика между сторонниками «пушкинского» и «гоголевского» направлений в искусстве.

3) В.С. Соловьев о месте и роли Тютчева в истории русской поэзии.

4) Вяч. Иванов. Статья «Пушкин и Тютчев».

5) Пушкин и Тютчев: итоги и перспективы изучения темы.

Литература:

1) Журавлева А.И. Стихотворение Тютчева «Silentium!» (К проблемам «Тютчев и Пушкин») // Замысел, труд, воплощение... — М., 1977.

2) Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. — М., 1976. — (Глава «Философская поэзия А.С. Пушкина и любомудры»),

3) Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. — М., 1962.

4) Тынянов Ю.Н. Пушкин и Тютчев // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. — М., 1969.

Тютчев в музыке.

Цель реферата — не только дать свод и анализ стихотворений Тютчева, вдохновивших музыкантов на создание произведений, но и выявить своеобразие поэтики стихотворений Тютчева, которая определяется как музыкальность стиха, а также рассмотреть романс как жанр вокальной лирики.

Рекомендуемый план:

6) Музыкальность стиха как черта поэтики тютчевского стихотворения. Философичность, масштабность и глубина содержания поэзии Тютчева как основание для создания монументальных музыкальных сочинений. Интимно-психологический характер стихов Тютчева как основа для создания лирических музыкальных жанров.

7) Монументальные музыкальные сочинения (оратории, хоры, симфонии) на стихи Тютчева:

а) хоры Танеева;

б) драматическая фантазия Н.К. Метнера «Из края в край» для симфонического оркестра.

8) Романсы на стихи Тютчева:

а) «Зима недаром злится...», «Весенняя гроза», «Еще земли печален вид...» — музыка Б.В. Асафьева;

б) «Я помню время золотое...», «В небе тают облака..», «Люблю глаза твои, мой друг...» — музыка М.С. Вайнберга;

в) « Я встретил вас — и все былое...», «Еще томлюсь тоской же ланий...» — музыка С.И. Донаурова;

г) «Я помню время золотое...», «Смотри, как роща зеленеет...»,«Предопределение», «Что ты клонишь над водами...», «День и ночь» и др. — музыка Н.К. Метнера;

д) «Весенние воды», «Тени сизые смесились...», «Все отнял у меня казнящий Бог...» и др. — музыка С.В. Рахманинова;

е) «Слезы людские...», «Как над горячею золой...» — музыка П.И. Чайковского;

ж) «Эти бедные селенья...» — музыка Г.В. Свиридова;

з) Романс как жанр вокальной лирики.

Литература:

8) Акимова Т.М. Русская песня и романс первой трети XIX века // Русская литература. — Л., 1980. — № 2. — С. 36—46.

9) Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. — М., 1972.

10) Волова С.И. Своеобразие жанра и поэтики русского романса // Анализ художественного произведения: Межвуз. сб. научных трудов. М., 1992. - С. 76-82.

11) Кожинов В. В. Судьба русского романса // Размышления о русской литературе. — М., 1991. — С. 358—364.

12) Машенко Н.М. Слово. Музыка. Образ. — Киев, 1982.

13) Песни русских поэтов.: В 2 т. — Л., 1988. — Т. 2. Середина XIX — начало XX века. — (Библиотека поэта. Большая серия).

Темы рефератов

Первая пьеса Чехова.

Цель реферата — получить представление о первых шагах Чехова на поприще художественного творчества; познакомиться с поэтикой драмы «Безотцовщина» и определить ее художественное своеобразие.

Рекомендуемый план:

1) Своеобразие действия и проблема сценичности.

2) Действующие лица.

3) Образ главного героя пьесы.

4) Своеобразие жанра.

Литература:

1) Громов М.П. Чехов. - М., 1993. (ЖЗЛ, Вып. 724).

2) Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. — Л., 1987.

Чеховские пародии.

Цель реферата — охарактеризовать место и роль пародии в системе художественного мировоззрения Чехова.

Рекомендуемый план:

1) Понятие пародии.

2) Объекты пародии.

3) Творчество Чехова в истории русской литературы XIX века.

4) Художественное своеобразие чеховской пародии.

Литература:

1) Назиров Р.Г. Чехов против романтической традиции // Русская
литература 1870—1890-х гг. — Свердловск, 1975.

2) Роскин А. Антоша Чехонте. — М, 1940.

3) Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. — Л., 1987. — С. 34—67.

4) Чеховиана: Чехов и Франция. — М., 1992.

5) Чудаков А.П. Юмористика 1880-х годов и поэтика Чехова // Вопросы литературы. — 1986. — № 8.

Темы рефератов

Поэмы Некрасова о народе.

Цель реферата — проследить динамику освоения образов, проблем, идей, художественных средств, выявить основную тенденцию в некрасовской интерпретации темы народа.

Рекомендуемый план:

8. Поэма «Тишина»: коллективный образ народа и художественные средства его воплощения.

9. Поэмы 1860-х годов «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога»: новые принципы воплощения образа народа, народный характер поэм.

10. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Некрасова о народе.

11. Значение некрасовских поэм о народе для русской литературы.

Литература: Указанные в списке рекомендуемой литературы книги Розановой, Скатова, Степанова, Чуковского.

Переписка Н. Некрасова.

Цель реферата — показать, что переписка Некрасова — важный источник сведений о поэте, его отношениях с родственниками, друзьями, эстетических взглядах, журналистской деятельности.

Рекомендуемый план:

5) Некрасов-человек. Переписка с родственниками, друзьями, поэтами и писателями второй половины XIX века.

6) Некрасов-поэт. Размышления о творчестве в переписке Некрасова с современными поэтами и писателями.

7) Некрасов-журналист. Проблемы издательства и редактирования журналов в переписке Некрасова.

Литература: Указанное в списке рекомендуемой литературы двухтомное издание переписки Некрасова.

Малая родина Некрасова.

Цель реферата — определить роль малой родины в жизни Некрасова, ее значение для поэтического творчества.

Рекомендуемый план:

5. Детские годы Некрасова.

6. Карабиха — имение Некрасова в Ярославской губернии.

7. Малая родина в поэтическом творчестве Некрасова: образы, мотивы, пейзажи, воспоминания и размышления.

Литература: Указанные в списке рекомендуемой литературы книги Н.К. Некрасова, Скатова, Степанова.

Темы рефератов

А. Фет и А. Григорьев.

В годы юности Фета и Григорьева связывала большая дружба. Но в дальнейшем их пути разошлись, как стали различными и литературные судьбы. Раскрыть общность жизненных интересов, лирическо-
го творчества, причины расхождения двух поэтов — важная задача при написании реферата.

Рекомендуемый план:

1) Годы учебы Фета на словесном отделении Московского универ-
ситета.

2) Знакомство, дружба, общие интересы Фета и Григорьева.

3) Жизнь Фета в доме Григорьевых, студенческий кружок.

4) Общее и различное в судьбах поэтов.

5) Поэтическое творчество Фета и Григорьева.

Литература:

1) Блок А.А. Судьба Аполлона Григорьева (любое издание).

2) Указанные в списке рекомендуемой литературы книги Бухштаба, Маймина, Фета.

А. Фет и И. Тургенев.

Цель реферата — раскрыть характер общения Фета и Тургенева, выявить содержательные и эстетические точки пересечения в творчестве двух художников слова.

Рекомендуемый план:

1) Знакомство, дружба, переписка Фета и Тургенева.

2) Тургенев — редактор поэтических произведений Фета.

3) Причины разрыва дружеских отношений.

4) Общие темы и мотивы в прозе Тургенева и поэзии Фета.

Литература: Указанные в списке рекомендуемой литературы книги Маймина и Фета.

А. Фет и Л. Толстой.

Цель реферата — показать, на чем основывалась дружба, как общность взглядов, интересов, эстетических приоритетов отразилась в творчестве двух художников.

Рекомендуемый план:

1) Знакомство, дружба, переписка Фета и Толстого.

2) Взгляды Фета и Толстого на крестьянский вопрос, занятия сельским трудом, проблемы «дворянских гнезд».

3) Увлечение философией А. Шопенгауэра.

4) Причины охлаждения дружеских отношений в 1880-е годы.

5) Общие мотивы и образы в прозе Толстого и поэзии Фета.

Литература: Все книги, указанные в списке рекомендуемой литературы.

Фет и музыка.

Цель реферата — осветить все богатство взаимосвязей поэзии Фета с музыкой.

Рекомендуемый план:

8) Музыка в жизни Фета.

9) Увлечение цыганским романсом, вокальным искусством.

10) Эстетические взгляды Фета на музыкальное искусство.

11) «Музыкальность» фетовского стиха.

12) Романсы русских композиторов на стихи Фета.

Литература: Все указанные в списке рекомендуемой литературы книги.

Рекомендуемая литература:

17. Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» Фета. — М., 1975.

В книге дается описание жизненного пути Фета, анализ его эстетических взглядов, особенностей художественного творчества. Особый акцент делается на характеристике позднего периода творчества, сборников «Вечерние огни». К литературоведческому исследованию привлекаются мемуары, переписка, эстетические работы Фета.

18. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Л., 1990.

Первая часть книги посвящена описанию непростой судьбы поэта. Автор, сравнивая различные точки зрения на спорные вопросы, высказывает свое мнение относительно некоторых событий, особенностей характера Фета. Во второй части книги представлен анализ поэтического творчества Фета.

19. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. — М., 1989.

В книге, предназначенной для учащихся, рассказывается о жизни Фета. Особенно подробно рассматриваются вопросы об особенностях литературного процесса, отношениях Фета с поэтами и писателями второй половины XIX века. Автор анализирует известные фетовские стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Диана», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» В качестве приложения в книге даются фрагменты из статьи В. Соловьева «О лирической поэзии. По поводу стихотворений Фета и Полонского».

20. Фет А.А. Воспоминания. — М., 1983.

В книге объединены мемуары Фета, написанные поэтом на закате жизни: «Ранние годы моей жизни» и «Мои воспоминания». Фет увлекательно рассказывает о своей судьбе, начиная повествование с детских
лет и завершая его 1889 годом. Благодаря мемуарам нам открывается «неизвестный» Фет.

 

Темы рефератов

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике.

Цель реферата — подробный анализ критических ста-
тей, посвященных роману «Обломов», а также сравнительная характери-
стика оценок, предложенных критиками.

Рекомендуемый план:

1) Вступление. Место романа «Обломов» в русской литературе. Отзывы критиков на роман (общая характеристика).

2) Основная часть.

а) Н.А. Добролюбов: социальные причины обломовщины («Что такое обломовщина?»)

б) Д.И. Писарев: неоднозначность позиции; от статьи «“Обломов”. Роман И. А. Гончарова» к «Женским типам в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова».

в) А.В. Дружинин: «фламандство» автора «Обыкновенной истории» и «Сна Обломова».

г) Критика рубежа веков и литературоведение XX века о романе:

¾ М.А. Протопопов. «Гончаров» и др.;

¾ Д.С. Мережковский. «Вечные спутники. Гончаров»;

¾ Н.О. Лосский. «Характер русского народа»;

¾ Ю.М. Лощиц. «Несовершенный человек»;

¾ В.К. Кантор. «Долгий навык ко сну».

3) Заключение. Что же такое «сон» Обломова — гибель души или красота поэзии?

Литература:

1) И.А. Гончаров в русской критике: Сборник статей. — М., 1958.

2) Дружинин А.В. Литературная критика. — М., 1983.

3) Кантор В.К. В поисках личности: Опыт русской классики. — М., 1994.

4) Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. — М., 1991.

5) Мережковский Д.С. Вечные спутники. — М., 1995.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.172 с.)